Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Текст 1 .

(1) Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2) Боль в костях усилилась, монотонная, нудная...

(З) Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4) Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.

(5) Шаталов - в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна - запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6) 0т бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7) Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.

(8) И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9) Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10) 0н был молод. (11) Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии - он вёл корабль через штормовое море!

(12) Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13) Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14) Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15) Зато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.

(16) Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17) Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18) Просто судьба изменила... (19) Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг...

(20) Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра... (21) Только чудом никто не погиб. (22) Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.

(23) Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24) 3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.

(По В. Конецкому*)

*Виктор Викторович Конецкий (1929-2002) - капитан дальнего плавания, прозаик, сценарист. В своих произведениях отразил жизнь моряков-полярников.

Основные проблемы:

  1. Проблема ответственности человека за свои поступки. Должен ли человек осознавать ответственность за свои поступки и предвидеть их последствия?

  2. Проблема завышенной оценки человеком своих возможностей. К чему может привести завышенная человеком оценка своих возможностей?

Текст 2.

(1) Однажды зимой с телевизионных экранов Омска прозвучало обращение врачей к зрителям: пострадавшему человеку срочно требовалась донорская кровь.

(2) Люди сидели в тёплых уютных квартирах, никто не знал о делах друг друга, никто не собирался, да и не мог контролировать человеческие поступки. (З) Любой человек мог потом сказать: я не смотрел телевизор, я обращения не слышал. (4) Но контролёр всё же у большинства был. (5) Высший нравственный контролёр - совесть. (6) Но ведь и только! (7) Да, и только. (8) Но это «только», эта единственная избирательность и оказывалась главной в последующие минуты, когда человек начинал действовать. (9) На трамваях, на автобусах, на такси люди добирались до больницы. (10) Дежурные медсёстры выходили их встречать. (11) 3а 30 минут в больницу приехало 320 человек. (12) Пострадавший был спасён.

(13) Я захотел встретиться хотя бы с некоторыми из этих людей. (14) Я заходил в их дома, разговаривал, выясняя мотивы поступка, мучительно подыскивал слова и ощущал, как не хватает этих слов не только мне, но и самим донорам... (15) Я до сих пор чувствую неловкость тех бесед, выяснений. (16) Главное ведь было в ином. (17) Главное заключалось и заключается в том, что люди эти действовали исходя из своих привычных представлений о нравственном долге. (18) У них не было других мотивов. (19) Нравственный долг - их главный мотив. (20) Поступок этих людей - не яркая вспышка, а норма поведения, и выпытывать мотив действия, направленного на помощь человеку, попавшему в беду, было воистину нелепо.

(21) На самом деле исследовать нужно в первую очередь нравственную атмосферу, обстановку, позволяющую воспитывать в людях подобное понимание чувства долга, подобную отзывчивость. (22) Это действительно необходимо, ибо важно, чтобы проявление гуманных свойств человеческой души стало для каждого естественной потребностью. (23) Для каждого!

(24) С особой ясностью я помню лица моих давних собеседников в моменты, когда их поступок многими журналистами характеризовался как подвиг. (25) Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга - другое. (26) Журналисту тоже следовало это знать. (27) Как и то, что каждый из этих людей, вообще каждый человек, способный преступить личное благополучие ради помощи другому человеку, способен и на гораздо большее. (28) Именно такой человек не допустит столкновения, конфликта между личным интересом и интересом общественным.

(29) Одно берёт начало в другом. (З0) Большое - в малом, великое - в большом.

(По Г.Н. Бочарову*)

*Геннадий Николаевич Бочаров (род. в 1935 г.) - журналист, публицист, политический обозреватель.

Основная проблема:

Проблема человеческого поступка. Что должно управлять человеческим поведением, его действиями и поступками?

Текст 3.

(1) Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал:

- (2) Меня очень волнуют семейные дела.

(3) Он глубоко вздохнул.

- (4) Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5) А потом становится поздно. (б) Поздно в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя.

- (7) Понимаю, - сказал я.

- (8) Это вы пока умом понимаете. (9) А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10) Это какой-то парадокс. (11) Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12) Никакие деньги, никакие связи не помогают.

(13) Он замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час.

- (14) Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная история. (15) Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть.

(16) Он помолчал.

- (17) Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как-то она собралась на юг.

(18) Взяла мою сестрёнку - она в первом классе училась - и поехала.

(19) А пересадку они делали в Москве. (20) У них здесь было часа два между поездами. (21) Мы и договорились встретиться на вокзале. (22) Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23) Мы тогда уже года два или три не виделись.

(24) Он опять замолчал.

-(25) Я их едва не пропустил. (26) Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27) Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28) Она испугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29) Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (З0) Неловко как-то было. (31) Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь...

(32) В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ) Словно какой-то замок мне повесили. (34) А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот-вот умру. (35) Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (З6) Ломался, как дурак, говорил какие-то плоские слова. (37) Не знаю, что тогда на меня нашло.

(38) А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39) Я вдруг подумал: (40) «Это же моя мама!» (41) Побежал наверх. (42) Поезд уже должен был отправляться. (43) Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44) Где-то в середине я их нашёл. (45) Какие-то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46) Никто на её слёзы внимания не обращал. (47) Человек уезжает - мало ли...

(По А. Геласимову*)

*Андрей Валерьевич Геласимов (род. в 1966 г.) - филолог, прозаик, публицист, автор многих повестей и рассказов, стихотворений в прозе.

Основные проблемы:

  1. Проблема жизненных ошибок и возможности их исправления. Всегда ли можно исправить ошибки, которые совершил в прошлом?

  2. Проблема человеческой совести.

Работаем по группам. Каждая группа, работая со своим текстом пытаемся сформулировать одну из главных проблем данного текста.

Учащиеся, представители от каждой группы, зачитывают сформулированные ими проблемы.

А теперь давайте попробуем в известном нам романе «Преступление и наказание» найти к этим проблемам аргументы. (Работа продолжается и учащиеся находят аргументы, называют их.)

Пояснение учителя.

Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против» чужого тезиса.

Аргументы «за» должны быть:

  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;

  • доступными, простыми, понятными;

  • отражающими объективную реальность, соответствующими здравому смыслу.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументация автора ошибочна. Однако в случае несогласия с автором опровергающая аргументация потребует от вас определенного такта и подчеркнутой корректности. Рассмотрим возможные для этого случая обороты речи:

  • Я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что...

  • Уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему...

Помните важное правило аргументации: аргументы надо приводить в системе, т.е. надо придумать с каких аргументов начать и какими закончить. Обычно рекомендуют аргументы располагать таким образом, чтобы их доказательная сила возрастала: конечный аргумент фиксируется в памяти лучше, чем первый. Следовательно, конечный аргумент должен быть самым сильным. К сильным аргументам относят: примеры из классической литературы, как русской, так и зарубежной.

Вывод учителя:

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» затрагивает широкий спектр классических проблем русской литературы. Если ссылаться на такие книги, как «Преступление и наказание», «Война и мир», то у вас сформируется свой банк литературных примеров. Думаю, вы воспользуетесь моим советом.

7. Итог урока.

Итак, сегодня на уроке мы научились:

  1. определять последовательность исходного текста;

  2. научились анализировать тексты и писать свои сочинения;

  3. а самое главное - мы научились подбирать аргументы из известных нам произведений русской классической литературы.

8. Домашнее задание.

Дома напишите сочинение по тем текстам, которые вам раздали, используя в качестве аргументов примеры из «Преступления и наказания». Это 1 задание.

А 2 задание: попробуйте отыскать в заданиях к ЕГЭ (сборниках подготовки) тексты, аргументами к которым был бы роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».



© 2010-2022