Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя

Цель урока:1) обобщить, систематизировать и расширить знания по данной теме;                       Задачи: Вызвать интерес к жизни и личности Толстого. 2) развивать умения и навыки работы с текстом;     3) воспитывать интерес к предмету. Помочь учащимся понять художественное мировоззрение писателя. Эпиграф:                   Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться с...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Л.Н.Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути. Духовные искания писателя.

Цель урока:1) обобщить, систематизировать и расширить знания по данной теме;

Задачи:

Вызвать интерес к жизни и личности Толстого.

2) развивать умения и навыки работы с текстом;

3) воспитывать интерес к предмету.

Помочь учащимся понять художественное мировоззрение писателя.

Эпиграф:

Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере,

в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить,

но стараться очищать себя.

Л.Н. Толстой.


Оборудование: таблицы, со справочными материалами, толковые словари, компьютер, портрет Л.Н.Толстого.

ХОД УРОКА

1.Орг.момент

2.Стадия «Вызов» (пробуждение интереса к предмету)

«Мозговая атака»

Задачи:

актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки в связи с изучаемым материалом;

пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

помочь учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы.

Учитель: Что вы знаете по теме сегодняшнего урока?

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

1828-1849 гг. Детство, отрочество. Юность: истоки личности.

1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

1880-1890 гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

Лучшие произведения Толстого.

«Война и мир» (1864-1869)

«Анна Каренина» (1870-1877)

«Власть тьмы» (1866)

«Крейцерова соната»(1889-1889)

«Воскресение» (1889-1899)

«Хаджи - Мурат» (1896-1905)

Комедия «Плоды просвещения» (1900)

Публицистические статьи «Не могу молчать», «Не убий и другие» (1908)

9. «После бала» (1903)

Показ «круга общения и исторических событий» писателя.

Вопросы к учащимся:

1.Сведетелем каких исторических событий был писатель?

2. На какие годы падает расцвет его творчества?

Слово учителя.

Лев Николаевич Толстой - писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений.

Та нравственная высота, которую достиг Толстой-человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость. На эти недостатки указывал сам Толстой).

2.Стадия «Осмысление» (осмысление материала во время работы над ним)

Задачи:

Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал:

Помочь соотнести старые знания с новыми.

Учитель: В тетрадях постройте маркировочную таблицу с тремя колонками: «Знаю», «Хочу узнать» и «Узнал (а)».

Учитель:

Представим себе, что один из учеников нашего класса побывал в доме Толстого в Ясной Поляне. Совершим же вместе с ним заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя, прочитав текст (чтение текста учащимися вслух) «Л.Н.Толстой». В первую колонку таблицы внесите знания, которые вы знаете по этой теме. Во вторую - что хотели бы узнать, а третью - что нового узнали из текста. (Все учащиеся получают отпечатанный текст, работают в парах).

Наши первые впечатления о поездке в Ясную Поляну связаны с рассказом экскурсовода о том, как в годы Отечественной войны люди спасали Дом Толстого от пожара, от грабежа фашистов. И вот мы идём по земле, припорошенной первым снегом, где ходил Лев Николаевич, где даже воздух кажется каким - то особенным - яснополянским…

Итак мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней - шкафы с книгами. Это часть огромной библиотеки, принадлежавшей трём поколениям Толстых: деду со стороны матери - князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому.

Самая большая комната в доме - зала. Поражает отсутствие каких - либо предметов роскоши. Из зала мы переходим в гостиную, где жила Т.А.Ергольская, вырастившая Толстого, его братьев и сестру. После смерти Ергольской здесь была комната Софьи Андреевны, которая одновременно служила и столовой. По соседству с гостиной - кабинет писателя, занимающих центральное место в музее. В эту его своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Андреевна строго охраняла покой мужа и в неурочные часы никого к нему не допускала. Вся обстановка кабинета, как и многочисленные «мелочи», сохранялись во всей полноте. Кажется, только Толстой только-только покинул эту комнату…

В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Живо представляешь себе, как в 12 часу ночи Лев Николаевич входит в спальню, зажигает свечу, берёт записную книжку, вечное перо и делает очередную запись.

За стеной кабинета, с северной стороны, расположены две смежные комнаты: «секретарская» и библиотечная. Их Толстой шутя называл канцелярией. Здесь переписывались черновики рукописей, размножались запрещённые цензурой статьи, писались ответы на письма. Черновики для удобства автора (из-за плохого почерка) переписывались домашними: например, «Война и мир» была переписана четыре раза, «Анна Каренина» - семь раз, «Кавказский пленник - 100 раз» (!)

Покидая дом, мы спускаемся на первый этаж и проходим в комнату под сводами, хорошо известную по картине Репина. Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир», что, естественно, вызывает особый интерес посетителей.

И, наконец, поелейнее помещение - комната для приезжающих. Здесь гостили обычно друзья семьи Льва Николаевича, в том числе: И,С,Тургенев,А,А,Фет, А,П,Чехов, И,Е,Репин, В,Г,Короленко и многие другие. Домашние ещё называли эту комнату, обставленную, в основном, книжными шкафами, нижней библиотекой или комнатой с бюстом. В нижней библиотеке Толстым написана (в 1873-1877) «Анна Каренина». Здесь же писатель не раз пережил и творческое озарение, и мучительные поиски правды жизни. Здесь же был установлен и привезённый 9 ноября 1910 года гроб с его телом…

Мы уходим из Ясной Поляны. Из дома Толстого в глубоком раздумье и волнении. Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие великого писателя. Ничуть не утратили своей актуальности. Они как бы напрямую обращены к нам: «как сохранить доброту и любовь?» ответить на них сегодня не легче, не проще…

В последние два десятилетия жизни Л. Н. Толстой, будучи верующим человеком, крещённым в православии, в ряде произведений, особенно в романе «Воскресение» (1899) ясно показал, что не принимает ряд важнейших догматов православной Церкви. Он также распространял брошюры с описанием своего собственного понимания христианства, далёкого от православного. В 1900 году Л.Н.Толстой был отлучён от церкви, предан анафеме.

Работа с толковым словарем.

Учитель: Найдите в словаре статью, объясняющую значение слова «анафема»

Ученик: Ана́фема (греч. ἀνάθεμα - «отлучение» от ἀνατίθημι - «возлагать, накладывать») - изначально - жертва богам по данному обету, посвящение божеству; позже - отделение (кого-либо от общины), изгнание, проклятие.

Он был убеждён, что посредник между Богом и человеком не нужен. В ответе на решение Синода он прямо заявил, что отвергает «непонятную Троицу», «не имеющую смысла басню о падении первого человека» и «кощунственную историю о Боге, родившемся от девы, искупляющем род человеческий». Учение Церкви он называет «коварной и вредной ложью, собранием самых грубых суеверий и колдовства, скрывающих смысл христианского учения». Колдовством Толстой считал молитвы и церковные Таинства. При этом религиозно-эстетические взгляды писателя опирались на учение об истинной жизни. Ее смысл в духовной любви к ближнему, как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизировались в учении о нравственном самосовершенствовании человека, которое в себя включает 5 заповедей Христа:

- заповедь о непротивлении злу насилием.

- не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни

- не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды

- не клянись и не присягай ни в чём и никому

- помни, что все люди - братья - и учись во врагах доброе видеть.

Весной 1847 года Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе… Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти. В нём мы и можем увидеть истинные взгляды Л.Н.Толстого.

3.Стадия «Рефлексия»

(обобщение материала, подведение итогов)

Упражнение «Синквейн» (слово французское, обозначающее пять строк.

Правила написания:

1-я строка - одно слово, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне;

2-я строчка- два слова, чаще всего прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета;

3-я строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия;

4-я строчка - фраза из трех, четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5-я строчка содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета или объекта



© 2010-2022