Конспект урока Шолохов Судьба человека Моя встреча с судьбой

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Шолохов Судьба человека Моя встреча с судьбойТема урока: «Моя встреча с судьбой в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека»».

Класс 9 Б

Учитель Азарова Инна Викторовна.

МБОУ «СОШ № 12» г. Обнинска

Цели урока:

1. Совершенствовать навыки самостоятельного анализа произведения, умения выделять главное, развивать речь. Развивать навыки смыслового чтения. Показать роль детали в тексте;

2. Формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, рассмотреть авторскую концепцию человека в рассказе «Судьба человека»;

3.Выяснить знания учащихся о Великой Отечественной войне. Воспитывать неприятие войны.

Оборудование: текст рассказа «Судьба человека», Толковые словари С. Ожегова.

Обустройство судьбы в руках самого человека.

Всё зависит от того, подвергает ли он себя в результате своего поведения

Воздействию благодатных или разрушающих сил.

Лао Цзы

Что бы у тебя ни было на уме - забудь это.

Что бы ты ни держал в руке - отдай это.

Какова бы ни была твоя судьба - предстань перед ней!

Абу Саид ибн Аби - л - Хэйр

Ход урока.

  1. - Давайте посмотрим на тему урока. Скажите, что станет предметом нашего исследования?

(Проследив жизненный путь Андрея Соколова, главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос: какова авторская концепция человека в рассказе.)

  1. Актуализация знаний учащихся.

Сообщения учащихся об истории создания рассказа.

Очень похожую на эту семейную трагедию услышал М. Шолохов в первый послевоенный год на охоте около хутора Моховского. Был большой весенний паводок, М. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошел мужчина с мальчиком, принял его по одежде и по рукам в мазуте за «своего брата - шофера», рассказал о тягостной судьбе.
Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через десять лет обратился к тому сюжету и за неделю написал рассказ.

Рассказ появился в конце 1956 года. Он сразу же стал литературным событием, и в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую, где жил и работал писатель люди стали присылать письма.

4.Индуктор. Работа со словом.

- Наш урок называется «Моя встреча с судьбой». Подберите синонимы к слову судьба. (Участь, жребий, рок, фатум, доля, предопределение, предназначение.)

1)Судьба - стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий.

2)Судьба - будущее, то, что случится, произойдёт.

3)Судьба - доля, участь.

4) Судьба - история существования кого-нибудь, чего-нибудь.

- найдите лексическое значение этого слова в толковом словаре С.Ожегова?

(«Жизненный путь, пройденный тем или иным человеком или целым народом, государством».)

- Соедините свой выбор со словарной статьёй.

- В каком значении употребил данное слово М.Шолохов? Зачитайте отрывок.

5. Работа с текстом. Индивидуальное создание гипотезы графического представления о судьбе.

  • - Как можно изобразить жизненный путь? С чем он ассоциируется? Каким словом, которое можно изобразить, мы его заменим? Найдите это слово в тексте.

- Изобразите в тетради дорогу и расположите на ней все этапы судьбы Андрея Соколова.

Семья Работа Дом Сиротство Ванюшка

Сиротство Семья Война Работа

- Выберите элементы, которые вы раскроете на примерах из текста. (Зачитать отрывок и прокомментировать). Определите, типична ли ситуация?

  • - Одним из ярких эпизодов рассказа является эпизод в комендатуре концлагеря. Проанализируйте диалог с лагерфюрером Мюллером.

- Зачем Мюллеру нужно было перед казнью напоить водкой пленного?

- В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

- Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова?

Меняется ли отношение фашистов к пленному?

6. Самоанализ проделанной работы.

(Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)

- Зачем нужен этот эпизод в рассказе?

- Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно - исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя?

(Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом - это, прежде всего, победа нравственная.)

- В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, "выдюжить", сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)

- Приглашение к размышлению:

Как вы думаете, какое событие из военной жизни стало для героя рассказа самым страшным? (Самым страшным стала для Соколова потеря близких.)

-Дважды герой прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает о погибшей жене и детях. Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки. Зачитаем их.

7. Рефлексия.

- А теперь давайте возвратимся к нашему графическому изображения судьбы. Его можно отнести только к Андрею Соколову?

- Почему М. Шолохов не поставил его имя в названии рассказа?

- Назовите те пункты на рисунке, которые есть в судьбе каждого человека, жившего в период Великой Отечественной войны.

8. Подведение итогов.

Мы говорили об общих философских понятиях, заложенных в рассказе. Но в тексте есть много художественных приёмов, раскрывающих эти понятия через образы героев.

Поэтому домашнее задание - выписать описание природы в начале рассказа, определить цвет войны, из встречи автора выписать детали описания солнца, глаза мужчины и мальчика.

© 2010-2022