Методическая разработка урока – проекта по русскому языку Повторение и обобщение по теме «Лексика» 5 класс

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Лексика».Класс: 5УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.БарановТип урока: урок-проект систематизации и обобщения знаний и уменийЦели урока: - Обобщитьизученныйматериал по теме «Лексика».-Углубить знания о значении слова в нашей жизни, использовании его в речи и письме.- Показать связь русского языка и литературы.- Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, словарный запас учащихся; воспитывать любовь к родному языку.- Формировать способности к рефлексии.-Соз...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 г.ОРЛА





Методическая разработка урока - проекта по русскому языку

Повторение и обобщение по теме «Лексика»

5 класс







Тема урока: Обобщающий урок по теме «Лексика».

Класс: 5

УМК: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов

Тип урока: урок-проект систематизации и обобщения знаний и умений

Цели урока: - Обобщить изученный материал по теме «Лексика».

-Углубить знания о значении слова в нашей жизни, использовании его в речи и письме.

- Показать связь русского языка и литературы.

- Развивать коммуникативные навыки через работу в группах, словарный запас учащихся; воспитывать любовь к родному языку.

- Формировать способности к рефлексии.

-Создание страничек журнала «Лексика»

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация.

Результатом работы на уроке должен стать журнал, помогающий освоить терминологию лексики в пределах программы 5-го класса.

Весь класс - это редакция издательского дома, разделенная на группы по5 человек, - редакционные отделы. Каждый отдел заполняет свою страницу журнала: «Синонимы» «Омонимы», «Антонимы», «Прямое и переносное значение слова».

В отделах работают:

- корректоры
- переводчики

- ответственный редактор

-креативщики





Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД


  1. Этап мотивации. Организационный момент.

Цель этапа: настроить учащихся на работу на уроке.

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Здравствуйте, ребята! Ребята, сегодня у нас много гостей. Все мы волнуемся. Но вы способные, умные и, конечно же, поможете мне. У нас все получится. Сегодня у нас завершающий урок по теме «Лексика». Мы узнали много нового и постараемся обобщить полученные знания. (Слайд 1)

Сегодня мы с вами работаем в издательском доме.

(Слайд 2)

Нам нужно выполнить верстку страничек для нашего журнала. Что это такое?

Как вы думаете, что должно быть в этом журнале?

Что является целью нашего журнала?

Что надо знать,чтобы выпустить этот журнал?

Вы распределились по группам-отделам в соответствии с вашими пожеланиями. Выбрали ответственного редактора. Сейчас ответственный редактор каждого отдела представит нам свою группу. А вы должны определить о каком термине идет речь. После этого вы получите конверт с заданиями для каждого отдела.

Учащиеся внимательно слушают учителя, записывают дату и тему урока «Повторение изученного по теме «Лексика».

Вёрстка - монтаж полос оригинал-макета из составных элементов: набранного текста, заголовков, таблиц, иллюстраций, украшений







1 г.омонимы:

Посмотрите: что за чудо?

Перед нами близнецы.

Я спросила: «Вы откуда

Появились, молодцы?»

Отвечали мне слова:

Мы - слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут

Но важна не только внешность

Потому не торопись,

Ты до смысла доберись,

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке,

Схожим лицам вопреки,

Мы по смыслу далеки.

(Слайд 3)

2 группа: синонимы

Это волшебные слова, которые помогают:1)преодолевать однообразие речи; 2) делать портреты людей, вещей, природы выразительными, яркими. Пример представлен в стихотворении:

Простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнётся новый акт,
Мы называем всё…(антракт).

На время что-то прекратив,
Мы объявляем…(перерыв).

(Слайд 4)

3 г. Антонимы: Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый.

(Слайд 5)

4 гр. Прямое и переносное значение слов

Ветер спит,и все немеет

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

О каком лексическом явлении идет речь?

(Слайд 6)

Целеполагание (П)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Молодцы.

Я вам предлагаю начать работу над версткой страничек журнала в нашем издательском доме «5 Б класс». Так как наш журнал называется «Лексика» нам нужно вспомнить: что же такое лексика?

. Правильно, ребята. Каждое слово что-нибудь обозначает. Помните, у Маршака в сказке «Кошкин дом» кошка объясняет гостям:

-Вот это стул, на нём сидят,

Вот это стол, за ним едят.

Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка 5 класса, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться

Где хранятся слова? (Слайд 9)

Правильно. Богатства русского языка отражается в словарях. Есть словарь Ожегов сергея ивановича. В нем представлено около 57 тысяч слов. В четырехтомном словаре под редакцией Д. Н. Ушакова - более 85 тысяч слов. В 17 томном словаре современного русского литературного языка Академии наук - 120480 слов. Мы знаем имя Владимира . Ивановича. Даля. Он пытался собрать все слова русского языка. В его «Толковом словаре живого великорусского языка» представлено более 200 тысяч слов. Даль работал над ним 47 лет!



- Это словарный состав языка.

(Слайд 7)


(Слайд 8)





-В словарях.

Подведение под понятие, выведение следствий (П)






Развитие познавательного интереса к русскому языку, расширение кругозора учащихся (И).

Аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)








Ш Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: переосмыслить собственные знания

Задание №1.

Итак, ребята, в первую очередь надо обозначить заголовок страниц.

Выберите из конверта термин, отражающий название вашего отдела и наклейте его в отведенном для этого месте, дайте определение, приведите примеры, проиллюстрировав их.

Задание № 2.

Далее у нас располагается рубрика «Интересные вопросы». Вы занимались исследованием дополнительной литературы и подготовили вопросы по вашей теме для этой рубрики.

Группы задают вопросы друг другу.





Итак, справились вы с этим непростым заданием, оформите, пожалуйста его в рубрике «Интересные вопросы».













Ребята,а как называется это изобразительно-выразительное средство языка?


ФИЗМИНУТКА








(Слайд 10)




Синонимы:

1.В начале какой сказки Пушкина употреблены слова-синонимы путь-дорога?(«Сказка о мертвой царевне»)

2.В какой басне Крылова употреблен синоним к слову груз(«Лебедь,Рак и Щука» - поклажа)

3. В каком стихотворении встречаются следующие слова : спаленная,схватки,нанешнее,племя,доля,безделка,сечь,ликовал,изведал,сражение?( Бородино М.Ю.Лермонтов)

Омонимы:

1.Что можно разбить,получив за это не выговор,а благодарность?(Цветник)

2.Какое крыло никогда не летает? (Крыло автомобиля)

3.Какой город летает?

Антонимы:

1.Найдите антонимы.

Грязным автомобилям

Путь машины преградили:

«Чистым здесь зеленый свет!

Остальным дороги нет!»

2. Вспомните несколько пословиц с антонимами:( Ученье свет,неученье тьма. Корень учения горек, да плод его сладок. Умная ложь лучше глупой правды.)

3.В каких словах антоним к слову первый употребляется в смысле «новейший»? (последние известия,новости)

Прямое и переносное значение слов:

  1. Какое слово в стихотворении Мошковской употреблено в переносном значении?

Встало солнце кислое,
смотрит - небо скисло,
в кислом небе кислое
облако повисло...

И спешат несчастные
кислые прохожие
и едят ужасно
кислое мороженое...

Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
было настроение

  1. Придумайте предложения для слова болтать, чтобы в одном случае был прямой смысл, а в другом -переносный.(болтать ногами, болтать языком)

  2. Какие человечески качества приписал поэт природе?

Пляшет ветер,месяц водит с тучами игру, дремлет лес под сказку сна?

-Олицетворение

(Слайд с фрагментом из мультфильма «Фиксики»

Смысловое чтение (П)

Подведение под понятие, выведение следствий (П)






Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Задание 3.

Рубрика «Заковыки-перевертыши».

Группы получают задание,выполняют его и оформляют рубрику.

Группа.ант.

Прочитайте стихотворение «Яблоко». Найдите слова с противоположным значением:

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну, кому какое дело?

Просто яблоко висело.

Только конь сказал, что низко,

А мышонок - высоко.

Воробей сказал, что близко,

А улитка - далеко.

А телёнок озабочен

Тем, что яблоко мало.

А цыплёнок - тем, что очень

Велико и тяжело.

А котёнку всё равно.

- Кислое, зачем оно?

-Что вы? - шепчет червячок -

Сладкий у него бочок.

Группа син.

подберите слова-синонимы

- Дровосек - Лесоруб

- Кол - Единица

- Мурлыка - Кот

- Хрюшка - Свинья

- Страх - Испуг

- Лилипут - Карлик

- Букварь - Азбука

Группа омонимы:

Придумать предложения с данными омонимами

Месяц (луна; календарный)

Кашка (цветок; молочная)

Мостик (капитанский; гимнастическое упражнение)

Группа пр.и пер.знач.

Составить текст из данных предложений. На месте пропусков вставить слова указанных в скобках частей речи . Пользуйтесь словами для справок.

Пятилетний Сережа заявил, что он не пойдет в школу, так как там на экзаменах …

В другой раз не пошел на улицу,боясь,что его мороз …

Петя сказал маме,что он не … рубашку сушить на солнышке, потому что не достал до него.

(повесил,режут,ударит)


Слайды 13-16

Смысловое чтение (П)

Подведение под понятие, выведение следствий (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера(П)






Подведение под понятие, выведение следствий (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Анализ, сравнение, обобщение (П)

Аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

А теперь минутка шутки от меня,главного редактора журнала.

Отгадайте, строки из каких стихотворений спрятаны здесь? Для этого нужно подобрать к словам антонимы.

Жара и мрак, вечер ужасный…

Молчи-ка, тетя, ведь бесплатно...

Ранняя весна. Воробьи прилетели…

На юге ручном сидит многолюдно…

Чернеет пароход многодетный



Мороз и солнце, день чудесный.

Скажика,дядя,ведьнедаром…

Поздняя осень. Грачи улетели…

На севере диком стоит одиноко..

Белеет парус одинокий..)

Слайд 17

Подведение под понятие, выведение следствий (П)

Смысловое чтение (П)

Аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

IV. Итог урока. Рефлексия

Цель: подвести учащихся к выводу и оценке своей работы на уроке.

- Исследование какой темы мы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Чего не хватает нашему журналу?

Учащиеся дают ответы на вопросы,

анализируют работу на уроке через самооценку.

Прием «Мишень»

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Домашнее задание

Придумать обложку для журнала.

Подобрать из художественного текста синонимы, антонимы, омонимы(не менее 5 примеров). Вы можете использовать произведение А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Записывают домашнее задание.






Лексика Издательский дом «5 Б»

заголовок

Место для рисунка

_____________________________________

_____________________________________



Рубрика «Интересные вопросы»

Рубрика «Заковырки-перевертыши»

Методическая разработка урока – проекта по русскому языку Повторение и обобщение по теме «Лексика» 5 класс

© 2010-2022