• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе Люблю природу русскую. Ф. И. Тютчев Зима недаром злится. .. Части речи. Обобщение»

Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе Люблю природу русскую. Ф. И. Тютчев Зима недаром злится. .. Части речи. Обобщение»

Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе "Люблю природу русскую". Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится...Части речи. Обобщение». Есть:цели урокаречевая разминкаминутка чистописаниябиография Ф.И. Тютчевафизкультминутки (2 штуки)текст для прочтения и обсуждениясловарная работазадания для работы в тетрадиитоги урока.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение - Гимназия №1798 «Феникс»

Восточного административного округа г. Москвы







Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения

во 2 классе

"Люблю природу русскую". Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится...Части речи. Обобщение».



подготовила

учитель начальной школы

Андреева Валентина Васильевна













Цели урока.

Познавательные: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится".

Обобщить знания о частях речи

Развивающие: развивать умения передавать настроение и чувства при чтении стихотворения, развивать логическое мышление, наблюдательность.

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, умение общаться и сотрудничать.

Ход урока

  1. Речевая разминка.

Отгадайте загадку. (Слайд)

Растопило солнце снег,
Радость на душе у всех,
Птицы весело запели,
Слышен звонкий стук капели
Небо чисто-голубое,
Что с природою такое? (Весна)

Почему догадались, что речь идет о весне. (Автор говорит о признаках весны).

Прочитаем по слогам.

Прочитаем грустно. Удивленно. Сердито. С вопросительной интонацией. С восклицательной, радостно, весело, задорно.



  1. Минутка чистописания. Догадайтесь, какую букву будем писать на минутке чистописания. Этот звук спрятан в нашей отгадке. Он обозначает согласный звук, мягкий, звонкий, парный.

Письмо В в весна ( выделить орфограмму)

Дайте характеристику слову весна. ( Сущ, нариц, неодуш.)



  1. Знакомство со стихотворением Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится». (Слайд)

Немного рассказать о поэте. ( Специально не писал для детей, но его стихи о природе интересны и мы их изучаем )

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 г., в селе Овстуг Брянского уезда. Федор был средним ребенком, кроме него у Тютчевых было еще двое детей: старший брат - Николай и младшая дочь - Дарья. Но всеобщим любимцем семьи стал именно Фёдор, Феденька, как его всегда называли.

В возрасте десяти лет Тютчев написал и свое первое полноценное стихотворение - в честь дня рождения отца.

Как-то маленькие братья Николай и Фёдор попали на детский бал, проводимый в доме князей Трубецких. Там они увидели маленького кудрявого мальчика, который чем-то смешил всех окружавших его детей. Федор подошел к их кружку и узнал, что это Сашенька Пушкин, племянник поэта Василия Львовича. Так состоялось первое знакомство двух великих русских поэтов, о котором, впрочем, оба быстро забыли и никогда не вспоминали.

Слушание стихотворения. (Аудиозапись)



  1. Словарная работа. (Слайд)

Нудит

Пуще

Наперекор

Засуетилось

Назовите глаголы. Запишем их в тетрадь, укажем число.

ФИЗМИНУТКА 1.



  1. Чтение стихотворения учеником. Работа по содержанию.

Какое настроение вызвало у вас прочтение этого стихотворения?

- Назовите главных персонажей этого стихотворения. (Зима и Весна)

- Почему их имена написаны с большой буквы? ( Поэт их делает живыми).

Поэт - волшебник совершил чудо и времена года превратил в людей, поэтому их имена как имена людей написаны с большой буквы. У поэта они ведут себя как люди. Как называется этот приём? (Олицетворение)

- О чём это стихотворение? ( О борьбе двух времён года).

- Какие изменения происходят с приходом Весны? ( Дни становятся длиннее, тает снег, прилетают перелётные птицы).

1 четверостишие:

- Почему злится Зима? ( Потому что Весна приходит).

Подберите синонимы к глаголу: злится. (Сердится, недовольничает)

2 четверостишие:

- О каком признаке Весны автор говорит в этом четверостишии? (Жаворонки подняли трезвон).

3 четверостишие:

- Как Зима противостоит Весне? (Зима еще хлопочет).

- Как Весна реагирует на проказы Зимы? ( Весна хохочет).

4 четверостишие:

- Как автор описывает Зиму? (Ведьма злая)

- Почему Зима взбесилась? ( Ей не хочется уходить).

- Что она сделала напоследок? ( Запустила снежком в Весну)

- Какие слова нашёл автор для Весны? (Прекрасное дитя)

5 четверостишие:

- Почему Весна стала лишь румяней? ( Она добрая. Ей хорошо) .

6.Работа в тетрадях.

А)- Найдите слова, описывающие Зиму и Весну. (Слайд Зима, Весна).

- Какие два времени года сопоставляет поэт в своём стихотворении?

подберите из текста слова для каждого времени года.

Запишите их в тетрадь.

Зима
злится
хлопочет
ворчит
ведьма
злая
взбесилась

Весна
хохочет
гонит
шумит
дитя
прекрасное
горя мало

- Какими словами поэт оживляет Весну и Зиму?

- Весну не только видно, но ещё и слышно. Как поэт описывает звуки весны? (Жаворонки в небе уж подняли трезвон)

ФИЗМИНУТКА 2. ( Слайды с временами года)

Антонио Вивальди родился в Венеции. Композитор, педагог, католический священник. У него было 3 сестры и 2 брата, которые стали цирюльниками, продолжили дело отца. Вивальди написал около 90 опер. Самое известное его творение «Времена года». Сейчас у вас будет удивительная возможность послушать эти произведения, отдохнуть, почувствовать красоту музыки. В стихотворении Ф.И. Тютчева мы видим 2 образа, 2 настроения, борьба Зимы и Весны. В этих музыкальных произведениях вы тоже можете наблюдать смену настроения. Послушайте внимательно, отдохните и насладитесь прекрасной музыкой.

-Мы отдохнули, а теперь поработаем.

Б) Докажите написание пропущенных букв, напишите текст.

Текст (Слайд).

Пришла в_сна. Жарче светит со_нце. По_вились первые проталинки. В л_су побежали руч_и. Лё_ на р_ке пот_мнел.


В) Задание: соберите пословицу. (Слайд). Как понимаете смысл пословиц?

Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе Люблю природу русскую. Ф.И. Тютчев Зима недаром злится...Части речи. Обобщение».

Запись одной пословицы. (указать части речи) .





Итог урока.(Слайд)

- Закончите предложения:

Сегодня я на уроке…

Мне понравилось…

У каждого на столе лежит белый смайлик. Если вам приятно и интересно было на уроке, раскрасьте его красным цветом. Если не комфортно - синим.

Задание на дом: выучить стихотворение наизусть.

Хочу закончить урок стихотворением собственного сочинения:

Пришла весна, уж светит солнце,
Проталинки видны уже,
И первый луч скользит в оконце.
Светло и радостно в душе!

Зима ушла, пусть снег недавно
Ещё лежал и тут и там,
Весна своей улыбкой ясной
Растопит снег на радость нам.

Используемые Интернет - ресурсы:

  1. ya-uchitel.ru/publ/rasskazy_o_vesne/rasskazy_o_vesne_deti_do_7_let/quot_radost_na_dushe_quot/18-1-0-2078

  2. muzruk.net/2012/09/kratkaya-biografiya-kompozitorov-antonio-vivaldi/

  3. svatovo.ws/vesna_poslovicy.html



© 2010-2022