Литературное краеведение «Н. Каразин. «Дедушка – Буран, бабушка – пурга». Русская зима. Разбушевавшиеся силы природы и человек». (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок 10. Литературное краеведение 5 «Г» класс

Дата проведения _____

Тема: «Н.Каразин. «Дедушка - Буран, бабушка - пурга». Русская зима. Разбушевавшиеся силы природы и человек».

Цель:

  1. Познакомить учащихся с личностью писателя Н.Н.Каразина.

  2. Учить анализировать текст произведения, работать с книгой.

Задачи:

  1. Научить определять идею сказки через обращение к сюжетам, к образам и художественному мастерству писателя.

  2. Развивать монологическую речь, навыки выразительного чтения, логическое мышление, память.

  3. Воспитывать любовь к сказкам, вызывая у детей положительные эмоции.

Оборудование: презентация тексты сказок, толковые словари, солнышки.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение нового материала.

  4. Закрепление изученного материала.

  5. Подведение итогов урока. Обобщение изученного материала.

  6. Домашнее задание.

Ход урока:

I . Организационный момент.

- Ребята, давайте с вами возьмем солнышко и нарисуем какое настроение сейчас у вас и вашего солнышка.

II. Проверка домашнего задания

- Молодцы, настроение у солнышек получилось разное, но все они сияют.

- А какие же, аленькие цветочки у вас получились при выполнении домашнего задания?

Рассматриваем цветочки.

- Посмотрите какой красивый букет у нас получился из ваших аленьких цветочков.

- А что означает цвет «алый»?

Ответы детей.

- Давайте с вами вспомним с какими жанрами фольклора, мы познакомились в прошлой четверти?

Ответы детей. (русские народные сказки, авторские сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, загадки, игры, песни, сказки - предания)

- Вот уже сколько мы с вами узнали за столь короткий срок изучения нашего предмета.

III. Изучение нового материала.

- А сегодня мы с вами снова поговорим об авторской сказке, которая называется «Дедушка - Буран, бабушка - Пурга», а написал ее Николай Николаевич Каразин.

Презентация слайдов, и идет рассказ учиеля:

- Николай Николаевич Каразин родился в г.Харькове 4 ноября 1842 года.

До 10-летнего возраста Николай воспитывался в семье, в подмосковном имении Анашкино.

В десять лет мальчика отдали учиться во 2-ой Московский кадетский корпус, из которого в 1862 году он был выпущен офицером в Казанский драгунский полк. Участвовал в 1863 году в устранении польского восстания,за что был награжден орденом Святой Анны IVстепени.

Николай Николаевич очень любил рисовать, и эта тяга к рисованию привела его в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, куда он поступил в 1865 году.

Выйдя в отставку в 1871 году, посвятил себя литературной и художественной деятельности.

Каразин Николай Николаевич автор многих романов, повестей и очерков, преимущественно рисующих среднеазиатскую жизнь, т.к. он прожил в Средней Азии 9 лет и участвовал во всех делах русских войск при среднеазиатских завоеваниях.

-. А теперь немного отдохнем и проведем физкульминутку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире.

Пять руками помахать.

Шесть - за парту мы присели.

Значит, хватит отдыхать!

- Перед вами лежат тексты сказки «Дедушка - Буран, бабушка - Пурга»

- Что мы можем сказать о названии? Раскрывает ли оно о чем будет идти речь в сказке?

Ответы детей.

_ Давайте посмотрим в словарях, что означают слова «Буран», «Пурга».

Работа со словарями в парах.

Буран - снежная буря, метель в степи.

Пурга - сильная вьюга, снежная буря.

- Из названия и определений в словаре, мы с вами можем сделать вывод, что речь в сказке именно о зиме, русской зиме, ее погоде.

Чтение сказки по цепочке.

IV. Закрепление изученного материала.

- В сказке три части, давайте, с вами определим их. 1 часть это преддверие непогоды. Как обращает внимание автор на непогоду?

Ответы детей. (трижды повторяет… не к добру…).

2 часть. Кто идет первым?

Ответы детей. (Бабушка - Пурга, т.к. она слабее, зачитать отрывок).

- Найдите в тексте и зачитайте портрет бабушки - Пурги. (…Вот она седая…)

- Почему она такая?

Ответы детей (т.к. она несет что-то нехорошее, тяжело в степи…)

- Самое ли это страшное?

Ответы детей.

- Страшное когда появится дедушка - Буран. Найдите в тексте как он описывается.

Ответы детей (…расходился Буран - дедушка…)

3 часть. Как бы не была страшна непогода, но солнышко все равно выглядывает и непогода заканчивается. Добро всегда побеждает над злом.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

- А теперь я снова вас прошу взять солнышки и нарисовать настроение на конец урока. Давайте сравним солнышки, изменилось ли ваше настроение, осталось ли оно таким же, или оно ухудшилось.

V.Домашнее задание. Прочитать сказку «Дедушка - Буран, бабушка - Пурга».



© 2010-2022