- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Литературное краеведение «Н. Каразин. «Дедушка – Буран, бабушка – пурга». Русская зима. Разбушевавшиеся силы природы и человек». (5 класс)
Литературное краеведение «Н. Каразин. «Дедушка – Буран, бабушка – пурга». Русская зима. Разбушевавшиеся силы природы и человек». (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бекетова Т.А. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок 10. Литературное краеведение 5 «Г» класс
Дата проведения _____
Тема: «Н.Каразин. «Дедушка - Буран, бабушка - пурга». Русская зима. Разбушевавшиеся силы природы и человек».
Цель:
-
Познакомить учащихся с личностью писателя Н.Н.Каразина.
-
Учить анализировать текст произведения, работать с книгой.
Задачи:
-
Научить определять идею сказки через обращение к сюжетам, к образам и художественному мастерству писателя.
-
Развивать монологическую речь, навыки выразительного чтения, логическое мышление, память.
-
Воспитывать любовь к сказкам, вызывая у детей положительные эмоции.
Оборудование: презентация тексты сказок, толковые словари, солнышки.
План урока:
-
Организационный момент.
-
Проверка домашнего задания.
-
Изучение нового материала.
-
Закрепление изученного материала.
-
Подведение итогов урока. Обобщение изученного материала.
-
Домашнее задание.
Ход урока:
I . Организационный момент.
- Ребята, давайте с вами возьмем солнышко и нарисуем какое настроение сейчас у вас и вашего солнышка.
II. Проверка домашнего задания
- Молодцы, настроение у солнышек получилось разное, но все они сияют.
- А какие же, аленькие цветочки у вас получились при выполнении домашнего задания?
Рассматриваем цветочки.
- Посмотрите какой красивый букет у нас получился из ваших аленьких цветочков.
- А что означает цвет «алый»?
Ответы детей.
- Давайте с вами вспомним с какими жанрами фольклора, мы познакомились в прошлой четверти?
Ответы детей. (русские народные сказки, авторские сказки, пословицы, поговорки, прибаутки, скороговорки, загадки, игры, песни, сказки - предания)
- Вот уже сколько мы с вами узнали за столь короткий срок изучения нашего предмета.
III. Изучение нового материала.
- А сегодня мы с вами снова поговорим об авторской сказке, которая называется «Дедушка - Буран, бабушка - Пурга», а написал ее Николай Николаевич Каразин.
Презентация слайдов, и идет рассказ учиеля:
- Николай Николаевич Каразин родился в г.Харькове 4 ноября 1842 года.
До 10-летнего возраста Николай воспитывался в семье, в подмосковном имении Анашкино.
В десять лет мальчика отдали учиться во 2-ой Московский кадетский корпус, из которого в 1862 году он был выпущен офицером в Казанский драгунский полк. Участвовал в 1863 году в устранении польского восстания,за что был награжден орденом Святой Анны IVстепени.
Николай Николаевич очень любил рисовать, и эта тяга к рисованию привела его в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге, куда он поступил в 1865 году.
Выйдя в отставку в 1871 году, посвятил себя литературной и художественной деятельности.
Каразин Николай Николаевич автор многих романов, повестей и очерков, преимущественно рисующих среднеазиатскую жизнь, т.к. он прожил в Средней Азии 9 лет и участвовал во всех делах русских войск при среднеазиатских завоеваниях.
-. А теперь немного отдохнем и проведем физкульминутку.
Раз, два, три, четыре, пять -
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться.
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире.
Пять руками помахать.
Шесть - за парту мы присели.
Значит, хватит отдыхать!
- Перед вами лежат тексты сказки «Дедушка - Буран, бабушка - Пурга»
- Что мы можем сказать о названии? Раскрывает ли оно о чем будет идти речь в сказке?
Ответы детей.
_ Давайте посмотрим в словарях, что означают слова «Буран», «Пурга».
Работа со словарями в парах.
Буран - снежная буря, метель в степи.
Пурга - сильная вьюга, снежная буря.
- Из названия и определений в словаре, мы с вами можем сделать вывод, что речь в сказке именно о зиме, русской зиме, ее погоде.
Чтение сказки по цепочке.
IV. Закрепление изученного материала.
- В сказке три части, давайте, с вами определим их. 1 часть это преддверие непогоды. Как обращает внимание автор на непогоду?
Ответы детей. (трижды повторяет… не к добру…).
2 часть. Кто идет первым?
Ответы детей. (Бабушка - Пурга, т.к. она слабее, зачитать отрывок).
- Найдите в тексте и зачитайте портрет бабушки - Пурги. (…Вот она седая…)
- Почему она такая?
Ответы детей (т.к. она несет что-то нехорошее, тяжело в степи…)
- Самое ли это страшное?
Ответы детей.
- Страшное когда появится дедушка - Буран. Найдите в тексте как он описывается.
Ответы детей (…расходился Буран - дедушка…)
3 часть. Как бы не была страшна непогода, но солнышко все равно выглядывает и непогода заканчивается. Добро всегда побеждает над злом.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
- А теперь я снова вас прошу взять солнышки и нарисовать настроение на конец урока. Давайте сравним солнышки, изменилось ли ваше настроение, осталось ли оно таким же, или оно ухудшилось.
V.Домашнее задание. Прочитать сказку «Дедушка - Буран, бабушка - Пурга».