- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 5 классе на тему: Повторение изученного по теме Морфемика
Урок русского языка в 5 классе на тему: Повторение изученного по теме Морфемика
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Потапова И.В. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Автор урока: Потапова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Манинская средняя общеобразовательная школа».
Тема урока: «Повторение изученного по теме «Морфемика».
Цели урока: повторить и закрепить знания учащихся о значимых частях слова, различении однокоренных слов и форм одного и того же слова; орфограммах в приставках; правилах выбора а - о в корнях -лаг- - - лож-, -раст- - - рос-; условиях выбора и - ы в корнях после ц, ё - о в корнях после шипящих;
с помощью рисунков развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность;
воспитывать чувство коллективизма, ответственности за труд, взаимовыручки, аккуратности, уважения к труду товарища.
Оборудование:
-
Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2006.
-
Комплект рисунков с подсказкой для закрепления орфографических правил, изученных в теме «Морфемика».
-
Комплект карточек с дифференцированными по уровню сложности заданиями для самостоятельной работы в группах.
-
Опорная таблица для проверки домашнего задания.
-
Презентация урока.
-
Компьютер и мультимедийный проектор.
Ход урока:
-
Вступительное слово учителя.
Настраиваемся на хорошую работу, садитесь.
Наш урок сегодня немного необычен.
Сегодня вы будете работать в группах. Я напоминаю преимущества этой работы: работайте сообща, помогая друг другу, внимательно слушайте командиров своих групп.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока - «Повторение изученного в разделе «Морфемика». (Слайд 1). Ваша задача - повторить правила, изученные в этом разделе, закрепить свои знания, доказывая, что вы хорошо владеете навыками морфемного разбора слов, умеете правильно обозначить орфограмму в приставке, корне, окончании.
А начнём мы наш сегодняшний урок с лексико - орфографической работы.
-
Лексико - орфографическая работа. (Слайд 2).
Учитель читает лексическое значение слова и показывает рисунок - подсказку. Ученики должны угадать слово, записать его, обозначить все орфограммы в этом слове, графически и устно объяснить их выбор.
-
Бесчувственный человек, не испытывающий жалости. (Безжалостный). (Слайд 3).
Образец рассуждения: орфограмма в приставке, пишу букву з, так как приставка без- стоит перед буквой ж, которая обозначает звонкий согласный; орфограмма в корне, пишу непроизносимый согласный т, проверочное слово жалости.
-
Тихая погода, полное отсутствие ветра. (Безветрие). (Слайд 4).
Образец рассуждения: орфограмма в приставке, пишу букву з, так как приставка без- стоит перед буквой в, которая обозначает звонкий согласный.
-
Вид театрального искусства, объединяющий выступления клоунов, акробатов, дрессировщиков. (Цирк). (Слайд 5).
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу букву и, так как после ц в корнях слов пишется буква и, слова- исключения: «Цыган на цыпочках на цыплёнка цыкнул: «Цыц!»
-
Собрание каких - либо однородных предметов, расположенных в определённой системе. (Коллекция).
(Слайд 6).
Образец рассуждения: орфограмма в слове на - ция, пишу букву и, так как после ц в словах на -ция пишется буква и; орфограмма в корне, пишу две буквы лл, это словарное слово.
-
Молодой стебель растения, показавшийся из - под земли. (Росток). (Слайд 7).
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу букву о, так как в корне -раст- - -рос- перед ст, щ пишется безударная а, но слово росток - исключение.
-
Число, которое складывается с другим с помощью сложения. (Слагаемое). (Слайд 8).
Образец рассуждения: орфограмма в приставке, пишу букву с, так как это приставка первой группы, которая пишется всегда одинаково; орфограмма в корне, пишу букву а, так как в корне -лаг- - -лож- в безударном положении перед г пишется а, о - перед ж.
-
Разместиться в определённом месте. (Расположиться). (Слайд 9).
Образец рассуждения: орфограмма в приставке, пишу букву с, так как приставка рас- стоит перед буквой п, которая обозначает глухой согласный; в приставке по пишу букву о, так как это приставка первой группы, которая пишется всегда одинаково; орфограмма в корне, пишу букву о, так как в корне -лаг- - -лож- в безударном положении перед ж пишется о, а - перед г; орфограмма в глаголе на -тся и - ться, пишу с буквой ь, так как этот глагол отвечает на вопрос что сделать?
-
Сладкая плитка. (Шоколадка). (Слайд 10).
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу две буквы о, так как это словарное слово; в корне слова пишу букву д, проверочное слово - шоколада.
-
Тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок. (Шёпот). (Слайд 11).
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу букву ё, так как после шипящих под ударением в корне слова пишется буква ё, а не о, слова- исключения: крыжовник, шорох, шов, капюшон, шомпол.
-
Многоэтажная постройка с множеством квартир. (Здание). (Слайд 12).
Образец рассуждения: орфограмма в корне, пишу букву з, так как в этом слове нет приставки, а з входит в корень.
А теперь первое задание для групп: выделить во всех записанных словах окончания. (Ребята могут советоваться, обращаться за помощью к командиру группы).
- В каких словах было сложно выделить окончание?
- На значение или форму слова указывают окончания?
- Можно ли по окончанию догадаться, какой частью речи является каждое слово?
- Какую функцию выполняет окончание?
-
Проверка домашнего задания.
1.Индивидуальный опрос (4 ученика). (Слайд 13).
Дома вы должны были выучить наизусть несколько строк из стихотворений, наиболее понравившихся вам на уроках литературы. Условие: в этих стихотворениях обязательно должны быть слова с изученной орфограммой.
Итак, выходите по очереди к доске, выразительно рассказывайте стихотворение, заполняйте таблицу, обозначая орфограммы.
Учитель может сам предложить выучить следующие отрывки из стихотворений:
-
Они, к полудню прилетев 2. Божьи дни коротки,
С прогулок утренних по нивам, Солнце светит мало, -
Качались на верхах дерев Вот пришли морозцы -
В расположении сонливом. И зима настала…
А.М.Жемчужников. Грачи. И.З.Суриков. Зима.
3. Взбесилась ведьма злая 4. Уж тает снег, бегут ручьи,
И, снегу захватя, В окно повеяло весною…
Пустила, убегая, Засвищут скоро соловьи,
В прекрасное дитя… И лес оденется листвою!
Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится…» А.Н.Плещеев. Весна.
Чередующиеся гласные.
Гласные после шипящих и ц.
Буквы з и с на конце приставок.
Гласные и согласные в приставках.
Заполнив свою колонку, ученик рассказывает правило.
-
Устная разминка «Расскажи о слове…»
Мы не раз говорили о том, что морфема - это не просто буква или несколько букв, а это значимая часть слова. Давайте докажем это. Расскажите о слове по следующей морфеме, приводя примеры слов:
-ите - глагол 2 спряжения, 2 -го лица, множ. числа;
-о - наречие;
-ет - глагол 1 спряжения, 3 -го лица, единств. числа;
-ого - прилагательное, муж. рода, родит. падеж, ед. ч.;
-л- - глагол прошедшего времени;
без- - «отсутствие чего - либо»;
-щик- - «профессия людей».
Какой вывод можно сделать из этого задания?
-
Работа в группах.
1.Игра «Составь слово».
Индивидуальное задание: сделать морфемный разбор слов, а из указанных учителем морфем составить новое слово. (Карточки с дифференцированными по уровню сложности заданиями).
Задание для групп: из полученных слов составить предложение.
Зашифрованное учителем предложение для 1 группы Лето собирает, а зима поедает.
1 ученик - морфемный разбор слов сотрясение, забирать, читать, болеет. (Карточка №1). Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: собирает);
2 ученик - морфемный разбор слов зимний, писала, каменщик, единица. (Карточка №2). Зашифрованное учителем предложение для 2 группы Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
1 ученик - морфемный разбор слов книгой, трясина, удивиться, продавец. (Карточка №1). Из указанных учителем морфем составьте слово. (Ответ: книга);
2 ученик - морфемный разбор слов удалиться, украшаете, писать, читает. (Карточка №2).
- А как иначе называются эти мудрые выражения?
2.Игра «Кто быстрее?»
Образуйте новые слова, запишите их, выделяя морфему, изменившую слово.
-
Работа со словарными словами, расположенными на иллюстрации. (Слайд 14. Суффикс.)
Р
программа
преподавать
корзина
конфетаебята, а не хотели бы вы отправиться прямо сейчас в сказку? А увидеть Елену Прекрасную? Но для этого вам самим придётся придумать новые слова. Итак, кто первым увидит улыбку Елены Прекрасной?
Конфета - « а маленькая?»
Корзина - « а маленькая?»
Преподавать - « а тот, кто преподаёт?»
Программа - « а тот, кто её составляет?»
О
программистбразец записи учеников: конфета - конфетка, корзина - корзинка, преподавать - преподаватель, программа - программист.
В
конфетка
корзинка
преподавательот вы и увидели улыбку Василисы Прекрасной, а какие морфемы помогли вам в этом? Так какую функцию выполняет суффикс?
б) Работа с рисунком, на котором изображены два весёлых человечка. (Слайд 15. Приставка).
Запишите слова, которые у вас получились. Обозначьте морфему, с помощью которой они образовались. Два человечка из своего дома …(вышли), по дорожке …(пошли), через мостик …(перешли), лужу …(обошли), к дому … (подошли), открыли дверь и …(зашли).
Образец записи учеников: вышли, пошли, перешли, обошли, подошли, зашли.
Какие морфемы помогли вам из одного слова шли сделать целый «дорожный рассказ»? Так какую функцию выполняет приставка?
в) Устная работа по иллюстрации, на которой нарисовано дерево с однокоренными словами. (Слайд 16. Корень).
Рассмотрите этот рисунок.
- Являются ли эти слова однокоренными? Докажите.
- Почему слово зима находится ближе к корню этого дерева, а остальные слова - на ветках?
- Почему некоторые слова расположены ближе к слову зима, а некоторые далеко от него?
- На что указывают синие стрелочки на этом рисунке?
- На значение или форму слова указывает корень?
- Какую функцию выполняет корень?
-
Итог урока.
- Итак, что вы повторяли сегодня на уроке?
- Что такое морфема?
- Какие морфемы вам известны?
- Почему корень, приставка, суффикс и окончание - значимые части слова?
- Как вы думаете, зачем нужно изучать морфемный состав слова? (умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова)
- Почему художник на своём рисунке изобразил морфемы как «строительные блоки»? (Слайд 17).
Выставление оценок, домашнее задание.
6