ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Г.Е. Шувалова. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Тулуна

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащихся. Применение современных информационных технологий стимулирует познавательный интерес и поисково - исследовательскую деятельность.

В своей практике я применяю многие формы работы с использованием ИКТ: создание литературных презентаций (по биографии писателя, по отдельному произведению, по ряду произведений, о литературных направлениях и методах и т.п.) в группах и индивидуально; тестирование по разным разделам русского языка и литературы, включая тестовую технологию единого государственного экзамена и интерактивные тесты; компьютерную графику (создание иллюстраций к произведениям, построение ряда цветовых ассоциаций к поэтическим произведениям); метод проектов, в основе которого лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

На моих уроках ребята с удовольствием выполняют задания творческого характера (сочинения, статьи, рисунки, фотографии). Занимаются оформлением сборников стихотворений любимых поэтов с использованием технологий обработки информации исследовательского характера, создают проекты, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий и схемы. На уроках русского языка готовят слайды по следующим разделам: словарно-орфографическая работа; изучение любого раздела языка (фразеология, орфоэпия, словообразование), а также по литературе - обзор творчества поэта, писателя; работа с литературоведческой статьей.

Не секрет, что дети стали мало читать. После того, как я стала использовать на уроках литературы отдельные видеофрагменты либо устраивать киносеанс с обязательным последующим обсуждением просмотренного кинофильма, ребята стали проявлять интерес к изучаемым произведениям (Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н. Толстой «Война и мир» и т.д.). Также самой распространенной формой работы на уроках литературы можно назвать работу с компьютерными презентациями, выполненными в программе PowerPoint. Мои ученики неоднократно использовали именно презентации в качестве сопровождения к исследовательским работам по литературе. Индивидуальная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество.

Я считаю, что использование информационных технологий на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Применение компьютерной техники позволяет осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения.

Список литературы

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

2


© 2010-2022