Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование

речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы

В последнее время стала все более осознаваться ограниченность дальнейшего развития общества посредством только технического прогресса и экономического роста.

Всё больше становится очевидным, что будущее развитие определяется, прежде всего, уровнем культуры, уровнем понимания проблем, которые необходимо решать, и мудростью человека.

Мне представляется совершенно очевидным, что будущее России в значительной мере зависит от того, удастся ли сохранить национальную культуру, нормативный русский язык и образование.

Культура и язык, язык и история народа, язык и общество - эти темы всегда волновали умы не только гуманитариев, но и многих представителей так называемых точных наук. В живом языке народа отражается вся его жизнь, история его материальной и духовной культуры.

Я думаю, не будет преувеличением утверждение о том, что угроза языку - это угроза государству.

Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади сказал:

Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы, пока

Ты слово не сказал!

Слово, речь - показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы.

Культура речи - важнейший регулятор системы «человек - культура - язык», проявляющийся в речевом поведении.

Наше время - время активных, предприимчивых, деловых людей.

В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений и оценок. Всё это требует развития коммуникативных возможностей современного человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово.

В художественном фильме «Дневник директора школы» есть два любопытных эпизода, имеющих прямое отношение к предмету нашего разговора.

Первый эпизод. Жена директора школы спрашивает мужа, принял ли он на работу учительницу младших классов. Он ей отвечает: «Нет» и добавляет: «К тому же она «транвай» говорит».

Второй эпизод. Директор школы беседует с молодой учительницей, которая подала заявление с просьбой принять её на работу. Директор задаёт своей собеседнице на первый взгляд совершенно безобидный вопрос: «Каким транспортом вы доехали до школы?» Она отвечает: «Троллейбусом». «Каким ещё транспортом можно доехать? - спрашивает директор. «Трамваем», - последовал ответ. Директор удовлетворённо кивнул головой и сказал: «Всё в порядке».

Речевая культура - показатель профессиональной пригодности…

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на школьный период. Учитель обязан совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, ибо речь - это важная и широкая сфера деятельности человека.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создание в классе комфортной образовательной среды, способствующей

саморазвитию.

  1. Развитие социально значимых качеств личности школьника: речевых, коммуникативных, поведенческих.

  2. Обучение использованию языка как средства общения и самовыражения.

Итак, как же я формирую речевую культуру учащихся на уроках русского языка и литературы?


Говоря о необходимости повышения культуры устной и письменной речи своим учащимся, я привожу в пример исторические сведения о воспитании детей в семье Воронцовых, видных политических деятелей эпохи правления Елизаветы Петровны. По свидетельству историков, они рано пристрастились к чтению. Отец выписал им из Голландии хорошо подобранную библиотеку. К 12 годам были прочитаны Вольтер, Расин, Корнель, Буало. Детей с ранних лет привлекали к участию в серьёзных разговорах, знакомили с иностранными послами. Программу воспитания завершали путешествия, во время которых они были обязаны каждую неделю писать отцу, дяде и другим родственникам. Вот как наставлял отец своего юного сына: «…все, что случится достопамятного, записывай, чтобы вояж служил тебе в пользу». Письма юношей производили большое впечатление своей серьёзностью, зрелостью оценок и взглядов.

Обязательна и демонстрация эпизода из к/ф «Двенадцать стульев» (экранизация романа Ильфа и Петрова).

Работа с наглядным материалом (реклама, газеты, журналы и т.д.)

Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребенка наполнена разнообразными познавательными интересами и впечатлениями, богата духовно и эмоционально. Вот и выходит, что учить ребенка говорить - это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, - это значит расширять его жизненный опыт.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в свое речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на школьный периоды. Учитель обязан совершенствовать речь ребенка, обогащать его словарный запас, развивать и повышать культуру речи и всех ее выразительных возможностей, ибо речь - это важная и широкая сфера деятельности человека.

Е.Н. Ильин, известный педагог, заметил: «Соедините Духовность и Игру, а проще - учебу и интерес, вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу».

Одним их эффективных методов формирования речевой культуры учащихся считаю применение игровых, ролевых ситуаций. Обращение на уроке к игре объясняется тем, что её эмоциональность, спонтанность позволяет: во-первых, включить учащихся в занятие неформально, стимулирует его к активному участию в уроке; во-вторых, в любом случае игры - грамматические, лексические, литературные, ролевые способствуют совершенствованию словарного запаса школьников, развитию грамматических, речевых умений и навыков, повышает интерес к предмету. Вот некоторые примеры игровых ситуаций:

Игра «Кто лучший редактор?» (исправь речевые ошибки)


  • Мальчику очень понравился рыбий суп.

  • Он так мало знает! Какой он невежа!

  • (Надеть) одеть пальто на мальчика

  • Гордиться братом или гордиться за брата

  • Вернувшись с работы, мы сыто пообедали

  • Написать свою автобиографию

  • Мое геологическое дерево

Игра «Вам пришло sms- сообщение»:

«Привед. Как оно? Я в гламуре. Я в Аське» («Привет. Как дела? У меня хорошо. Я подключён к интернет - пейджеру ICQ)

Являясь носителями школьного сленга, учащиеся порой с трудом различают в речи сверстников привычные для слуха «словечки», при этом рекомендуя в своих sms- сообщениях или электронных письмах: «учи албанский» (намёк на то, что писать по-русски или понимать русскую речь автор текста (либо другой комментатор) так и не научился).

Игра со словом - расширяет словарный запас, развивает орфографическую зоркость, закрепляет знания о грамматических категориях (словарные слова в ССЧ - примеры)

В качестве исходного выбирается орфографически трудное слово - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ - за 1 минуту составить из букв, входящих в это слово, новые слова (можно составить более 30 глаголов в форме инфинитива). Можно дать дополнительное задание: обозначить в образованных словах орфограммы или морфемы. ВИНЕГРЕТ - 20 слов (ветер, тигр, нерв, негр, тир, гнев, венгр, винт, веер, тире, трение, рвение, ринг, ген, ре, ер, тени, регент, неврит)

Кто больше? - подбор как можно больше определений к существительному (яблоко, чай, голос, мяч), прилагательному (горячий, зелёный и т.д.).

«Третье лишнее» -

  1. Неизменный, утренний, доменный ( утренний суффикс - енн-, в остальных словах -н-)

  2. Резонный, сезонный, сенсационный (сенсационный -онн-, в остальных словах н-)

  3. Соловьиный, синий, воробьиный (синий - нет суффикса -ин-)

«Определи слово», «Ассоциации», «Кроссворд», «Лингвистическая сказка».

Работа над проектами ( «Говорим правильно», «Фразеологизмы», КВН, Турниры знатоков русского языка и т.д.)

Защита иллюстраций к произведениям, «Проба пера».

В старших классах - инсценировки, постановка проблемных вопросов, которые дают возможность учащимся выступать, отстаивая своё мнение, опираясь на изученный материал, факты, порой полярные взгляды критиков на то или иное произведение.

Александр Блок в свое время писал: «Спасти русский язык от газет, улицы, специальной иностранной терминологии, политических слов и обывательщины всех видов по-настоящему может только гений, как Пушкин». На уроках русского языка в старших классах обращение к пушкинским произведениям даёт возможность увидеть, как живут, как используются языковые средства (фонетические, лексические, грамматические) в «безукоризненных образцах», какими являются творения Александра Сергеевича Пушкина, его стихи, проза, отрывки из статей, писем…

Работа с художественными текстами на уроках русского языка способствует не только развитию речевой грамотности, но и формированию диалектического мировоззрения, ведь язык - это способ осмысления и постижения бытия. Уроки русского языка - это диалог ученика с учителем, с другими учащимися, наконец, с автором художественного текста. Это обсуждение языковых проблем, поиск, открытие писателя, его замысла и себя через текст. Эта активная исследовательская деятельность, когда многие ответы на сложные вопросы, поставленные художественной литературой, приходится искать самому, и у каждого они могут быть свои. В художественном тексте мы видим внутреннюю силу языка. Язык помогает нам познать мир, думать, учиться, совершенствовать себя.

Давайте говорить и писать правильно!

Как бы хотелось слышать вокруг речь, лишённую каких бы то ни было ошибок: грамматических, синтаксических, лексических, орфоэпических, фонетических - любых! (пример - городская библиотека).






Формирование речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы

© 2010-2022