ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ПРИ СДАЧЕ ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

     Статья адресована учителям русского языка, работающим в 9-ых классах. Автор выделяет основные затруднения девятиклассников при написании сочинения на лингвистическую тему: неумение анализировать текст, строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи, уход от собственной мысли во время ее доказательства и др.;  знакомит со своим  опытом работы по созданию текстов сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, начиная с 5-6 классов. Более подробно в статье описывается а...       
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ К СОЧИНЕНИЮ-РАССУЖДЕНИЮ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ ПРИ СДАЧЕ ГИА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Капран Вера Петровна, учитель русского языка и литературы

За несколько лет работы по подготовке учащихся к ГИА по русскому языку учителями-словесниками накоплен немалый опыт, однако многие 9-классники по-прежнему испытывают трудности при сдаче ГИА.
Большую сложность для выпускников основной школы представляет задание С.2.Ребятам предлагается создать свой текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Это задание проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Мой опыт работы показывает, что многие выпускники 9 классов не умеют анализировать, не видят проблему. Часто невпопад пользуются шаблоном, не понимая смысла, содержащихся в нём слов. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого? Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Это сложная, многоцелевая работа, при которой осуществляется функциональный подход к изучению языка, а также выявляются межпредметные связи. Уже младших школьников можно научить определению темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого. В ходе подготовке к ГИА на уроках русского языка уже в 5-6 классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:

  • 1. Автор рассказывает о том, что…

  • 2. По его мнению, ...

  • 3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…

  • 4. Итак, …

Для подготовки учащихся к написанию сочинения-рассуждения с 7 класса начинаю систематическую работу по формированию у школьников навыков определения темы, проблематики, идеи текста. Учащиеся формируют папку для подготовки к выполнению части С.2 ГИА. Так как сочинение-рассуждение на лингвистическую тему связано с вопросами о языке, его единицах, их назначении и роли в тексте, выразительных возможностях и т.д., в папках учащихся в сжатом виде систематизируется необходимыйтеоретический материал. Фиксируются понятия о языке, основных единицах языка, речи устной и письменной, дается понятие лексики слова, основных лексических и грамматических явлений и др. Записываются высказывания о языке известных писателей и ученых-лингвистов, даются комментарии к ним. Большую помощь в этой работе оказывают цитаты, положенные в основу заданий части С по сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько.

Так как сочинение должно иметь тип речи - рассуждение, повторяется структура рассуждения, которая фиксируется в схеме:

Аргументы

(Факты, доказательства)

Вывод

Тезис

(утверждение, положение)

→ →

Записываются слова, использующиеся при переходе от вступления к основной части (так как, ибо, потому что), вводные слова, которые могут употребляться в основной части (во-первых, во-вторых, наконец) и в заключении ( следовательно, таким образом, поэтому).В папку собираются методические рекомендации для написания сочинения-рассуждения, примеры планов, речевые клише, банк аргументов. Составляются схематические образцы сочинений-рассуждений. Например:

Я согласен с высказыванием автора … (Формируется собственное понимание смысла высказывания).

Аргументировать свою точку зрения я могу следующими примерами из текста. Во-первых, в предложении № … (Приводится первый аргумент). В предложении № … (Приводится второй аргумент).

Все сказанное позволяет утверждать, что … (дается общий вывод).
Конечно, это очень кропотливая и длительная работа, но к концу года у каждого девятиклассника собирается довольно объемная папка методических материалов, котораяоказывает неоценимую помощь учащимся при подготовке к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Для более полного представления о требованиях, предъявляемых к сочинению-рассуждению и предупреждению возможных ошибок, необходимо знание учащимися критериев оценивания сочинения. Именно с этого я начинаю работа по подготовке к выполнению части С.2 в 9-ом классе. Каждый учащийся получает памятку «Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему», которая комментируется учителем, а затем используется на последующих занятиях для анализа сочинений-рассуждений.

Затем знакомлю с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Прежде всего, обращаю внимание 9-классников на то, что необходимо внимательно прочитать текст, по которому предстоит написать сочинение с тем, чтобы выяснить, о чем текст, что в нем изображается, какова авторская позиция. На первом этапе работы над сочинением предлагаю еще раз перечитать текст высказывания и выделить ключевые слова, связанные с лингвистикой. Далее определяем основной смысл предлагаемого высказывания, формируем свое понимание смысла высказывания и оформляем возможное начало сочинения. При этом говорю ученикам, что им желательно выразить свое собственное отношение к позиции автора.

На следующем этапе работы школьники выбирают из текста несколько языковых явлений, имеющих непосредственное отношение к тому, о чем говорится в высказывании, а также обдумывают вопрос о цели употребления данных языковых средств в тексте. После того, как выбраны наиболее яркие языковые явления, формируются возможные примеры-аргументы.

При работе над выводом сочинения обращаю внимание учащихся на то, что вывод не должен противоречить тезису сочинения. Для развития навыков написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему использую упражнения и тексты для анализа из пособия для подготовки к ГИА по русскому языку Загоровской О.В.
Таким образом, подготовка к итоговому экзамену за курс девятилетней школы по русскому языку должна осуществляться планомерно. И если ребята уже с 6-7 класса привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения и высказывать собственные размышления, возникшие на основе прочитанного - это поможет достичь высоких результатов при сдаче ГИА.

Список литературы.

1. Государственная итоговая аттестация: Русский язык: 9 класс: Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантовпод ред. И.П. Цыбулько, М.: "Национальное образование", 2012 г.

2. Загоровская О.В.

3. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). М.: "Экзамен".





© 2010-2022