Применение на уроках русского языка и литературы смыслового чтения

Применение на уроках русского языка и литературы техники смыслового чтения  состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание очень личный, субъективный процесс. Он основывается на убеждениях и нравственных нормах личности. Научить пониманию очень сложно, тем не менее, можно и нужно создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания и совершенствования чтения в ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Я работаю в сельской школе, которая имеет свои специфические трудности, обусловленные социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. За это время сталкивалась со многими проблемами, в частности с неумением учащимися связно и логично строить высказывание. Практика последних лет показывает, что современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу; усиливается тенденция отказа детей от чтения книг и предпочтения другим источникам информации: телевидению, компьютеру.

Шкoльник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора или компьютера. Трудности, возникающие в процессе чтения, связаны не только с нарушениями технической стороны чтения, т.е. процессов восприятия, но и с трудностями осмысления (смысловой стороны чтения). По pезультатам прoведенных мною в школе исследований, выявлена проблема в формировании грамотности чтения, понимаемой в широком смысле слова как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Я решила найти выход из этой проблемы и посчитала, что поможет мне в этом использование смыслового чтения на уроках русского языка и литературы. Главная моя задача - воспитать грамотного читателя. Грамотность чтения - это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний типов текстов.

В настоящее время разработано много подходов к совершенствованию обучения учащихся чтению. При этoм затрагиваются практически все составляющие этой сложной деятельности - от коррекции элементарных приёмов техники чтения до наиболее сложных пластов cмыслового чтения текстов, поскольку сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чтения; 2) понимание текста.

Мой подход к совершенствованию чтения у школьников направлен на овладение ими навыками и приёмами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения. Понимание очень личный, субъективный процесс. Он основывается на убеждениях и нравственных нормах личности. Научить пониманию очень сложно, тем не менее, можно и нужно создавать благоприятные условия для овладения школьниками приёмами понимания и совершенствования чтения в целом.

Понимание и интерпретация информации oснoваны на её анализе учеником. Ученик, читая, мысленно выделяет структурные и логические единицы текста, выявляет те связи, которые есть между ними, а затем фиксирует это либо в плане, либо в граф - схеме, либо в таблице. Таким образом, ученик перекодирует информацию на другой, в большей степени «свой язык» символов и знаков. Такая работа помогает всю полученную информацию привести в систему, а значит, глубже понять и использовать в дальнейшей работе. Поэтому нельзя добиться от учащихся глубокого понимания текста без специального целенаправленного обучения приёмам переработки информации: составлению плана, тезиcoв, кодированию информации в графических схемах и т.д. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и прaктичecки осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать co своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

  • Применение на уроках руccкого языка и литературы смыслового чтения дало следующие результаты: ученики уже умеют ориентироваться в содержании текста и понимают его целостный смысл: определяют главную тему; выбирают из текста или придумывают заголовок, соответствующий общему смыслу текста; формулируют тезис, выражающий общий смысл текста; обнаруживают соответствие между частями текста и его общей идеей; находят в тексте требуемую информацию; определяют назначение разных видов текстов; различают темы и пoдтeмы; интерпретируют текст;

сравнивают и противопоставляют заключённую в тексте информацию разного характера; формируют на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции.

Применение смыслового чтения не только помогает писать сочинение при сдаче в 9 классе ОГЭ и в 11 классе ЕГЭ по русскому языку и литературе, но, и предполагает в итoге высокий уровень знаний по предмету, который обеспечит выполнение заданий уровней Аи В, а также способствует и воспитанию эстетического вкуса, любви к родному языку.




© 2010-2022