- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок русского языка и литературы (развитие речи) Напишите письмецо
Открытый урок русского языка и литературы (развитие речи) Напишите письмецо
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Плотицына О.Н. |
Дата | 19.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Открытый урок по русскому языку (развитие речи)
«Напишите письмецо».
Цели и задачи:Презентация5.ppt
-
Познакомить учащихся с истоками письменности, правилами написания письма;
-
Прививать интерес к эпистолярному жанру, развивать умение применять различные виды письма;
-
Воспитывать культуру речевого общения.
Оборудование: магнитофон, записи музыки, почтовый ящик, открытки, плакат с темами сочинений.
Учитель:
Приветствую вас всех, друзья!
Рада видеть вас сегодня я.
В окошко солнышко глядит,
Душа ликует и летит.
Слушайте внимательно.
Будет занимательно!
- Было ли необычным моё приветствие?
- А если бы я это приветствие написала на бумаге, что бы получилось?
- Правильно, письмо. Можно ли письмо назвать формой общения? Почему?
- Для чего служит письмо? (передача фактов, мыслей, чувств)
- Какие бывают письма? (деловые, личные, дружеские, поздравительные)
- Назовите известные вам формы письменного общения? (записка, открытка, заявление, докладная, объяснительная и другие)
- А как вы думаете, когда у людей возникла необходимость писать письма?
(со времен появления письменности)
- Совершим путешествие в далекое прошлое…
Давным-давно, когда люди не умели писать и сообщать друг другу известия, был один человек, который создал письменность. Об этом человеке разные народы рассказывают по-разному, так как у каждого народа свой создатель письменности.
- Американский поэт Генри Лонгфелло живо и красочно рассказал нам об этом человеке в «Песне о Гайавате». Русскими стихами пересказал её писатель И.А. Бунин. Герой этой песни - легендарный вождь - горевал, что люди не могут передать свои знания и умения.
При свиданье с глазу на глаз
Мы ведём свои беседы;
Но, расставшись, мы вверяем
Наши тайны тем, которых
Посылаем мы друг к другу;
А посланники нередко
Искажают наши вести
Иль другим их открывают.
- И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передавать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.
Для земли нарисовал он
Краской линию прямую,
Для небес - дугу над нею,
Для восхода - точку слева,
Для заката - точку справа,
А для полдня - на вершине.
Все пространство под дугою
Белый день обозначало,
Звезды в центре - время ночи,
А волнистые полоски -
Тучи, дождь и непогоду.
- Так появилось рисуночное письмо. Письмо было написано, а трудности в передаче информации остались. Почему?
- Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, читающий - другое, то ничего хорошего не получалось.
- Об этом забавно рассказал Киплинг в одной из своих сказок «Как было написано первое письмо».
- Жила-была маленькая девочка по имени Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья. А попросту её звали Таффи.
Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копьё.
В это время, по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое нужно принести, самого незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.
Таффи подумала, что на этих картинках все понятно. Однако. Незнакомец «прочёл» эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности.
«Если я не приведу племя этого вождя ему на помощь. Его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», - подумал он ( за врагов он принял бобров, которых было много). «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», - решил незнакомец.
- Как вы думаете, что произошло дальше?
Мама прочла письмо так: незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (опять сбили с толку бобры).
Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренного племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка.
Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а главный вождь племени сказал: «О, Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!,,»
- Какое открытие сделала девочка Таффи? (написала первое письмо)
- Существуют ли правила написания письма?
(Формулирование правил).
Запись на доске или на слайде:
-
Аккуратность, грамотность. Если письмо личное, нужно писать от руки; деловое письмо - можно напечатать.
-
Приветствие с обращением к тому, кому адресовано письмо.
-
Сообщить новости, поделиться мыслями, чувствами, переживаниями, посоветоваться, утешить, поспорить, убедить.
-
Прощание, пожелание удачи, надежда на скорую встречу. Подпись.
Главное требование: получатель письма должен чувствовать, что с ним как будто разговаривают, его уважают и ждут ответа.
- А сейчас мы с вами проведём игру «НАПИШИТЕ ПИСЬМЕЦО».
Критерии оценки (написаны на доске) АККУРАТНОСТЬ. КРАТКОСТЬ, ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. ПОЭТИЧНОСТЬ.
Участвуют все, пишут небольшие письма и опускаю их в почтовый ящик. Гости оценивают написанные послания, выбирают лучшее. Выбранное письмо зачитывается. Победителю вручается поздравительная открытка или грамота.
(Звучит музыка П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин»)
- 18-19 век… Век галантных кавалеров и пышных платьев, возвышенных чувств и французских романов. Расцвет эпистолярного жанра6 послания в альбомах, любовные записочки. Романтические письма на надушенной бумаге.
( читается письмо Татьяны к Онегину).
- «Здешняя бумага имеет такой аппетитный вид и так приятно покупать здесь перья, что трудно удержаться, чтобы не писать», - писал А.П. Чехов из Ниццы. Его героя и письмо, которое тот написал, знают все, даже дети.
(зачитывается письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П. Чехова «Ванька»).
- Соблюдал ли Ванька правила написания письма? Что вызвало улыбку? (обороты речи; адрес, указанный Ванькой)
(Звучит музыка «Священная война». Можно показать письма с фронта)
- В годы самой страшной войны именно письма стали той ниточкой, которая связывала солдата с домом, давала силы, надежду. Летели треугольные голуби с передовой в далёкие родные города, сёла и деревушки и обратно. Это они спасали жизни, это они одержали победу.
(читается стихотворение К. Симонова «Жди меня»)
- Нужны ли сегодня письма? Какой вид письма появился в наши дни? (электронные письма, СМС).
Сохраняются ли для них общепринятые правила?
- В качестве домашнего задания я предлагаю вам принять участие в конкурсе «Лучшее письмо». Свое письмо вы напишите, соблюдая те правила написания писем, с которыми сегодня познакомились, на темы предложенные мною (темы написаны на доске):
1. Письмо президенту.
2. Письмо другу. Яркое событие моей жизни.
3. Моему учителю.
4. Письмо моей семье.
5. Хочу рассказать тебе о своем родном крае.
6. Письмо ветерану ВОВ.
7. Помоги нам выжить … (письмо жителям планеты от диких животных).
- Итоги конкурса мы подведем через неделю. Удачи вам в создании ваших писем!