Открытый урок русского языка и литературы (развитие речи) Напишите письмецо

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок по русскому языку (развитие речи)

«Напишите письмецо».

Цели и задачи:Презентация5.ppt


  • Познакомить учащихся с истоками письменности, правилами написания письма;

  • Прививать интерес к эпистолярному жанру, развивать умение применять различные виды письма;

  • Воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: магнитофон, записи музыки, почтовый ящик, открытки, плакат с темами сочинений.


Учитель:

Приветствую вас всех, друзья!

Рада видеть вас сегодня я.

В окошко солнышко глядит,

Душа ликует и летит.

Слушайте внимательно.

Будет занимательно!

- Было ли необычным моё приветствие?

- А если бы я это приветствие написала на бумаге, что бы получилось?

- Правильно, письмо. Можно ли письмо назвать формой общения? Почему?

- Для чего служит письмо? (передача фактов, мыслей, чувств)

- Какие бывают письма? (деловые, личные, дружеские, поздравительные)

- Назовите известные вам формы письменного общения? (записка, открытка, заявление, докладная, объяснительная и другие)

- А как вы думаете, когда у людей возникла необходимость писать письма?

(со времен появления письменности)

- Совершим путешествие в далекое прошлое…

Давным-давно, когда люди не умели писать и сообщать друг другу известия, был один человек, который создал письменность. Об этом человеке разные народы рассказывают по-разному, так как у каждого народа свой создатель письменности.

- Американский поэт Генри Лонгфелло живо и красочно рассказал нам об этом человеке в «Песне о Гайавате». Русскими стихами пересказал её писатель И.А. Бунин. Герой этой песни - легендарный вождь - горевал, что люди не могут передать свои знания и умения.

При свиданье с глазу на глаз

Мы ведём свои беседы;

Но, расставшись, мы вверяем

Наши тайны тем, которых

Посылаем мы друг к другу;

А посланники нередко

Искажают наши вести

Иль другим их открывают.

- И вот для того, чтобы ничего не забывалось, и люди могли даже через века передавать свои мысли и чувства, Гайавата изобрел письменность.

Для земли нарисовал он

Краской линию прямую,

Для небес - дугу над нею,

Для восхода - точку слева,

Для заката - точку справа,

А для полдня - на вершине.

Все пространство под дугою

Белый день обозначало,

Звезды в центре - время ночи,

А волнистые полоски -

Тучи, дождь и непогоду.

- Так появилось рисуночное письмо. Письмо было написано, а трудности в передаче информации остались. Почему?

- Как только возникла письменность, возник и вопрос: а как читать? Если написавший придавал письменным знакам одно значение, читающий - другое, то ничего хорошего не получалось.

- Об этом забавно рассказал Киплинг в одной из своих сказок «Как было написано первое письмо».

- Жила-была маленькая девочка по имени Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья. А попросту её звали Таффи.

Однажды она отправилась со своим отцом к реке, чтобы набить к обеду карпов. Но тут им не повезло: у отца сломалось копьё. Таффи подумала, что хорошо было бы послать маме записку, чтобы она прислала другое копьё.

В это время, по берегу шёл Незнакомец, который не понимал их языка. Таффи решила направить его к маме за копьём. На куске берёзовой коры она процарапала акульим зубом такие рисунки: папу со сломанным копьём, другое копьё, которое нужно принести, самого незнакомца с копьём в руке, чтобы он не забыл его принести. Чтобы он легче нашёл дорогу, девочка нарисовала бобров, которые встретятся на пути. На последнем рисунке она изобразила маму с копьём в руке.

Таффи подумала, что на этих картинках все понятно. Однако. Незнакомец «прочёл» эти рисунки совсем по-другому. Он подумал, что отец Таффи - вождь племени и что он в опасности.

«Если я не приведу племя этого вождя ему на помощь. Его убьют враги, которые подкрадываются с копьями со всех сторон», - подумал он ( за врагов он принял бобров, которых было много). «Я пойду и приведу ему на выручку всё его племя», - решил незнакомец.

- Как вы думаете, что произошло дальше?

Мама прочла письмо так: незнакомец проткнул её мужа копьём, сломал руку, напугал девочку и что целая шайка злодеев подкрадывается к Таффи и её отцу сзади (опять сбили с толку бобры).

Ох, и досталось же Незнакомцу от разъяренного племени. А тот не мог им ничего объяснить: ведь он не знал их языка.

Когда недоразумение выяснилось, все долго смеялись, а главный вождь племени сказал: «О, Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-ты-такая-шалунья, ты сделала великое открытие!,,»

- Какое открытие сделала девочка Таффи? (написала первое письмо)

- Существуют ли правила написания письма?

(Формулирование правил).

Запись на доске или на слайде:


  1. Аккуратность, грамотность. Если письмо личное, нужно писать от руки; деловое письмо - можно напечатать.

  2. Приветствие с обращением к тому, кому адресовано письмо.

  3. Сообщить новости, поделиться мыслями, чувствами, переживаниями, посоветоваться, утешить, поспорить, убедить.

  4. Прощание, пожелание удачи, надежда на скорую встречу. Подпись.

Главное требование: получатель письма должен чувствовать, что с ним как будто разговаривают, его уважают и ждут ответа.

- А сейчас мы с вами проведём игру «НАПИШИТЕ ПИСЬМЕЦО».

Критерии оценки (написаны на доске) АККУРАТНОСТЬ. КРАТКОСТЬ, ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. ПОЭТИЧНОСТЬ.

Участвуют все, пишут небольшие письма и опускаю их в почтовый ящик. Гости оценивают написанные послания, выбирают лучшее. Выбранное письмо зачитывается. Победителю вручается поздравительная открытка или грамота.

(Звучит музыка П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин»)

- 18-19 век… Век галантных кавалеров и пышных платьев, возвышенных чувств и французских романов. Расцвет эпистолярного жанра6 послания в альбомах, любовные записочки. Романтические письма на надушенной бумаге.

( читается письмо Татьяны к Онегину).

- «Здешняя бумага имеет такой аппетитный вид и так приятно покупать здесь перья, что трудно удержаться, чтобы не писать», - писал А.П. Чехов из Ниццы. Его героя и письмо, которое тот написал, знают все, даже дети.

(зачитывается письмо Ваньки Жукова из рассказа А.П. Чехова «Ванька»).

- Соблюдал ли Ванька правила написания письма? Что вызвало улыбку? (обороты речи; адрес, указанный Ванькой)

(Звучит музыка «Священная война». Можно показать письма с фронта)

- В годы самой страшной войны именно письма стали той ниточкой, которая связывала солдата с домом, давала силы, надежду. Летели треугольные голуби с передовой в далёкие родные города, сёла и деревушки и обратно. Это они спасали жизни, это они одержали победу.

(читается стихотворение К. Симонова «Жди меня»)

- Нужны ли сегодня письма? Какой вид письма появился в наши дни? (электронные письма, СМС).

Сохраняются ли для них общепринятые правила?

- В качестве домашнего задания я предлагаю вам принять участие в конкурсе «Лучшее письмо». Свое письмо вы напишите, соблюдая те правила написания писем, с которыми сегодня познакомились, на темы предложенные мною (темы написаны на доске):

1. Письмо президенту.

2. Письмо другу. Яркое событие моей жизни.

3. Моему учителю.

4. Письмо моей семье.

5. Хочу рассказать тебе о своем родном крае.

6. Письмо ветерану ВОВ.

7. Помоги нам выжить … (письмо жителям планеты от диких животных).

- Итоги конкурса мы подведем через неделю. Удачи вам в создании ваших писем!


© 2010-2022