Урок по стихотворению Некрасова Железная дорога

МБОУ Цвиллингская  сош Чесменского района Челябинской области Калиниченко Наталья Ивановна Учитель литературы.   Тема урока :  Анализ стихотворения «Железная дорог»а  Н. А. Некрасов Ход урока. 1.     Проверка домашнего задания. (сообщения учащихся о  писателе)   2.     Сообщение темы и цели. Сегодня мы будем анализировать стихотворение Некрасова «Железная дорога». Наша задача сегодня на уроке -проследить движение поэтической мысли от первой строки до последней, понаблюдать за введение в стихотво...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


.Н. А. Некрасов

(1821-1877)

Анализ

стихотворения «Железная дорог»а

Ход урока.

  1. Проверка домашнего задания. (сообщения учащихся о писателе)


  1. Сообщение темы и цели.

Сегодня мы будем анализировать стихотворение Некрасова «Железная дорога». Наша задача сегодня на уроке -проследить движение поэтической мысли от первой строки до последней, понаблюдать за введение в стихотворение антитез, эпитетов, сравнений, языковых особенностей.

3. Анализ стихотворения

В феврале 1842г. был подписан указ о постройке первой крупной магистрали Москва - Петербург. Началось строительство и к 1852г. оно было закончено. Первая железная дорога в России стала сенсацией. Пётр Андреевич Клейнмихель, главноуправляющий путями сообщения при Николае 1, деспот, который не щадил здоровья и жизни рабочих, чтобы щегольнуть перед царём быстротою стройки. Когда Некрасов писал стихотворение, по всей стране прокладывали железные дороги, и всюду рабочие испытывали гнёт. В стихотворении Некрасов поднимает вопрос, злободневный не только в 60-е годы19 века, но и позднее, вплоть до нашего времени. А какой это вопрос,- ответить предстоит вам после разбора стихотворения. Стихотворению «Железная дорога» предпослан эпиграф.

-Давайте прочитаем его. Что узнали из эпигрофа?

-Чем интересны авторские ремарки? Что значит «показное народолюбие?»

-Почему разговор генерала с Ваней изъят из стихотворения и вынесен в эпиграф? (В эпиграфе главная проблема стихотворения.)

-Слушаем первую часть стихотворения (чтение первой части наизусть учителем)

Вопрос: каким настроением она проникнута?

-Как можно озаглавить первую часть?

-Возьмите карандаш и подчеркните художественные средства, которые автор использует при описании осени.

-На ваш взгляд: используемые эпитеты часто встречались вам раньше при чтении стихотворений об осени, или они новые свежие?

-Почему поэтизирует самые простые вещи: «кочи», «болота…», «пни?»

-Лексика создаёт радостное настроение, но есть слово, которое выбивается из этого светлого, умиротворённого ряда. Найдите это слово. Прочитайте всю фразу. О чём она говорит?

В четвёртой строфе появляется словосочетание «родимая Русь» со времён Петра1 её гордо стали называть Россия, а у Некрасова упорное «Русь» и эпитет «родимая.» Почему? (Русь - называли в древности, - связь времён, оттенок, - выражает народное чувство.)

-Давайте прочитаем последнюю строчку, в которой явно прослеживается ритм движения поезда, и ответим на вопрос: за счёт чего это создаётся? (аллитерация, ассонанс).

-Прочитаем вторую часть. Задание: как можно озаглавить? Словарная работа: цинга, обаяние.

-Возражая генералу, поэт просит разрешение «показать» Ване правду. Почему не «рассказать», а «показать»?

-Уже с первых строф поэт вступает в спор с генералом. Докажите это строчками из текста. («Не по плечу одному».)

- А какая антитеза введена во вторую часть?

-Внезапно преображается лунный пейзаж: в нём всё больше и полнее проступает мрачные, трагические краски. Да, родная сторона прекрасна, но и печальна.

Волшебством поэтической фантазии поэт вызывает к жизни яркие картины. В тени, набежавшей на стёкла морозные, чудится толпа мертвецов: в перестуке колёс, в лязге вагонов - топот и скрежет зубов. Светлая лунная ночь заполняется стонами, звонов ржавых лопат, звуками песни, плача. Стены вагоны словно раздвигаются, исчезают совсем, и возникает широкая панорама Руси: безбрежная картина народного горя, страданий забитой и угнетённой страны.

-Почему в стихотворении соседствуют строки «Мы надрывались под зноем, под холодом…» и «любо нам видеть свой труд.»?

-Каким словом называет автор привычку к труду, и как учит относиться к мужику? Зачитайте.

- Прочитайте предпоследнюю строфу и ответьте на вопрос: какое значение слова «железный» всплывает в вашем сознании при чтении этих строк?

-Какой глагол использует автор при этом? Почему? А в названии стихотворения только ли подразумевается прямое значение?

- Верит ли поэт в будущее народа? Подтвердите это строчками из текста.

Третья часть. Прочитаем её, озаглавим и ответим на вопрос: какой взгляд на народ у генерала?

-Спор о строителях железной дороги, по сути, спор о роли народа в истории

Четвёртая часть

Разбирая 2 и 3 части, мы почувствовали веру Некрасова в торжество народа, пусть пока и далекое. Казалось, тема исчерпана. Но есть еще часть. Зачем она?

Прочитаем её, озаглавим и ответим на вопрос: что добавляет она к сказанному о народе? Почему «светлая картина» кажется такой безотрадной?

-Зачитайте описание подрядчика, сравните его с больным белорусом из 2 части. В чём смысл такого сопоставления?

-Как осчастливил купец рабочих?

-Почему слова «недоимку дарю» автор выделил курсивом?

-Автор показывает страшную картину примирения народа со своими угнетателями. Но последнее слово остаётся за автором. На его вопрос генералу ответить нечего. Как следует прочитать последнюю фразу? Какое слово выделить?

Итог.

Так какой же вопрос поднимает Некрасов в стихотворении? (О роли народа в истории)

Домашнее задание:

-Почему стихотворение посвящено детям?

-Почему в конце стихотворения многоточие? И что этим хотел сказать автор?

Дома вы продолжите исследовать стихотворение, ответив на 12, 13 вопросы, стр.220.

© 2010-2022