- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Да, вот они, русские характеры ! ( по рассказу А. Н. Толстого Русский характер)
Да, вот они, русские характеры ! ( по рассказу А. Н. Толстого Русский характер)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Семенова А.А. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема : « Да, вот они, русские характеры!»
Цели образовательная: проанализировать поступки героев произведения; формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения.
развивающая: совершенствовать навыки устной речи; развитие творческих способностей.
воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.
Задачи: расширить сведения о писателе;
рассмотреть, как раскрывается внутренний мир героев рассказа, приведший к победе над фашизмом.
Оборудование : стенд, презентация, текст.
Ход урока.
-
Орг.момент (приветствие гостей).
-
Слово учителя.
В этом году наша страна отмечает 70-летие со дня окончания Великой Отечественной войны.
- Что мы знаем о войне? Откуда черпаете информацию? (ответы учащихся). На фронт уходили и писатели, среди них Алексей Николаевич Толстой, автор рассказа «Русский характер», который вошёл в цикл «Рассказы Ивана Сударева» (1942-1944гг.). (выступает ученик по творчеству писателя ).
3. Анализ рассказа.
- Перечислите героев рассказа. (Егор, родители, Иван , Чувилёв, Катя). Запишите ассоциативный ряд к одному слову. (проверка работы)
- Найдите и прочитайте в тексте предложение со словом «ядро»
«На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чешуя с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро».
- Какой троп использован в предложении?
- Какая связь между героями рассказа и словом «ядро»? ( Все герои с ядром).
- Задачи урока:
1) из чего складывается внутренний мир героев?
2) что помогло русскому солдату победить фашизм?
- Когда ответим на эти вопросы, тогда откроем тему урока.
Сгруппируйте героев. По какому принципу будете группировать? (участники войны, тыловики).
1 группа: сбор материала об участниках войны. (характер, портрет, награды, отношение к родителям, к Кате, к сослуживцам).
- Какое событие разделило жизнь Егора Дрёмова на 2 части? (выступает ученик с рассказом о Курской битве).
- Как писатель рисует портрет Дрёмова до и после ранения? Как он воевал? О чём говорит его улыбка? Какое впечатление производит обезображенное лицо Егора на окружающих? Что испытывает он, подходя к родному дому? Какую роль играет описание пейзажа? Когда появилось у Егора твёрдое решение уйти? Почему? Нужен ли Егор кому-нибудь с таким лицом, если дома никто его не узнал? Сломила ли беда Егора?
Вывод: - беда не сломило Егора, он не хочет чувствовать себя инвалидом, решает вернуться на фронт, бить врага;
- человек может быть красивым, если он даже лицом уродлив:
- прошёл через суровые опасности, которые не сломили, а наоборот, закалили.
2 группа сбор материала о тыловиках. (портрет, одежда, характер).
- Что примечательного заметили вы в поведении матери ещё во время пребывания Егора дома?
Вывод: - Катя любит Егора не за красивую внешность, не за богатство, а за душевную красоту;
- у людей, живших в тылу и приближавших победу, свой стойкий мужественный характер, и у них ядро имеется.
Заполнение таблицы
-
Участники войны
Тыловики
патриотизм
оптимизм
воинское братство
вера в победу
(оптимизм, патриотизм, мужество, любовь к родной земле, воинское братство, решительность, достоинство, гордость, стойкость, дружба, скромность, доброта, сердечность, душевная красота, вера в победу, )
Возвращение к задаче урока и открытие темы урока.
Герой рассказа Егор Дрёмов проявил характер в годы войны. По вашему мнению, можно ли проявить характер в мирное время?
- Автором рассказа является А.Н.Толстой, но ведь есть ещё один автор, рассказчик истории о Егоре Дрёмове, Иван Сударев. Такие произведения называются «рассказ в рассказе».
Заключительное слово учителя: (на фоне вечного огня) сегодня мы познакомились с главным героем рассказа Егором Дрёмовым. Но ведь Егор не один. Сколько их танкистов, лётчиков, горевших и погибавших в танках, самолётах, пехотинцев, разведчиков, связистов, которые отдали свою жизнь за наше счастье. И сегодня мы отдаём дань памяти всем героям Великой Отечественной войны.
4. Рефлексия: я сегодня на уроке…
5. Оценки:
6. Д/З (на выбор) 1. Написать пирамидальное письмо;
2. Прочитать рассказы Ивана Сударева.