Да, вот они, русские характеры ! ( по рассказу А. Н. Толстого Русский характер)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема : « Да, вот они, русские характеры!»

Цели образовательная: проанализировать поступки героев произведения; формировать читательскую культуру и навыки осознанного чтения.

развивающая: совершенствовать навыки устной речи; развитие творческих способностей.

воспитательная: воспитывать чувство патриотизма и гуманизма.

Задачи: расширить сведения о писателе;

рассмотреть, как раскрывается внутренний мир героев рассказа, приведший к победе над фашизмом.

Оборудование : стенд, презентация, текст.

Ход урока.

  1. Орг.момент (приветствие гостей).

  2. Слово учителя.

В этом году наша страна отмечает 70-летие со дня окончания Великой Отечественной войны.

- Что мы знаем о войне? Откуда черпаете информацию? (ответы учащихся). На фронт уходили и писатели, среди них Алексей Николаевич Толстой, автор рассказа «Русский характер», который вошёл в цикл «Рассказы Ивана Сударева» (1942-1944гг.). (выступает ученик по творчеству писателя ).

3. Анализ рассказа.

- Перечислите героев рассказа. (Егор, родители, Иван , Чувилёв, Катя). Запишите ассоциативный ряд к одному слову. (проверка работы)

- Найдите и прочитайте в тексте предложение со словом «ядро»

«На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чешуя с них слезает, как нездоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке ядро».

- Какой троп использован в предложении?

- Какая связь между героями рассказа и словом «ядро»? ( Все герои с ядром).

- Задачи урока:

1) из чего складывается внутренний мир героев?

2) что помогло русскому солдату победить фашизм?

- Когда ответим на эти вопросы, тогда откроем тему урока.

Сгруппируйте героев. По какому принципу будете группировать? (участники войны, тыловики).

1 группа: сбор материала об участниках войны. (характер, портрет, награды, отношение к родителям, к Кате, к сослуживцам).

- Какое событие разделило жизнь Егора Дрёмова на 2 части? (выступает ученик с рассказом о Курской битве).

- Как писатель рисует портрет Дрёмова до и после ранения? Как он воевал? О чём говорит его улыбка? Какое впечатление производит обезображенное лицо Егора на окружающих? Что испытывает он, подходя к родному дому? Какую роль играет описание пейзажа? Когда появилось у Егора твёрдое решение уйти? Почему? Нужен ли Егор кому-нибудь с таким лицом, если дома никто его не узнал? Сломила ли беда Егора?

Вывод: - беда не сломило Егора, он не хочет чувствовать себя инвалидом, решает вернуться на фронт, бить врага;

- человек может быть красивым, если он даже лицом уродлив:

- прошёл через суровые опасности, которые не сломили, а наоборот, закалили.

2 группа сбор материала о тыловиках. (портрет, одежда, характер).

- Что примечательного заметили вы в поведении матери ещё во время пребывания Егора дома?

Вывод: - Катя любит Егора не за красивую внешность, не за богатство, а за душевную красоту;

- у людей, живших в тылу и приближавших победу, свой стойкий мужественный характер, и у них ядро имеется.

Заполнение таблицы

Участники войны

Тыловики

патриотизм

оптимизм

воинское братство

вера в победу


(оптимизм, патриотизм, мужество, любовь к родной земле, воинское братство, решительность, достоинство, гордость, стойкость, дружба, скромность, доброта, сердечность, душевная красота, вера в победу, )

Возвращение к задаче урока и открытие темы урока.

Герой рассказа Егор Дрёмов проявил характер в годы войны. По вашему мнению, можно ли проявить характер в мирное время?

- Автором рассказа является А.Н.Толстой, но ведь есть ещё один автор, рассказчик истории о Егоре Дрёмове, Иван Сударев. Такие произведения называются «рассказ в рассказе».

Заключительное слово учителя: (на фоне вечного огня) сегодня мы познакомились с главным героем рассказа Егором Дрёмовым. Но ведь Егор не один. Сколько их танкистов, лётчиков, горевших и погибавших в танках, самолётах, пехотинцев, разведчиков, связистов, которые отдали свою жизнь за наше счастье. И сегодня мы отдаём дань памяти всем героям Великой Отечественной войны.

4. Рефлексия: я сегодня на уроке…

5. Оценки:

6. Д/З (на выбор) 1. Написать пирамидальное письмо;

2. Прочитать рассказы Ивана Сударева.













© 2010-2022