- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект Первый снег (урок развития речи)
Конспект Первый снег (урок развития речи)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Жумагалиева У.Н. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Урок развития речи «Первый снег»
Цели:
Ход урока:
Слово учителя
Ребята,у вас есть дневники для личных записей?
Я предлагаю вам записать свои слова и мысли в дневники (листочки).Начинаем записи даты.
Сейчас запишем первое слово,которое будет темой наших записей. Послушайте и определите это слово.
(Звучит пьеса «Тройка» - музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести «Метель»,учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б.Петрова).
... Вдруг земля становится белой.На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым,холодным,духовитым.
Что это?(Снег,снежок,снежище.) Запишем.
... Сами эти слова своим звучание вызывают у меня ощущение,будто вносишься на качелях,представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки.
Учитель раздаёт карточки , на каждой карандашом в уголке написано по одному слову: снег,вьюга,метель,пурга,поземка,моё настроение,птицы и т.д.
Напишите на карточке по два предложения на данные темы,чтобы сохранить память об услышенном.
А затем сложите и пронумеруйте карточки в такой последовательности,чтобы получился текст.Озаглавьте текст.(Групповая работа).
Слушаем текст
А теперь нарисуйте найденное вами в начале урока слово (снег).Вы теперь лексику,которую можно использовать и при создании рисунка,и при описании зимнего дня.Каким же бывает снег?
В результате работы появляется запись:
молочный
светло- жемчужный белый
тёмно- небесный
ярко- лазурный голубой
нежно- пепельный
серебристый серый
зелёный
синий
Рисунки,созданные ребятами,вывешиваются на доску.
А теперь добавьте к ним сравнения,олицетворения,эпитеты.В результате записи дополняются.Используя свои записи,напишите небольшой текст.Выразите своё отношение к снегу,своё настроение (5 мин.)
А теперь поработаем с текстом С.Иванова из серии «Каким бывает снег?» (Тексты размножены и розданы группам).
Силен и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля.Тянет к земле деревья... Солнце выглянет утром,загорится, высоко поднимается в небо.А небо сине,бездонно.Глянешь из окошки - что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь,и дух захватит.И сейчас же пожалеешь,что не взял вторых рукавиц... Мороз,ну и морозище! Много снегу -много и холоду.Солнце висит вверху,словно лампочка в холодильнике:светит,а не греет.Через поле проложена синяя тропинка.Идёшь по ней - ногу ставишь осторожно,как канатоходец.Чуть неверный шаг - по колено,а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото...
Разделите текст на абзацы,определите тип речи.(Работа в парах).
Обмен мнениями в группах,потом общее обсуждение.(4 абзаца.)
Примерный план
1.Январский снег.
2.Чудесный день.
3.Морозище.
4.Синяя тропинка. (Тип речи - описание)
А сейчас посмотрите на свои рисунки,вспомните и расскажите ,какой снег вы нарисовали.Слушаем всех.
Теперь попробуйте написать определение слова снег.Снег - это... (Групповая работа)
Снег - это зима,волшебство,веселье,Новый год,снежинки и т.д.
Заключение
Помните,у Пушкина - зимнее утро? Какое оно?
А вот у Рубцова «Выпал снег»:
Выпал снег - и все забылось,
Чем душа была полна!
Сердце проще вдруг забилось,
Словно выпал я вина.
Снег летит - гляди и слушай!
Так вот,просто и хитро,
Жизнь порой врачует душу...
Ну и ладно! И добро.
Ребята выделяют главное и записывают:
«Выпал снег - и всё забылось,чем душа была полна!...»
А чем она была полна?(Безнадёжностью,тоской,печалью и т.д.)
«Снег летит - гляди и слушай!»
Что слушать?Тишину,себя - в тебе что-то меняется от первого снега.Послушайте себя и запишите несколько строк дневник.Для памяти,просто так.