Конспект Первый снег (урок развития речи)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Урок развития речи «Первый снег»

Цели:

Ход урока:

Слово учителя

Ребята,у вас есть дневники для личных записей?

Я предлагаю вам записать свои слова и мысли в дневники (листочки).Начинаем записи даты.

Сейчас запишем первое слово,которое будет темой наших записей. Послушайте и определите это слово.

(Звучит пьеса «Тройка» - музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести «Метель»,учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Б.Петрова).

... Вдруг земля становится белой.На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым,холодным,духовитым.

Что это?(Снег,снежок,снежище.) Запишем.

... Сами эти слова своим звучание вызывают у меня ощущение,будто вносишься на качелях,представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки.

Учитель раздаёт карточки , на каждой карандашом в уголке написано по одному слову: снег,вьюга,метель,пурга,поземка,моё настроение,птицы и т.д.

Напишите на карточке по два предложения на данные темы,чтобы сохранить память об услышенном.

А затем сложите и пронумеруйте карточки в такой последовательности,чтобы получился текст.Озаглавьте текст.(Групповая работа).

Слушаем текст

А теперь нарисуйте найденное вами в начале урока слово (снег).Вы теперь лексику,которую можно использовать и при создании рисунка,и при описании зимнего дня.Каким же бывает снег?

В результате работы появляется запись:


молочный

светло- жемчужный белый

тёмно- небесный

ярко- лазурный голубой

нежно- пепельный

серебристый серый

зелёный

синий

Рисунки,созданные ребятами,вывешиваются на доску.

А теперь добавьте к ним сравнения,олицетворения,эпитеты.В результате записи дополняются.Используя свои записи,напишите небольшой текст.Выразите своё отношение к снегу,своё настроение (5 мин.)

А теперь поработаем с текстом С.Иванова из серии «Каким бывает снег?» (Тексты размножены и розданы группам).

Силен и спокоен январский снег. Тяжёлым холодным одеялом накрывает он поля.Тянет к земле деревья... Солнце выглянет утром,загорится, высоко поднимается в небо.А небо сине,бездонно.Глянешь из окошки - что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь,и дух захватит.И сейчас же пожалеешь,что не взял вторых рукавиц... Мороз,ну и морозище! Много снегу -много и холоду.Солнце висит вверху,словно лампочка в холодильнике:светит,а не греет.Через поле проложена синяя тропинка.Идёшь по ней - ногу ставишь осторожно,как канатоходец.Чуть неверный шаг - по колено,а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото...

Разделите текст на абзацы,определите тип речи.(Работа в парах).

Обмен мнениями в группах,потом общее обсуждение.(4 абзаца.)

Примерный план

1.Январский снег.

2.Чудесный день.

3.Морозище.

4.Синяя тропинка. (Тип речи - описание)

А сейчас посмотрите на свои рисунки,вспомните и расскажите ,какой снег вы нарисовали.Слушаем всех.

Теперь попробуйте написать определение слова снег.Снег - это... (Групповая работа)

Снег - это зима,волшебство,веселье,Новый год,снежинки и т.д.

Заключение

Помните,у Пушкина - зимнее утро? Какое оно?

А вот у Рубцова «Выпал снег»:

Выпал снег - и все забылось,

Чем душа была полна!

Сердце проще вдруг забилось,

Словно выпал я вина.

Снег летит - гляди и слушай!

Так вот,просто и хитро,

Жизнь порой врачует душу...

Ну и ладно! И добро.

Ребята выделяют главное и записывают:

«Выпал снег - и всё забылось,чем душа была полна!...»

А чем она была полна?(Безнадёжностью,тоской,печалью и т.д.)

«Снег летит - гляди и слушай!»

Что слушать?Тишину,себя - в тебе что-то меняется от первого снега.Послушайте себя и запишите несколько строк дневник.Для памяти,просто так.

© 2010-2022