«ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА МБОУ «НАМСКАЯ СОШ №2» МО «НАМСКИЙ УЛУС» РС (Я)

В статье систематизирован опыт работы учителей школы по гуманитарному образованию.Самой важной проблемой в преподавании русского языка в якутском селе является отсутствие языковой среды. Ученик слышит русскую речь, говорит на русском только на уроке. Вместе с тем, поскольку наша школа является русскоязычной, языком обучения является русский, дети должны владеть русским языком свободно как носители языка. Поэтому мы стараемся создать в школе языковую среду.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА МБОУ «НАМСКАЯ СОШ №2» МО «НАМСКИЙ УЛУС» РС(Я)

Петрова Айталина Степановна,

Заместитель директора по УМР МОУ «Намская СОШ №2»

В Намской средней школе №2 учится 545 детей. Работает 57 педагогов, из которых 19 учителей-гуманитариев: 7 учителей РЯЛ, 5 учителей английского языка, 4 учителя истории и 2 учителя ЯЯ и ЯНК. Из числа учителей-гуманитариев три учителя имеют высшую категорию, 6 учителей - первую, остальные - вторую и базовую категории.

Самой важной проблемой в преподавании русского языка в селе является отсутствие языковой среды. Ученик слышит русскую речь, говорит на русском только на уроке. Вместе с тем, поскольку наша школа является русскоязычной, языком обучения является русский, дети должны владеть русским языком свободно как носители языка. В советское время носителей русского языка было много как среди жителей села, так и среди учеников и учителей. Выпускники тех лет чисто и свободно говорят как на русском, так и на якутском. Нынче же у нас преобладает якутскоязычный контингент и особенно дети, перешедшие из сельских школ, затрудняются говорить по-русски. Поэтому мы стараемся создать в школе языковую среду.

Преподавание истории, обществознания и права в нашей школе неразрывно связано с концепцией патриотического воспитания. С 2007 года ведем уроки Намоведения, право преподается как профильный час на основе КОУ.

Наша школа активно участвует в дистанционных олимпиадах и конкурсах. В течение 2008-2009 учебного года 64% учащихся дистанционно участвовали и часть стала призерами республиканских Интернет-олимпиад, Всероссийских дистанционных олимпиад «Эйдос», Всероссийского игры-конкурса «Золотое руно», Международного конкурса «Кенгуру», VI-го Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев, Всероссийского конкурса «В любую погоду», Всероссийского фестиваля НИР учащихся «Портфолио».

К массовым формам внеклассной работы относятся предметные недели, которые проводятся ежегодно во всех школах. Мы стараемся каждую неделю проводить оригинально, чтобы она запомнилась детям, оставила след в их душах. В прошлом году в год 210 -летия А.С. Пушкина учителя Маркова Ирина Дмитриевна и Петрова Айталина Степановна составили литературную «Свою игру» по биографии и творчеству Поэта. В последние годы стали проводить конкурсы презентаций на различные темы.

Одним из наших излюбленных, но вместе с тем, и самых трудоемких форм работы является создание литературно-художественных композиций, инсценировок. Инсценировки мы ставили и в прежние годы: в 2004 году организовали литературный салон к 190-летию М.Ю. Лермонтова. В 2007 году композицию, посвященную Сергею Есенину. В этом году в связи 150-летним юбилеем А.П. Чехова конкурс инсценировок.

Кружковая работа ведется бесплатно или на основе проектных часов. Ежегодно в апреле проводим отчет и ярмарку элективных и проектных часов, где каждый учитель отчитывается о проделанной за год работе и презентует программу элективного часа, который он хотел бы вести в следующем году. В настоящее время у нас ведутся проектные и элективные часы по 48 утвержденным директором и согласованным в МНИЦ программам.

В целях повышения юношеского потенциала школа с 2007 года проводит Юношескую научно-практическую конференцию. На первой конференции приняло участие 152 учащихся из школ улуса. Вторая конференция приобрела статус республиканской и прошла дистанционно: приняло участие 179 юношей из разных улусов республики.

Современное образовательное учреждение может стать беспомощным без творчески работающего учителя. Мы воочию убеждаемся, что новые технологии расширяют наши возможности, позволяют сэкономить драгоценное учительское время. С 2009 года методику ВЕБ-квест активно применяют учителя русского языка и литературы Молчанова Л.И. и Кириллина Т.Г., учитель истории Винокурова М.З., учитель английского языка Гурьева А.А. Двухгодичный опыт показал, что работа по данной технологии не вызывает особых трудностей в старших классах.

Специально для учителей истории, для облегчения труда начинающего пользователя ИКТ учитель истории Винокурова Мария Захаровна подготовила разработку инновационного учебно-методического комплекса «Проектная деятельность с применением ИКТ на уроках истории». Данная разработка состоит из разделов с теоретическим материалом по истории России для 9-10 классов, с практическими работами учащихся по пройденным темам, с подборкой списка Интернет-ресурсов для учителя - предметника.

Учителями РЯЛ Молчановой и Кириллиной разработана мультимедиа -энциклопедия «Серебряный век русской культуры». Пособие содержит информации о наиболее значительных деятелях литературы и искусства рубежа 19-20 веков. Биографические сведения дополнены репродукциями, фрагментами литературных, музыкальных произведений и кинофильмов. Учителя Эверстова и Маркова разработали тесты по русскому языку.

Таким образом, в нашей школе гуманитарному образованию уделяется серьезное внимание, ибо мы понимаем, что гуманитарное образование, это, прежде всего, воспитание нравственности. Качество жизни, общества зависит от качества человека, его духовного и нравственного содержания.

© 2010-2022