Шварц Е. Л. Сказка о потерянном времени

1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава). 2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение: *умения давать героям оценку, *умения воссоздавать прочитанное *умения раскрывать причинно-следственные связи. 3. Воспитательный аспект. Создать условия ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по литературе Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»


Тема: «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цели урока: 1. Образовательный аспект. Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в статичной паре, в статичной группе (в группе постоянного состава).
2. Развивающий аспект. Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение: *умения давать героям оценку, *умения воссоздавать прочитанное *умения раскрывать причинно-следственные связи.
3. Воспитательный аспект. Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени. Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения. Оборудование: проектор, компьютер, диск с записью ритмичной музыки и релаксацией, портрет Е.Шварца, модель волшебных часов, цветной картон, клей, картинки для коллажа, папка для файлов, картинки-личики.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Создание эмоционального настроя.

- Тише, тише, дан звонок

- Начинается урок.

- Здравствуйте, ребята (дети сидят группами).

Наш урок необычен. У нас много гостей. - А как встречают гостей? Давайте улыбнёмся им, и будем дружно работать.

2. Актуализация знаний.

Посмотрите на доску. Здесь перепутались пословицы. Попробуйте их собрать (соединяют стрелочками на доске) коли делать нечего да не откладывай дела потехе час скучен день до вечера откладывай безделье делу время

- Что объединяет все эти пословицы? (они о том, что время необходимо проводить с пользой, т.к. время без дела - время, потраченное зря).

- Какая пословица является названием раздела? (Делу время - потехе час).

Учитель: Время - это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается - чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну. В этом мы с вами убедились, прочитав сказку Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени".

Сегодня на уроке продолжим работать по этой сказке.

Учитель: Ребята, дома вы должны были внимательно прочитать сказку, побольше узнать об авторе, подготовить пословицы и поговорки по теме, вспомнить, что такое сказка и какие сказки бывают.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Я знаю, что многие из вас очень добросовестно подготовились к уроку. Что вы можете рассказать о Е.Л. Шварце? Ответы детей Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, а точнее сказать, в городе Казани, давным-давно, в 1896 году, появился на свет ребёнок. И никто не догадывался, что именно в этот день, 21 октября, родился сказочник - волшебник, который жил среди людей под именем Евгений Львович Шварц. Ещё при жизни сказочника назвали одним из лучших драматургов века, а после смерти имя его стало символом детства, добра и любви. Итак, наша сказка - быль о добром Волшебнике продолжается. Отец Жени - Лев Борисович, из старых земских врачей. Он был одаренным человеком: прекрасно пел, хорошо играл на скрипке, выступал в театре. Мать Жени - Мария Фёдоровна, тоже была прекрасной актрисой. Не случайно любовь к театру жила в сердце мальчика. Но быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.
3. Работа с текстом.
Учитель: А теперь вспомним, как начиналась вся эта история. Кто были героями сказки?
Дети: Главный герой сказки - Петя Зубов - ученик третьего класса четырнадцатой школы и его друзья по несчастью Маруся Поспелова, ученица третьего класса, ученик второго класса Зайцев Вася и ученица третьего класса Наденька Соколова. Учитель: Какое же несчастье их объединило? Дети: "Состарились бедные дети, и сами того не заметили - ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята - старыми стариками".
3. Создание проблемной ситуации. Формулирование целей урока.
- Фантазия Е.Л.Шварца была неистощима, а он сам был великим тружеником. Писатель всегда старался не тратить времени попусту, как это неосторожно сделали в сказке ленивые школьники. -
Представьте себя на их месте. Не правда ли страшно?

- Как же надо жить, чтобы не терять времени зря? (Вопрос открывается на доске). - Чтобы ответить на этот вопрос, давайте разберёмся в поступках героев, дадим им характеристику. (Вбегает Петя Зубов - старичок с часами).

Петя: - Ребята, меня никто не узнаёт ни в школе, ни дома. А вы-то хоть узнали? (Петя Зубов).

- Вы слышали, какая беда со мной случилась? (Злые волшебники украли молодость). (Петя плачет).

Учитель: - Петя, не плачь. Мы тебе сможем помочь? Петя: - Да, вот волшебные часы, если вы быстро выполните все задания, на которые они покажут, я смогу найти своих друзей по несчастью и превратиться обратно в мальчика. Учитель: - Ребята, поможем Пете? (Да).

Петя: - Спасибо. Ребята, приступайте немедленно к делу, и я тоже не буду терять времени - пойду искать заколдованных детей.
4. Проверка домашнего чтения.
- Часы показывают на 1 задание: - Почему дети превратились в молодых старичков? (Всюду опаздывали, от всех отставали). - Найдите доказательства в тексте. (с. 4 Жил - был мальчик: до И вот однажды:). (с.7 Вот ведь как, : до А время, потерянное:)
Задание 2: - По каким приметам Петя находил собратьев по несчастью? Для этого давайте проведём игру Да - нет. - Я буду вам говорить - если вы согласны с моими утверждениями, то берётесь за руки и поднимаете их вверх, если нет, то мотаете головой. Итак, начнём. - Старушка сидит на скамейке и болтает ногами. (Да). - Кого из девочек Петя нашёл таким образом? (Марусю Поспелову). - Старушка идёт с большой корзиной. (Нет, это была не школьница). - Старик прицепился к трамваю № 9. (Да). - Кто это был? (Зайцев Вася). - Старик несёт ведро и кисть. (Нет). - Старик посыпает тротуар песком. (Нет). - Старушка играет в классики на одной ножке. (Да). - Кто эта старушка? (Соколова Надя). - Молодцы, вы хорошо знаете сказку.
Задание 3:

- Как и в любом произведении есть самый напряжённый момент. Давайте найдём его и прочитаем по ролям. (с.14 Влез Петя Зубов: до Посмотрите ребята:) (Читают 3 человека: автор, Маруся, Петя).
Задание 4: -Часы предлагают нам отдохнуть.
Физкультминутка:

Мы осанку исправляем,

Спинки дружно прогибаем,

Вправо, влево мы нагнулись,

До носочков дотянулись.

Плечи вверх, назад и вниз.

Улыбайся и садись.
Задание 5.

Учитель. - Почему злые волшебники превратили Петю Зубова в старичка? Ученики. Отставал в учебе, опаздывал на занятия, не тужил.

Учитель. - Найдите отрывок и зачитайте: из-за чего расстроился Петя Зубов, став старичком? Ученики. (С. : « Какой я одинокий, несчастный старик! Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… Никому не нужен… Даже пенсии не дадут, ведь я всего три года работал. Да и как работал - на двойки да на тройки. И главное, ничему не успел научиться»)
Задание 6.

Учитель. - Кто является главными действующими лицами второй части? - На какие две группы их можно разделить? Ученики. Дети Злые волшебники Петя Зубов Сергей Владимирович Маруся Поспелова Ольга Капитоновна Надя Соколова Марфа Васильевна Вася Зайцев Пантелей Захарович Учитель. - Как вы думаете, почему Е.Л. Шварц называет волшебников злыми? Ученики. Время, потерянное ребятами, забрали волшебники себе. Попросту они время украли. Учитель. -Найдите в учебнике и ответьте, как Марфа Васильевна характеризует детей, которых они превратили в старичков? Ученики. -«Лентяи, до 77 и сосчитать не сумеют, сразу собьются» с.28 Учитель. - А что о детях говорит Пантелей Захарович? Ученики.«Не придут они к 12 часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают» с. 28
Задание 7. - Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Герои-дети и герои-волшебники. Какие качества человека присущи им? Выберите и разложите карточки в две группы. (На партах учителем заранее приготовлен раздаточный материал: Дети Волшебники Испуганные, злые, ленивые, себялюбивые, дружные, завистливые, смелые, хмурые.)

Учитель. - Прочитайте качества, присущие детям.

- Прочитайте качества, характеризующие волшебников.

- Кто не согласен с таким распределением качеств главных героев? (После работы в парах, учащиеся доказывают свою точку зрения)

Учитель. - Выберите, какие качества человеку надо воспитывать в себе? - Почему другие качества не выбрали?
Задание 8

Учитель. - Найдите и прочитайте, какую тайну узнал Петя? Ученики. (с. : «К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек, стоит ему только захотеть. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в 12 часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на 77 кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибн
ем»)
Задание 9

Учитель. - Ребята, продолжим работу по группам. Во время работы помните о правилах «дружной работы». - Каждая группа получит свое задание:
Задание 10 (Задания для работы в группе. 1.) I. Чтецы: найдите и прочитайте, по каким признакам искал Петя старичков-школьников. Ученики. Старички вели себя как дети: играли в мячик в трешки, выковыривали изюм из булки, катались на «колбасе» трамвая, играли в классики. (Задания для работы в группе. 2. ) II. Артисты: найдите в сказке отрывок, который может доказать, что старые люди вели себя как дети. Проинсценируйте. Ученики. (1. Маруся Поспелова выковыривала изюм из булки, сидя на лавке. 2.Маруся Поспелова играла мячиком в трешки. 3.Надя Соколова играла в классы, скакала на одной ножке. 4.Вася Зайцев катался на «колбасе» трамвая).
Задание 11 - Ответьте на вопрос, который задали в начале урока (вопрос на доске). - Как надо жить, чтобы не терять времени? (ценить время, не откладывать дела на потом,:.)
Задание 12 : Когда стрелки сходятся в цифре 12, обычно происходит какое- то чудо. Как во многих сказках, в нашей тоже должно произойти чудо... (Вбегает в класс Петя Зубов-мальчик). - Ребята, вы помогли мне и моим друзьям снова стать детьми. Теперь я понял, что время- это жизнь, а жизнь дана на добрые дела. Ведут часы секундам счёт Ведут минутам счёт. Часы того не подведут, Кто время бережёт... :С часами дружба хороша! Работай, отдыхай, Уроки делай не спеша И книг не забывай!

5. Рефлексия деятельности на уроке.

Учитель. - Какой урок мы можем извлечь из этой сказки? - Давайте сделаем обобщение, в каком предложении заключается главная идея сказки? Процитируйте.

Ученики. «Человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет»

Учитель. - Какие же выводы вы сделали для себя после чтения сказки Е.Л. Шварца?
Домашнее задание
1. Подготовьте подробный пересказ одной из частей сказки. Кто желает, может сочинить свою сказку о лени, трудолюбии, о взаимовыручке, о цене времени.
Фиксация интереса к уроку
Учитель.- А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему? Выберите, пожалуйста, смайлик и объясните свой выбор. Ученики. Выбирают один из смайликов и объясняют свой выбор (радостное настроение, безразличие, грустное, печальное настроение) Учитель.- Спасибо за урок, ребята.
Дополнительно.
Работа над пословицами и поговорками.

- Заметили ли вы, что в сказке автор употребляет пословицы и поговорки? - Найдите и объясните их смысл. (Выписать на доску). (Всё пропало. Держать ухо востро. Как сквозь землю провалился. И в ус не дует. Не терять времени даром. Терять время понапрасну.)

© 2010-2022