Мастерская творческого письма по теме Диалог

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Диалог»

(мастерская творческого письма)

5 класс





Васильева Джамиля Зубайдовна







Русский язык. 5 класс

МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА

Тема урока: Диалог

Цели:

  1. Развивать творческие способности учащихся.

  2. Научить создавать диалоги по предложенным моделям.

  3. Научить расстановке знаков препинания в диалоге.

  4. Воспитывать уважение к мастерам слова

Для работы с диалогами предлагается 4 вида работ: диалог без слов автора, диалог со словами автора, творческий диалог, басня

1. Диалог без слов автора

Проанализируй, как построен диалог между продавцом и покупателем

-Здравствуйте, у вас есть антибиотик затрин?

- Есть затрин, а еще есть его более дешевый заменитель азитромицин. Вам в таблетках или в ампулах?

- Мне в таблетках. А сколько стоит именно затрин? Я лучше возьму то, что дороже.

- Сто шестьдесят рублей пятьдесят копеек.

- А сколько таблеток в упаковке?

- Шесть штук. Вам продавать?

- Да, вот возьмите двести рублей и мелочь.

- Вот ваша сдача и лекарство. Спасибо за покупку!

  • Всего доброго!

Каждая реплика пишется с новой строки, а перед репликами ставится тире. Слова автора отсутствуют.

2. Напиши диалог, который мог бы состояться между тобой и продавцом цветов на рынке

4. Диалог со словами автора

Проанализируй, как построен диалог между Маленьким Принцем и Продавцом в сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери

- Добрый день, - сказал Маленький принц.

- Добрый день, - ответил торговец.

Он торговал усовершенствованными пилюлями, которые утоляют жажду. Проглотишь такую пилюлю - и потом целую неделю не хочется пить.

- Для чего ты их продаешь? - спросил Маленький принц.

- От них большая экономия времени, - ответил торговец. - По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю.

- А что делать в эти пятьдесят три минуты?

- Да что хочешь.

«Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, - подумал Маленький принц, - я бы просто-напросто пошел к роднику…»

  1. Как видим, перед каждой репликой ставится тире. После реплики перед словами автора ставится запятая и тире.

- Добрый день, - сказал Маленький принц.

- Добрый день, - ответил торговец.

4 . Если же реплика разрывается словами автора, то перед словами автора ставится сочетание запятой и тире, а после слов автора ставится точка и тире.

- От них большая экономия времени, - ответил торговец. - По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю.

5. Продолжи диалог Маленького Принца и Стрелочника.

Помни, что тире ставится:

  • Перед каждой репликой

  • Перед словами автора и после слов автора внутри реплики.

6. Добрый день, - сказал Маленький принц.

- Добрый день, - отозвался стрелочник.

- Что ты здесь делаешь? - спросил Маленький принц.

- Сортирую пассажиров, - отвечал стрелочник. - Отправляю их в поездах по тысяче человек за раз - один поезд направо, другой налево.

И скорый поезд, сверкая освещенными окнами, с громом промчался мимо, и будка стрелочника вся задрожала.

7. - Как они спешат, - удивился Маленький принц. - Чего они ищут?

- Даже сам машинист этого не знает, - сказал стрелочник.

И в другую сторону, сверкая огнями, с громом пронесся еще один скорый поезд.

- Они уже возвращаются? - спросил Маленький принц.

- Нет, это другие, - сказал стрелочник. - Это встречный.

- Им было нехорошо там, где они были прежде?

- Там хорошо, где нас нет, - сказал стрелочник.

8. И прогремел, сверкая, третий скорый поезд.

- Они хотят догнать тех, первых? - спросил Маленький принц.

- Ничего они не хотят, - сказал стрелочник. - Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.

- Одни только дети знают, чего ищут, - промолвил Маленький принц. - Они отдают всю душу тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут…

- Их счастье, - сказал стрелочник.

____________ Продолжи диалог!__________________

9. Творческий диалог

Прочитай ститхотворение М.Ю. Лермонтова «Утес». О чем оно?

На севере диком стоит одиноко
‎На голой вершине сосна,
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
‎Одета, как ризой, она.

И снится ей всё, что в пустыне далёкой -
‎В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
‎Прекрасная пальма растёт.

Напиши диалог, который мог бы произойти при встрече сосны

и пальмы

10. БАСНЯ

Проанализируй, как построен диалог в басне И.А. Крылова «Свинья под дубом»

Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей с Дубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".-
"Пусть сохнет", говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;

11. Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".-
"Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут:
"Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
______

Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.

12. Придумай басню в прозе о дереве и птице. Дерево недовольно тем, что птица свила у него на ветвях гнездо и оно ничего за это не получает. Придумай мораль басни.



© 2010-2022