- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Мастерская творческого письма по теме Диалог
Мастерская творческого письма по теме Диалог
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Васильева Д.З. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Диалог»
(мастерская творческого письма)
5 класс
Васильева Джамиля Зубайдовна
Русский язык. 5 класс
МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА
Тема урока: Диалог
Цели:
-
Развивать творческие способности учащихся.
-
Научить создавать диалоги по предложенным моделям.
-
Научить расстановке знаков препинания в диалоге.
-
Воспитывать уважение к мастерам слова
Для работы с диалогами предлагается 4 вида работ: диалог без слов автора, диалог со словами автора, творческий диалог, басня
1. Диалог без слов автора
Проанализируй, как построен диалог между продавцом и покупателем
-Здравствуйте, у вас есть антибиотик затрин?
- Есть затрин, а еще есть его более дешевый заменитель азитромицин. Вам в таблетках или в ампулах?
- Мне в таблетках. А сколько стоит именно затрин? Я лучше возьму то, что дороже.
- Сто шестьдесят рублей пятьдесят копеек.
- А сколько таблеток в упаковке?
- Шесть штук. Вам продавать?
- Да, вот возьмите двести рублей и мелочь.
- Вот ваша сдача и лекарство. Спасибо за покупку!
-
Всего доброго!
Каждая реплика пишется с новой строки, а перед репликами ставится тире. Слова автора отсутствуют.
2. Напиши диалог, который мог бы состояться между тобой и продавцом цветов на рынке
4. Диалог со словами автора
Проанализируй, как построен диалог между Маленьким Принцем и Продавцом в сказке «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери
- Добрый день, - сказал Маленький принц.
- Добрый день, - ответил торговец.
Он торговал усовершенствованными пилюлями, которые утоляют жажду. Проглотишь такую пилюлю - и потом целую неделю не хочется пить.
- Для чего ты их продаешь? - спросил Маленький принц.
- От них большая экономия времени, - ответил торговец. - По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю.
- А что делать в эти пятьдесят три минуты?
- Да что хочешь.
«Будь у меня пятьдесят три минуты свободных, - подумал Маленький принц, - я бы просто-напросто пошел к роднику…»
-
Как видим, перед каждой репликой ставится тире. После реплики перед словами автора ставится запятая и тире.
- Добрый день, - сказал Маленький принц.
- Добрый день, - ответил торговец.
4 . Если же реплика разрывается словами автора, то перед словами автора ставится сочетание запятой и тире, а после слов автора ставится точка и тире.
- От них большая экономия времени, - ответил торговец. - По подсчетам специалистов, можно сэкономить пятьдесят три минуты в неделю.
5. Продолжи диалог Маленького Принца и Стрелочника.
Помни, что тире ставится:
-
Перед каждой репликой
-
Перед словами автора и после слов автора внутри реплики.
6. Добрый день, - сказал Маленький принц.
- Добрый день, - отозвался стрелочник.
- Что ты здесь делаешь? - спросил Маленький принц.
- Сортирую пассажиров, - отвечал стрелочник. - Отправляю их в поездах по тысяче человек за раз - один поезд направо, другой налево.
И скорый поезд, сверкая освещенными окнами, с громом промчался мимо, и будка стрелочника вся задрожала.
7. - Как они спешат, - удивился Маленький принц. - Чего они ищут?
- Даже сам машинист этого не знает, - сказал стрелочник.
И в другую сторону, сверкая огнями, с громом пронесся еще один скорый поезд.
- Они уже возвращаются? - спросил Маленький принц.
- Нет, это другие, - сказал стрелочник. - Это встречный.
- Им было нехорошо там, где они были прежде?
- Там хорошо, где нас нет, - сказал стрелочник.
8. И прогремел, сверкая, третий скорый поезд.
- Они хотят догнать тех, первых? - спросил Маленький принц.
- Ничего они не хотят, - сказал стрелочник. - Они спят в вагонах или просто сидят и зевают. Одни только дети прижимаются носами к окнам.
- Одни только дети знают, чего ищут, - промолвил Маленький принц. - Они отдают всю душу тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут…
- Их счастье, - сказал стрелочник.
____________ Продолжи диалог!__________________
9. Творческий диалог
Прочитай ститхотворение М.Ю. Лермонтова «Утес». О чем оно?
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой -
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.
Напиши диалог, который мог бы произойти при встрече сосны
и пальмы
10. БАСНЯ
Проанализируй, как построен диалог в басне И.А. Крылова «Свинья под дубом»
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
"Ведь это дереву вредит",
Ей с Дубу ворон говорит:
"Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".-
"Пусть сохнет", говорит Свинья:
"Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
11. Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".-
"Неблагодарная!" примолвил Дуб ей тут:
"Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было,
Что эти желуди на мне растут".
______
Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
12. Придумай басню в прозе о дереве и птице. Дерево недовольно тем, что птица свила у него на ветвях гнездо и оно ничего за это не получает. Придумай мораль басни.