Литература: рабочая программа для техникумов

Содержание 1.      Паспорт программы учебной дисциплины. 2.      Структура и содержание учебной программы. 3.      Условия реализации программы учебной дисциплины. 4.      Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. 1.1.            Область применения программы Программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. 1.2.            Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного)  общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской  Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05. 2007 №03 – 1180) ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РХ

ГБОУ РХ СПО «Черногорский горно-строительный техникум»



Утверждаю:_______________________________________

«____»______________ 2013г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»























2013

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана на основе примерной программы «Литература». Лаборатория содержания и технологий общего образования в системе НПО и СПО Центра профессионального образования ФИРО.

Организация-разработчик: ГБОУ РХ СПО «Черногорский горно-строительный техникум»

Автор: Луферчик Ангелина Станиславовна, преподаватель русского языка и литературы.





Содержание

  1. Паспорт программы учебной дисциплины.

  2. Структура и содержание учебной программы.

  3. Условия реализации программы учебной дисциплины.

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.













ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Литература» предназначена для изучения литературы в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05. 2007 №03 - 1180) литература в учреждениях среднего профессионального образования (СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

- освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов интернета, специальной и научно-популярной литературы;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

- применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

- осваивать элементы содержания дисциплины, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры;

- обеспечивать миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру;

- работать с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

- готовиться к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

- составлять тексты для самоконтроля;

- составлять библиографические карточки по творчеству писателя;

- готовить рефераты;

- работать со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- историко-культурный процесс 19 века;

- периодизацию русской литературы 19 века;

- самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала);

- взаимодействие русской и западноевропейской литературы в 19 веке;

- феномен русской литературы;

- взаимодействие разных литературных стилей и направлений;

- литературную критику;

- эстетическую полемику;

- журнальную полемику;

- общую характеристику культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20 веков и его отражение в литературе;

- неповторимость развития русской культуры;

- новаторство литературы начала 20 века;

- многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы послереволюционных лет;

- роль искусства в жизни общества;

- полемику по вопросам литературы;

- противоречивость развития культуры в 20 годы;

- литературные группировки и журналы;

Полемику партии в области литературы в 20-е годы;

- становление новой культуры в 30-е годы;

- новые тенденции в литературе 50 - 80-х годов;

- публицистическую направленность художественных произведений 80-х годов.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки - 176 часов, в том числе:

обязательной аудиторной нагрузки обучающегося - 117 часов (1семестр - 51 час, 2 семестр - 66 часов);

самостоятельной работы: 59 часов.

  1. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

    1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

176

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


практические занятия


контрольные работы

2

Самостоятельная работа студентов (всего)

59

в том числе:


ответы на контрольные вопросы



  1. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Литература 19 века.

Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность русской литературы.

2

1

8


Тема 1.1. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина

Лирика: «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», « Подражания Корану», «Элегия», «…Вновь я посетил…».

2

2

Тема 1.2. Тема поэта и поэзии, любви и дружбы в творчестве А.С. Пушкина. Философская лирика

Тематическое многообразие лирики. Свобода как философский идеал.

«Медный всадник». Интерпретация конфликта человека и власти, неоднозначность его решения в поэме. Стихия и разум. Философское осмысление темы бунта.

2


Тема 1.3. Поэтический мир М.Ю.Лермонтова

Лирика: «Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу» (для обязательного изучения)

«Гляжу на будущность с боязнью…», «Есть речи- значенье…» , «Благодарность» (по выбору)

Лирическое Я поэта и его воплощение в поэтическом тексте. Своеобразие поэтического видения мира. Философское начало в лирике.

Поэзия М.Ю. Лермонтова в восприятии читателей разных эпох.

2


Тема 1.4.

Н.В. Гоголь, биография, «Петербургские повести». Мотивы личного и социального разочарования.

«Портрет». Тема искусства и ее философская интерпретация на страницах повести. Образ главного героя и средства его создания. Своеобразие композиции.

Произведения Н.В. Гоголя и их читательская интерпретация.

2



Самостоятельная работа студентов:



А.С. Пушкин, поэма «Медный всадник»

2

3

М.Ю. Лермонтов, поэма «Демон»

2

1

М.Ю. Лермонтов «Маскарад».

2

2

Раздел 2. Русская литература второй половины 19 века

Художественный мир русской литературы второй половины XIX века.

42

2

Тема 2.1. Культурно-историческое развитие России Середины 19 века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы

Художественные открытия русской литературы: эпоха русского романа, своеобразие русской драматургии.

2


Тема 2.2. Биография и творческий путь А.Н. Островского. Драма «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы

Художественный мир А.Н.Островского.

Театр Островского и традиции русской классической драматургии.

«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра. Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.

2


Тема 2.3. Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры.

Тема греха и святости и ее современная интерпретация.

2


Тема 2.4. Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ в драме А.Н.Островского «Гроза». Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Споры вокруг образа главной героини. (Статьи Н.А. Добролюбова, Д.И.Писарева, А.А.Григорьева)

2


Тема 2.5. Авторская позиция А.Н. Островского и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика «Грозы»

Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.

2


Тема 2.6. И.А.Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов» - прошлое и будущее России (обзор).

Художественный мир И.А. Гончарова.

«Обломов». Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцом. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Обломовка, обломовцы, обломовщина. Авторский приговор идеалам главного героя.

Споры вокруг образа Обломова (Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина», А.В. Дружинин «Обломов», роман И.А.Гончарова)

2


Тема 2.7. И.С.Тургенев. Сведения из биографии. Роман «Отцы и дети». Временной всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа

Художественный мир И.С.Тургенева.

Своеобразие авторской концепции мира, эстетические и этические позиции писателя, жанровое многообразие творчества.

2


Тема 2.8. Нравственная проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова

«Отцы и дети». Смысл названия, полемический пафос, своеобразие композиции, система художественных образов. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.

Споры об образе главного героя и нигилизме в русской критике (Статьи М.А.Антоновича, Д.И.Писарева, Н.Н.Страхова)

2


Тема 2.9. Поэзия Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Поэзия как выражение идеала и красоты

Художественный мир Ф.И.Тютчева.

«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» (для обязательного изучения)

«Осенний вечер», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Тени сизые сместились…»

Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. Вечные проблемы человеческого бытия и их осмысление в философской лирике.

Художественный мир А.А. Фета.

«Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» (для обязательного изучения)

«Вечер», «На заре ты ее не буди», «Заря прощается с землею…» (по выбору)

Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.

2


Тема 2.10. Н.А. Некрасов. Сведения из биографии. Поэзия Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет

Художественный мир Н.А.Некрасова (6).

«В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия», «О Муза! Я у двери гроба…» (для обязательного изучения).

«Праздник жизни- молодости годы…», «Рыцарь на час», «Размышления у парадного подъезда» (по выбору).

Основные жанры и темы поэзии Н.А.Некрасова. Тема народа и родины как ведущая в творчестве поэта.

2


Тема 2.11. Многообразие крестьянских типов в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Проблема счастья

Крестьянские типы в изображении Некрасова.

2


Тема 2.12. Образ женщины в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Авторская позиция.

Ключи от «счастья женского» (Некрасов, поэма «Кому на Руси жить хорошо».

2


Тема 2.13. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы

Проблема счастья и ее разрешение. Фольклорная основа поэмы.

2


Тема 2.14. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина.

Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина.

«История одного города». Смысл названия, споры о жанровой природе произведения, трактовка финала.

Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Город-гротеск в изображении писателя, образы градоначальников.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина.

2


Тема 2.15. Ф.М. Достоевский. Сведения из биографии. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе

Жанровое многообразие лирики. Основные темы, мотивы и образы.

Художественный мир Ф.М.Достоевского. Достоевский и нигилизм. «Преступление и наказание». Жанровое своеобразие.

2


Тема 2.16. Социальная и нравственно-философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе

Русская действительность в художественном мире романа. Петербургская тема. Нравственно- философская проблематика. Тема преступления и наказания и ее интерпретация на страницах романа.

2


Тема 2.17. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова

Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.

2


Тема 2.18. Страдание и очищение в романе Ф.М. Достоевского в романе «Преступление и наказание». Своеобразие воплощения авторской позиции в романе

«Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох.

2


Тема 2.19.

Л.Н. Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя (обзор)

Личность Л.Н.Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.

«Война и мир». История создания, особенности художественной структуры, жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий война и мир.

Основные персонажи романа. Поиски «мира» и своего места в жизни любимых героев Толстого.

2


Тема 2.20. А.П. Чехов. Сведения из биографии. Художественное совершенство рассказов Чехова.

Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Символические образы

2


Тема 2. 22. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

Авторская позиция и способы ее реализации.

Рассказы «Студент», «Ионыч», «человек в футляре», «Дама с собачкой».

Проблема человеческого счастья в рассказах. Вопрос о назначении человека.



Самостоятельная работа студентов:



Н.Г. Чернышевский, роман «Что делать?»

2

3

А.К. Толстой, поэзия.

2

1

К. Хетагуров. Стихотворения из сборника «Осетинская лира».

2

2

Н. С. Лесков, повесть «Очарованный странник».

2

3

Л.Н. Толстой, роман «Война и мир».

3

2

Литература 20 века

65

2

Раздел 3. Введение. Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20-х веков и его отражение в литературе. Русская литература на рубеже веков

Развитие реализма на рубеже веков. Продолжение и переосмысление традиций реализма XX века в творчестве русских писателей. Неоромантические тенденции в русской прозе

2

1

Тема 3.1.

И.А. Бунин. Сведения из биографии. Изображения «мгновения жизни» в рассказах Бунина

Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Антоновские яблоки», «Легкое дыхание».

Жанр рассказа как художественное устремление Бунина к изображению концентрированного «мгновения жизни». Соотношение национального, социального и общечеловеческого в рассказах. Чувство исторической памяти и неизбежная «печаль времени».

«Чистый понедельник».

Синтез поэтического и прозаического (сопоставление изученных рассказов со стихотворениями, например: «Одиночество», «Не видно птиц, покорно чахнет…», «Вечер»).

2


Тема 3.2.

Контрольная работа

2


Раздел 4. Поэзия начала 20 века

Художественный мир русской поэзии начала XX века.

10

2

Тема 4.1. Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца 19 - начала 20 века. К. Бальмонт, В. Брюсов, Н. Гумилев, О. Мандельштам, Г. Иванов, В. Ходасевич и др

Философские основы и эстетические принципы, их воплощение в творчестве поэтов-символистов.

В.Я.Брюсов « Кинжал», «Творчество», «К счастливым», «Весной», «Конь блед».

К.Д. Бальмонт «Я вольный ветер, я вечно вею…», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…», «Ангелы опальные».

2


Тема 4.2. Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм

Поэзия серебряного века как эстетический феномен. Возникновение и становление течений русского модернизма: символизма, акмеизма и футуризма. Имажинизм и «крестьянская поэзия».

2


Тема 4.3. Истоки русского символизма. К.Д. Бальмонт. Истоки акмеизма. Н.С. Гумилев. Героизация действительности в поэзии Гумилева. Футуризм

Символизм. Акмеизм и его эстетические задачи. «Тоска по мировой культуре» и ее воплощение в поэтическом творчестве Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштама.

Судьба поэтов - акмеистов и раздумья о ней. Н.С. Гумилев «Невольничья », «Жирах», «Ослепительное», «Заблудившийся трамвай», «Мужик», «Слово»

Футуризм и его основополагающие эстетические принципы.

2


Тема 4.4.

А.А. Блок. Сведения из биографии. Природа социальных противоречий в изображении поэта

А.А. Блок «Незнакомка », «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»(из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (для обязательного изучения). « Вхожу я в темные храмы…», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «Русь», «Пушкинскому дому» (По выбору).

Тема «двоемирия» в ранней лирике. Лирический герой и «страшный мир». Тема родины и своеобразие ее воплощения

2


Тема 4.5. Тема родины, тревога за судьбу России в поэзии Блока. Поэма «Двенадцать» (обзор)

«Двенадцать». Своеобразие композиции, ритм, интонация, строфика, символика. Сюжетная основа и философская проблематика поэмы, неоднозначность трактовок финала.

2


Раздел 5. Литература 20-х годов (обзор)

6

2

Тема 5.1. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. В. Маяковский. Сведения из биографии. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в поэзии поэта.

Общая характеристика развития русской литературы после 1917 года. Октябрьская революция и судьбы русской классической литературы. Литературная борьба 20 - 30 -х годов, поиски новаторских художественных форм. Новые темы в «новой» литературе.

2


Тема 5.2. С.А. Есенин. Сведения из биографии. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи

Имажинизм. Эстетические принципы. Имажинисты и «крестьянские поэмы»

С.А.Есенин «Гой ты, Русь моя родная!…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская» (для образовательного изучения).

«Русь», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Несказанное, синее, нежное…», «До свиданья, друг мой, до свидания…» (по выбору).

2


Тема 5.3. Народно-песенная основа стихов С. Есенина

Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Образ родины и своеобразие его воплощения в лирике. Метафоричность и образность поэтического языка.

2



Самостоятельная работа студентов:




Крестьянская поэзия 20-х годов: С. Есенин, Н.Клюев, С. Клычков, П. Васильев.

2

2


Объекты сатирического изображения в прозе 20-х годов (творчество М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова, А. Аверченко.

6

2


В. Маяковский, поэма «Во весь голос».

2

2


С. Есенин, поэма «Анна Снегина».

2

2


А. Фадеев, роман «Разгром». Куприн, рассказы.

2

2

Раздел 6. Литература 30-х - начала 40-х годов (обзор)

Литературная борьба 30 -х годов, поиски новаторских художественных форм. Новые темы в «новой» литературе. Первый Всесоюзный съезд писателей и его роль в развитии литературы 30 - х годов и судьбах художников слова: от эстетического многообразия к единству.

14

2

Тема 6.1. Становление новой культуры в 30-е годы. М. Цветаева. Сведения из биографии. Конфликт быта и бытия, времени и вечности в поэзии М. Цветаевой

Развитие традиций русской классической литературы в творчестве писателей русского зарубежья. Золотое десятилетние эмигрантской прозы (1925 - 1935). М. И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…». Своеобразие художественной манеры. Основные темы и мотивы. М. И. Цветаева «Лебединый стан», «Тоска по родине! Давно…», «Бессонница», (по выбору).

Исповедальное и трагедийное начало в лирике. Противопоставление быта бытию, духа - материи. Образ лирического героя. Своеобразие поэтического стиля.

2


Тема 6.2. О.Э. Мандельштам. Сведения из биографии. Противостояние поэта «веку-волкодаву».

Поэзия О. Э. Мандельштама. Мысли-образы.

2


Тема 6.3. А.П. Платонов. Сведения из биографии. Социально-философское содержание творчества А.Платонова

Художественный мир А.П. Платонова. «Усомнившийся Макар». «Сокровенный человек» Платонова. Композиция и система художественных образов рассказа. Своеобразие языка.

2


Тема 6.4. М.А.Булгаков. Сведения из биографии. «Мастер и Маргарита». Фантастическое и реальное в романе (обзор).

Художественный мир М.А. Булгакова. Мастер и Маргарита». Своеобразие композиции романа, вечное и временное в тематике и проблематике. Система художественных образов. «Роман в романе»: осмысление библейской темы. Образы Пилата и Иешуа Га - Ноцри.

2


Тема 6.5. Тайны психологии человека в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: страх сильных мира перед правдой жизни

Ключевые сцены романа и их символика. Множественность интерпретаций.

2


Тема 6.6. Сатирическое обличение нового быта и нравственности в повести «Собачье сердце» (обзор).

Система художественных образов.

2


Тема 6.7. М.А. Шолохов. Сведения из биографии. Роман «Тихий Дон» (обзор)

Художественный мир М.А. Шолохова.

«Тихий Дон» как роман - эпопея (обзорное изучение).

Отражение трагедии Гражданской войны в художественном мире романа. «Очарование человека» в романе Шолохова: образ Григория Мелехова. Женские образы романа.

2



Самостоятельная работа студентов:




И.Э. Бабель, рассказы «Мой первый гусь», «Соль».

4

1


А.Н. Толстой, роман «Петр 1».

4

2


М.А. Шолохов. «Донские рассказы».

4

1


А.П. Платонов, повесть «Котлован».

4

2

Раздел 7. Литература русского Зарубежья

Русская литература в изгнании. Литература русского зарубежья как культурный феномен. Основные имена.

4

2

Тема 7.1. Н.В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Машенька» (обзор). Проблематика и система образов в романе

Мир и его абсурдные законы.

2


Тема 7.2. Н.А. Заболоцкий. Сведения из биографии. Утверждение непреходящих нравственных ценностей в поэзии Заболоцкого

Тема вечности в поэзии Заболоцкого.

2


Раздел 8. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Война и духовная жизнь общества. Жанровое и тематическое многообразие произведений, созданных в период войны. Высокий патриотический пафос лирики (К. Симонов, А. Сурков, О. Бергольц) и публицистики (М. Шолохов, И. Эренбург). Осмысление опыта войны в произведениях эпических (Л.Соболев, Б.Горбатов, Э.Казакевич, А.Фадеев, К. Симонов) и драматических (Л.Леонов, Е.Шварц) жанрах.(

12

2

Тема 8.1. А.А. Ахматова. Жизненный и творческий путь. Судьба страны и народа в поэзии Ахматовой

«Заплаканная осень, как вдова…», «Мне ни к чему одические рати…», «Приморский сонет», «Мужество», «Родная земля», «Северные элегии». Тема памяти и судьбы в творчестве. Образ лирической героини. Поэзия Ахматовой и традиции русской классической лирики.

2


Тема 8.2. Тема любви к родной земле, к России в поэзии В.А. Ахматовой. Поэма «Реквием».

«Реквием». Эпическое и лирическое начало в произведении, сложность жанровой формы, трагедийный пафос, идея преодоления смерти и ее поэтическое воплощение. Своеобразие лирической героини.

2


Тема 8.3. Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии. Философичность поэзии Пастернака

Лирика: «Февраль», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (для обязательного изучения). «На ранних поездах», «Август», «Ночь», «Быть знаменитым некрасиво…», «Рождественская звезда» (по выбору).

2


Тема 8.4. Особенности поэтического восприятия Б. Пастернака. Своеобразие художественной формы стихотворений

Мир природы и мир человек, и их воплощение в лирике. Принадлежность человека времени и вечности.

2


Тема 8.5. А.Т. Твардовский. Сведения из биографии. Тема войны и памяти в поэзии А. Твардовского

«Я знаю, никакой моей вины…», «Памяти матери», «Вся суть в одном- единственном завете…» Тема войны в лирике. Образ лирического героя.

2


Тема 8.6. Поэма А.Т. Твардовского «По праву памяти» - искупление и предостережение, поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого (обзор).

Судьба народа в поэме Твардовского «По праву памяти»

2



Самостоятельная работа студентов:




Б.Л. Пастернак, роман «Доктор Живаго»

4

2

Раздел 9. Литература 50-80-х годов (обзор)

Современный литературный процесс: «узкая» и «широкая» трактовка термина. Основные тенденции в развитии литературы после 1956 года. Современная литература и «возвращенные имена». «Массовая» литература конца XX века.

8

2

Тема 9.1. А.И. Солженицын. Сведения из биографии. Мастерство А.И. Солженицына - психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя. «Матренин двор» (обзор).

«Один день Ивана Денисовича». Русский национальный характер в изображении Солженицына. Автор и его герои.

2


Тема 9.2. В.М. Шукшин. Сведения из биографии. Рассказы Шукшина

"До третьих петухов". Фольклорные основы сказки, ее нравственная и социальная проблематика.

Изображение жизни русской деревни в рассказах Шукшина: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

2





Тема 9.3. Н.М. Рубцов. Сведения из биографии. Тема родины в поэзии поэта, острая боль за ее судьбу.

Мир русской деревни и картины родной природы в изображении Н.Рубцова.

2


Тема 9.4. А.В. Вампилов. Сведения из биографии. Пьеса «Утиная охота» (обзор). Гоголевские традиции в драматургии Вампилова

«Утиная охота»: проблематика, основной конфликт, своеобразие композиции. Образ Зилова в системе художественных образов пьесы. Смысл финала пьесы.

2


Самостоятельная работа студентов:


В.Т. Шаламов, «Колымские рассказы».

2

2


Расул Гамзатов, поэзия.

2

2

Раздел 10. Русская литература последних лет (обзор)

Литература последнего десятилетия 20 века.

2

2

Тема 10.1. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов

Литературные итоги XX века: основные имена и направления. Постмодернизм в прозе. Многообразие поэтических течений. Специфика чтения постмодернистских текстов.

2


Раздел 11. Зарубежная литература (обзор)

Западноевропейская и американская литература XX века: основные тенденции развития и «культовые» имена.

2

2

Тема 11.1. П. Коэльо, «Алхимик»

«Знаки» в судьбе человека по П. Коэльо.

2



Самостоятельная работа студентов: Э. - М. Ремарк, «Три товарища»

4


Раздел 12. Произведения для бесед по современной литературе

Э.Хемингуэй. «По ком звонит колокол».

Э.М.Ремарк. «Три товарища», Триумфальная арка».

Ф.Кафка. «Превращение».

Г. Б.Шоу «Пигмалион».

Гарсиа Маркес. «Сто лет одиночества».

С.Кинг. «Мертвая зона».

1

2

Тема 12.1. Творчество А. Арбузова, В. Розова, В. Ерофеева (обзор).

Мир и человек в творчестве данных писателей.

2



Самостоятельная работа студентов

59


Всего:

117


1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЛИТЕРАТУРА»

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета «Русский язык. Литература».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочных мест по количеству студентов;

- стулья;

- доска классная;

- книжный шкаф;

- рабочее место преподавателя;

Учебные пособия:

- учебники.

Действующая нормативно-техническая документация:

- правила техники безопасности.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Ю.В. Лебедев, Русская литература 19 века, 10 класс, 1 и 2 часть, М., Просвещение, 2001г.;

  2. Русская литература 20 века, 11 кл., уч-к в 2-х частях под ред-й В.В. Агеносова, Дрофа, М., 2003 г.

  3. Тексты изучаемых произведений.

Дополнительные источники:

  1. История русской литературы 19 века, 1800-1830 гг., под ред-й В.Н. Антошкиной и С.П. Петрова. - М., 2000.

  2. История русской литературы 11-19 вв., под ред-й В.И. Коровина, Н.И. Якушина. - М., 20001.

  3. История русской литературы 19 в, под ред-й В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. - М., 2001.

  4. Русская литература 20 века, под ред-й А.Г. Андреевой. - М., 2002.

  5. Соколов А.Г., История русской литературы 19-20 века. - М.. 2000.

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых студентами знаний, умений и навыков.




Результаты обучения (освоенные умения и навыки)

Показатели

Критерии

Формы и методы контроля

1

2

3

4

Умения:




У 1. Освоение литературы как науки;

- уметь применять полученные знания для объяснений явлений окружающего мира.

- правильные ответы на поставленные вопросы;

- построены аналогии;

- выделение главного в текстах

Беседа по пройденной теме

Раздел 1.

Темы 1.1. - 1.4.

Умения:

- понимать определяющее влияние русской литературы на развитие мировой литературы и культуры;

- уметь соотносить вольнолюбивые настроения общества с мироощущением поэтов (Пушкин, Лермонтов).

Знания:

- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы;

- понимание Пушкиным России как могущественной державы.

- ответы на поставленные вопросы;

- обобщить ранее изученный материал;

- определить студентам эволюцию лирического героя

Чтение стихотворений наизусть

(А. Пушкин,

М. Лермонтов)

Раздел 2.

Темы 2.1. - 2. 22.

Умения:

- уметь воспринимать информацию литературного и общекультурного содержания;

- развивать интеллектуальные и творческие способности в ходе работы над литературными произведениями.

Знания:

- знать культурно-историческое развитие России середины 19 века;

- взаимодействие разных стилей и направлений;

- литературная критика;

- эстетическая полемика;

- журнальная полемика;

- социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского;

- театрально-сценическое открытие А.Н. Островского.

- работа с литературными произведениями;

- выделять главное;

- определять тематику произведений

Самостоятельная работа

Литература 20 века.

Введение.

Умения:

- уметь анализировать явления окружающего мира на основе прочитанного;

- уметь использовать информацию из прочитанных произведений для повышения качества жизни.

Знания:

- знать общую характеристику культурно-исторического процесса рубежа 19 и 20 веков и его отражение в литературе;

- знать общечеловеческие проблемы начала 20 века в прозе и поэзии.

конспектирование

Беседа по пройденной теме

Раздел 3.

Темы 3.1. - 3.2.

Умения:

- убеждаться в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации.

Знания:

- тонкость восприятия психологии человека и мира природы.

- чтение текста;

- осуждение бездуховности существования, опираясь на опыт героев.

Контрольная работа

Раздел 4.

Темы 4.1. - 4.5.

Умения:

- уметь делать обзор русской поэзии и поэзии народов России конца 19 - начала 20 века;

- уметь подбирать стихотворения согласно тематике.

Знать:

- творчество Бальмонта, Брюсова, Гумилева, Мандельштама;

- знать традиции в литературе начала 20 века;

- разбираться в литературных течениях поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм.

конспектирование;

-выучить стихотворение наизусть.

Самостоятельная работа

Раздел 5.

Темы 5.1. - 5.3.

Умение:

- уметь работать с учебником: конспектирование и реферирование критических статей.

Знания: противоречивость развития культуры в 20-е годы; литературный процесс 20-х годов; эксперименты со словом в поисках поэтического языка новой эпохи (В. Хлебников, А. Крученых, поэты-обериуты); разнообразие идейно-художественных позиций советских писателей в освещении темы революции и гражданской войны.

конспектирование;

- чтение текстов;

- анализ произведений

Самостоятельная работа

Раздел 6.

Темы 6.1. - 6.7.

Умения:

- уметь увидеть сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А.Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам, Н. Заболоцкий, О. Мандельштам.

Знания:

- знать основные темы творчества Цветаевой;

- знать теорию поэтического слова О. Мандельштама;

- поиски положительного героя (А.П. Платонов);

- знать принципы создания характера автором.

- определять конфликт бытия и быта, времени и вечности;

- выучить стихотворение наизусть

Самостоятельная работа

Раздел 7.

Темы 7.1. - 7.2.

Умения:

- определять проблематику и систему образов в романе.

Знания:

- знать своеобразие художественного воплощения темы природы.

- выучить стихотворение наизусть;

- описание эмигрантской среды через воспоминания героев произведения.

Самостоятельная работа

Раздел 8.

Темы 8.1. - 8.6.

Умения:

- вычленение проблем человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях.

Знания:

- знать деятелей литературы и искусства, которые находились на защите Отечества;

- знать публицистику военных лет: М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой;

- знать исторический масштаб и трагизм поэмы «Реквием» А. Ахматовой.

- чтение произведений;

- чтение стихотворений наизусть

Самостоятельная работа

Раздел 9.

Темы 9.1. - 9.4.

Умения:

- уметь увидеть изменения в общественной и культурной жизни страны;

- понять отражение конфликтов истории в судьбах героев.

Знания:

- знать новые тенденции в литературе;

- знать тематику и проблематику, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов;

- новой осмысление проблемы человека на войне.

- чтение стихотворений наизусть;

- чтение текстов;

- умение выделять главное;

- умение строить аналогии;

- умение делать выводы

Самостоятельная работа

Раздел 10.

Тема 10.1.

Умения:

- уметь составлять текст для самоконтроля.

Знания:

- знать гоголевские традиции в творчестве Вампилова;

- изображение жизни русской деревни.

- чтение текстов;

-видение глубины и цельности духовного мира русского человека

Самостоятельная работа

Раздел 11.

Тема 11.1.

Умения:

- споры о путях развития зарубежной культуры.

Знания:

- знать позицию современных изданий.

Чтение текстов (на выбор)

Беседа по пройденной теме

Раздел 12.

Тема 12.1.

Умения:

- уметь применять знания по литературе в повседневной жизни.

Знания:

- воспринимать и интерпретировать литературную и общекультурную информацию.

Знать литературные новинки.

Зачетный урок

Знания:

З 1. знать историко-литературный процесс и периодизацию русской литературы;


З 2. Понимать специфику литературы как вида искусства.


Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой:

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

отметка

вербальный аналог

5

отлично

4

хорошо

3

удовлетворительно

2

неудовлетворительно

Разработчик:

ГБОУ РХ СПО «Черногорский горно-строительный техникум», преподаватель русского языка и литературы Луферчик А.С.

Эксперты:

___________________________________________________________________





© 2010-2022