- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс Подготовка к ОГЭ
Элективный курс Подготовка к ОГЭ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Гильфанова Р.Ш. |
Дата | 14.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Автор элективного курса: преподаватель русского языка и литературы Гильфанова Рамиля Шаукатовна
МБОУ «Татарско - Суксинская средняя общеобразовательная школа» Актанышского района РТ
Тел. 89874124883
Дом. 8(85552)5 -27-42
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.
Данный факультативный курс (34 часа) призван помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи.
Цель изучения курса - формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
-
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
-
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
-
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
-
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
-
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
-
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
-
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
-
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
-
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
-
редактирование собственного текста;
-
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
-
соблюдение в практике письма основных норм языка;
-
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Формы и методы работы:
При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого языкового материала.
Целесообразно опираться на использование следующих методов обучения:
- частично-поисковый;
- иллюстративно-объяснительный метод;
- сравнительного анализа.
Формы деятельности:
- индивидуальная;
- групповая;
- работа в парах.
Достижение целей и выполнение задач осуществляется через следующие приемы:
- беседы, сравнение, анализ
- практикумы
- презентации
- работа с художественными текстами
- работа со словарями, справочниками
Технологии, методики:
- Информационно-коммуникационные технологии;
- здоровье сберегающие технологии;
- технология сотрудничества.
- проектная технология
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
- Говорить и слушать, так как «уметь говорить - искусство, уметь слушать - культура (Д.С.Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
- качества хорошей речи;
- знать художественные средства языка;
- знать основные орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.
- особенности употребления различных частей речи;
- основные причины нарушения синтаксической нормы, приводящие к речевым ошибкам.
уметь:
- уметь составлять и рецензировать тексты разных стилей;
- оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических норм русского литературного языка, письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
- использовать в собственной речи лексическое богатство языка;
- оформлять речь в соответствии с нормами литературного языка.
После изучения данного курса ученик должен обладать следующими компетенциями:
- коммуникативная;
- социальная (работа в коллективе);
- культуроведческая;
- языковой (лингвистической).
Формы контроля:
- проектная деятельность
- тестирование
- сочинение
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
-
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
-
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
-
адекватно воспринимать авторский замысел;
-
вычленять главное в информации;
-
сокращать текст различными способами;
-
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
-
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения, устный опрос, работа с текстом, создание текста.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические - тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
-
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
-
различать средства выразительности;
-
находить в тексте средства выразительности;
-
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, тесты, устный опрос, взаимопроверка.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
-
основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
-
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
-
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, тесты.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
-
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
-
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа.
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
-
виды морфем;
-
морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
-
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, тесты, редактирование текста, работа с текстом, взаимопроверка и взаимоконтроль.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
-
систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
-
использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, тесты.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
-
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
-
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы
Тематическое планирование курса
№
Тема занятия
Кол.
Виды деятельности
Формы контроля
Формы и методы обучения
Дата провед.
1
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.
1
Лекция учителя
Устный опрос
иллюстративно-объяснительный,
2-3
Построение сжатого изложения.
Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.
2
Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания
Работа с текстом; создание текста
Работа в парах;
4-5
Сжатое изложение. Редактирование изложения.
2
Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов.
Устный опрос
Лекция, беседа, исследование текстов, корректировка предложений
6
Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).
1
Тест
Индивидуальная
7-8
Средства выразительности речи.
2
Устный опрос, тест
Беседа, исследование текстов, корректировка предложений с грамматическими ошибками.
9-10
Стилистика русского языка.
2
Практическая работа
Устные выступления ребят, исследование текста, выявление признаков стилистики русского языка
11-12
Нормы русской орфографии.
Орфограммы в корне.
2
Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.
Взаимопроверка
Беседа
13
Орфограммы в приставках и суффиксах.
1
Тест
Групповая
14
Н - нн в различный частях речи.
1
карточки
Групповая - организуются 4 группы с учетом темперамента и других особенностей развития школьников;
15
Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.
1
Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.
Тесты, карточки.
Индивидуальная
16
Морфология, морфологические признаки частей речи.
1
Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом.
Работа с текстом
Групповая
17
Синтаксические и пунктуационные нормы.
Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).
1
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Лекция, беседа, исследование текстов, корректировка текстов,
18
Виды односоставных предложений.
1
Публичное выступление
Сообщения обучающихся
19
Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.
1
Практическая работа
Работа в парах
20
Характеристика предложений, синтаксический разбор.
1
Устный опрос
Работа в парах
21
Вводные слова и обращения.
1
Сообщения обучающихся
22
Обособленные определение и приложения.
1
Тест
Работа в парах
23
Обособленные обстоятельства.
1
Тест
Индивидуальная
24-25
Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.
2
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Проверочная работа, работа с опорными схемами
26
Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).
1
27
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.
1
Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.
Практическая работа
28
Классификация грамматических и речевых ошибок.
1
Письменный опрос
29
Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.
1
Публичное выступление
Анализ предложений,
тренировочные упражнения
30
Редактирование сочинения С2.1.
1
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Работа с текстами
31
Редактирование сочинения С2.2.
1
Практическая работа
Работа с текстами
32-33
Построение сочинения-рассуждения.
2
Работа с текстами, взаимопроверка работ
34
Итоговое тестирование.
1
Тест
Список использованной литературы
-
Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.
-
Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.
-
Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.
-
Быстрова Е.А., Окунева А.И., Карашева Н.В. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.
-
Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - Спб.: Норринт, 2000.
-
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / Вступ. статья А.М. Бабкина, В.П.Вомперского. - М.: Рус. яз., 1998.
-
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
-
Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. - М., 1993.
-
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
-
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.
-
Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.
-
Крылов Г.А. Словарь ошибок русского языка. - Спб.: Виктория плюс, 2002.
-
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
-
Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык. Учебное пособие. 10-11 класс. - Спб.: САГА; Азбука-классика, 2005.
-
Словарь по культуре устной и письменной речи / М.Б.Елисеева, Б.М.Золин, Д.Б.Черепенин. - Спб., Папирус, 1996.
-
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. - М.: Дрофа, 1998.
-
Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/
-
Новиченок И.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах. - Спб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
-
Орфоэпический словарь русского языка. Под ред. Р.И.Аванесова. Изд. 5-е. М.: Рус.яз., 1989.
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская АН; Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994.
-
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Около 30 000 слов. - 5-е изд., стер. - М.: Рус.яз., 1986.
-
Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.
-
Служевская Т.Л. Методическое руководство к учебнику «Уроки русской словесности». - Спб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1994.
-
Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи - Спб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1994.
-
Современный русский язык: Сборник заданий и упражнений. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.
-
Словарь - справочник. Под ред. К.С.Горбачевича. Л.: Наука, 1973.
-
Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»- 2013.
-
Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель.
Образовательные диски:
1.CD Репетитор по русскому языку.
2. DVD «Русский язык». Ч. 1. 2. Синтаксис и пунктуация.
3. DVD «Русский язык». Ч. 3. 4. Орфография (2 DVD по 120 мин.)