Элективный курс Подготовка к ОГЭ

Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере. Данный факультативный курс (34 часа) призван помочь учащимся успешно подготовиться ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Элективный курс Подготовка к ОГЭ





Элективный курс Подготовка к ОГЭ

Автор элективного курса: преподаватель русского языка и литературы Гильфанова Рамиля Шаукатовна

МБОУ «Татарско - Суксинская средняя общеобразовательная школа» Актанышского района РТ

Тел. 89874124883

Дом. 8(85552)5 -27-42





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экзаменационная работа в 9 классе по русскому языку не выходит за пределы требований, предъявляемых к выпускнику основной школы, однако, как и любой экзамен требует систематизации и обобщения изученного. В программах основной школы по русскому языку на отработку многих из этих навыков отведено минимальное количество времени, кроме того, в силу возрастных особенностей, не все школьники усваивают их в полной мере.

Данный факультативный курс (34 часа) призван помочь учащимся успешно подготовиться к ГИА по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки развития связной речи.

Цель изучения курса - формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

  • использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

  • анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

  • анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

  • анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

  • тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

  • создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

  • редактирование собственного текста;

  • применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

  • соблюдение в практике письма основных норм языка;

  • использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации над предметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Формы и методы работы:

При изучении данного курса возможны разные методы и формы работы, обусловленные целями, задачами, спецификой предлагаемого языкового материала.

Целесообразно опираться на использование следующих методов обучения:

- частично-поисковый;

- иллюстративно-объяснительный метод;

- сравнительного анализа.

Формы деятельности:

- индивидуальная;

- групповая;

- работа в парах.

Достижение целей и выполнение задач осуществляется через следующие приемы:

- беседы, сравнение, анализ

- практикумы

- презентации

- работа с художественными текстами

- работа со словарями, справочниками

Технологии, методики:

- Информационно-коммуникационные технологии;

- здоровье сберегающие технологии;

- технология сотрудничества.

- проектная технология

В результате изучения курса учащиеся должны

знать:

- Говорить и слушать, так как «уметь говорить - искусство, уметь слушать - культура (Д.С.Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;

- качества хорошей речи;

- знать художественные средства языка;

- знать основные орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические нормы.

- особенности употребления различных частей речи;

- основные причины нарушения синтаксической нормы, приводящие к речевым ошибкам.

уметь:

- уметь составлять и рецензировать тексты разных стилей;

- оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических норм русского литературного языка, письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;

- использовать в собственной речи лексическое богатство языка;

- оформлять речь в соответствии с нормами литературного языка.

После изучения данного курса ученик должен обладать следующими компетенциями:

- коммуникативная;

- социальная (работа в коллективе);

- культуроведческая;

- языковой (лингвистической).

Формы контроля:

- проектная деятельность

- тестирование

- сочинение



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

  • адекватно воспринимать авторский замысел;

  • вычленять главное в информации;

  • сокращать текст различными способами;

  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

  • находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения, устный опрос, работа с текстом, создание текста.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические - тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Обучающиеся должны знать:

  • основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

  • различать средства выразительности;

  • находить в тексте средства выразительности;

  • анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, тесты, устный опрос, взаимопроверка.

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Обучающиеся должны знать:

  • основные сведения по стилистике русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

  • работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, тесты.

Тема 4. Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н - нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Обучающиеся должны знать:

  • орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа.

Тема 5. Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

Обучающиеся должны знать:

  • виды морфем;

  • морфемный и словообразовательный анализы слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, тесты, редактирование текста, работа с текстом, взаимопроверка и взаимоконтроль.

Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Обучающиеся должны знать:

  • систему частей речи в русском языке.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, тесты.

Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Обучающиеся должны знать:

  • синтаксические и пунктуационные нормы.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы

Тематическое планирование курса


Тема занятия

Кол.

Виды деятельности

Формы контроля

Формы и методы обучения

Дата провед.

1

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

1

Лекция учителя

Устный опрос

иллюстративно-объяснительный,

2-3

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

2

Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

Работа с текстом; создание текста

Работа в парах;

4-5

Сжатое изложение. Редактирование изложения.

2

Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов.

Устный опрос

Лекция, беседа, исследование текстов, корректировка предложений

6

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

1

Тест

Индивидуальная

7-8

Средства выразительности речи.

2

Устный опрос, тест

Беседа, исследование текстов, корректировка предложений с грамматическими ошибками.

9-10

Стилистика русского языка.

2

Практическая работа

Устные выступления ребят, исследование текста, выявление признаков стилистики русского языка

11-12

Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне.

2

Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.

Взаимопроверка

Беседа

13

Орфограммы в приставках и суффиксах.

1

Тест

Групповая

14

Н - нн в различный частях речи.

1

карточки

Групповая - организуются 4 группы с учетом темперамента и других особенностей развития школьников;

15

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

Тесты, карточки.

Индивидуальная

16

Морфология, морфологические признаки частей речи.

1

Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом.

Работа с текстом

Групповая

17

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

1

Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Лекция, беседа, исследование текстов, корректировка текстов,

18

Виды односоставных предложений.

1

Публичное выступление

Сообщения обучающихся

19

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

1

Практическая работа

Работа в парах

20

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

1

Устный опрос

Работа в парах

21

Вводные слова и обращения.

1

Сообщения обучающихся

22

Обособленные определение и приложения.

1

Тест

Работа в парах

23

Обособленные обстоятельства.

1

Тест

Индивидуальная

24-25

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

2

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Проверочная работа, работа с опорными схемами

26

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

1

27

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

1

Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

Практическая работа

28

Классификация грамматических и речевых ошибок.

1

Письменный опрос

29

Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.

1

Публичное выступление

Анализ предложений,

тренировочные упражнения

30

Редактирование сочинения С2.1.

1

Взаимопроверка и взаимоконтроль.

Работа с текстами

31

Редактирование сочинения С2.2.

1

Практическая работа

Работа с текстами

32-33

Построение сочинения-рассуждения.

2

Работа с текстами, взаимопроверка работ

34

Итоговое тестирование.

1

Тест






Список использованной литературы

  1. Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы. М., "Просвещение", 1987.

  2. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М, "Просвещение", 1993.

  3. Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку. 9 класс. Пособие для учащихся. М., "Мнемозина", 1997.

  4. Быстрова Е.А., Окунева А.И., Карашева Н.В. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: ТЦ «Сфера», 1998.

  5. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - Спб.: Норринт, 2000.

  6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / Вступ. статья А.М. Бабкина, В.П.Вомперского. - М.: Рус. яз., 1998.

  7. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»

  8. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. - М., 1993.

  9. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»

  10. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М., 1982.

  11. Козырев В.А., Черняк В.Д. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000.

  12. Крылов Г.А. Словарь ошибок русского языка. - Спб.: Виктория плюс, 2002.

  13. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2009: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».

  14. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык. Учебное пособие. 10-11 класс. - Спб.: САГА; Азбука-классика, 2005.

  15. Словарь по культуре устной и письменной речи / М.Б.Елисеева, Б.М.Золин, Д.Б.Черепенин. - Спб., Папирус, 1996.

  16. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. - М.: Дрофа, 1998.

  17. Материалы сайта ФИПИ. fipi.ru/

  18. Новиченок И.К. Грамматика русского языка в таблицах и схемах. - Спб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

  19. Орфоэпический словарь русского языка. Под ред. Р.И.Аванесова. Изд. 5-е. М.: Рус.яз., 1989.

  20. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ Российская АН; Российский фонд культуры. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994.

  21. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Около 30 000 слов. - 5-е изд., стер. - М.: Рус.яз., 1986.

  22. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.

  23. Служевская Т.Л. Методическое руководство к учебнику «Уроки русской словесности». - Спб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1994.

  24. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи - Спб.: Изд-во Ин-та образования взрослых совместно с изд-вом «Тускарора», 1994.

  25. Современный русский язык: Сборник заданий и упражнений. - Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2003.

  26. Словарь - справочник. Под ред. К.С.Горбачевича. Л.: Наука, 1973.

  27. Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»- 2013.

  28. Цыбулько И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2013: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель.

Образовательные диски:

1.CD Репетитор по русскому языку.

2. DVD «Русский язык». Ч. 1. 2. Синтаксис и пунктуация.

3. DVD «Русский язык». Ч. 3. 4. Орфография (2 DVD по 120 мин.)


© 2010-2022