Методика включения технологии синквейна на уроках литературы при изучении романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика включения технологии синквейна на уроках литературы при изучении романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

В школьной практике синквейн очень часто используется только в среднем звене как некая полуигровая форма работа по развитию речи. Вместе с тем синквейн может помочь обучающимся и старших классов. Он требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. В связи с этим считаем необходимым использование этой технологии на всех этапах литературной подготовки школьников.

Обозначим основные методические аспекты применения синквейна на уроках литературы с 5 по 11 класс.

Уже в пятом классе считаем необходимым познакомить учащихся с литературным синквейном, его структурой, продемонстрировать готовые образцы той или иной тематической направленности. Пятиклассники с удовольствием пробуют писать стихи в форме синквейна, однако могут возникнуть определенные сложности. Тогда можно предложить ученикам на магнитной доске выложить схему из отдельных фрагментов или заполнить готовый шаблон предложенными словами.

В 6 - 7 классах ученики могут работать с неполным синквейном для определения отсутствующей части. Постепенно количество логических опор сокращается. Ученики учатся составлять индивидуальные и групповые синквейны по первой строке, сравнивать их и корректировать с целью совершенствования. Считаем возможным предложить шестиклассникам составлять короткий рассказ по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна).

Форма синквейна вариативна, что способствует разноплановому составлению заданий. «Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в литературном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать» [43, с. 16].

В 9 - 10 классах составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации полезно для выработки способности к анализу текста при подготовке к написанию творческой работы. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных. Таким образом, процедура составления синквейна позволяет сочетать элементы работы с текстом - словом - сочинением, дает возможность сконцентрировать внимание на самом важном.

В 11 классе синквейн позволяет эффективно подготовиться к выполнению заданий ЕГЭ. На базе одного синквейна можно написать развернутые ответы на предложенные в КИМах проблемные вопросы.

Стоит подчеркнуть, что технология синквейна эффективна как при работе с отстающими, так и при работе с одаренными детьми. «Каждый ребенок имеет реальную возможность почувствовать радость от процесса познания, творчества» [44, с. 23].

Обозначим способы применения данной технологии в литературном образовании школьников.

Во-первых, можно составлять текст как в школе на уроке, так и дома, в качестве домашнего задания. Также дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

Во-вторых, работать над синквейном можно как самостоятельно, так и в паре, и даже в группе. Класс можно поделить на пары или небольшие группы, предложить тему и дать каждому участнику 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем они должны из двух синквейнов составить один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, о чем они писали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Работа в группе очень сложна, так как помимо интеллектуальных способностей учащийся должен проявить и коммуникативные.

В-третьих, использовать синквейн можно как для анализа узкого понятия (например, при рассмотрении понятия «эпитет»), так и при изучении достаточно объемного материала. Например, после изучения романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир» учащимся можно предложить вспомнить основные проблемы, затронутые писателем в произведении, и на каждую из обозначенных проблем составить синквейн.

В-четвертых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, применяя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, специально сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отсутствующей части, к примеру, без первой строчки.

Таким образом, использование технологии синквейна возможно на всех этапах литературной подготовки школьников (начиная с пятого класса и заканчивая одиннадцатым), на любой стадии урока (вызова, осмысления, рефлексии), при изучении любой темы (теории литературы, характеристики героя, нравственно-философской тематики и др.). Использование этого приема в большинстве случаев оправдано. Чем разнообразнее формы и методы работы с данной технологией, тем больше надежда, что ученикам на уроке не будет скучно, что каждый день принесет ему пусть маленького, но открытия.



© 2010-2022