Урок по литературатуре в 5 классе на тему: «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект урока литературы в 5 классе по теме:
«Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». Урок литературы 5 класс

Цель:

  • познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века, раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века;

  • учить восприятию и истолкованию лирического произведения.

Задачи урока:

Обучающие:

  • помочь учащимся «войти» в художественный мир поэтов;

  • учить вчитываться в художественный текст, пытаясь уловить оттенки авторской интонации;

  • обучение выразительному чтению.

Развивающие:

  • развивать умения обосновывать свою точку зрения,

  • формировать исследовательские навыки;

  • развивать умения публичного выступления;

  • развивать образное мышление, наблюдательность.

Воспитательные:

  • воспитывать у учащихся чувство взаимоуважения и взаимопомощи;

  • воспитывать любовь к природе, учить чувствовать и понимать красоту родного края;

  • прививать учащимся любовь к литературе родного края;

  • формировать умение работать в коллективе;

  • воспитывать у учащихся терпимость к чужому мнению.

Здоровьесберегающие:

  • предупреждать переутомление путем смены деятельности.

Оборудование: учебник литературы для 5 кл. I часть, презентация по теме, дидактический материал.

Ход урока:

Кто с лаской тихою помыслил о березке, за здравье Родины затеплил тот свечу.

И.Северянин

I. Организационный момент

Класс делится на 3 группы.

II. Слово учителя

Эпиграфом к уроку я взяла строки из поэзии Игоря Северянина.

Прочитайте их, и, может быть, не раз, и скажите, как вы понимаете это высказывание?

Думаем: о ком говорит поэт- о себе, о нас? Почему «ласка тихая», а не громкая? Что открывается нам в словах о затепленной свече?...

(Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»)

Березка - символ России. Тема природы в творчестве поэтов часто связана с темой Родины: через природу поэт выражает свое настроение, отношение к Отчизне, поэтому пейзажную лирику можно считать и лирикой о Родине, о себе.

Тема сегодняшнего урока «Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе».

Перед нами стоит задача - познакомиться с произведениями поэтов, продолжить работу над выразительным чтением.

Я надеюсь, что сегодня мы согреемся теплым светом свечей, зажженных за здравие Родины замечательными русскими поэтами Ф.И.Тютчевым, А.Н.Плещеевым, И.С.Никитиным, И.З.Суриковым, а так же поэтами Нефтекумского района В.П.Машко, Л.В.Бондаренко, К. Мамбетовым.

III. Работа с учебником на с. 290:

1 группа: выразительное чтение стихотворений «Зима недаром злится», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева.

- Скажите, как по вашему мнению, нужно читать эти стихотворения? (Задушевно, не торопясь.)

- Какие картины природы больше по душе вам? (Картины, которые несут покой и добро, радостные и яркие.)

II группа: выразительное чтение стихотворения А.Н.Плещеева «Весна».

-Какое чувство вызывает у вас это стихотворение? (Светлое, радостное. Все пробуждается, все наполнено надеждой.) Весна - это всегда радость, ожидание чего-то хорошего.

- Какие образы рисует поэт? Какую картину вы видите?

-Сравните стихотворение А.Н.Плещеева и Ф.И.Тютчева, посвященные весне, весеннему настроению («Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало…», сердечным переживаниям «И сердце сильно так в груди стучит, Как будто ждет чего-то…») бурному пришествию весны («Весна идет, весна идет..»)

-Как вы воспринимаете каждое из этих стихотворений?

III группа: выразительное чтение стихотворения И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне», И.З.Сурикова «Зима».

- Какие изобразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры) помогают писателю создать картины родной природы и одновременно высказать свои чувства и настроение?

-Как можно назвать одним словом описание изображения природы?

«Пейзаж» - французское слово - означает «вид, изображение какой-нибудь местности, картины», «рисунок, изображающий природу». Понятие «пейзаж» из живописи перешло в литературу, поэзию. Стихи, посвященные изображению природы, называют пейзажной лирикой.

IV. Слово учителя.

Поэты и художники, изображая картины природы, выражают свои чувства и настроение различными средствами, но те и другие вызывают сопереживание у читателей и зрителей.

Один из самых любимых пейзажистов России - Исаак Ильич Левитан. Сколько картин, полных задушевности и бесконечной любви к родным просторам, создано этим мастером кисти: радостный, солнечный «Март», «Весна - большая вода» и т.д.

Картина В.Д.Поленова «Заросший пруд». Художник внес в свою картину непосредственность, легкость этюда, прозрачность воздуха и удивительный мягкий свет.

- Обратите, ребята, внимание на картины русских художников и подумайте, какие строки из стихотворений показались вам созвучными по настроению картинам природы, сделанными художниками: И.Левитаном, В.Поленовым, И.Остроуховым, Л.Каменевым.

На произведениях этих великих поэтов воспитано не одно поколение людей нашей Родины. И выпускники вашей школы стали поэтами - это Валентина Платоновна Машко.

Выразительное чтение стихотворения «Мое село»

Любовь Владимировна Бондаренко

Выразительное чтение стихотворения «Картина лета»

Куруптурсун Мамбетов ,поэт ,член Союза журналистов

Выразительное чтение стихотворения «Степь - моя колыбель»


V. Письменная работа «Допиши предложение»

Почему же при чтении этих стихотворений возникает ощущение застывшей картины? Допишем предложение:

«При чтении стихотворения…возникает ощущение застывшей картины, так как (потому что)…»

VI. Урок нравственности по сказке В.А.Сухомлинского - великого педагога, учителя украинского языка и литературы, который сочинил вместе с детьми 1200 рассказов и много сказок. Вся его жизнь в рассказах. Рассказ

«Дуб под окном » (для всех групп).

Молодой лесник построил в лесу большой каменный дом и посадил под окном дубок.

Шли годы, вырастали у лесника дети, разрастался дубок. Старел лесник. И вот через много лет, когда лесник стал дедушкой, дуб разросся так, что закрыл окно. Стало в комнате темно, а в ней жила красавица - лесникова внучка.

- Срубите дуб, дедушка, - просит внучка, - темно в комнате.

- Завтра утром начнем, - ответил лесник.

Наступило утро. Позвал лесник троих сыновей и девять внуков. Позвал и внучку - красавицу и сказал: «Будем дом переносить на другое место».

И пошел с лопатой копать ров под фундамент. За ним пошли три сына, девять внуков и красавица - внучка.

Вопросы:

1.Что ты думаешь о жизни лесника и его семье?

2.Как бы ты поступил на месте деда и почему?

3. Получила ли внучка урок, поняла ли решение старика?

4.Сколько вырастил ты деревьев в своей жизни?

VII. Рефлексия

Подведем итоги нашего урока.

1.С произведениями каких поэтов мы познакомились?

2.Назовите поэтов нашего района.

3. Какова главная тема поэзии русских поэтов I X века?

VIII. Мне хочется завершить наш урок словами литературоведа Ю. Селезнева: «Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки! Нельзя любить весь мир, не имея Родины. Нельзя быть истинным поэтом вне этого чувства, духовного родства со своей землей, со своим народом, с его миропониманием».

IX. Домашнее задание

Написать мини - сочинение на тему: «Времена года».

© 2010-2022