- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интеграция детей, имеющих ОВЗ, в образовательную среду
Интеграция детей, имеющих ОВЗ, в образовательную среду
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Юртаева Г.А. |
Дата | 01.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«Интеграция детей, имеющих ограниченные возможности здоровья,
в образовательную среду общеобразовательного учреждения»
Авторы проекта
_Варламова Ольга Степановна
учитель истории,
Юртаева Галина Александровна
учитель русского языка
и литературы,
Котлова Лариса Владимировна
учитель русского языка
и литературы
Тольятти 2015
ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ПРОЕКТУ
Титульный лист
Содержание папки
Формулирование проблемы.
Миссия проекта.
Цель и задачи проекта.
Команда проекта
Декомпозиция работ.
Календарный график работ.
Необходимые ресурсы.
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата.
Мониторинг качества осуществления проекта.
Команда проекта и схема обязанностей.
Область рисков и план работы с ними.
Формы отчетности.
Приложения
Формулирование проблемы
ХОРОШО ОПРЕДЕЛЕННАЯ ПРОБЛЕМА -
НАПОЛОВИНУ РЕШЕННАЯ ПРОБЛЕМА
-
СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ. Не во всех образовательных учреждениях созданы условия для детей с ОВЗ
-
ПОТОЛКУЕМ С ПРОБЛЕМОЙ
-
Почему это стало проблемой?________не созданы условия для успешной интеграции детей с ОВЗ____________________________________________________________________________________
-
Почему ее следует решать?______данная категория детей должна успешно социализироваться после окончания учебного заведения_______________________________________________________________________________________
-
Когда она становится проблемой?_______когда детей с ОВЗ не принимают в коллективе как личность_________________________________________________________________________________
-
Чья это проблема?_______________________Семьи, школы_______________________________________________________________________________
-
Касается ли эта проблема других?____________________касается_____________________________________________________________________
-
Кажется ли она им проблемой?____да_______________________________________________________________________________________
-
Захотят ли они участвовать в ее решении?_____________________нет_____________________________________________________________
-
Кто будет настолько обеспокоен проблемой, что захочет попытаться решить ее?_______родители, опекуны__________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
-
Кто будет сопротивляться решению проблемы?_________родители других учеников____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________
-
Что случится, если мы не решим проблему?___________эти дети не реализуют себя в будущей жизни, могут стать социально опасными элементами_____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Миссия проекта
Миссия проекта - идеальное представление и общественная роль проекта, отражающая то, ради чего задумывается и реализуется проект.
Формулировка миссии должна отвечать на три вопроса:
-
Для кого мы это делаем?
-
Что мы делаем?
-
Как мы делаем это?
Пробуждение общественного интереса к решению социальных проблем ребёнка с ОВЗ
Цель и задачи проекта
ЦЕЛЬ. Организовать совместное обучение детей с нарушениями в развитии и нормально развивающихся детей в единой общеобразовательной среде
ЗАДАЧА 1. Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с ОВЗ.
ЗАДАЧА 2. Формирование у педагогов знаний о потенциальных возможностях обучения «нестандартных детей», о том, что такие дети могут в условиях профессионально организованной поддержки достичь уровня развития большинства своих сверстников.
ЗАДАЧА 3. Подготовка ученического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ
ЗАДАЧА 4. Формирование в сообществе ОУ навыков толерантности
Команда проекта и схема обязанностей
КОМАНДА ПРОЕКТА
№
Участник проекта (заинтересованное лицо проекта)
Знак заинтересованности участника проекта:
+ - положительный
- - отрицательный
Интерес участника
Обучающиеся с ОВЗ
+
Успешная интеграция в ОУ
Родители
+
Их ребёнок «такой же, как все»
Администрация ОУ
+-
Педагоги
+-
Психологическая служба
+
Успешная интеграция детей с ОВЗ
Социальный педагог
+-
Педагоги доп. образования
+
Большее количество детей в кружках и клубах по интересам
№
Участник проекта
Командные роли
Обязанности
1
Администрация
Организатор обучения детей с ОВЗ
Создать интегрированные классы, обучить кадры
2
Педагоги
Учитель, воспитатель
Обучать детей с ОВЗ наравне с другими учащимися
3
Узкие специалисты (психологи, логопеды)
Помощь в адаптации в коллективе
Наладить диалог с другими детьми
4
Педагоги доп. образования
Развивать творческие способности
Помочь в адаптации детей с ОВЗ в коллективе
5
Родители детей с ОВЗ
Содействие администрации и педагогам в адаптации детей с ОВЗ
Обеспечить возможности для обучения ребёнка с ОВЗ
6
7
Требования, предъявляемые к этапам работам по проекту (список всех этапов работы, которые подлежат выполнению, и функционал участников проекта на каждом из них)
№
Этап
Участники проекта
Функционал
-
Составление сметы для приобретения специального коррекционного и реабилитационного оборудования; Проведение ремонтных работ;
-
Обеспечение учебниками детей с ОВЗ
Администрация
Составить перечень необходимого оборудования, отремонтировать помещения, обеспечить детей с ОВЗ учебниками
Библиотека
-
Проведение совещаний с педагогическими работниками по вопросам интегрированного обучения;
-
Проведение педагогического совета «Реализация программы «Доступная среда» на 2015-2019учебный год;
-
Разработка плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
Администрация
Провести совещание, педсовет, обучить педагогов на курсах
-
Проведение собраний с родительской общественностью;
-
Издание газеты для семей, воспитывающих детей-инвалидов;
Администрация
Провести собрания с родителями и общественностью, издать газеты, напечатать буклеты
Педагоги
Психологи, медработники
-
Освещение хода работы по реализации программы «Доступная среда» на 2015-2019 годы в средствах массовой информации;
-
Проведение школьных конкурсов «Лучики надежды», «Преодоление»;
-
Школа здоровья;
-
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;
-
Проведение уроков доброты «Мы все такие разные»;
-
Тренинговые занятия «Принятие себя».
Завучи, педагоги
Разработать программы обучения и воспитания детей с ОВЗ
Медработник, психологи
Декомпозиция работ (блок-схема, таблица)
Задачи и мероприятия к ним
Мероприятия к задаче 1
-
Составление сметы для приобретения специального коррекционного и реабилитационного оборудования; Проведение ремонтных работ;
-
Обеспечение учебниками детей с ОВЗ
Мероприятия к задаче 2
-
Проведение совещаний с педагогическими работниками по вопросам интегрированного обучения;
-
Проведение педагогического совета «Реализация программы «Доступная среда» на 2015-2019учебный год;
-
Разработка плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
Мероприятия к задаче 3
-
Проведение собраний с родительской общественностью;
-
Издание газеты для семей, воспитывающих детей-инвалидов;
Мероприятия к задаче 4
-
Освещение хода работы по реализации программы «Доступная среда» на 2015-2019 годы в средствах массовой информации;
-
Проведение школьных конкурсов «Лучики надежды», «Преодоление»;
-
Школа здоровья;
-
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;
-
Проведение уроков доброты «Мы все такие разные»;
-
Тренинговые занятия «Принятие себя».
План проекта
-
Название проекта (продукт)
«Интеграция детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в образовательную среду общеобразовательного учреждения»
Подготовлен
Варламова О.С., Юртаева Г.А., Котлова Л.В.
Дата: 2015-2019
Краткая информация о проекте
«Интеграция детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, в образовательную среду общеобразовательного учреждения».
Интеграция это:
-
это совместное обучение детей с нарушениями в развитии и нормально развивающихся детей в единой общеобразовательной среде
-
это педагогическая система, ориентированная на формирование системного видения мира и использующая свои особые формы и методы обучения.
Варламова О.С., Юртаева Г.А., Котлова Л.В.
Обоснование проекта, общая цель
-
увеличение кол-ва детей с ОВЗ
-
14 из 523
-
Интегрировано 14 человек
-
Родители и сами дети с ОВЗ
-
Успешная интеграция детей с ОВЗ
Описание продукта.
Ожидаемые результаты продукта
Успешный ученик с ОВЗ, принятый коллективом, реализующий свои возможности и способности
Успешная адаптация детей с ОВЗ в
учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы
Ожидаемые результаты проекта
-
Дети с ОВЗ успешно сдают переводные экзамены, участвуют в школьных мероприятиях
Цели и задачи
Организовать совместное обучение детей с нарушениями в развитии и нормально развивающихся детей в единой общеобразовательной среде
Создание в общеобразовательном учреждении специальных условий обучения для детей с ОВЗ.
Формирование у педагогов знаний о потенциальных возможностях обучения «нестандартных детей», о том, что такие дети могут в условиях профессионально организованной поддержки достичь уровня развития большинства своих сверстников.
Подготовка ученического, педагогического и родительского коллективов к принятию детей с ОВЗ
Формирование в ОУ навыков толерантности
Деятельность (расписание и описание всех мероприятий, начало и конец, ожидаемые результаты каждого мероприятия, ответственный за каждое мероприятие)
Мероприятия к задаче 1
-
Составление сметы для приобретения специального коррекционного и реабилитационного оборудования; Проведение ремонтных работ;
-
Обеспечение учебниками детей с ОВЗ
Мероприятия к задаче 2
-
Проведение совещаний с педагогическими работниками по вопросам интегрированного обучения;
-
Проведение педагогического совета «Реализация программы «Доступная среда» на 2015-2019учебный год;
-
Разработка плана повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
Мероприятия к задаче 3
-
Проведение собраний с родительской общественностью;
-
Издание газеты для семей, воспитывающих детей-инвалидов;
Мероприятия к задаче 4
-
Освещение хода работы по реализации программы «Доступная среда» на 2015-2019 годы в средствах массовой информации;
-
Проведение школьных конкурсов «Лучики надежды», «Преодоление»;
-
Школа здоровья;
-
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ;
-
Проведение уроков доброты «Мы все такие разные»;
-
Тренинговые занятия «Принятие себя».
Команда и организационная структура проекта
-
Программы для обучения с ОВЗ; индивидуальные карты; методика работы с детьми с ОВЗ
-
Педагоги, закончившие специальные курсы; психологи
-
Обучение и включение в общешкольные и классные мероприятия;
- Ведомости успеваемости; результаты психологического тестирования
Возможные риски и угрозы
Конфликтные ситуации между детьми и родителями класса; низкий уровень обученности и качества знаний
-
Недостаточное методическое сопровождение;
-
Неподготовленность педагогических работников по исполнению проекта;
-
Нехватка педагогов дополнительного образования;
-
Нехватка социальных педагогов, психологов и медработников;
-
Слабая материально-техническая база;
-
Недостаточное оборудование мест пребывания ребёнка с ОВЗ.
Ресурсы и бюджет
Определите требуемые и/или доступные ресурсы, которые могут быть использованы в проекте: (финансовые, человеческие и материальные ресурсы) - ресурсы, требуемые для начала и осуществления программы ДПО;
- курсы;
- метод. обеспечение;
- спец. Оборудование;
- подготовленные специалисты
- бюджет полного цикла производства продукта (покрывающий расходы проектной команды и др. расходы по реализации продукта)
Процесс коммуникации и отчетность
Определяется необходимая процедура коммуникации между проектной командой одной стороны и проектной командой другой стороны
Одобрение результатов
Социальная компетентность
Степень сплочённости классных коллективов не ниже 80%
По результатам итоговой аттестации качество обученности соответствует уровню до интеграции
Наличие взаимовыборов при проведении социометрии до 80%
во внеурочной деятельности до 90%
100% отсутствие конфликтных ситуаций
Управление изменениями
- корректировка программ
- смена кадров
-
Календарный график работ (график, диаграмма, таблица)
Необходимые ресурсы
Этап
Виды работ
Ресурсы
Прочее (цена, количество и т.п.)
Критерии выхода и детальные характеристики конечного результата Успешная адаптация детей с ОВЗ в
учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы
Критерий
Показатели
Социальная компетентность
Степень сплочённости классных коллективов не ниже 80%
Навыки решения проблем
По результатам итоговой аттестации качество обученности соответствует уровню до интеграции
Ощущение уверенности
Участие во внеурочной деятельности до 90%
Наличие взаимовыборов при проведении социометрии до 80%
100% отсутствие конфликтных ситуаций
Мониторинг качества осуществления проекта
критерии
оказатели
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
6 баллов
7 баллов
8 баллов
1
80%
7
100%
2
70%
5
100%
3
90%
100%
Риски, способные повлиять на проект
Выход
Недостаточное методическое сопровождение
Обеспечить достаточное количество метод. литературы
Неподготовленность педагогических работников по исполнению проекта;
Пройти курсовую подготовку
Нехватка педагогов дополнительного образования
Заключить договора с учреждениями доп. образования
Слабая материально-техническая база
Поиск доп. средств финансирования, спонсорство, шефство
Формы отчетности
№
Форма отчетности
1.
Ведомость успеваемости по четвертям
2
Мониторинг качества знаний
3
Результаты психологического тестирования
4
Мониторинг включённости во внеклассные мероприятия