Реальный путь выхода из кризиса

«Технология коллективных учебных занятий позволяет использовать весь положительный опыт, накопленный человечеством в области педагогики», - пишет Н. Ф. Ильина." Миссия учителя – учить каждого ребенка. " С древнего языка кельтов слово « ШКОЛА» имело значение «восхождение по ступеням развития». И только позднее ШКОЛА оформилась в определенное здание, в котором проходит целенаправленный образовательный процесс. Сегодня, согласно Закона « Об образовании», учитель имеет право выбирать методику преподавания. Практикой доказано, что применение без системы методов и приемов не приведет к положительному результату: динамике обученности. " Сегодня социальный заказ сделан на компетентностного выпускника." Чтобы выполнить его, необходимо найти путь качественного преобразования учебно-воспитательного процесса. Мы не говорим о новом содержании образования, мы говорим о том, каким должен быть процесс обучения. Существующая почти 440 лет система обучения Я. А. Каменского (классно- урочная) привела школу к кризисному состоянию – снижению уровня обученности учащихся. Новое время требует другого подхода к организации процесса обучения, способствующего развитию УУД.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реальный путь выхода из кризиса

Майорова Тамара Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №26»,

г.Мирного РС (Я).

Сегодня КСО - это методики сотрудничества учащихся в парах сменного состава, позволяющая организовать процесс обучения в соответствии со способностями каждого при условии индивидуального темпа прохождения учебного материала. Это одно из условий развития УУД - универсальных учебных действий, согласно требованиям ФГОС.

Многие педагоги стоят перед выбором: какую технологию использовать в собственной деятельности? Мы же уверены: только через организацию коллективных занятий, где педагог включает в учебный процесс каждого ученика путем общения в динамических парах, можно добиться успеха.

Американский психолог Б. С. Блумм изучал способности учащихся к обучению разным предметам в условиях , когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:

- малоспособные, которые не в состоянии добиться заранее намеченного уровня знаний и умений даже при большой продолжительности обучения;

- талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, и которые могут учиться в высоком темпе;

- обычные учащиеся, составляющие большинство ( около 90 % ) , чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные привели к выводу, что при правильной организации обучения и особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

Это еще раз подтверждает правильность выбора КСО. В.К. Дьяченко, методолог КСО, в своих научных трудах и на практике убедительно доказал, что сам традиционный педагогический процесс в школе - причина того, что знания учащихся поверхностны, что мыслить самостоятельно учащиеся не могут. Основной механизм учебно-воспитательного процесса - классно-урочная система - не эффективна, устарела.

По В. К. Дьяченко, обучение есть особым образом организованное общение обучающих и обучаемых. Именно общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.

Коллективным способом обучения КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Научить учащихся работе в динамических парах сложно.

На первом этапе работы важен процесс педагогизации, когда каждый учащийся должен знать правила работы в парах:

  • береги время

- говори вполголоса.

- уважай товарища

- умей слушать товарища

- отвечай полным ответом.

Педагогизация процесса обучения включает в себя и знание учащимися плана своей деятельности и алгоритма методик, с помощью которого организуется какая-то деятельность на уроке.

На доске пишется план работы на уроке, используя принятые в КСО обозначения:

ИВУ - информационный ввод учителя,

УТ - устный тренаж,

СД - словарный диктант…

Учащиеся, видя план работы, знают содержание урока.

При введении новой методике, например, «Взаимообмен заданиями»,

продолжительное время обрабатывается алгоритм данной методики, доводя его до автоматизма у учащихся. Используется показ образца, когда учитель выступает в роли ученицы, похвала, вопросы на уточнение дальнейшего этапа работы….

Важное место занимает в деятельности учителя контроль. При организации коллективных занятий контроль над своими знаниями осуществляют дети. Каждый заполняет «Контрольный лист»:



Дата


Устно


Письменно

Д/З


Самоанализ





+

-


Например, при проведении УТ по орфограмме « - ь- после шипящих» учащиеся отмечают дату и ставят оценку друг другу графе «Устно», используя критерии: нет ошибок - «5» , она ошибка- « 4», две-три - «3», больше 3х - «2». В карточке 8-6 слов. Если идет письменный срез знаний , то оценка ставиться в графу « Письменно». Графа « Домашнее задание» заполняется так: если после учителем домашнего задания или учащимся он получил «5», то поставит «+». Когда число «+» доходит до 10, то»5» ставится в журнал. Если оценка отрицательная «2» , то ставится «-«

Когда «-« становится в контрольном листе 5 , то»2» заносится в журнал. Обычно это не происходит, так как ученики исправляют «-«. Графу «Самоанализ» учитель использует на свое усмотрение.

Методика «квартетов» Границкой.

Структурные составляющие

Организация работы

Работа в микрогруппах

Действия учителя

Реальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризиса

Этапы работы


Деление класса на четверки

Выборы ведущего

Выборочный вызов учащихся для контроля знаний

Деление учебного материала на 3 группы

Обсуждение изучаемого материала

Сопоставление оценок

Проработка 1 части учебного материала в горизонтальной паре

Оценка выступления каждого учащегося

Подведение итогов

Проработка 2 части в вертикальной паре

Выставление оценок в ведомость и передача ее учителю

Пересадка учащихся в парах

Проработка 3 части в перекрестной части

Одно из самых важных условий эффективной организации работы в группах - правильное, продуманное их комплектование, учет основных признаков: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников. Из опыта знаю, что группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает. Низкая обученность, пробелы в знаниях, слаборазвитые коммуникативные способности, несформированность познавательного интереса, отсутствие лидера - все это не приводит к каким-либо положительным результатам.

Решение обучающих и воспитательных задач осуществляю в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Правда есть опасность, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп учитывают характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н. Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». Результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Правда, иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план, и между участниками устанавливаются дружеские отношения. Такую групповую работу рассматриваю и как важное средство решения воспитательных задач. При изучении вопроса: как влияет количественный состав на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность, выяснила, что группа из четверых человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четверых человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы (например, решение качественных задач или выполнение практических заданий) распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава учитываю: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность.

При проверке знаний учащихся использую методику «Взаимные диктанты». Здесь ученики ведут эффективную работу, оказывая нужную помощь друг другу, осуществляя взаимный контроль.

Этапы

Заготовка текстов

Реальный путь выхода из кризиса

Репетиция с учащимися

Реальный путь выхода из кризисаРабота в парах

Обмен карточками

Поиск нового партнера

Введение деформированных текстов

Устный разбор текстов


  • Проверка текстов задания

  • Заготовка карточек

  • Выдача текстов учащимся

  • Наличие практического задания

  • Включение вопросов теоретического

характера

  • один читает текст, другой пишет

  • обмен обязанностями

  • взаимопроверка написанного

  • сверка диктанта по карточкам вместе, поочередно

  • устный разбор каждым партнером своих ошибок

  • запись разбора ошибок в тетрадь

  • проверка тетрадей друг у друга, подписи

«Технология коллективных учебных занятий позволяет использовать весь положительный опыт, накопленный человечеством в области педагогики», - пишет Н. Ф. Ильина.

Миссия учителя - учить каждого ребенка.

С древнего языка кельтов слово « ШКОЛА» имело значение «восхождение по ступеням развития». И только позднее ШКОЛА оформилась в определенное здание, в котором проходит целенаправленный образовательный процесс. Сегодня, согласно Закона « Об образовании», учитель имеет право выбирать методику преподавания. Практикой доказано, что применение без системы методов и приемов не приведет к положительному результату: динамике обученности.

Сегодня социальный заказ сделан на компетентностного выпускника.

Чтобы выполнить его, необходимо найти путь качественного преобразования учебно-воспитательного процесса. Мы не говорим о новом содержании образования, мы говорим о том, каким должен быть процесс обучения. Существующая почти 440 лет система обучения Я. А. Каменского (классно- урочная) привела школу к кризисному состоянию - снижению уровня обученности учащихся. Новое время требует другого подхода к организации процесса обучения, способствующего развитию УУД.

На данном этапе развития образования характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Все способствует развитию качеств личности учащихся, то есть осуществляется личностно ориентированный подход, назначение которого в содействии становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Речь идет не о формировании качеств, заданных педагогом, не о преобразовании, а о помощи в развитии качеств, способностей, заложенных в нем изначально через создание условий. Можно сказать, что цель личностно ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизм самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитатния. Только через личносто ориентированное обучение может реализоваться компетентностный подход.

Как разрушить классно-урочную систему, которая работает не среднего ученика, которая сделала нашего ученика «великим немым»?

Мировой тенденцией в этом вопросе является переход в рамках классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым видам работы. Из опыта своей работы знаю, чтобы ввести в школьную практику сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, организовать высокоэффективную совместную работу учащихся, необходимо применять коллективную учебную работу.

Акцентирование на личностно ориентированный подход в обучении делают идеи технологии КСО все более притягательными для многих творчески работающих педагогов. Именно КСО и есть для них реальный путь достижения социального заказа 21 века.

Коллективный способ организации обучения (КСО) предполагает такую организацию учебной работы, которая является коллективной по существу, т.к. в этом случае коллектив обучает каждого своего члена, а каждый - всех; знания каждого зависят от знаний других членов группы и являются общей ценностью.

Л.С. Выготский писал: « … ребенок сможет самостоятельно сделать что-либо новое только после того, как осуществит это в сотрудничестве со своими сверстниками или с взрослыми»

Сегодня КСО - это методики сотрудничества учащихся в парах сменного состава, позволяющие организовать процесс обучения в соответствии со способностями каждого при условии индивидуального темпа прохождения учебного материала.

КСО признан движением, идущим снизу, от педагогов. Это реформаторское движение в образовании конца 20 - начала 21 века. « Наше движение выросло «из народа», разрослось, встало на ноги, принципы теории коллективного способа обучения выросли из идей народной педагогики», - заявила из республики Саха (Якутия) А. Семенова, зав. кафедрой педагогики ИУУ, кандидат педагогических наук.

Имея почти семидесятипятилетнюю историю своего существования в России, КСО только сейчас набирает силу. Эта педагогическая идея имеет такую же трагическую судьбу, как педология и генетика, авторы которых стали жертвами существующего в те годы в стране политического режима.

На сегодняшний день многие регионы страны охвачены движением КСО: Амурская, Ленинградская, Красноярская, Тверская, Ярославская, Новосибирская, Краснодарская, Московская, Воронежская, Тюменская, Омская, Казанская, Ачинская, Кемеровская области.

При организации на уроке коллективной учебной деятельности опираюсь на следующие психологические, социальные и дидактические принципы:

1. В процессе коллективного учебного труда на уроке пытаюсь создавать благоприятные возможности для наиболее полного психологического развития каждого школьника. Работа учащихся в группах учит их деловому общению. Общение начинается с восприятия других людей, далее происходит оценка и анализ того, что воспринято, а это приводит к пониманию целей и мотивов действий вначале других людей, а затем - собственных действий. Все это неизменно ведет к активизации деятельности учащихся и развитию их личности.

2. Социальное обоснование коллективной деятельности человека народная мудрость выразила в пословице: «Ум - хорошо, а два - лучше». Мысль человека рождается и развивается в условиях взаимного сотрудничества членов коллектива. Поэтому на отдельных этапах урока предоставляю ученикам возможность общаться друг с другом; обмениваться мнениями, вступать в спор, дополнять, исправлять, оценивать друг друга.

3. Дидактические возможности коллективной работы учащихся на уроке заключаются прежде всего в активизации их познавательной деятельности. Коллектив учащихся, организованный и руководимый мною, выступая в качестве субъекта познавательной деятельности, предоставляет всем его членам право и обязанность быть равноправными участниками достижения общей цели урока.

В чем же преимущества КСО перед традиционной формой обучения?

Во -первых, КСО превращает пассивно-созерцательную деятельность в активно- преобразовательную: ученик осваивает новый материал не только для того, чтобы самому овладеть им и сдать учителю, а чтобы обучать, контролировать и оценивать товарищей по учебе. Цель учения оказывается вторичной, потому она непременно достигается.

Во-вторых, контроль знаний при КСО становится всеобъемлющим и всеохватывающим. Он проводится по всему объему изучаемого материала без единого пропуска какой-либо части.

В-третьих, КСО создает психологический комфорт и ученикам и учителю. Ученики освобождаются от психологических «зажимов» вызванных искусственной стрессогенной обстановкой традиционного автократического обучения; свобода выбора партнера по обучению, темпа работы, порядка изучения учебного материала, смена ролей в учении, близкие к равноправным отношениям с учителем и многие другие психологические позитивные особенности КСО создают общий благоприятный социально-психологический климат в учебном коллективе.

В-четвертых, КСО практически ставит каждого ученика в положение субъекта обучения и практически превращает учебный класс в самоорганизующийся, самоуправляемый и саморазвивающийся учебный коллектив.

Сегодня КСО - это методики сотрудничества учащихся в парах сменного состава, позволяющие организовать процесс обучения в соответствии со способностями каждого при условии индивидуального темпа прохождения учебного материала.

Американский психолог Б. С. Блумм изучал способности учащихся к обучению разным предметам в условиях , когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:

- малоспособные, которые не в состоянии добиться заранее намеченного уровня знаний и умений даже при большой продолжительности обучения;

- талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, и которые могут учиться в высоком темпе;

- обычные учащиеся, составляющие большинство ( около 90 % ) , чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные привели к выводу, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

Это еще раз подтверждает правильность выбора КСО. В.К. Дьяченко, методолог КСО, в своих научных трудах и на практике убедительно доказал, что сам традиционный педагогический процесс в школе - причина того, что знания учащихся поверхностны, что мыслить самостоятельно учащиеся не могут. Основной механизм учебно-воспитательного процесса - классно-урочная система - не эффективна, устарела.

По В. К. Дьяченко, обучение есть особым образом организованное общение обучающих и обучаемых.

Именно общение определяет организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения. КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Одно из самых важных условий эффективной организации работы в группах - правильное, продуманное их комплектование, учет основных признаков: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних и даже слабых учеников. Из опыта знаю, что группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает. Низкая обученность, пробелы в знаниях, слаборазвитые коммуникативные способности, несформированность познавательного интереса, отсутствие лидера - все это не приводит к каким-либо положительным результатам.

Решение обучающих и воспитательных задач осуществляю в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Правда есть опасность, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп учитывают характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н. Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». Результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Правда, иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план, и между участниками устанавливаются дружеские отношения. Такую групповую работу рассматриваю и как важное средство решения воспитательных задач. При изучении вопроса: как влияет количественный состав на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность, выяснила, что группа из четверых человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четверых человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы (например, решение качественных задач или выполнение практических заданий) распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава учитываю: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность.

Научить учащихся работе в динамических парах сложно.

На первом этапе работы важен процесс педагогизации, когда каждый учащийся должен знать правила работы в парах:

- береги время

- говори вполголоса.

- уважай товарища

- умей слушать товарища

- отвечай полным ответом.

Педагогизация процесса обучения включает в себя и знание учащимися плана своей деятельности и алгоритма методик, с помощью которого организуется какая-то деятельность на уроке.

На доске пишется план работы на уроке, используя принятые в КСО обозначения:

ИВУ - информационный ввод учителя,

УТ - устный тренаж,

СД - словарный диктант…

Учащиеся, видя план работы, знают содержание урока.

При введении новой методике, например, «Взаимообмен заданиями»,

продолжительное время обрабатывается алгоритм данной методики, доводя его до автоматизма у учащихся. Используется показ образца, когда учитель выступает в роли ученицы, похвала, вопросы на уточнение дальнейшего этапа работы….

Важное место занимает в деятельности учителя контроль. При организации коллективных занятий контроль над своими знаниями осуществляют дети. Каждый заполняет «Контрольный лист» или

« Экран успешности обучения», который отражает индивидуальный темп прохождения учебного материала.



Дата


Устно


Письменно

Д/З


Самоанализ





+

-


«Технология коллективных учебных занятий позволяет использовать весь положительный опыт, накопленный человечеством в области педагогики», - пишет Н. Ф. Ильина.

Миссия учителя - учить каждого ребенка в индивидуальном темпе и по природным способностям. Именно это происходит на коллективных учебных занятиях.

Репортаж с урока русского языка в 8 классе.


Расскажу о самом главном, о том, как занимаются на уроке русского языка…. У каждого ученика свой индивидуальный план работы - ПВ, в котором есть разделы: «Повтори» и «Изучи», также в карточке даны теоретические вопросы к параграфу и номера упражнений, которые надо выполнить по теме. Что мне нравится, так это то, что я могу выбрать упражнения на любой уровень сложности. Понятно, что над упражнениями на «5» надо поломать голову: они сложные. Мне очень интересно работать по ПВ, так как это учит работать самостоятельно, а некоторые в нашем классе даже не делали домашнего задания. Сейчас это невозможно, потому что ПВ со следующей темой учитель не разрешает изучать, пока не сдашь все по изучаемой теме. Поэтому у нас сейчас в классе каждый находится на разных темах. Понятно, что, кто не учит, тот отстал. Это видно по экрану успешности, который заполняет учитель, а один лист - мы, каждый за себя. Мне неудобно отставать от одноклассников, я хочу работать одной из первых…

В этом году наш класс перешел на новый способ изучения русского языка на уроке. До 8 класса на уроке русского языка мы обучались как на всех остальных предметах и как все классы. Теперь мы обучаемся по карточкам - по индивидуальной программе, кто-то быстрее проходит программу, а кто-то медленнее. Некоторые, перейдя на этот способ обучения, еще больше стали бездельничать, для кого-то это очень интересно…


С одной стороны, мне кажется, так обучаться лучше, интереснее, но, с другой стороны, если брать к примеру меня, то, мне кажется, что с того момента, как мы перешли на данный способ обучения, я стала хуже разбираться в темах. Главной причиной этого является мое волнение и стремление быстрее все пройти и изучить.. ..

Особенно проявляются полученные знания, когда ученика, после того, как изучат всю тему по ПВ, вытягивают ПВ и сдают темы как на экзамен. Это здорово…


Худшей стороной, является то, что некоторый ученики, сдавая теорию друг другу, затрудняются оценивать и в итоге ставится оценка завышенная, а некоторые специально завышают оценку своим друзьям



Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №14»

Муниципального образования «Мирнинский район»

Республики Саха ( Якутия)






ДОКЛАД

49-е республиканские педагогические чтения

«Стратегия национального проекта

как парадигма образования»



Реальный путь

выхода из кризиса









Автор - составитель

Майорова Тамара Александровна,

учитель русского языка

и литературы


г. Мирный

2006

Сегодня КСО - это методики сотрудничества учащихся в парах сменного состава, позволяющие организовать процесс обучения в соответствии со способностями каждого при условии индивидуального темпа прохождения учебного материала.

Многие педагоги стоят перед выбором: какую технологию использовать в собственной деятельности? Мы же уверены: только через организацию коллективных занятий, где педагог включает в учебный процесс каждого ученика путем общения в динамических парах, можно добиться успеха.

Американский психолог Б. С. Блумм изучал способности учащихся к обучению разным предметам в условиях , когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:

- малоспособные, которые не в состоянии добиться заранее намеченного уровня знаний и умений даже при большой продолжительности обучения;

- талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, и которые могут учиться в высоком темпе;

- обычные учащиеся, составляющие большинство ( около 90 % ) , чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные привели к выводу, что при правильной организации обучения и особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

Это еще раз подтверждает правильность выбора КСО. В.К. Дьяченко, методолог КСО, в своих научных трудах и на практике убедительно доказал, что сам традиционный педагогический процесс в школе - причина того, что знания учащихся поверхностны, что мыслить самостоятельно учащиеся не могут. Основной механизм учебно-воспитательного процесса - классно-урочная система - не эффективна, устарела.

По В. К. Дьяченко, обучение есть особым образом организованное общение обучающих и обучаемых. Именно общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.

Коллективным способом обучения КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Научить учащихся работе в динамических парах сложно.

На первом этапе работы важен процесс педагогизации, когда каждый учащийся должен знать правила работы в парах:

  • береги время

- говори вполголоса.

- уважай товарища

- умей слушать товарища

- отвечай полным ответом.

Педагогизация процесса обучения включает в себя и знание учащимися плана своей деятельности и алгоритма методик, с помощью которого организуется какая-то деятельность на уроке.

На доске пишется план работы на уроке, используя принятые в КСО обозначения:

ИВУ - информационный ввод учителя,

УТ - устный тренаж,

СД - словарный диктант…

Учащиеся, видя план работы, знают содержание урока.

При введении новой методике, например, «Взаимообмен заданиями»,

продолжительное время обрабатывается алгоритм данной методики, доводя его до автоматизма у учащихся. Используется показ образца, когда учитель выступает в роли ученицы, похвала, вопросы на уточнение дальнейшего этапа работы….

Важное место занимает в деятельности учителя контроль. При организации коллективных занятий контроль над своими знаниями осуществляют дети. Каждый заполняет «Контрольный лист»:



Дата


Устно


Письменно

Д/З


Самоанализ





+

-


Например, при проведении УТ по орфограмме « - ь- после шипящих» учащиеся отмечают дату и ставят оценку друг другу графе «Устно», используя критерии: нет ошибок - «5» , она ошибка- « 4», две-три - «3», больше 3х - «2». В карточке 8-6 слов. Если идет письменный срез знаний , то оценка ставиться в графу « Письменно». Графа « Домашнее задание» заполняется так: если после учителем домашнего задания или учащимся он получил «5», то поставит «+». Когда число «+» доходит до 10, то»5» ставится в журнал. Если оценка отрицательная «2» , то ставится «-«

Когда «-« становится в контрольном листе 5 , то»2» заносится в журнал. Обычно это не происходит, так как ученики исправляют «-«. Графу «Самоанализ» учитель использует на свое усмотрение.

Методика «Работа по вопросникам»

Реальный путь выхода из кризисаЭтапы работы

Реальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризиса


Ответ учителя на все вопросы с иллюстрацией примерами

Реальный путь выхода из кризисаЧтение всех вопросов учащимися для себя

Реальный путь выхода из кризисаПодготовка ответов

Реальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРабота в парах

Реальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризиса

Действия

Нахождение ответов в тексте учебника

Придумывание своих примеров

Ответы друг другу на вопросы поочередно

Конкретизация примерами

Оказание друг другу помощи путем доработки ответов

Проверка ответов у двух- трех других партнеров

Методика «дуэтов» А.Г. Ривина

Реальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризиса

Этапы работы учащихся

Обеспеч. Учебниками

Выделение изучаемого

Разделение текста на части

Разделение учащихся на пары

изучение 1 части

Обсуждение 1 части

Определение названия 1 части

Составление плана 1 части

Запись согласлванного названия 1 части

Запись плана 1 части

Нахождение нового партнера

Работа в новой паре

изменение пар для работы над следующей частью

Работа над следующими частями

Работа в последней паре

Формирование малых групп из 2-3 пар и работа в них

Оценка работы

Реальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризиса

Действия учащихся

Пересказ прочитанного

дополнения

поправки

Привлечение дополнительных источников информации

Повышение умственной активности

Выработка точных формулировок

Тщательная обработка содержания

Оформление плана в виде тезисов , вопросов

Повторение содержания 1 части

Сверка и уточнение планов

Пересказ1 части

Реальный путь выхода из кризисаВнесение поправок , предложений, дополнений

Проработка 2 и следующих частей

Проработка последней части

изложение всего материала

Ответы на вопросы товарищей

Ответы на вопросы учебника

Выполнение практической састи по учебнику

Выбор ведущего

Изложение и прослушивание всего материала

Оценка ответов каждого учащегося

Составление списка с оценками и передача его учителю

Наиболее интересной, простой в применении и более четкой является

Методика «квартетов» Границкой.

Структурные составляющие

Организация работы

Работа в микрогруппах

Действия учителя

Реальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризиса

Этапы работы


Деление класса на четверки

Выборы ведущего

Выборочный вызов учащихся для контроля знаний

Деление учебного материала на 3 группы

Обсуждение изучаемого материала

Сопоставление оценок

Проработка 1 части учебного материала в горизонтальной паре

Оценка выступления каждого учащегося

Подведение итогов

Проработка 2 части в вертикальной паре

Выставление оценок в ведомость и передача ее учителю

Пересадка учащихся в парах

Проработка 3 части в перекрестной части

Одно из самых важных условий эффективной организации работы в группах - правильное, продуманное их комплектование, учет основных признаков: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних, и даже слабых учеников. Из опыта знаю, что группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает. Низкая обученность, пробелы в знаниях, слаборазвитые коммуникативные способности, несформированность познавательного интереса, отсутствие лидера - все это не приводит к каким-либо положительным результатам.

Решение обучающих и воспитательных задач осуществляю в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Правда есть опасность, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп учитывают характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н. Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». Результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Правда, иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план, и между участниками устанавливаются дружеские отношения. Такую групповую работу рассматриваю и как важное средство решения воспитательных задач. При изучении вопроса: как влияет количественный состав на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность, выяснила, что группа из четверых человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четверых человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы (например, решение качественных задач или выполнение практических заданий) распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава учитываю: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность.

Реальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризисаРеальный путь выхода из кризиса При проверке знаний учащихся использую методику «Взаимные диктанты». Здесь ученики ведут эффективную работу, оказывая нужную помощь друг другу, осуществляя взаимный контроль.

Этапы

Заготовка текстов

Реальный путь выхода из кризиса

Репетиция с учащимися

Реальный путь выхода из кризисаРабота в парах

Обмен карточками

Поиск нового партнера

Введение деформированных текстов

Устный разбор текстов


  • Проверка текстов задания

  • Заготовка карточек

  • Выдача текстов учащимся

  • Наличие практ. задания

  • Включение вопросов теоретич.

  • характера

  • один читает текст, другой пишет

    • обмен обязанностями

  • взаимопроверка написанного

  • сверка диктанта по карточкам вместе, поочередно

  • устный разбор каждым партнером своих ошибок

  • запись разбора ошибок в тетрадь

  • проверка тетрадей друг у друга, подписи

«Технология коллективных учебных занятий позволяет использовать весь положительный опыт, накопленный человечеством в области педагогики», - пишет Н. Ф. Ильина.

Миссия учителя - учить каждого ребенка.

С древнего языка кельтов слово « ШКОЛА» имело значение «восхождение по ступеням развития». И только позднее ШКОЛА оформилась в определенное здание, в котором проходит целенаправленный образовательный процесс. Сегодня, согласно Закона « Об образовании», учитель имеет право выбирать методику преподавания. Практикой доказано, что применение без системы методов и приемов не приведет к положительному результату: динамике обученности.

Сегодня социальный заказ сделан на компетентностного выпускника.

Чтобы выполнить его, необходимо найти путь качественного преобразования учебно-воспитательного процесса. Мы не говорим о новом содержании образования, мы говорим о том, каким должен быть процесс обучения. Существующая почти 440 лет система обучения Я. А. Каменского (классно- урочная) привела школу к кризисному состоянию - снижению уровня обученности учащихся. Новое время требует другого подхода к организации процесса обучения.

На данном этапе развития образования характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс строится как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. Все способствует развитию качеств личности учащихся, то есть осуществляется личностно ориентированный подход, назначение которого в содействии становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Речь идет не о формировании качеств, заданных педагогом, не о преобразовании, а о помощи в развитии качеств, способностей, заложенных в нем изначально через создание условий. Можно сказать, что цель личностно ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизм самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитатния. Только через личносто ориентированное обучение может реализоваться компетентностный подход.

Как разрушить классно-урочную систему, которая работает не среднего ученика, которая сделала нашего ученика «великим немым»?

Мировой тенденцией в этом вопросе является переход в рамках классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым видам работы. Из опыта своей работы знаю, чтобы ввести в школьную практику сотрудничество, взаимопомощь и взаимопроверку, организовать высокоэффективную совместную работу учащихся, необходимо применять коллективную учебную работу.

Акцентирование на личностно ориентированный подход в обучении делают идеи технологии КСО все более притягательными для многих творчески работающих педагогов. Именно КСО и есть для них реальный путь достижения социального заказа 21 века.

Коллективный способ организации обучения (КСО) предполагает такую организацию учебной работы, которая является коллективной по существу, т.к. в этом случае коллектив обучает каждого своего члена, а каждый - всех; знания каждого зависят от знаний других членов группы и являются общей ценностью.

Л.С. Выготский писал: « … ребенок сможет самостоятельно сделать что-либо новое только после того, как осуществит это в сотрудничестве со своими сверстниками или с взрослыми»

Сегодня КСО - это методики сотрудничества учащихся в парах сменного состава, позволяющие организовать процесс обучения в соответствии со способностями каждого при условии индивидуального темпа прохождения учебного материала.

КСО признан движением, идущим снизу, от педагогов. Это реформаторское движение в образовании конца 20 - начала 21 века. « Наше движение выросло «из народа», разрослось, встало на ноги, принципы теории коллективного способа обучения выросли из идей народной педагогики», - заявила участница конференции

( г. Красноярск, 1999г.) из республики Саха (Якутия) А. Семенова, зав. кафедрой педагогики ИУУ, кандидат педагогических наук.

Имея почти семидесятипятилетнюю историю своего существования в России, КСО только сейчас набирает силу. Эта педагогическая идея имеет такую же трагическую судьбу, как педология и генетика, авторы которых стали жертвами существующего в те годы в стране политического режима.

На сегодняшний день многие регионы страны охвачены движением КСО: Амурская, Ленинградская, Красноярская, Тверская, Ярославская, Новосибирская, Краснодарская, Московская, Воронежская, Тюменская, Омская, Казанская, Ачинская, Кемеровская области.

При организации на уроке коллективной учебной деятельности опираюсь на следующие психологические, социальные и дидактические принципы:

1. В процессе коллективного учебного труда на уроке пытаюсь создавать благоприятные возможности для наиболее полного психологического развития каждого школьника. Работа учащихся в группах учит их деловому общению. Общение начинается с восприятия других людей, далее происходит оценка и анализ того, что воспринято, а это приводит к пониманию целей и мотивов действий вначале других людей, а затем - собственных действий. Все это неизменно ведет к активизации деятельности учащихся и развитию их личности.

2. Социальное обоснование коллективной деятельности человека народная мудрость выразила в пословице: «Ум - хорошо, а два - лучше». Мысль человека рождается и развивается в условиях взаимного сотрудничества членов коллектива. Поэтому на отдельных этапах урока предоставляю ученикам возможность общаться друг с другом; обмениваться мнениями, вступать в спор, дополнять, исправлять, оценивать друг друга.

3. Дидактические возможности коллективной работы учащихся на уроке заключаются прежде всего в активизации их познавательной деятельности. Коллектив учащихся, организованный и руководимый мною, выступая в качестве субъекта познавательной деятельности, предоставляет всем его членам право и обязанность быть равноправными участниками достижения общей цели урока.

В чем же преимущества КСО перед традиционной формой обучения?

Во -первых, КСО превращает пассивно-созерцательную деятельность в активно- преобразовательную: ученик осваивает новый материал не только для того, чтобы самому овладеть им и сдать учителю, а чтобы обучать, контролировать и оценивать товарищей по учебе. Цель учения оказывается вторичной, потому она непременно достигается.

Во-вторых, контроль знаний при КСО становится всеобъемлющим и всеохватывающим. Он проводится по всему объему изучаемого материала без единого пропуска какой-либо части.

В-третьих, КСО создает психологический комфорт и ученикам и учителю. Ученики освобождаются от психологических «зажимов» вызванных искусственной стрессогенной обстановкой традиционного автократического обучения; свобода выбора партнера по обучению, темпа работы, порядка изучения учебного материала, смена ролей в учении, близкие к равноправным отношениям с учителем и многие другие психологические позитивные особенности КСО создают общий благоприятный социально-психологический климат в учебном коллективе.

В-четвертых, КСО практически ставит каждого ученика в положение субъекта обучения и практически превращает учебный класс в самоорганизующийся, самоуправляемый и саморазвивающийся учебный коллектив.

Сегодня КСО - это методики сотрудничества учащихся в парах сменного состава, позволяющие организовать процесс обучения в соответствии со способностями каждого при условии индивидуального темпа прохождения учебного материала.

Американский психолог Б. С. Блумм изучал способности учащихся к обучению разным предметам в условиях , когда время на изучение материала не ограничивается. Он выделил следующие категории учащихся:

- малоспособные, которые не в состоянии добиться заранее намеченного уровня знаний и умений даже при большой продолжительности обучения;

- талантливые (около 5%), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться остальные, и которые могут учиться в высоком темпе;

- обычные учащиеся, составляющие большинство ( около 90 % ) , чьи способности к усвоению знаний и умений определяются затратами учебного времени.

Эти данные привели к выводу, что при правильной организации обучения, особенно при снятии жестких временных рамок около 95% учащихся могут полностью усваивать все содержание обучения.

Это еще раз подтверждает правильность выбора КСО. В.К. Дьяченко, методолог КСО, в своих научных трудах и на практике убедительно доказал, что сам традиционный педагогический процесс в школе - причина того, что знания учащихся поверхностны, что мыслить самостоятельно учащиеся не могут. Основной механизм учебно-воспитательного процесса - классно-урочная система - не эффективна, устарела.

По В. К. Дьяченко, обучение есть особым образом организованное общение обучающих и обучаемых.

Именно общение определяет организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения. КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Одно из самых важных условий эффективной организации работы в группах - правильное, продуманное их комплектование, учет основных признаков: уровень учебных успехов учащихся и характер межличностных отношений. Школьников можно объединить в группы или по однородности (гомогенная группа), или по разнородности (гетерогенная группа) учебных успехов. Гомогенные группы могут состоять либо из сильных, либо из средних и даже слабых учеников. Из опыта знаю, что группа, состоящая только из слабых учеников, себя не оправдывает. Низкая обученность, пробелы в знаниях, слаборазвитые коммуникативные способности, несформированность познавательного интереса, отсутствие лидера - все это не приводит к каким-либо положительным результатам.

Решение обучающих и воспитательных задач осуществляю в гетерогенной группе, где и создаются более благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества. Сильный ученик, являющийся лидером, ведет за собой остальных. Правда есть опасность, что лидер подменит всю группу, сведя участие остальных в коллективном выполнении задания до минимума. Поэтому при комплектовании групп учитывают характер межличностных отношений учащихся. Психолог Ю.Н. Кулюткин по этому поводу пишет: «В группу должны подбираться учащиеся, между которыми сложились отношения доброжелательности. Только в этом случае в группе возникает психологическая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, снимаются тревожность и страх». Результаты совместной деятельности сильно зависят от межличностных отношений. Если в группу входят учащиеся, которые испытывают друг к другу неприязнь, то результативность работы будет минимальной. Правда, иногда случается, что общая цель, необходимость согласованных действий, ответственность друг перед другом отодвигают антипатии на второй план, и между участниками устанавливаются дружеские отношения. Такую групповую работу рассматриваю и как важное средство решения воспитательных задач. При изучении вопроса: как влияет количественный состав на психологический климат в группе, на ее работоспособность и результативность, выяснила, что группа из четверых человек в большей мере склонна к обсуждению проблемы, чем группа из восьми человек. Деятельность группы из четверых человек более продуктивна, чем работа пары. Важно и то, четной или нечетной является группа. Группа с четным составом учащихся при обсуждении сложной и спорной проблемы (например, решение качественных задач или выполнение практических заданий) распадается на равные подгруппы и с трудом приходит к общему решению. Целесообразнее создавать группу с нечетным составом. Группа из пяти человек является самой оптимальной. При определении количественного состава учитываю: с увеличением численного состава снижается ее работоспособность, соответственно - и результативность.

Научить учащихся работе в динамических парах сложно.

На первом этапе работы важен процесс педагогизации, когда каждый учащийся должен знать правила работы в парах:

- береги время

- говори вполголоса.

- уважай товарища

- умей слушать товарища

- отвечай полным ответом.

Педагогизация процесса обучения включает в себя и знание учащимися плана своей деятельности и алгоритма методик, с помощью которого организуется какая-то деятельность на уроке.

На доске пишется план работы на уроке, используя принятые в КСО обозначения:

ИВУ - информационный ввод учителя,

УТ - устный тренаж,

СД - словарный диктант…

Учащиеся, видя план работы, знают содержание урока.

При введении новой методике, например, «Взаимообмен заданиями»,

продолжительное время обрабатывается алгоритм данной методики, доводя его до автоматизма у учащихся. Используется показ образца, когда учитель выступает в роли ученицы, похвала, вопросы на уточнение дальнейшего этапа работы….

Важное место занимает в деятельности учителя контроль. При организации коллективных занятий контроль над своими знаниями осуществляют дети. Каждый заполняет «Контрольный лист» или

« Экран успешности обучения», который отражает индивидуальный темп прохождения учебного материала.



Дата


Устно


Письменно

Д/З


Самоанализ





+

-


«Технология коллективных учебных занятий позволяет использовать весь положительный опыт, накопленный человечеством в области педагогики», - пишет Н. Ф. Ильина.

Миссия учителя - учить каждого ребенка в индивидуальном темпе и по природным способностям. Именно это происходит на коллективных учебных занятиях.

Репортаж с урока русского языка в 8 классе.


Расскажу о самом главном, о том, как занимаются на уроке русского языка…. У каждого ученика свой индивидуальный план работы - ПВ, в котором есть разделы: «Повтори» и «Изучи», также в карточке даны теоретические вопросы к параграфу и номера упражнений, которые надо выполнить по теме. Что мне нравится, так это то, что я могу выбрать упражнения на любой уровень сложности. Понятно, что над упражнениями на «5» надо поломать голову: они сложные. Мне очень интересно работать по ПВ, так как это учит работать самостоятельно, а некоторые в нашем классе даже не делали домашнего задания. Сейчас это невозможно, потому что ПВ со следующей темой учитель не разрешает изучать, пока не сдашь все по изучаемой теме. Поэтому у нас сейчас в классе каждый находится на разных темах. Понятно, что, кто не учит, тот отстал. Это видно по экрану успешности, который заполняет учитель, а один лист - мы, каждый за себя. Мне неудобно отставать от одноклассников, я хочу работать одной из первых…

В этом году наш класс перешел на новый способ изучения русского языка на уроке. До 8 класса на уроке русского языка мы обучались как на всех остальных предметах и как все классы. Теперь мы обучаемся по карточкам - по индивидуальной программе, кто-то быстрее проходит программу, а кто-то медленнее. Некоторые, перейдя на этот способ обучения, еще больше стали бездельничать, для кого-то это очень интересно…


С одной стороны, мне кажется, так обучаться лучше, интереснее, но, с другой стороны, если брать к примеру меня, то, мне кажется, что с того момента, как мы перешли на данный способ обучения, я стала хуже разбираться в темах. Главной причиной этого является мое волнение и стремление быстрее все пройти и изучить.. ..

Особенно проявляются полученные знания, когда ученика, после того, как изучат всю тему по ПВ, вытягивают ПВ и сдают темы как на экзамен. Это здорово…


Худшей стороной, является то, что некоторый ученики, сдавая теорию друг другу, затрудняются оценивать и в итоге ставится оценка завышенная, а некоторые специально завышают оценку своим друзьям


© 2010-2022