Конспект Словарного урока (русский язык в 10 классе)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




План - конспект

словарного урока

в 10 классе.









Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1 с. Чечен -Аул»

Косумова З.З.



26.11.15г Русский язык 10 класс

Тема: Словарный урок по русскому языку.

Цель: 1) активировать и обобщить знания учащихся о словарях русского языка; 2) развитие умений работы со словарями различных типов; 3) воспитание коммуникативной компетентности учащихся; совершенствовать навыки правописания.


Ход урока

Словарь - твой друг,

без него, как без рук.

I. Организ. момент. Мотивация.

II. Работа по теме урока.

1. Учитель: Знаменитый персидский мыслитель и поэт XIII века Саади в одном из своих поэтических трактатов заметил:

«Умен ты или глуп,

Велик ты или мал,

Не знаем мы,

Пока ты слова не сказал!»

Согласитесь, каждому из нас хочется, чтобы слово, произнесенное нами, говорило о нашем уме и значимости. Это желание особенно обостряется, если речь идет о каких-то деловых контактах человека, где так важно (для создания репутации, карьерного роста, успеха и т.д.) создать о себе благоприятное впечатление.

Словарный запас человека является немаловажной составляющей речевого (этикета) портрета, а значит, и деловой характеристики.

Ребята, учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Сегодня мы и поговорим о том, где «хранятся» слова.

А «хранятся» они в разных словарях. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории происхождения слова, третьи расширяют кругозор. Много разных сведений можно получить из словарей, поэтому и говорят: «Словарь - твой друг, без него, как без рук». В умелых руках словари могут оказать значительную пользу. О словарях существует еще одно высказывание французского писателя Анатоля Франса: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке». Все богатство и разнообразие языка собрано в словарях. Уточнить правописание и значение слова, проследить его эволюцию, пополнить свой языковый запас новыми словами можно, пользуясь словарями.

На этом уроке вы узнаете, где живут слова, которые составляют лексику современного русского языка. А живут они в словарях, или, если воспользоваться синонимами этого слова, в тезаурусах или глоссариях.

Итак, сегодня мы поговорим о словарях и их роли в нашей жизни.

2. Мозговая атака. Какие словари вы знаете?

  • Орфографический словарь

  • Толковый словарь

  • Этимологический словарь

  • Словообразовательный словарь

  • Словарь иностранных слов

  • Словарь синонимов

  • Фразеологический словарь

  • Грамматический словарь

  • Словарь русских говоров

  • Мифологический словарь

1. Словарь Владимира Ивановича Даля.
2. Словарь Дмитрия Николаевича Ушакова.
3. Словарь Сергея Ивановича Ожегова.

III. Подготовка к ЕГЭ.

1. Задание №3 (Лексическое значение слова).

2. Если вас интересует, как правильно произносить: «звОнит» или «звонИт», то вам поможет орфоэпический словарь. В нем содержатся сведения о правильной постановке ударения в словах. И правильно будет «звонИт».

3. Происхождение наиболее употребительных слов русского языка объясняется в этимологическом словаре. Из этимологического словаря вы можете узнать, что слово пельмени состоит из двух финских корней: пель - «ухо» и нянь - «хлеб». В буквальном переводе с финского языка на русский слово пельмени означает «уши из теста». Эти кулинарные изделия названы так по форме уха, которую они имеют.

IV. Разноуровневые задания

1 группа: Объяснить лексическое значение слов - актуальный, диалект, лингвист, этнограф.

2 группа: Вставьте пропущенные буквы. Расставьте ударение в словах и проверьте по словарю.

Аб…немент, б…блиография, кат…лог, орат…р, полиц…я,

б..ловать, щ..вель, изд..лека.

3 группа: Составить предложения со словами - аудитория, пунктуальный, приз.

V. Слово учителя.

Среди множества словарей есть такие, которые составляют гордость науки. Одним из таких словарей является "Толковый словарь живого великорусского языка", созданный В.И.Далем. Словарь он составлял 43 года. В.И.Даль родился 10 ноября 1801 года в Луганске и умер 22 сентября 1872 года в Москве. Даль прожил долгую, удивительно насыщенную жизнь, сменил множество профессий: был военным, инженером, незаурядным хирургом, ботаником, зоологом, государственным деятелем. Он знал много языков. В течение сорока лет Даль выступал в литературе под собственным именем и под псевдонимом Казак Луганский. В собрании его сочинений напечатано 145 повестей и рассказов, 62 короткие истории из сборника "Морские досуги".

Владимир Даль выделил для пословиц сто семьдесят девять рубрик:

  • пословицы о предметах веры, о судьбе, о счастье, о богатстве и бедности, о достатке, о скупости, тороватости, о бережливости и мотовстве и прочем.

  • Под лежачий камень вода не течет.

  • Труд человека кормит, а лень портит.

  • Дело мастера боится.

  • Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

  • Кто хвалится, тот с горы свалится.

VI. Спишите, вставьте пропущенные буквы.

Дмитрий Николаевич Ушаков (1873-1942), ру..кий советский языковед, член - ко..еспондент АН СССР.

В 1895 году окончил Московский Университет. Профе..ор Высших женских курсов, Института слова, Литературного института им.М.Горького, МГУ.

Труды Ушакова послужили основой для разв..тия ру..кой диалектологии. С 1901 года уча..ствовал в работе по улучшению и реформе ру..кого правоп..сания.

Фразеологическая разминка.

Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о ...

- кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)

- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)

- человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелёгкая принесла.)

- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подмётки не годится.)

VII. Итог урока. Рефлексия.

Сделать общие выводы по теме урока. В каких случаях следует обращаться к словарям?

Возможные ответы учащихся:

  • словари нужны, чтобы выполнить задания к различным урокам;

  • словари нужны, чтобы понять значения слов, узнать их происхождение, уточнить их написание, произношение;

  • словари нужны, чтобы наша речь стала ярче, а словарный запас богаче.

VIII. Домашнее задание. Напишите сочинение-миниатюру на тему « Наши друзья - словари»


© 2010-2022