Конспект урока по литературе на тему А. Грин Алые паруса

Тип урока и его структура: урок получения новых знаний   1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим? В разделе «Русская литература ХХ века» данный урок является вторым. Связь с предыдущим уроком прослеживается в тематике произведений: происхождение чуда. . Какова триединая дидактическая цель урока (обучающая, развивающая, воспитывающая). Дать оценку успешности  в достижении целей урока, обосновать показатели реальности урока. Обучающая - Познакомить учащихся с удивит...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Верхнеуслонская общеобразовательная школа







Любить, мечтать и верить…









учитель русского языка и литературы

Калмыкова Евгения Викторовна

















С.Верхний Услон, 2015

-1-

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с удивительным миром и героями произведений А. Грина.

  2. Учить давать сравнительную характеристику героев.

  3. Попытаться убедить учащихся, что всё прекрасное зависит от нас.

  4. Научить выделять в произведении сказочное и реальное; ввести понятия из теории литературы: феерия, феерическая повесть, портрет, сказочное, реальное; развивать навыки выразительного чтения художественного текста, в том числе наизусть.

Оборудование:
- аудиозапись морского прибоя;
- электронная презентация;

- эпизоды фильма «Алые паруса»;

Ход урока


1) Вступительное слово учителя. (под звуки морского прибоя читает учитель (аудиозапись))

УЧИТЕЛЬ. «Туман еще не рассеялся; в нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок… Но вот воздушный напор усилился, рассеял туман и вылился по реям в легкие алые формы, полные роз. Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, все было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости».
Правда, красивые строки? Сквозь них словно проглядывает синее морское пространство, словно мы выглянули в окно, выходящее на море. Окно открывается: свежесть морского ветра, и соленые брызги, и шум прибоя врываются в комнату. То же случается, когда мы открываем книгу Александра Степановича Грина.
УЧИТЕЛЬ. Если вам хоть раз мечталось о море, вы, наверняка, разделите мечты этого писателя и полюбите его мир, полный романтики, мир, в котором прекрасное несбыточное возможно.
«Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Все становится светлым, ярким, все снова таинственно волнует, как в детстве», - писал Д. Гранин.

Тема нашего урока - «Любить, мечтать и верить…» Сегодня нам предстоит познакомиться с героями А. Грина, выяснить, что роднит их и людей с бродячими душами и почему эпиграфом к уроку стали слова К. Паустовского

( см.на доске и в презентации).

Опасность, риск, свет далёкой звезды, то Южный Крест, то Медведица, свидания и разлуки… Романтика, которая тянет людей в дорогу, о которой поётся в песнях, которая живёт в наших душах… Что же означает это слово?

Романтика - поиск трудностей, борьбы, прекрасного в жизни.

Необыкновенность творчества А. Грина состоит в том, что он сделал романтику реальным миром, подробно описал эту страну: города со звучными и зовущими названиями, заманчивые гавани, старинные корабли, бесстрашные мореплаватели, необычайные приключения… Вот такая она, Гринландия, придуманная А. Грином.

Его литературная судьба была осложнена многими обстоятельствами. Придя в русскую литературу в 1906 году и опубликовав за четверть века свыше четырёхсот произведений, А. Грин никогда не пользовался расположением критики. Его объявили буржуазным писателем, и книги после войны не переиздавались. Только в 1956 году А. Грин был возвращён нашему читателю

2)Беседа с учащимися

Сравнительная характеристика героев.


  • В какой семье родилась Ассоль? Как проходило её детство?

(Ассоль родилась в небогатой семье. Отец её был матросом «Ориона», мать Мери умерла по вине Меннерса , который соглашался дать денег взаймы, но требовал за это любви. Лонгрен оставил службу, стал воспитывать дочь и заниматься изготовлением игрушек. Он « добывал столько, чтобы жить в рамках умеренной экономии».)


  • В какой обстановке воспитывался Грэй?

( В роскоши. Зачитать гл.2 со слов «Огромный дом, в котором родился Грэй …» до «…обширным огненным строем».)

  • И всё же в бедности Ассоль и роскоши Грэя было очень много общего. Их семьи держались обособленно. Почему родители Грэя жили одиноко?

(Отец и мать грэя были надменные невольники своего положения».)

  • Почему же жили одиноко Ассоль и Лонгрен?

(Лонгрен был замкнут, а после случая с Меннерсом (пересказ близко к тексту) люди отвернулись от него).

Работа в парах: на листочках - что роднит Ассоль и Грея?


  • За что люди невзлюбили Лонгрена: за его поступок или за его поведение?

(Зачитать гл.1 со слов «Рассказ Меннерса…» до «…чего не прощают». Лонгрен был непохож на других. Он умел любить, чего, по его мнению, не умели жители Каперны. Он выступил судьёй, чем поставил себя выше других. И этого ему простить не могли).

  • Как нелюбовь к отцу отразилась на дочери?

(Зачитать гл.1 со слов «Девочка росла без подруг…» до «…к дому матроса».)

  • Что было предсказано Ассоль? Как стали относиться к ней в Каперне после этого?

(Над девочкой смеялись, звали её полоумной, Корабельной. Ассоль непохожа на других жителей).

  • А какая она - Ассоль? Вот перед вами два её портрета. Есть ли описание внешности в тексте?

(Только общие черты. Внешность не главное. В Ассоль важно «невольное ожидание прекрасного», чуда).

-4-

  • Девочка росла одиноко потому, что «дети Каперны вычеркнули раз и навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и внимания». А почему рос одиноким Грэй?

( «Отец Грэя удалил из замка всех детей служащих, опасаясь, что благодаря низкому обществу прихоти мальчика превратятся в склонности, трудно искоренимые»).

  • Верно ли, что одиночество рождало в героях умение видеть и ценить красоту природы?

( Зачитать гл.3 со слов «Проснувшись, Грэй…» до «…дикую прелесть…»; зачитать гл 4 со слов «Так волнуясь, трепеща и блестя…» до «алую рябь»).

  • Кроме умения тонко чувствовать красоту природы, что ещё роднило Грэя с Ассоль?

(Способность фантазировать. Зачитать гл. 2 со слов «Обернувшись к выходу…» до «…связь с бурей исчезла»; зачитать гл.4 со слов «Из заросли поднялся корабль…» до «…просто усталость». Это родство душ привело к тому, что Грэй смог осуществить мечту Ассоль, сделать фантазию реальностью).

Просмотр эпизода ( наизусть или выразительно) встречи Ассоль с Грэем на фоне музыки «Лунная соната» Бетховена.


  • Как вы думаете, это сказка или нет?

(Грин назвал своё произведение феерией.)

Работа по теории литературы. Жанр феерии.

Что испытывает человек, когда сбывается его мечта? Чтобы выразить эти чувства,

А.Грин использовал жанр феерии.(Определение жанра по словарю в учебнике)

Докажите, что ничего волшебного в появлении алых парусов не было.

(Всё «чудо» совершил Грэй: он выбрал нужную материю и приказал сшить паруса; пересказ эпизода «в лавке» гл.5)

Тема «Алых парусов» отчётливо сформулирована в словах Грэя. Предназначение человека в том, чтобы «делать так называемые чудеса своими руками» и дарить их людям. Чудо здесь - это добрый поступок, благородное движение души, «улыбка, веселье, прощенье и - вовремя сказанное, нужное слово»).

  • Найдите эпизоды, когда в Грэе впервые проявилось понимание чужой боли, сострадание к человеку.

(Гл.2 - картина, изображавшая распятие Христа. «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь»; гл. 2 - случай с Бетси. «…он пережил ощущение острого чужого страдания».)

3) Вывод

(Записывается в рабочие тетради)

Как не мог Грэй допустить крови на картине, так не мог он оставить мечту Ассоль неосуществлённой, и в Каперне появились алые паруса. Одним из главных конфликтов гриновского произведения стал конфликт между романтической мечтой и «здравым смыслом». Паруса «пылали с невинностью факта, опровергающего все законы бытия…»

Кончается повесть словом счастье, которое человек способен построить сам. Вот почему эпиграфом к уроку являются слова К. Паустовского.

Алые паруса в солнечных бликах, сверкающие на фоне синего моря и голубого неба, - трудно найти другой образ , который бы производил такое неизгладимое зрительное впечатление)

Учитель: Время показало, что Грин - писатель, нужный нашему времени. Его творения вызывают желание жизни, смелости, красоты и любви. Всем своим творчеством писатель утверждает, что если человек верит в мечту, борется за неё, несёт в себе добро, то он в состоянии преодолеть все трудности на своём пути.



*человек радуется, когда мечта сбывается; автору повести удалось

передать ликование чувств героев с помощью жанра «феерия»;

*мечтать не вредно, а просто необходимо, тогда жестокая реальность

жизни будет преодолена;

*гипотеза подтвердилась - романтическая мечта помогает человеку

преодолевать жестокую реальность жизни.

© 2010-2022