Урок-практикум Готовимся к выполнению тестовых заданий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Готовимся к выполнению тестовых заданий (урок-практикум по русскому языку в 11 классе)

Цели: повторить и закрепить с учащимися основные орфографические правила, проверить умение анализировать текст, развивать в учащихся при работе с текстом чувство прекрасного.

Оборудование: раздаточный материал, текст «В осеннем лесу», аудиозаписи с мелодиями о лесе, картины русских художников Поленова, Левитана, Шишкина, компьютерная презентация «Фразеологические обороты»

Организационный момент:

- Добрый день, ребята. Сегодня мы с вами проведём не совсем обычный урок. Попробуем себя представить на экзамене и выполнить ряд заданий, связанных с орфографическими и орфоэпическими правилами, лексикой, синтаксисом и анализом текста. Начнём урок со словарного диктанта. При написании слов вы можете пользоваться опорной схемой.

I.Словарный диктант.

Утренняя заря, поношенный костюм, ношеные вещи, петушиный крик, растерянный вид, отвлечённое рассуждение, смышлёный ученик, стреляный воробей, подстреленная утка, пуганая ворона, непуганый зверь, кожаный тиснёный переплёт, тиснённый золотом билет, крашеные перила, некрашеная мебель, неслыханное явление, невиданное бедствие, нежданный гость, дублёный полушубок, погашенный свет, гашеная и негашеная известь.

Урок-практикум Готовимся к выполнению тестовых заданий

- Предложения с краткими прилагательными.

Бойцы были молчаливы и сосредоточенны. Девушка весела и взволнованна. Они аккуратны и воспитанны.

- Предложения с краткими причастиями.

Войска были сосредоточены у переправы. Аудитория взволнована выступлением оратора. Дети воспитаны в уважении к труду.

II. «На ошибках... учимся». В этом разделе вам будут представлены задания по орфоэпии и акцентологии - проверяем знание норм произношения и ударения.

1. Отметьте случаи правильной постановки ударения в словах:

а) намерение, б) облегчить, в) договоры, г) тефтели, д) соболезнование,

е) обеспечение, ж) зубчатый, з) дремота.

2. Отметьте слова, в которых выделенный согласный произносится твёрдо:

а) антитеза, б) бенефис, в) теннис, г) гротеск, д) бассейн, е) эстетика,

ж) тенор.

3. Определите, в каких словах допущены орфографические ошибки, связанные с неправильным произношением слов:

а) дермантин, б) явства, в) перспектива, г) подскользнулся, д) газификация, е) скрупулёзный, ж) почерк, з) пертурбация.

4. Отметьте существительные (имена собственные), в которых допущены ошибки в ударении: а) К.Бальмонт, б) В.Одоевский (писатель), в) И.Ньютон (физик), г) Пикассо (художник), д) Н.Обухова (певица), е) Т.Лысенко (биолог), ж) Кижи (город), з) Рембрандт.

Урок-практикум Готовимся к выполнению тестовых заданий

III. В этом разделе вам представлены задания из грамматики и морфологии.

Укажите примеры без словообразовательных ошибок.

1. а) скипятить чайник, б) лимоновый цвет, в) легко нагинаться, г) опустить письмо, д) неожиданно подскользнуться, е) вскопать огород, ж) некрасивый подчерк, з) полность изображения.

2. а) поздравить с праздником, б) трудолюбимый человек, в) неожиданные перетурбации, г) узнать вчера, д) подготовление к празднику, е) насущный вопрос, ж) взятничество и казнокрадство, з) надсмехаться над товарищем.

3. Укажите неправильное образование форм родительного падежа множественного числа имён существительных:

а) нет время, б) килограмм помидоров, в) пара туфель, г) много носков, д) килограмм яблок, е) пара сапогов, ж) нет местов, з) много полотенец.

4. Укажите предложения, в которых имеются грамматические ошибки в родительном падеже имён существительных:

А. В магазине было много апельсинов, мандаринов, гранатов, лимонов и яблок. Б. Сегодня мне нужно забрать сестрёнку из яслей. В. После заморозков ягоды рябины становятся боле сладкими. Г. бабушка попросила купить несколько простынь и полотенец. Д. В углу стояло несколько кочерёг. Е. Родственники привезли из Самарканда много арбузов и дыней. Ж. И.А.Крылов - автор замечательных басней. З. Отряд партизан расположился на опушке.

IY. В этом разделе мы вспомним раздел языкознания «Синтаксис», в котором рассмотрим законы связи слов.

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения (запись в тетрадях). - Как нужно рассуждать при выполнении этого задания?

Работая над рефератом,

а) вам нужны будут консультации преподавателя, б) ничто не должно отвлекать, в) постарайтесь быть внимательным, г) вначале составляется план.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя стихотворение,

а) я получил отличную отметку, б) мне поставили «отлично», в) у меня возник вопрос, г) указываются выразительные средства языка.

3. Укажите предложения с синтаксическими ошибками: А. Заведующая детского сада объявила родителям о карантине. Б. Строители уделяли особое внимание на качественное выполнение работы. В. Учитель объявил, что в работе имеются некоторые недочёты. Г. Нельзя не отметить высоких результатов наших спортсменов. Д. Малыш был очень рад новой покупке.

Y.Перепишите текст.

Учёные доказали, что новорожденные птенчики уверенно отличают силуэты опасных для них птиц-хищников от силуэтов птиц, для них безопасных. Если над птенчиком по проволоке тянется фигура, которая напоминает хищника, они съеживаются и прячутся. Это не наблюдается, если «в небе» появляется фигура безопасной птицы.

(Вариант текста: Случалось ли вам наблюдать трепещущую серебристую рыбку, весело плещущуюся в воде, сверкающую на солнце и не ощущающую опасности при вашем приближении?)

- Подсчитайте, сколько знакомых вам орфограмм спряталось в этом тексте.

VI. Есть ещё один раздел языкознания, который вызывает определённые трудности. Он называется «Фразеология». В одном из тестов ЕГЭ встречается задание найти фразеологизмы в тексте. Знание фразеологизмов предполагает умение свободно, легко и экономно выражать свои мысли, обычно их используют, чтобы кратко выразить многое, ибо они с удивительной меткостью выражают сущность довольно сложных явлений. Количество фразеологизмов в русском языке достигает несколько десятков тысяч. Они существуют в языке в тесной связи с лексикой. Значит, умение употреблять в речи фразеологические обороты говорит о богатстве лексикона человека. (Показ презентации «Фразеологические обороты»)

Задание 1. В каком предложении используется фразеологизм?

  1. А) Колька испуганно вздрогнул и выронил книгу. Б) Все засмеялись. В) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя… Г) Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка…

  2. В каком предложении используется фразеологизм?

А) Мы ходим по земле во весь рост, как до войны ходили по земле люди, как они будут ходить после войны. Б) Роса уже пала, и ночной воздух пахнет влажными травами. В) Наверное, только на войне так по-мирному пахнут травы. Г) Панченко угрюмо стоит перед нами, а мы сидим на земле, все трое, и молчим.

  1. Какое значение имеет фразеологизм шут гороховый в предложении На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями?

А) весёлый человек

Б) тот, кто выставляет себя в смешном и глупом виде

В) тот, кто шалит, нарушая порядок

Г) нищий человек

YII.Анализ текста «В осеннем лесу». (Во время чтения текста можно включить музыку, показать картины Левитана, Шишкина, Поленова.)

«В осеннем лесу».

Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. Иду, как в картинную галерею, ещё раз взглянуть на давно знакомые полотна, писанные золотой осенью. Глаза настороженны и жадны: не хочется ничего упустить.

У самого края леса блеснуло озеро с тёмной водой цвета крепко заваренного чая. На его поверхности тихо колышется золочённая солнцем мозаика из листьев, занесённых сюда ветром. На берегу, у ольшаника, горбится старая верша, брошенная, очевидно, за ненадобностью. Это Поленов.

А на косогоре, окружённая тонконогими осинками, узнаю Левитана. Трепещут листья на ветру, и путается в их живом колеблющемся кружеве синева неба. Позади молодого осинника высится многоколонным фасадом старый лес. Своды его таинственны и угрюмы, они лишь слегка освещены солнцем. Среди стволов-колонн затаилась гулкая тишина, в безветренный день даже слышно, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, оброненный ветром лист.

А вот лес как зал неповторимого шишкинского гения. Медленно иду по пестротканой лесной дорожке мимо развешанных осенью полотен. Они то желтеют лимонными листьями берёз, то тканы оранжевыми и багровыми осинами, то расцвечены пунцово-красными кистями рябин.

Тропинка ведёт всё дальше и дальше; глаза начинают уставать от ярких красок, а этому беспечному расточительству, дарованному осенью, по-прежнему нет конца.

(По В.Носову.)

Прежде чем начать анализировать текст, мы должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила создания текста (его содержание и форму).

Определяя стиль речи, мы должны учитывать:

1. Основную функцию, то есть цель, с которой текст создавался: сообщить или убедить и выразить при этом авторское отношение к теме и проблеме.

2. Сферу общения, в которой текст уместен по теме, основной мысли, композиции и средствам оформления.

3. Какому адресату предназначен текст?

4. Языковые и стилистические особенности (лексические, морфологические, синтаксические). Вопросы для анализа:

- Определите стиль текста (художественный) и тип текста (описание).

(Можно назвать запоминающиеся краски осени: эпитеты: золотая осень, золочённая солнцем мозаика, пестротканая лесная дорожка (метафорический эпитет), лимонные листья берез, оранжевые и багровые осины, пунцово-красные кисти рябин; метафоры, в том числе и олицетворения: многоколонный фасад леса, полотна, развешанные осенью, сосны-колонны. Среди красок осени есть как эпитеты и метафоры, так и оттенки цветов. Все они гармонично рисуют картину осеннего пейзажа).

- В чём заключается основная цель описания? (Помочь более внимательно всмотреться в предмет. В тексте мы как бы находимся в картинной галерее, поэтому нам важна каждая деталь, особенность природы). Описывая предмет, мы находим его интересные подробности: детали (части) и их свойства, и мы можем рассмотреть предмет со всех сторон. Мы увеличиваем предмет описания, «выхватываем» его из окружающего нас мира и рассматриваем во всех деталях, то есть подробно.

- Какова тема этого текста? О чём говорится в нём? (Тема отражена в самом заглавии - речь идёт об осеннем лесе)

- А основная мысль? ( Для автора общение с природой - радостный момент в жизни: ничего не хочется пропускать). Основная мысль предъявляется в начале текста, далее эта мысль получает развитие в тексте.

- Как раскрываются тема и основная мысль текста? (Последовательно (т.е. линейно выстроенное содержание, смена микротем), поэтому её можно разделить на следующие структурные части:

1) Осень как в пейзажах Поленова.

2) Левитановская картинка.

3) Зал неповторимого шишкинского гения.

- Какова роль такого построения? Смена микротем обеспечивает динамизм и напряжение в тексте (иначе это называется темпом развития темы). это способ, с помощью которого автор сохраняет интерес читателя к развитию основной мысли текста: читатель ждёт смены микротем!

- Какова основная цель автора текста? (Увидев сам красоту осеннего пейзажа, автор помогает нам быть более внимательными, не проходить мимо чудесного в природе, видеть большое в малом, необычное в обычном.)

- Как связаны между собой части? (Части текста связаны по смыслу и структурно. Смысловая связь их в том, что все они раскрывают одну общую тему и основную мысль: и Поленов, и Левитан, и Шишкин много своих работ посвятили описанию пейзажей, в частности в осеннюю пор.)

Структурно предложения связаны параллельной связью; средства межфразовой связи - и лексические и морфологические: местоимённая замена, вводные слова (очевидно), союзы (начало 3 и 4 абзацев).

- Какую роль играет параллельная связь? (Этот вид связи предложений помогает характеризовать предмет речи с разных, но равноправных (не подчинённых друг другу) сторон.

- Какова лексика текста? ( Лексика нейтральная, в переносном значении употреблено существительное расточительство. Здесь оно употребляется в значении богатство красок осени.)

- Какие синтаксические средства (особенности синтаксиса) можно отметить в этом тексте? (Предложения распространённые, насыщенные однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. Автор выделяет подробности, оживляет картины осени через дополнительные действия, признаки. Много предложений дано с обратным порядком слов).

Последнее предложение текста сложное, распространённое. Оно как имеет значение незавершённости описания. Сколько бы человек не наблюдал красоту природы, он никогда не насладится её чудесными видами, несмотря на то, что глаза уже устают от ярких красок.

YIII. Домашнее задание: описать картину зимы, выбрав конкретную тему. Например, «Зимний лес», «Зимние краски», «Звуки зимы» и т.д.



6

© 2010-2022