- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме Древнерусская литература
Урок по теме Древнерусская литература
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бартова О.В. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
3
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!..
И. Бунин
Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот. По существу, это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в IX веке и окончив его спустя семь столетий.
- С какими произведениями древнерусской литературы вы познакомились ранее? («Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских»)
Сначала надо определить, что же такое летопись. В большом энциклопедическом словаре написано следующее: " Историческое произведение, вид повествовательной литературы в России 11 - 17 веков, состояли из погодных записей, либо представляли собой памятники сложного состава - свободные своды".
Д. Лихачев писал: «С принятием христианства (988 год) из славянской Болгарии, переживавшей в то время культурный расцвет, на Русь были привезены книги. Часть книг переписывалась с болгарских на Руси. Древнеболгарский язык, называвшийся на Руси церковно-славянским, потому что на нем писались богослужебные книги, был близок древнерусскому и хорошо понимался русскими читателями того времени. Церковно-славянский язык, гибкий и тонкий, способный выражать самые сложные отвлеченные идеи, чрезвычайно обогатил древний русский язык, сделал его более выразительным. До сих пор в нашем языке живут синонимы: русское - глаза, славянское - очи русское - небо, славянское - небеса и пр. Западные католические страны объединила латынь, славянские страны - церковно-славянский язык».
Ключевые моменты, с помощью которых можно охарактеризовать древнерусскую литературу:
-
истоки древнерусской литературы (устное народное творчество);
-
ее связь с мировой художественной культурой (Библия, культура Византии);
-
ее традиции в литературе Нового времени (эстафета мудрости, передаваемая из поколения в поколение);
-
жанры (под запись)
- поучение - проникновенная беседа о духовных ценностях,
- повесть - рассказ о важных исторических событиях,
- слово - образец торжественного красноречия,
- хождение - рассказ о далёких путешествиях,
- житие - описание духовных подвигов и добрых дел святых.
Специфические черты древнерусской литературы (под запись):
В древнерусской литературе огромное количество литературных памятников, написанных в 11-17 веках. Ей присущи следующие специфические черты:
1 Историзм
Нет практически в произведениях древнерусской литературы вымысла, литература основана на факте, героями древнерусской литературы является преимущественно исторические лица.
2 Рукописный характер произведений древнерусской литературы
(древнерусская литература существовала не в виде отдельной рукописи, а входило в состав многочисленных сборников - хранились в церквях и для простого человека доступа не было). Вплоть до 18 в произведения переносятся от руки несмотря на книгопечатание, появившиеся в 16 веке.
3 Церковный характер произведения:
Основными хранителями и переписчиками книг в древней Руси были монахи, менее всего заинтересованные в распространении книг светского содержания. Все произведения древнерусской литературы разделялись на церковные и светские.
4 Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев ввел термин - литературный этикет, т.е. в Древней Руси взаимоотношения между людьми подчинялись особому этикету или традиции (жизнь четко нормирована). Этикет существовал и в искусстве, особенно в живописи (изображения на иконах располагались в строго определенных положениях - рост зависел от известности), события из жизни святых подчинялись также этикету. Автор древне русских произведений прославлял или порицал то, что принято прославлять или порицать. Им создавалась в произведениях такие ситуации, какие необходимы по этикету (в «Слове о полку Игореве» отправляется в поход князь, значит необходимо показать обращение его к дружине, и его молитва богу, князь расписывается в парадных положениях; обычно русское войско изображается малочисленным, а войско врага многочисленным, чтобы показать силу войска и т.д.). Литературный этикет есть в любом произведении.
5 Анонимичность древнерусской литературы:
Авторы большинства произведений нам неизвестны. Причины:
1) имя автора со временем утрачивается (вносились изменения из века в век в тексты)
2) древнерусские книжники считали, что их имя не должно звучать в произведении поскольку их литературная деятельность - божий дар.
6 Вариативность:
Произведения переписывались, добавлялось что-то свое, поэтому одно произведение существовало во множествах вариантов.
7 В древнерусской литературе
Церковный жанр главный, до 17 века не существовало поэзии, отсутствовал театр, развлекательные жанры (связано с жизнью русских).. Потребность в этих жанрах черпалась в фольклоре.
8 Патриотизм древнерусской литературы и гражданственность.
Главная задача писателя прославление русской земли.
9 Символизм (Лихачев).
Все средневековое искусство было пронизано стремлением к символизму, толкованию явлений природы, истории жизни. Древнерусские люди считали, что весь мир полон символов. Каждое явление имеет двойной смысл (гроза из «Слова о полку Игореве»). Символы понятны древним людям: зима - символизировала время пришествия крещение Иисуса Христа; весна - время крещения, обновление человека; лето - символ вечной жизни; осень символ последнего суда, время, когда человек подводит определенный итог своей жизни. Четырем временам года соответствует и 4 имя евангелистов.
10 Периодизация
Периодизация:
Лихачев выделяет периоды:
-
период 11-начало 12 века в литературе господствует стиль монументально-исторический, относительное единство литературы: единая Киевская литература. Литература развивается в двух центрах - Киев и Новгород. Время появления первых русских Житий(«Житие Бориса и Глеба» - первое русское житие). Зарождение оригинального русского жанра - летописания - «Повесть временных лет» (ПВЛ).
-
период середина 12 века - первая треть 13 века. Появляется новые литературные центры: Суздаль, Ростов, Смоленск, Галич и т.д. Местные литературные черты - местные темы. Время начавшийся феодальной раздробленности.
1 и 2 периоды - это литература Киевской Руси, т.к. господствует стиль монументального историзма (СМИ) -
период конец 13 - начало 14 века. Период монголо-татарского нашествия. Литература отмирает на время - в литературе господствует одна тема - тема борьбы с захватчиками, отсюда трагизм, патриотизм, гражданственность - это ведущие особенности времени.
-
период конец 14 - первая половина 15 века. Век предвозрождения, Русь экономически и культурно возрождается, господствует экспрессивно-эмоциональный стиль (характерен для житий).
-
период вторая половина 15 века. В ДРЛ проникают переводные произведения: «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге». В 1453 пал Константинополь (столица Византии), происходит демократизация литературы. Влияние Византии не оказывает на жизнь Руси, на развитие культуры, важного значения; становится самостоятельным, незавершенным государством. Начинает образовываться единое центральное государство (Москва и Новгород), происходит еретическое отключение.
-
период Середина 16 века. Главная особенность - господство публицистического стиля: время борьбы дворянства и боярства.
-
период 17 век. Переход к новой литературе. Возрастает развитие индивидуального начала в творчестве писателей (появляется авторство, театр, поэзия).