Урок русского языка для 5 класса «Обозначение звонких и глухих согласных на письме»

В МБОУ СОШ  № 14 города Кирова  в течение 10 лет ведётся серьёзная работа по здоровьесбережению школьников. Поставлены следующие цели: 1.      нормализация эмоционального тонуса учащихся; 2.      создание ситуации успеха; 3.      снятие зрительного напряжения; 4. увеличение двигательной активности учащихся на уроках; 5.      интеграция ЗОЖ в учебный материал.      С целью сохранения работоспособности школьников использую регламентированную структуру здоровьесберегающего урока, разработанную профессором Т. Н. Лебедевой. Мною разработан урок русского языка в 5 классе по теме «Обозначение звонких и глухих согласных на письме». Данный урок построен в режиме здоровьесберегающей технологии, успешно реализуемой в нашей школе.       Цели здоровьесберегающего урока: 1.      поддержание умственной работоспособности учащихся на высоком  уровне в течение урока; 2.      сохранение положительного эмоционального тонуса у учащихся; 3.      увеличение двигательной активности путём частичной смены поз (стоя, разгрузочной, расслабления).      В рамках регламентированной структуры урок делится на 4 этапа: 1.      Подготовительный (10 мин.) 2.      Основной (10 мин.) 3.      Закрепляющий (10-15 мин.) 4.      Завершающий (10 мин.)
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

(Урок изучения нового материала)


Тема: «Обозначение звонких и глухих согласных на письме».

Общая дидактическая цель - создать условия для развития способностей учащихся средствами активизации учебной деятельности, используя проблемные грамматические задачи и здоровьесберегающие технологии.

Триединая дидактическая цель:

1) образовательная - создать условия для усвоения и применения знаний по теме занятия: знать особенности звонких и глухих согласных, об озвончении и оглушении согласных звуков; уметь правильно определять и находить согласный по звонкости-глухости, графически обозначать условия выбора правильных написаний;

2) развивающая - создать условия для развития творческих возможностей, реализации развития речи учащихся;

3) воспитательная - создать условия для формирования культуры умственного труда, показать глубину и богатство возможностей русского языка;

4) здоровьесберегающая - снять зрительное напряжение, развивать мышцы глаз.

Ход урока

  1. Целевой модуль.


  1. Орг. момент.

(Доброжелательное приветствие учащихся, напоминание о правильной осанке.)


  1. Актуализация.

- Какой раздел русского языка изучаем?

- Что изучает фонетика?

- На какие группы делятся звуки речи? Какие бывают согласные звуки?

- Отгадайте метаграммы.

1. С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким - сам звеню я на раздолье.

2. С глухим траву она срезает,

Со звонким - листья обедает.

3. С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким- как огонь горячий.

(По мере разгадывания на доске появляются слова-отгадки: колос - голос, коса - коза, шар - жар.)

- Чем отличаются глухие и звонкие согласные звуки?

- Прочитайте предложение, начертите его схему.

Слон лев шакал и бегемот

С утра отправились в поход.

- Сколько раз встречается в предложении [т]? Почему 4 раза, когда буква «т» в предложении встречается всего 3 раза? Что происходит с буквой «д»? С любым ли согласным может происходить данное явление?


  1. Целеполагание.

- О чём будем сегодня говорить? Чему будем учиться? Сформулируйте тему и цель нашего урока.

(Мы сегодня 1) узнаем о том, как обозначаются звонкие и глухие согласные на письме; 2) будем учиться писать слова с парными по звонкости-глухости согласными .)


  1. Микропауза (выполнение глазной гимнастики, направленной на развитие и укрепление мышц глаза):

- Посмотрите вверх, вниз, вправо, влево.

- Выполните то же самое, часто моргая.

II. Процессуальный модуль.


  1. Изучение нового материала.

- Откиньтесь на спинку стула. Прочитайте учебник на с. 112. скажите, что может происходить с парными по звонкости-глухости согласными?

- Замена звонкого согласного на глухой парный - оглушение, замена глухого согласного на звонкий парный - озвончение.(Записать понятия в тетрадь по теории, которую ребята ведут с начала учебного года.)

- Что нужно сделать, чтобы правильно написать согласный в слове?

- Сверим наши выводы с правилом, данным в учебнике.

-Объясните правописание слова ПОХОД.


  1. Закрепление изученного.

Упражнение 1. Комментируемое письмо.

- Запишите только те слова, в которых происходит замена согласных звуков, объясните выбор согласной, правильно выделяя орфограмму.

Прорубь, отлёт, сказка, косьба, скользкий, столбы, озябший, варежка, молотьба, пастбище, текст, мороз, лёгкий, ловкий, матрос, просьба.

(Курсивом выделены слова, в которых происходит замена звуков).

- Распределите записанные слова на группы. (Озвончение: косьба, молотьба, пастбище, просьба. Оглушение: прорубь, сказка, скользкий, озябший, варежка, мороз, лёгкий, ловкий.)

- Используя слова с оглушением, составьте предложение о зиме.

Физкультминутка

(Проводится помощником учителя в течение 1 мин, направлена на снятие напряжения со всех групп мышц и предупреждение развития переутомления учащихся на уроке.)

Упражнение 2. Объяснительный диктант.

- Прочитайте текст. О чём он? ( Текст на парте у каждого ученика).

- Запишите только те предложения, в которых происходит оглушение. Выделите орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова». (Работа в парах.)

Пришла зима. Услужливый мороз затянул реки и озёра ледком. Резкий ветер теребит верхушки деревьев. До самых бровей нахлобучили они белоснежные шапки, надели пуховые варежки. Порхают по шишкам елей шустрые зимние птицы: снегири и клесты.

3. Микропауза (зрительная метка, цель которой - снять зрительное напряжение).

- «Соберите» пословицу, слова которой находятся в разных частях класса.

- Озвучьте пословицу («В мороз и холод каждый молод»).

- Какие слова, связанные с темой урока, встретились? Объясните их написание.


  1. Аналитический модуль.

1. Подведение итогов.

- О чём сегодня говорили на уроке? С какой орфограммой познакомились?

- Что такое озвончение? Кто запомнил и может рассказать, что такое оглушение?

- Кто ещё запомнил орфограмму «Проверяемые согласные в корне слова»? Кому надо поработать над правилом дома?

2. Рефлексия.

- Кто доволен своей работой на уроке? Кто - нет? Почему? Какой вывод надо сделать?

- Что вам понравилось больше всего сегодня? Что показалось трудным? Почему?

3. Информация о домашнем задании:

- §46;

- упр. № 281.

© 2010-2022