Литературно-музыкальная композиция «Ты меня никогда не забудешь» (Тема любви в жизни известных людей). (11 класс)

 "Литературно-музыкальная композиция «Ты меня никогда не забудешь» (Тема любви в жизни известных людей). Цели: на примере лучших образцов любовных историй показать высоту и красоту такого вечного чувства, как любовь; развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к русской литературе и истории, глубокое понимание ее; воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокое искреннее чувство. Оборудование и оформление: На доске: «Ты меня никогда не забудешь» Высказывания в...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Литературно-музыкальная композиция «Ты меня никогда не забудешь» (Тема любви в жизни известных людей).

Цели:

на примере лучших образцов любовных историй показать высоту и красоту такого вечного чувства, как любовь;

развивать творческие способности учащихся; прививать интерес к русской литературе и истории, глубокое понимание ее;

воспитывать высоконравственную личность, способную на глубокое искреннее чувство.

Оборудование и оформление:

На доске: «Ты меня никогда не забудешь»

Высказывания великих людей о любви

Презентация Power Point

ХОД УРОКА:

Ведущий учитель: Дорогие ребята! Сегодня наша встреча посвящена любви. Познакомимся с жизненными историями известных людей. Они доказали всему миру, что любовь преодолевает все препятствия, ей не подвластны года, страны, вероисповедования (Резанов и Кончита). Любовь делает человека сильней духом (Желтков), влюбленные отдают жизнь ради любимого (Ромео и Джульетта)

Звучит отрывок из рок-оперы «Юнона и Авось» - «Аллилуйя любви»

Ведущий 1. О любви написано много. А еще больше прожито и пережито.

Ведущий 2. О любви написано мало. Потому что нет такой величины, чтобы её измерить. И сколько бы ни было написано о любви, все истории будут не похожи.

Ведущий 1. Но для понимания такого состояния нужна душевная зрелость. Вне чувства любви нет настоящего высокого человеческого существования.

В одном древнем мифе говорится, что некогда человек был особым существом: у него было четыре руки и ноги и голова с двумя лицами. Но за гордость Зевс наказал человека, разорвав его надвое. После этого каждая половина стремилась найти другую, а найдя, они обнимались, страстно желая срастись. Так возникла земная любовь.

Чтец. "Только влюбленный имеет право на звание человека", - с гордой уверенностью говорил Александр Блок в феврале 1908 года. И влюблялся страстно, безумно. Но на всю жизнь пронес платоническую любовь к своей Музе - Л. Менделеевой. И рождались в порыве страсти высокие лирические строки. [Слайд]

Практически с рождения они ходили одними дорогами, жили в одном доме, отдыхали в соседних имениях. Внук ректора Петербургского университета А.Н. Бекетова Александр Блок и дочь профессора Д.И. Менделеева Любовь Менделеева буквально выросли в университете. Однако осознанно они встретились лишь в 1898, когда ему было почти 18, а ей 16 лет.

Приезжая летом в загородное имение, Блок не сразу приметил внешне сдержанную и холодную Менделееву. Впервые он разглядел будущую жену на репетициях любительского спектакля «Гамлет». Высокая, статная Любовь в роли Офелии показалась Блоку, игравшему Гамлета, настоящим чудом.

Менделеева не была первой любовью Блока. Год назад у него случился курортный роман с двадцатилетней актрисой Ксенией Садовской, которая коварно соблазнила и покинула романтично настроенного поэта. Именно ей он посвятил свои первые стихи о Прекрасной Даме. С Менделеевой же Блок хотел сохранить чистоту, возвышенность отношений.

Их история любви очень сложна. Пять лет после начала отношений, они постоянно то сходились, то расставались навеки. В одно из таких расставаний она написала ему письмо: «Мне вдруг стало ясно, до чего мы чужды друг другу, до чего Вы меня не понимаете. Ведь Вы смотрите на меня, как на какую-то отвлеченную идею; Вы навоображали обо мне всяких хороших вещей и за этой фантастической фикцией меня, живого человека, не заметили, проглядели». Но она, влюбленная в талантливого поэта, принимала его. Тем более что Блок грозился застрелиться в случае окончательного разрыва. Каждый день из-под его пера выходят любовные стихотворения.

Они обвенчались в деревенской церкви, стоящей между Бобловым и Шахматовым. Жить стали во флигеле в Шахматове, а затем перебрались в квартиру в Петербурге. Однако вскоре молодая жена была разочарована. Брак оказался «условным». Блок настолько возносил супружницу, что даже в мыслях не мог представить с ней плотские отношения. К тому же Любови Дмитриевне докучала свекровь своими нескончаемыми намеками на беременность. Естественно мать Блока была лишена подробностей супружеской жизни сына.

За Менделеевой - Блок вполне открыто ухаживает Андрей Белый. Но даже подобные посягательства на жену Блок воспринимает равнодушно. Сама Любовь Дмитриевна и радуется и боится своих чувств и чувств Белого. Она отсылает его в Петербург, прося дать ей время подумать. Белый забрасывает ее письмами, и в конце вызывает Блока на дуэль. Однако дуэль не состоялась из-за вмешательства Менделеевой.

Настоящие супружеские отношения состоялись у них лишь спустя год после свадьбы. «С тех пор установились редкие, краткие, по-мужски эгоистические встречи, - напишет она в своем дневнике. - К весне 1906 года и это немногое прекратилось». Блок продолжает пользоваться услугами проституток, а Менделеева начинает заводить любовников. Блок в курсе ее увлечений, однако, оправдывает ее: «Ответом на мои никогда не прекращавшиеся преступления были: сначала А. Белый, потом Г. Чулков и какая-то совсем мелочь Ауслендер. Результатом одного из таких романов стала беременность Менделеевой от провинциального актера. Ребенок прожил всего 9 дней. Блок пишет пронзительное стихотворение «На смерть младенца». Жизнь продолжает течь в том же русле.

С началом первой мировой войны Менделеева уезжает на фронт санитаркой. Блок безумно тоскует по жене. И когда та возвращается, отказывается отпускать ее от себя даже на шаг. Его романам на стороне приходит конец. Вплоть до кончины Блока они, наконец, будут счастливы вместе. Позади все измены, недоразумения и метания. Они научились понимать друг друга. Блок просит у жены прощения, осознавая сколько они упустили за эти годы. Ему было даровано счастье глубокой, длинной, семейной гармонии, и это счастье он обрел лишь в конце жизни.

После смерти мужа Любовь Дмитриевна прожила еще 18 лет. Она привела в порядок свой дневник, в котором не осталось и страницы, без упоминания об Александре Блоке.[Слайд]

Звучит музыка Бетховена (D-dur №2, op. 2) [Слайд]

Ведущий. У Александра Ивановича Куприна него много превосходных рассказов о любви, об ожидании любви, о трагических ее исходах, о ее поэзии, тоске и вечной юности. Но один из самых благоуханных, томительных и печальных рассказов о любви - "Гранатовый браслет".

Ведущий. Куприн плакал над рукописью "Гранатового браслета", плакал скупыми и облегчающими слезами. Он говорил, что ничего более целомудренного еще не писал. Любовь в рассказе как нежданный подарок, озаряющий жизнь - среди трезвой реальности и устоявшегося быта, любовь неравная, оттого трагическая, с ожидаемым концом.

Ведущий. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды. Такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а радость. Невозможно без тяжелого душевного волнения читать финальную сцену рассказа с его изумительно найденным рефреном: "Да святится имя твое!"

На фоне музыки Бетховена ученица читает письмо из "Гранатового браслета".

Прямой, грубый Маяковский, с его рубящими стихами о новой, еще непонятной всем жизни. Но беззащитный, когда дело касается его тонкой души[Слайд]

Поэзия Маяковского - это антология страстей по Маяковскому, страстей огромных и беззащитных, как он сам. В мировой поэзии не существует лирической поэмы, равной "Облаку в штанах" по нагрузке рваных нервов на каждое слово.

. «…Вы знаете, у них настоящий треугольник - Маяковский живет вместе с Лилей и ее мужем Осипом Бриком. Вы слышали, они не только составляют то, что по-французски называется менаж а труа - любовь втроем, так еще в одной квартире… Представляете? Да - да, прямо в одной квартире…»

Как это часто бывает, ложь в этих пикантных сплетнях вокруг Маяковского и Лили Брик перемежалась с правдой. Да, жили вместе, да, в одной квартире, но это никогда не было любовью втроем. курсах профессора Герье, обучалась скульптуре в Мюнхене, а в 1912 году вышла замуж за Осипа Брика.

Интересно, что сначала, в 1913 году, у молодого поэта-футуриста Владимира Маяковского был роман с сестрой Лили Эльзой, и лишь через год ее место в сердце поэта заняла Лиля. Это была любовь с первого взгляда, любовь, которую Маяковский сохранил до последнего дня своей жизни. Вскоре после знакомства вышла поэма Маяковского «Облако в штанах» с посвящением «Тебе, Лиля». Сама Лиля вспоминала: «Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня… И хотя фактически мы с Осипом жили в разводе, я сопротивлялась поэту… Только в 1918 году, проверив свое чувство к поэту, я могла сказать Брику о своей любви к Маяковскому. Мы все решили никогда не расставаться и прошли всю жизнь близкими друзьями, тесно связанными общими интересами».[Слайд]

Маяковский влюблялся не раз (например, во время поездки в Париж он сошелся с красавицей-белоэмигранткой Т. Яковлевой, в Америке у него был еще один роман, от которого у поэта осталась дочь). А актрису Веронику Полонскую он даже назвал в своей предсмертной записке членом своей семьи. И тем не менее с Лилей его связывало какое-то мистическое чувство, гораздо более глубокое, чем обычная любовь к женщине. Слово «муза» в наше время почти всегда произносится с оттенком иронии, но похоже, что Лиля действительно была для поэта музой, причем не только вдохновительницей его поэзии, но и жизненной опорой. Лиля Брик слушала поэта, восхищалась им, успокаивала его, внушала уверенность. Она не играла и уж подавно не льстила ему, она действительно была уверена в его гениальности. Она вообще обладала талантом слушать людей так, что они вырастали в собственных глазах.

Чтец. "Руки милой, пара лебедей..."[Слайд]

Айседора Дункан и Сергей Есенин - особенные отношения между этими, казалось бы разными людьми, говорящих на разных языках, живущих в разных странах. Их сердца нашли друг друга.

У Есенина было много романов, он не отличался постоянством.

Чтец. Чувство любви воспринимается поэтом как возрождение, как пробуждение всего самого прекрасного в человеке.

"Любовь хулигана".

История трагической любви двух необычайно одаренных людей - всемирно известно aмериканской танцовщицы Айседоры Дункан и гениального русского поэта Сергея Есенина.

Удивительная жизнь 'божественной босоножки', отмеченная то роскошью, то нищетой, была полна бурных страстей и страшных трагедий.

Ее уважали за мастерство и талант. Ей завидовали - за любовь публики, независимость поведения, покровительство сильных. Ее последняя любовь с русоволосым русским поэтом сыграла странную роль в судьбе танцовщицы. Потеряв 2-х детей, она, отчаявшись отправилась в далекую Россию по приглашению Луначарского.

Приехав в Москву в 1921 году, ей пришлось выступать всего лишь в Большом театре. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, - Сергей Есенин, который занял первое место в открывшемся России сердце Айседоры. И все изменил. Таков эгоизм любви. Этой любви двух великих людей суждено было стать великим поединком. Именно тогда к Айседоре пришла ее самая большая и трагическая любовь, когда Дункан представили двадцатишестилетнего поэта Сергея Есенина, который, узнав, что это - известная танцовщица, тотчас же опустился перед нею на колени. Есенин к этому времени трижды пытался завести семью, но все три брака оказались расторгнуты. Позднее Мариенгоф вспоминает о том, что почти все влюбленности Есенина: дочь Шаляпина, внучка Льва Толстого и дочь известного фабриканта Зинаида Райх были лишь для биографии. Любовь к гениальному поэту была всепоглощающей и исполненной драматизма. Необыкновенная танцовщица и великий поэт были неразрывно связанны в их загадочной и полной тайн трагической судьбе.[Слайд]

Две женщины - две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе переносили тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи.

Звучит романс на слова Э. Рязанова "Любовь - волшебная страна"

Анна и Николай познакомились в Рождественский сочельник. Тогда 14-летняя Аня Горенко была стройной девушкой с огромными серыми глазами, резко выделявшимися на фоне бледного лица и прямых черных волос. Увидев ее точеный профиль, некрасивый 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги.

В то время пылкий юноша вовсю старался подражать своему кумиру Оскару Уайльду. Однако, для того чтобы завершить образ трагического, загадочного, слегка надломленного персонажа, Гумилеву не хватало одной детали. Все подобные герои непременно были поглощены роковой страстью, терзались от безответной или запретной любви - в общем, были крайне несчастливы в личной жизни. На роль прекрасной, но жестокой возлюбленной Аня Горенко подходила идеально. Ее необычная внешность притягивала поклонников, к тому же скоро выяснилось, что Анна вовсе не питает к Николаю ответных чувств.[Слайд]

Николай с азартом ринулся завоевывать сердце своей Прекрасной Дамы. Однако Анна была влюблена в другого. В 1906 году Гумилев уезжает в Париж. Там он надеется забыть свою роковую любовь и вернуться в образе разочарованного трагического персонажа. Но тут Аня Горенко внезапно понимает, что ей не хватает слепого обожания молодого поэта. Ухаживания Николая настолько сильно льстили самолюбию Ахматовой, что она даже собиралась выйти за него замуж, несмотря на то, что до сих пор была влюблена в питерского репетитора. К тому же вечные разговоры Гумилева о роковой любви не прошли даром - теперь Ахматова и сама не прочь сыграть роль трагической фигуры. Вскоре она отправляет Гумилеву письмо с жалобами на свою ненужность и заброшенность.

Получив письмо Ахматовой, Гумилев, полный надежд, возвращается из Парижа, навещает Аню и делает ей очередное предложение руки и сердца.Но Гумилев получил очередной отказ. Свою неудачу Гумилев расценил как знак судьбы и решил попытать счастья в любви еще раз. Николай пишет Ахматовой письмо, где вновь делает ей предложение. И вновь получает отказ.

Тогда Гумилев снова пытается покончить с собой. Эта попытка была еще более театральной, чем предыдущая. Гумилев принял яд и отправился дожидаться смерти в Булонский лес. Где его и подобрали в бессознательном состоянии бдительные лесничие.

В конце 1908 года Гумилев возвращается на родину, Он продолжает осаждать Анну, клясться ей в вечной любви и предлагать замужество. То ли Ахматова была тронута такой почти собачьей преданностью, то ли Гумилев выбил из нее согласие рассказами о неудачных попытках самоубийства, то ли образ питерского репетитора несколько померк, но так или иначе Анна дала свое согласие на брак.

Впоследствии Ахматова выходила замуж еще трижды, но все ее браки заканчивались разводами. Впрочем, для всех своих мужей, и в первую очередь для Гумилева, Ахматова стала идеальной вдовой. Она отреклась от него живого, всеми почитаемого, но мертвому, расстрелянному большевиками, она осталась верна до конца. Хранила его стихи, хлопотала об их издании, помогала энтузиастам собирать сведения для его биографии, посвящала ему свои произведения.

Звучит романс на слова Цветаевой «Под лаской плюшевого пледа»

Ведущий 1. Это романс на слова другой поэтессы, такой же огромной лирической силы- Марины Цветаевой. Всю жизнь она писала о трагизме и величии женской любви в XX веке. [Слайд]

Семнадцатилетний Сергей и Восемнадцатилетняя Марина встретились на пустынном коктебельском берегу. [Слайд]

Подаренный им сердолик она хранила всю жизнь. Он согревал её.

Ведущий. Никто лучше, чем Цветаева, не увидел, не пережил и не передал духовную красоту всех покинутых, разлюбленных, оставленных любящих.

Звучит песня "Мне нравится…" (на слова М.Цветаевой)

Ведущий. В феврале 1942 года, когда гитлеровцы отступали от Москвы, газета "Правда" напечатала стихотворение Константина Симонова. Оно совершило переворот в сердцах советских людей, особенно фронтовиков, которые посылали его в виде писем своим женам, невестам, веря и надеясь, что их будут ждать.

Чтец. "Жди меня..."[Слайд]

Многие годы Любовь согревала жизнь К. Симонова и В. Серовой.(рассказ о необычной любви)

Звучит отрывок из рок-оперы "Юнона и Авось"«Ты меня на рассвете разбудишь...»[Слайд]

Эта история потрясла современником не меньше. 35 лет ожидала девушка с американского континента любимого, хранила верность, не зная, что он умер в дороге. А когда узнала, дала обет молчания и ушла служить богу. Этой истории была посвящена рок-опера «Юнона и Авось».

Ведущий. Любовь - это прекрасное, возвышенное чувство. Любовь - это начало всего живого. Любовь - это чувство, которое созидает души людей по законам красоты и гармонии. Она помогает по-настоящему ощутить полноту и многообразие жизни.


© 2010-2022