- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме «Раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях-существительных»
Конспект урока по теме «Раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях-существительных»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Горная Г.З. |
Дата | 24.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях-существительных»
Цель урока: познакомить с правилом написания отрицательных местоимений с предлогом и без предлога.
Задачи урока:
-
формирование умений действовать в рамках определенного предмета, анализировать и контролировать свои действия;
-
обеспечение учащихся средствами решения учебно-практических задач;
-
создание условий для свободного высказывания детьми своих версий;
-
обучение построению модели на основе анализа, принципов, способов ее создания.
Ход урока
-
Повторение пройденного на прошлом уроке.
-
Начнем наш урок. Скажите, чему мы научились на прошлом уроке? (Правильно писать отрицательные местоимения).
-
Проверим, как вы усвоили эту тему. (Работа в группах).
1 группа - "минеры". Ваша задача - записывать слова на доске под диктовку учителя.
2 группа - "разведчики". Они должны графически обозначить орфограммы в записанных словах, если кто-то из "минеров" допустил ошибку, "разведчик" ее исправит.
3 группа - "саперы". Им предстоит объяснить правописание записанных слов, воспроизведя соответствующее правило.
Не умело ничего, никого не замечало, сказать нечего, ни с кем не говорило, не хотело ничего.
-
Введение в тему. Формулирование темы и целей урока.
-
Ребята, а почему местоимение ни с кем написано по-разному? Кто-то написал раздельно, кто-то слитно. (Потому что мы не изучали такое правило).
-
Правильно. А как вы думаете, как пишется это слово? Так над какой проблемой будем работать сегодня? (Познакомимся с правилом написания слитного и раздельного написания отрицательных местоимений)
-
Правильно. И, соответственно, тема урока? (Раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях-существительных).
-
А хотите узнать, откуда эти строки? Прочитаем стихотворение И.Михайловой. 2 слайд
Про Ничего
Жило-было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад-вперед оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать-то нечего!
-
Вот какое Ничего. Как вы можете его охарактеризовать? Называйте отрицательные местоимения-существительные.
-
Действительно, мы видим, что отрицательные местоимения пишутся и слито, и раздельно.
-
Наблюдение
-
Чтобы решить проблему, которую мы обозначили в начале урока, поработаем в группах. Я буду демонстрировать рисунки, а вы - делать выводы. Мысли, которые возникают, запишите, пожалуйста. Может быть, вы не со всем согласитесь. Будьте внимательны. Обсуждайте в группах. Определитесь, кто будет выступать (Работа в группах, обсуждение) - 3 минуты. Слайды 3 и4.
-
Послушаем вас. Какая группа хочет выступить? (Если не и ни отделяются от отрицательного местоимения-существительного предлогом, то эта форма пишется в три слова. Ошибочное написание местоимения о ником, так писать нельзя). Запишите это местоимение правильно.
-
Попробуйте сформулировать правило написания таких отрицательных местоимений. (Если не и ни отделяются от отрицательного местоимения-существительного, то эта форма пишется в три слова).
-
Опознавательный признак орфограммы? (Наличие предлога).
-
Теперь прочитаем стихотворение к этому рисунку, правильный мы сделали вывод или нет? Слайд 5.
-
А с подобной орфограммой мы встречались, как вы думаете? (Да, неопределенные местоимения тоже пишутся в три слова, если они разделены предлогом)
-
Какой же вывод мы сделаем? (Отрицательные и неопределенные местоимения пишутся в три слова, если они разделены предлогом).
-
Сравним наш вывод о раздельном написании не и ни отрицательных местоимений-существительных с формулировкой правила в рамке. (Чтение правила)
-
Хорошо работаете сегодня, молодцы. Но у нас в русском языке много правил. Давайте как-нибудь кратко, схематично это правило представим. У вас на партах бумага и маркеры, смоделируйте орфограмму в группе и представьте её классу (Работа в группах)
-
Что у вас получилось? Размещайте ваши модели на доске и объясните, почему вы изобразили правило именно так.
-
Вы со мной поделились своим секретом, и теперь я поделюсь. Я сделала для вас такую подсказку. Посмотрите: отрицательные и неопределенные местоимения пишутся слитно, а если появляется предлог, то местоимение пишется в три слова. Может сделать такую подсказку для себя каждый.
-
-
Развитие коммуникативных навыков. Работа в группах.
-
Посмотрим, как вы умеете употреблять местоимения в речи и писать их. Для этого выполним ряд заданий. Работаем в группах. Записываем ваши ответы в тетради. Определитесь, кто будет выступать после выполнения задания. Слайд 4.
Задание для 1 группы. Составьте предложения с указанными ниже словами. Например: В доме никого нет - Ни у кого не было нужной мне книги.
Некого, не у кого; незачем, не за чем; ничто, ни за что.
Задание для 2 группы. В приведенных предложениях замените выделенные слова отрицательными местоимениями.
1. Ни одному человеку моя затея не понравилась.
2. Ни дождь, ни буря нас не остановят.
3. Ответа на вопрос не было ни у сестры, ни у брата.
Задание для 3 группы. Придумай предложения с данными оборотами. Если ты сомневаешься в значении фразеологического оборота, обратись к фразеологическому словарю.
Ни с того ни с чего; ни за что ни про что.
-
Подведение итогов.
-
Удалось ли нам выполнить намеченное? С какими трудностями столкнулись?
-
Что вы сегодня узнали? Чему научились?
-
Домашнее задание.
-
Правила на с. 85, 90, 93 (повторить);
-
Упр.506 или 507;
-
Творческое задание для 2 группы: найти в домашней или школьной библиотеке книгу, в названии которой есть отрицательные местоимения.