Урок русского языка Суффикс как часть слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















Тема урока:

«Суффикс как часть слова»»


(УМК «Начальная школа 21 века», 2 класс)













Выполнила:

Петренко А.В.





  1. Урок русского языка по теме: «Суффикс как часть слова»

Цели:

  1. Создать условия для формирования у детей представления о суффиксе как о значимой части слова.

  2. Создать условия для овладения детьми способом нахождения и выделения суффикса в слове.

  3. Развивать умения различать, сравнивать, делать выводы.

  4. Воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник, сигнальные карточки для рефлексии, карточки с изображением «состава слова»


  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  1. Чистописание.

Образец написания буквы «ш», коррекция каллиграфических ошибок учащихся в написании буквы и в соединениях её с другими буквами.

Ш ш шк ши шо ше

Шишка шоколад шея

Спишите слова. Разберите слова по составу. Каким способом воспользуетесь, чтобы разобрать слова по составу? (Алгоритм).

Оценка каллиграфических умений.

Проверка задания (фронтально).

Прочитайте слова. Какие выделили части слова? (корень, окончание).

Какую знакомые орфограммы увидели в написании этих слов?

  1. Какие вы знаете части слова?

Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)

Что такое корень? (Общая часть родственных слов, которая хранит общий смысл и обычно одинаково пишется).

На доске появляется «Состав» слова: локомотив и «прицепленные» к нему вагончики с окончанием и корнем.

Урок русского языка Суффикс как часть слова

Урок русского языка Суффикс как часть словаУрок русского языка Суффикс как часть слова


  1. Подтвердите свои знания. о частях слова. Выполните следующие задания.

Задание 1.

Прочитайте слова шоссе шарф школа .

Вы согласны, что во всех этих словах есть окончание и корень? (Нет. В слове шоссе нет окончания, это слово неизменяемое). Надо быть внимательнее и помнить о том, что есть слова, у которых нет окончания. Спишите слова и разберите их по составу.

Фронтальная проверка.

Какие знания помогли вам выполнить это задание?

Какие вы молодцы! Теперь я вижу, что вы действительно научились находить и выделять в слове окончание и корень.

  1. Проблемная ситуация.

Задание 2.

Добавлю к нашему списку слов ещё одно слово (учитель записывает на доске слово школьник).

Что интересного вы заметили? (Слова школа и школьник - родственные). А какие слова называют родственными (слова, у которых одинаковые корни).

Спишите новое слово и разберите его по составу.

Давайте проверим, что же у вас получилось?

(Один ученик выполняет задание у доски, остальные - сравнивают работу ученика с тем, что они выполнили в тетради, корректируют, задают «умные» вопросы).

Возможное течение событий.

Вариант 1: школьник - корень, окончание - нулевое.

(Ребята, а у кого получилось так же? А кто не согласен? А почему? Предложи свой вариант разбора этого слова).

Вариант 2: школ - корень, окончание - ник.

(На этих примерах ещё раз вспомнить: окончание- изменяемая часть слова, корни у родственных слов одинаковые).

Вариант 3 ( к нему подходим в любом случае): корень - школ, окончание - нулевое.

Что удивительного вы заметили? (Одна часть не является ни корнем, ни окончанием). Значит, в слове есть и другие части, не только окончание и корень.

Скажите, а что такое школа? (это здание). А кто такой школьник? (ученик).

А какая часть «превратила» здание в ученика? Прочитайте её (ник).

5. Работа со словарным словом.

Запишем слово ученик в словарик, поставим ударение, подчеркнём букву, которую надо запомнить

6. Фиксация разрыва в знаниях.

Что обнаружили на уроке в ходе выполнения задания? Что мы знали о составе слова? (Что есть такие части, как окончание и корень). Чего вы не знали? (Что в слове может быть часть, которая не является ни окончанием, ни корнем).

Какой вопрос у вас возник? (Что это за часть слова).

Кто хочет получить на него ответ?

7. Постановка учебной задачи.

Что же вам предстоит узнать на уроке? Что вы будете учиться делать? (Как называется эта часть, для чего она служит, как её найти и выделить в слове). Все эти вопросы можно записать на доске.

III. Открытие нового способа.

Групповая работа.

Хотите сами открыть, для чего служит в слове эта часть, а так же выяснить, как её найти в слове?

Проведите наблюдение за парами слов и сделайте выводы: для чего служит эта часть в слове, как её найти в слове. (Учебник, стр. 107, упр. 1) (см. Приложения, стр.10). ( Слон со слонёнком, лось с лосёнком…)

Сделайте выводы:

Где находится незнакомая нам часть в слове, меняется ли значение слова при добавлении этой части, выстройте алгоритм нахождения этой части в слове.

Своё решение подготовьте защищать перед классом.

Признаки, по которым вы будете наблюдать за словами:

  • часть речи,

  • значение слова,

  • состав слова.

Распределение действий между членами группы: каждый ученик рассматривает слова с опорой на один конкретный признак. Совместно обсуждают вывод. Один ученик должен докладывать решение группы.

Проверка и оценка групповой работы: одна из групп представляет свой вариант, остальные группы дополняют, уточняют, комментируют, задают «умные» вопросы.

Выводы: это часть, с помощью которой образуется новое слово, которая стоит за корнем. Чтобы её найти, нужно сначала выделить окончание, затем - корень, и уже после этого саму неизвестную нам часть слова.

Хотите узнать, как называется эта часть слова и как её выделить? Прочитайте об этом на странице 108 в учебнике (см. Приложения, стр. 11).

Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов - это суффикс.

(Учитель прикрепляет вагончик с суффиксом в состав после корня).

Урок русского языка Суффикс как часть слова

Урок русского языка Суффикс как часть словаУрок русского языка Суффикс как часть словаУрок русского языка Суффикс как часть словаУрок русского языка Суффикс как часть словаУрок русского языка Суффикс как часть слова

Урок русского языка Суффикс как часть словаУрок русского языка Суффикс как часть слова

Давайте сравним с учебником, верны ли ваши выводы?

IV. Первичное закрепление с комментированием.

Работа в группе.

Понаблюдайте за словами по тем же признакам: часть речи, значение слова, состав слова. Сделайте вывод: какие значения придают словам суффиксы? (учебник, стр. 108, упр. 2) (см. Приложения, стр. 11: медведь-медведица-медвежонок…).

Аналогичная работа в группе. Наблюдаемые признаки можно поменять между детьми.

Дети проговаривают алгоритм нахождения и выделения суффикса в слове, а так же говорят о том, что значение слова при помощи суффикса изменилось.

Сравним ваши выводы с выводами в учебнике. Прочитаем правило на стр.108 (см. Приложения, стр.11): с помощью суффиксов образуются новые слова.

Работа в парах. (Учебник, упр. 3, стр. 108) (см. Приложения, стр11).

Какое значение придают словам суффиксы ан, ян, анин , янин?

Дети проговаривают, что при помощи суффикса образовались новые слова (слова с новым значением).

V. Контроль нового способа.

Индивидуальная работа в тетради (учебник, упр. 4, стр. 109) (см. Приложения, стр 12). Сильным детям предложить образовать новые слова с помощью суффиксов. Проверка по цепочке с проговариванием алгоритма способа действия, значения суффикса. Учитель просматривает работу учеников, проходя по классу. Дети оценивают свою работу в тетради: зелёный кружок - всё верно, жёлтый кружок - обращался за помощью, были небольшие недочёты, красный кружок - не справился с заданием.

Поднимите руки те, у кого зелёные кружки. Какие вы молодцы. А у кого жёлтые? Не страшно, скоро и у вас всё получится.

VI. Итог урока.

Что вы знали о составе слова?

Пришлось ли вам удивиться на сегодняшнем уроке? Чему вы удивились? Изменились ли ваши знания? Что нового вы узнали о составе слова?

Для чего служит суффикс в слове?

Как будете действовать для того, чтобы выделить суффикс в слове?

VII. Рефлексия.

Перед вами сигнальные карточки-смайлики. Если вы на уроке поняли материал, работали активно, чувствовали себя комфортно, поместите на наш монитор компьютера зелёный смайлик. Если вы поняли многое, но не всё, работали с подсказками и испытывали небольшое замешательство - поместите на монитор жёлтый смайлик. Если вы не поняли материал сегодняшнего урока, работали медленно, неуверенно, делали много ошибок в заданиях - поместите красный смайлик.

Посмотрите, зелёных смайликов больше. Это значит, что большинство ребят уходят с сегодняшнего урока с багажом новых знаний и умений. Очень жаль, что на мониторе есть красные смайлики. Но, не отчаивайтесь! У вас ещё будет время понять и усвоить этот материал.

VIII. Домашнее задание.

Задание в рабочей тетради.

Задание дополнительное: составьте пары слов, в которых одно слово образовалось от другого при помощи суффикса. Разберите слова по составу.




© 2010-2022