Урок по литературе «Особенности рассказа А. П. Чехова «Размазня»»

"Выдержка из материала: Я предлагаю совершить вам серьезную работу и проанализировать текст рассказа, определить особенности стиля, сюжета. Учитель называет тему урока. Класс разбивается на три группы. В группах определяется руководитель, эксперт. Каждая группа дает своей команде название, используя псевдонимы А.П. Чехова (вспоминаем псевдонимы: Антоша Чехонте, Крапива, Человек без селезенки, Брат моего брата, М.Ковров, А.Ч., Анче, Ч без С.) Особенности стиля А.П. Чехова Подтверждения из текста...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учитель Кильпа Н.А.

г. Ставрополь МБОУ кадетская школа



ТЕМА УРОКА.

"…работать над собой, выдавливая из себя по каплям раба…". Особенности рассказа А.П. Чехова (?).

ЦЕЛИ:

- воспитание чувства собственного достоинства, уважения к человеческой личности;

-формирование навыков анализа художественного произведения,

определение особенностей сюжета, особенностей стиля А.П. Чехова;

- обучение работе в группах, сотрудничеству.

ХОД УРОКА.

«…необходимо постоянно работать над собой, выдавливая из себя по каплям раба, чтобы в жилах текла не рабская кровь, а настоящая человеческая»

А.П. Чехов.


УЧИТЕЛЬ. С детских лет А.П. Чехов не терпел никакого унижения человеческого достоинства, он считал, что «необходимо постоянно работать над собой, выдавливая из себя по каплям раба, чтобы в жилах текла не рабская кровь, а настоящая человеческая». Это основная идея рассказов А.П. Чехова. Я предлагаю совершить вам серьезную работу и проанализировать текст рассказа, определить особенности стиля, сюжета.

Учитель называет тему урока.

Класс разбивается на три группы. В группах определяется руководитель, эксперт.

Каждая группа дает своей команде название, используя псевдонимы А.П. Чехова (вспоминаем псевдонимы: Антоша Чехонте, Крапива, Человек без селезенки, Брат моего брата, М.Ковров, А.Ч., Анче, Ч без С.)

1.Для работы руководители групп получают разрезанный на части рассказ Чехова "Размазня" (без указания названия). Группам предлагается восстановить текст, т.е. прочитать части рассказа, восстановить последовательность отрывков. Затем группы обмениваются экспертами для проверки результатов.

2. Каждая группа придумывает НАЗВАНИЕ рассказу, которое бы отражало его суть. Название рассказа может отражать тему рассказа, идею, а может просто отражать черту характера. Появляются версии: "80 рублей", "Гувернантка","Несправедливый расчет" и т.д. Каждая группа свое мнение должна защитить.

3.Затем сравниваем придуманные названия с чеховским. Объясняем по словарю Ожегова значение слова РАЗМАЗНЯ. ( РАЗМАЗНЯ - вялый, нерешительный человек)

- чье же название вернее отражает суть рассказа?

4. РАБОТА В ГРУППАХ. Каждой группе выдается опорный лист с вопросами и заданиями.

1 группа.

На столе - наборы карточек с сюжетными элементами композиции и их определениями. Разложить карточки по порядку ( экспозиция, завязка, кульминация, развязка и заключение). Найти в восстановленном рассказе эти элементы. Найти недостающую часть сюжета. При ответе желательно пользоваться плакатом.

2 группа.

Задание. Работа с текстом. Найти примеры особенностей стиля рассказа А.П. Чехова.

Особенности стиля А.П. Чехова

Подтверждения из текста

Быстрое начало

Стремительный финал

Элементы неожиданности

Мало авторских слов

Диалог

Название рассказа отражает черту характера героини

3 группа.

Задание. Найти в тексте черты рабского в поведении героини Юлии Васильевны. Записать фломастером на ватмане.

5. Беседа-опрос.

- Для чего хозяин преподал жестокий урок Юлии Васильевне?

- Почему хозяин извинился за свою вынужденную жестокость?

5.Итоги:

-Мы рассмотрели особенности стиля рассказов А.П. Чехова, особенности сюжета. Возвращаемся к эпиграфу. (Просим ученика прочитать эпиграф).

РЕФЛЕКСИЯ

Учитель.

-Какие качества нужно воспитать в себе, чтобы искоренить раба? (Работа с маской)

(Протестовать против несправедливости, отстаивать свое мнение, быть уверенным в себе и в своих силах, отстаивать свои права, без страха смотреть вперед, уважать себя, знать, что ты достоин лучшего и т. д.)

-Что произошло, что изменилось в человеке?

-Принес ли пользу урок, над чем заставил задуматься?

-Современна ли тема сегодня?

Я надеюсь, что в любой жизненной ситуации вы будете вести себя достойно, без гордыни и самовлюбленности, оставаясь настоящими людьми.

6.Домашнее задание.

А) Самостоятельно придумать короткий юмористический «неизвестный чеховский рассказ", в котором присутствовали бы все особенности. Придумать такой рассказ непросто, и написание будет настоящей творческой удачей.

Б) Найти и прочитать рассказы А.П. Чехова, в которых прослеживается эта же тема.


© 2010-2022