Обобщающий урок по теме

Обобщающий урок в 5 классе по теме "Имя существительное". Цель: повторить и систематизировать полученные знания по теме          активизировать познавательную деятельность учащихся          развивать их речь и навыки самоконтроля          воспитывать интерес к предмету Урок включает в себя различные виды деятельности:словарная,поисковая, творческая, групповая , индивидуальная работа по карточкам, работа со словарем и кроссвордом. Учащиеся в процессе урока повторяют все грамматические признаки им...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повторительно-обобщающий урок русского языка в 5 классе по теме «Имя существительное как часть речи»

Цель: систематизировать изученное о грамматических значениях имени существительного.

Задачи: закрепить орфографические навыки правописания безударных гласных в корне слова;

пополнить словарный запас учащихся;

активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, развивать их речь, навыки самоконтроля;

воспитывать у учащихся любовь и интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало. А теперь тихо сядем.

II. Словарная работа.

Предлагаю начать наше занятие с традиционной, т.е. привычной, словарной работы. Нетрадиционным, пожалуй, будет то, что перед тем, как объяснить орфограммы в словах, нам нужно разгадать кроссворд. СЛАЙД 1

Кстати, а что такое кроссворд? (Ответы детей)

Разгадывая, нужно будет не только назвать слово, но и вставить и объяснить в нём пропущенную орфограмму.

А что такое орфограмма? (Ответы детей)

Итак, начнём:

1.Как называется стебель растения в самом начале его развития из семени или корневища. (РОсток)

2.Огородное растение, растущее обычно кочаном. (КАпуста)

3.Составьте словосочетание из слов лес и хозяйство. Какое слово изменилось? Объясните орфограмму в этом слове. (ЛЕсной)

4.Низшее водяное растение, у которого отсутствует расчленение на корень, стебель и листья. (ВодорОсль)

5.Это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (прилАгательное)

6.Масло бывает животного происхождения и … (РАстительного)

7.Скажите одним словом: «прибавить одно к другому» (СлОжить)

8.Система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио. (ТЕлЕфон)

9.Что значит «описывать, передавать устно или письменно, кратко пересказывать содержание чего-нибудь?» (ИзлАгать)

10. Какова задача того, кто обвиняет кого-нибудь. Скажите это одним словом. (ОбвИнить)

11. Как называется письменное упражнение, перелагающее содержание прочитанного или услышанного? (ИзлОжение)

12. Человек, знающий дело, толковый, дельный, серьёзный. (ДЕловой)

Что ж, в результате разгадывания кроссворда и правильного объяснения орфограмм, у нас определилось «ключевое» слово нашего сегодняшнего урока. (Имя существительное). Сообщение темы и цели урока.

Вы правы: на сегодняшнем занятии мы с вами повторим и закрепим знания, которые вы получили в процессе изучения темы «Имя существительное».

Если быть конкретнее то, что на сегодняшний день вы должны знать по этой теме и что уметь

Знать:

- что такое имя существительное

- грамматические категории имени существительного

- какова роль имён существительных в нашей речи

уметь:

- видеть, слышать и находить имена существительные

- определять грамматические категории имён существительных

- правильно писать и безошибочно употреблять существительные в своей речи

Молодцы! Я вами очень довольна!

IV. Систематизация ранее изученного материала.

Определение имени существительного, умение находить имена существительные

Что ж, давайте вспомним определение Имени существительного. (Ответы детей)

Давайте сейчас вернёмся к словам, которые вы назвали в результате угадывания кроссворда СЛАЙД 4, попробуйте разложить эти слова по группам. По какому признаку вы их будете делить? (Ответы детей). Подсказка: групп должно быть три.

Работа в группах

Игра «Кто больше?» Вспомним и запишем существительные , обозначающие

- 1) явления природы 1)деревья

- 2) цветы 2) дикие животные

На это вам даются 3 минуты, итак начнем

Только что вы доказали, что вы знаете, что такое имя существительное, видите, слышите и умеете находить имена существительные. Молодцы!

Грамматические категории имени существительного (падеж, склонение, одушевлённость и неодушевлённость, собственность и нарицательность). Работа в группах. РАЗДАТЬ ЗАДАНИЯ

Чтобы повторить грамматические категории имени существительного, мы с вами разделимся на 2 группы

1 группа покажет своё умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, разграничивать имена собственные и нарицательные.

2 группа погрузится в тайны молчащей таблицы. Куда она их приведёт, пока неизвестно.

Итак, начнём. На выполнение задания у вас есть 3 минуты. Время пошло. СЛАЙД 5

Проверка. Выступление групп.

Пятиклассники повторяли склонение и падежные окончания имён существительных. Учительница предложила Андрюше написать на доске три столбика слов, в каждом должны быть существительные одного склонения: первого, второго или третьего. Андрюша выполнил просьбу учительницы и убежал в коридор.

Пришли дежурные и стали готовить доску к уроку. Они стёрли почти всё, что написал Андрюша, от каждого слова остались только последние буквы.

- Что вы наделали? - закричала Наташа. Ведь эти слова нужны для урока.

- Как же быть? Скоро звонок, и слов мы не помним, - растерялись дежурные. - Помоги, Наташа, ты же была здесь, когда Андрей записывал слова.

- Я цветы поливала и слов не знаю, - сказала Наташа. - А вы напишите вместо букв чёрточки, пусть ребята сами найдут слова.

Так и сделали. Вот что оказалось на доске к началу урока. СЛАЙД 12

- Попробуйте, не подбирая слов, узнать, верно, ли выполнил задание Андрюша?

- Поставьте недостающие буквы, чтобы получились слова нужного склонения.

Итак, какие грамматические категории имени существительного мы повторили? (Ответы детей).

Грамматические категории имени существительного (род).

-Поисковая работа детей

Выписать из словаря учебника по 5 женского, мужского, среднего рода.

Составить с ними предложения

- Какие существительные называются общего рода? Как у них можно определить род?

Задание по карточкам получает каждая группа. (Слайд 14)

Творческая работа: по картинке составить небольшой рассказ, употребляя существительные в разных категориях.( озаглавить рассказ)

V. Домашнее задание.

Сочинить грамматическую сказку на тему «Имя существительное».

Рефлексия:

  1. Тропа, страна, одежда- это сущ. какого рода?

А. муж. Б. жен. В. Сред.

2. как называются сущ. , отвечающие на вопросы что?

А. собственные Б. нарицательные В. Неодушевленные

3. Молодец, Танюша справилась с заданием. Какого рода подчеркнутое сущ?

А. женский Б. мужской В. Общий

4. Сущ. Жен. И муж. Рода с окончаниями -а-я какого склонения

А. разного Б. 1-ого В. 3-его

5. как называются сущ.. называющие ФИО людей, клички животных, название городов, сел, рек?

А. нарицательные Б. разносклоняемые В. собственные

VI. Итоги.

Комментирование оценок.

Расскажите всё, что вы знаете об имени существительном.

Что удалось нам сегодня на уроке? А что не удалось?

Что понравилось сегодня на уроке?

Какую работу вам хотелось бы выполнить ещё раз?




© 2010-2022