Урок внеклассного чтения по роману Дон Кихот

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок внеклассного чтения

«Я доблестный Дон Кихот Ламанчский…». Знакомство с романтическим героем на страницах романа Мигеля де Сервантеса Сааведра "Дон Кихот"

Цели и задачи: помочь учащимся понять, почему роман "Дон Кихот" - книга на все времена; совершенствовать умения обосновывать свою точку зрения, находить в тексте цитаты для подтверждения своих слов; развивать способность сопереживать, воображать; формировать умение работать в группах; воспитывать уважение к человеку, стремление защитить слабого.

Обеспечение: презентация Power Point

Но вот опять он скачет по дороге…
Кого он встретит? С кем затеет бой?
Последний рыцарь, тощий, длинноногий,
В наш первый путь ведёт нас за собой.

С.Я.Маршак

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень интересным героем. Наверное, нет такого человека, который ни разу в жизни не слышал имя Дон Кихота. Кто же он такой? Это человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаться с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат его усилий будет плачевен, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и неудачником. Дон Кихот не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных представлений о добре, красоте, благородстве.

2.Актуализация опорных знаний

А что же вам известно об авторе Дон Кихота? Индивидуальное сообщение учащегося о Сервантесе. Слайд 3.

Литературная игра «О чем говорят даты?» (на доске записаны даты самых главных моментов жизни писателя, учащиеся вспоминают события, связанные с этими датами).

3. Подготовка к восприятию нового материала.

Роман «Дон Кихот» написан в конце 17ст., но уже не одно столетие увлекает читателей, порождает дискуссии. В чем же причины его долговечности? Работа с эпиграфом к уроку. Слайды 2,3,4.

(В центре романа герой, который остается верным идее уничтожения зла на земле и готов служить этой идее до конца).

А с чего же все началось: итак в путь!

- С какой целью дон Алонсо решил стать странствующим рыцарем?

(«Искоренять всякого рода неправду…»).

Вывод: бороться со злом - это очень благодарная цель. Подражая, он хочет стать лучше, чем он есть.

Сервантес был гуманистом. Он любил людей независимо от их происхождения и положения в обществе и сказал устами Дон Кихота: «Каждого человека должно судить по его делам».

4.Восприятие и усвоение нового материала

Что можно сказать о главном герое романа?

Найдите и зачитайте портрет Дон Кихота.

Какое его любимое занятие? Найдите в тексте причину, побудившую бедного идальго к путешествию. Слайд 4.

Ролевая игра: расскажите от имени Дон Кихота, как герой собирался в поход, об истории с пастушком.

Анализ эпизода «битва с ветряными мельницами».

Каков герой перед нами?

(Бесстрашный, хорошо относится к своему оруженосцу, фантазер, не жалуется). Вам смешно? Какой это смех? А как, по-вашему, автор относится к своему герою? (автор сочувствует ему, добродушно посмеивается.)

Душевные качества героя очень симпатичны. Добрый, храбрый, справедливый, доверчивый и бескорыстный. Цели его благородны, и мы уважаем его за это. Но его средства смешные, и мы смеемся над ним. Смех сменяется сочувствием, перерастающим в восхищение мужеством, бесстрашием. Слайд 5.

Творческое задание «Словесное рисование» Слайды 6-9.

Беседа с элементами дискуссии

Каков же, по-вашему, результат подвигов Дон Кихота?

Как люди относятся к поступкам героя?

Проблемный вопрос: почему Дон Кихот удивлен, что люди, к которым он был добр, так плохо отнеслись к нему?

Соответствует ли Дон Кихот сложившемуся знакомому образу рыцаря? (Ни внешностью, ни поступками).

А каким вы хотели бы видеть Дон Кихота?

(Учащиеся представляют свои варианты портретов Дон Кихота, комментируют, оценивают их.)

Слово учителя. Ваш Дон Кихот далек от авторского, у которого тощая и длинная фигура, он рыцарь печального образа. - Почему? (Потому что он последний рыцарь, представитель отжившей эпохи).

Сервантес, показав смерть Дон Кихота, убеждает читателей в том, что при этой жизни, при новых складывающихся человеческих отношениях рыцарство просто невозможно).

Как вы думаете, Дон Кихот - чудак или рыцарь? Или и то, и другое? Почему вы склонны считать героя рыцарем? ( Потому, что он жил по заповедям рыцарей).

Давайте же вспомним заповеди, по которым жил Дон Кихот.

1. Мужество

2.Благородство

3.Честь

4.Щедрость

5.Общительность

6.Утонченность

7.Защищать слабых

8. Служить обиженным

Вывод: это те самые заповеди, которые завещаны нам веками.

5.Обобщение.

Подумайте, можно ли говорить об актуальности романа?

Надо ли быть Дон Кихотом?

(Надо, но только быть реалистом, а не сражаться с ветряными мельницами.) Ю. Друнина писала:

Кто говорит, что умер Дон Кихот?
Вы этому, пожалуйста, не верьте;
Он не подвластен времени и смерти,
Он в новый собирается поход.

6. Рефлексия.

Что изменилось в вашем восприятии Дон Кихота?

5. Домашнее задание: напишите сочинение на тему "Нужны ли Дон Кихоты в 21 веке?"



© 2010-2022