Урок по литературе Алтайского края на тему М. Мокшин Мне мать открыла истину простую. .. . Доброта как основа человеческих отношений

    Данная работа является конспектом урока по литературе Алтайского края для учащихся 6 класса.  Материал урока расширяет читательский кругозор школьников.   Знакомство с жизнью и творчеством поэта - земляка способствует приобщению учащихся к духовной культуре родного края.   Основное содержание урока - это анализ стихотворения, в ходе которого развивается умение понимать лирическое произведение, определять роль изобразительно -  выразительных средств языка.    Урок помогает сформировать у учащ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Урок по литературе Алтайского края в 6 классе на тему:

«М. Мокшин «Мне мать открыла истину простую…» Доброта как основа человеческих отношений».



Гришина Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 41»,

г. Бийска, Алтайского края.







Задачи:

1) Познакомить с личностью и творчеством поэта, раскрыть идейное содержание стихотворения, приобщить учащихся к духовной культуре родного края;

2) Развивать у учащихся навык анализа лирического произведения, потребность в творческой деятельности;

3) Воспитывать интерес к культурному наследию родного края, формировать потребность в доброте.

Оборудование:

1. Портрет М. М. Мокшина.

2. Выставка его поэтических сборников.

3. Распечатка стихотворения для анализа.

4. Карточки с пословицами.

5. Карточки с терминами.

Ход урока

1. Оргмомент.

Цели урока формулируют учащиеся.

2. Слово учителя о поэте.

Михаил Михайлович Мокшин родился 14 октября 1934 года в с. Буланиха Зонального района Алтайского края в большой семье (из 8 человек) крестьян - колхозников. Мать была безграмотной, отец самостоятельно изучил буквы и умел читать.

В 1950 г. Мокшин окончил Буланихинскую семилетнюю школу, а в 1954 - Бийское педагогическое училище. С 1956 г. Работал учителем начальных классов в родной школе. Через 6 лет, после заочной учебы в Бийском педагогическом институте, его назначили директором этой школы. В 1999 г. Ушел на пенсию - и по возрасту, и по здоровью. В 2001 году ампутировали ноги.

Имеет медали «За освоение целинных и залежных земель», « За доблестный труд», «Ветеран труда», награжден значком « Отличник народного просвещения».

Присвоены звания «Почетный гражданин Буланихи», «Почетный гражданин Зонального района».

Мокшин пишет о настоящей жизни. Его стихи наполнены светом природы, добрыми людьми, простыми вечными чувствами.

3. Переход к анализу стихотворения.

- Выделите ключевое слово в формулировке темы урока.

- Какие ассоциации вызывает у вас это слово?

- «Доброта спасет мир», « Спешите делать добрые дела» - слова, которые мы часто слышим. Что же значит быть добрым? Почему это так важно? Об этом наш урок. А поможет ответить на эти вопросы стихотворение М. М. Мокшина.

4. Чтение стихотворения подготовленным учеником.

- Расскажите, что вы представили, слушая стихотворение? (Словесное рисование).

5. Словарная работа.

- Обратимся к словарю, поясним значение некоторых слов.

Истина

1. То же, что существует в действительности, правда.

2. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

- Как вы думаете, какое из значений свойственно слову «истина» в стихотворении?

Беспечно - то же, что беззаботно.

6. Беседа.

- О какой же истине говорит поэт?

Добро всегда рождает доброту

- Как вы думаете, почему эту истину открыла именно мать?

Мать желает своему ребенку все самое лучшее, учит его жизни. Она самый близкий человек, мы ей доверяем.

- Как вы понимаете строчку: «Я не забыл ее правдивый голос»?

Эту истину мать открыла поэту давно, еще в детстве. Это важно, потому что необходимо научить хорошему, пока сердце ребенка открыто миру. Герой помнит о словах матери, переосмысливает их уже с позиции взрослого человека.

- Какие еще образы создает поэт, чтобы показать важность доброты в нашей жизни?

- Как вы понимаете строчку: «Лучи весной растапливают лед»? Помогает ли она понять стихотворение?

Добро прогоняет холод из человеческих сердец, так же, как солнечные лучи растапливают лед. Именно поэтому в сердцах поселяется радость, люди улыбаются, молодеют.

Физкультминутка

Поднимает руки класс - это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вниз, вперед смотри - это «три»,

Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,

С силой их к плечам прижать - это «пять»,

Вам ребятам тихо сесть - это «шесть».

- Найдите строчки, которые показывают стремление людей жить вместе, помогать друг другу, желание понять другого человека.

И песня, что отправится в полет,

С другою песней скоро породнится.

Как речка жизнь берет из ручейка,

Так мы в пути спешим объединиться.

К руке другая тянется рука,

Душа к душе старается пробиться.

- В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?

А суть всей жизни - сеять доброту

И зло в сердцах искоренять навечно.

- Как вы их понимаете?

Запись в тетради: «По мысли поэта, каждый человек должен стремиться быть добрым.

Доброта - это основа человеческих отношений».

- А как вы думаете, такое ли это обязательное качество?

- Легко ли творить добро?

Трудно, потому что постоянно необходимо заставлять свою душу трудиться, отказываться от чего - то ради другого. Поэтому появляются строки:

Все понимают истину простую,

Но к ней порой относятся беспечно…

7. Анализ образных средств языка стихотворения.

- Посмотрите, как много смысла заключено в одном стихотворении.

Как это удалось поэту?

У каждого поэта есть свой секрет творчества. И заключается он в умении видеть в обычном необычное, показать явления с другой стороны, неожиданной для читателя.

- С помощью чего это делают поэты?

Правильно, большое значение в данном случае имеют образные средства языка.

- Какие из них вы заметили в этом стихотворении?

Итак, эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения помогают поэту передать главную мысль, украшают стихотворение.

-К каким выводам мы пришли, анализируя стихотворение? Чему учит нас поэт?

По мысли поэта, доброта - неотъемлемая часть человеческой жизни. М. М. Мокшин учит нас доброте, отзывчивости, человечности, потому что от этого зависит будущее людей.

8. Работа с пословицами.

Русский народ издавна задумывался о добре и зле. Мудрость, накопленная веками, нашла отражение в пословицах. Познакомимся с некоторыми из них. Прочитаем выразительно и подумаем, какую из них можно выбрать в качестве эпиграфа к нашему уроку.

Делать добро спеши.

Свет не без добрых людей.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово сказать - посошок в руки дать.

Доброе сердце лучше богатства.

Запись эпиграфа в тетради.

9. Подведение итога урока.

Домашнее задание:

выучить стихотворение М. М. Мокшина наизусть или написать сочинение на тему: «Быть счастливым - делать добро».

© 2010-2022