Урок в 6 классе Жаргонизмы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: «Жаргонизмы».

Цели урока: знать определение жаргонизмов; уметь определять уместность - неуместность использования жаргонизмов в обиходной речи, воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока

Орг. момент

Сегодня на уроке мы продолжим изучение раздела науки о языке, который называется лексикологией.

Вы уже многое знаете по этой теме, поэтому с легкостью ответите на мои вопросы.

слова написанные на доске (земля, идти, аккорд, говорит, акварель, вестимо, баксы, синий, кент, небо, клёво, красивый)

. Как называется словарный состав языка (лексика)

2. Как называются слова русского языка известные всему народу (общеупотребительные)

3. Как называются слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии(профессионализмы)

найдите профессионализмы? (аккорд, акварель, наждак) это слова связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии) слово аккорд применяют в своей профессии музыканты, акварель - художники и наждаком пользуются плотники.

4. Как называются слова, употребляемые только жителями той или иной местности (диалектизмы)

Назовите диалектизмы? (парнище, ступай, вестимо(конечно, разумеется)) это слова которые используются в речи жителей определенной местности.

Ребята, назовите слова, которые не вошли ни в одну названную группу?

с (баксы, кент, клёво) что это за слова? Это жаргонизмы. Слова, ограниченные в своём употреблении определенной социальной или возрастной средой.

слайд 7. Частичным синонимом слова жаргонизм, является слово сленг.

(синонимы-слова одной и той-же части речи , которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи).

Сленг- лексика разговорной речи, отклоняющаяся от принятой литературной языковой нормы.

В отличии от слова жаргон, слово сленг новое слово поэтому распространён главным образом среди школьников, студентов, спортсменов, военных, молодых рабочих.

А вы используете в своей речи жаргонизмы? А для чего? (чтобы проще общаться, лучше понимать друг друга). Заметим, что некоторые группы людей приписывают к жаргонизмам нецензурные слова, это не верно. Мы должны всегда говорить правильно и обдуманно, придерживаясь цензуры. (Цензура - это форма ограничения свободы слова, свободы печати, телевидения и других средств информации, обусловленная нормами защиты интересов государства и общества).

слайд 8. Поэтому я прошу вас обратиться к эпиграфу нашего урока.

Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих

чувств и мыслей. К.И.Чуковский.

Ребята, глядя на эпиграф урока, постарайтесь сформулировать цель нашей работы.
Так вот, наша задача - научиться отличать слова общеупотребительные от тех, которые засоряют нашу речь.

Изучение нового материала. Работа с материалом учебника.

Что называют жаргонизмами? (Жаргонизмы - слова, употребляющиеся определенной социальной или возрастной группой)

Что общего у жаргонизмов, диалектизмов, профессионализмов? (все они относятся к необщеупотребительной лексике)

Интересно, какими жаргонизмами пользуетесь вы в речи?

Легко ли вам переходить в живой речи от жаргонизмов к общеупотребительной лексике?

Закрепление материала.

слайд 9. А сейчас давайте поиграем в игру: я называю вам слова, а вы хлопаете в ладоши, если слово является жаргонизмом.
Тачка, отдохнула, общага, угрожать, машина, наехать, слинять, уйти,круто, общежитие, хорошо, телик, телевизор.
Какие же слова называют жаргонизмами? (ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой

запишем число, классная работа.
Над словами-жаргонизмами укажите части речи.

На примере этого задания, мы с вами увидели, что жаргонизмы могут являться разными частями речи.

слайде 10. Сейчас из слов указанных на слайде,

первый ряд выпишет существительные, второй ряд глаголы и третий ряд наречия.

Слово учителя

Лексика молодежного жаргона, сохраняется и постоянно обновляется.

слайд 11. Бурно развивающиеся компьютерные технологии, внесли в язык громадное количество специальных слов и выражений.

Компьютерная жаргонная лексика - активно развивается ,что обусловлено необычайно быстрым прогрессом компьютерных технологий.

слайд 12. Вы видите перед собою слова книжной лексики и жаргонизмов, укажите их соответствия.

Компьютер (Комп) Винт

Мышь (Мышка, Монитор (Ящик)

Диск без информации (Болванка)

Жесткий диск (Винт)

Оперативная память(Оперативка)

Клавиатур (Клава)

Системный блок (Системник)

Помимо компьютерного сленга, жаргонизмы делятся на различные тематические группы: наименование людей по профессии (мент, водила, училка), наименование людей по качеству их характера, тормоз, шестерка, ботаник, дятел), деньги(бабло, капуста, зелень). и т.д.

Давайте выполним следующее задание.

слайд 13. Выявите тематические группы жаргонизмов

Первый ряд. Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня.

Второй ряд. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак.

Третий ряд. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

слайд 14

ФИЗМИНУТКА

Потуситься нам пора,

Встанем дружно все братва,

Наши клешни разомнём

И опять строчить начнем.

Поразмяться нам пора,

Все потянемся друзья,

Наши ручки разомнем,

И опять писать начнем.

Тихо сядем и ответим,

Какой текст здесь, ближе детям?

Какое из этих четверостиший вам понравилось больше?

слайд 15. Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Переводчики».

Переведите данные слова на литературный язык:
Кореш, братан - друг, приятель
Гон - враньё.
Стрёмный - плохой.
Балдеть - веселиться.
Клёво - хорошо.

Училка - учительница.

Домашка - домашняя работа.

Оттянуться, оторваться - отдохнуть.

Тащиться - восхищаться.

Потрещать - поговорить.

Тормоз - отсталый.

Балдёж - удовольствие.

Слинять - сбежать.
Трындеть разговаривать
Кемарить дремать (спать, отдыхать)
Наехать Угрожать (вымогать, преследовать)

слайд 16. На слайдах записаны предложения с использованием жаргонизмов, вы в тетрадях записываете предложения, заменяя сленг, на литературный язык.

1 вариант. Я тащусь, когда глазею в телек, там клёвые фильмаки кажут.

(Я восхищаюся, когда смотрю телевизор, там показывают интересные фильмы)

2 вариант. Мы вчера оттянулись на дискаче, там было ржачно и клёво.

(Мы вчера отдохнули на дискотеке, там было весело и очень хорошо)

слайд 17. Выполнение упражнений: (устное обсуждение)

Жаргонизмы могут постепенно устаревать, уходить из жизни или наоборот постепенно усваиваться литературным языком.

Многие жаргонизмы - бабочки-однодневки: они живут недолго и быстро заменяются вместе с модой.

слайд 18. Откройте упр , прочитайте данные в нем жаргонизмы и ответьте мне на вопрос:

Как вы считаете, каким из этих слов-жаргонизмов не суждена долгая жизнь?

Вряд ли долго будут в ходу слова найки, сникерсни. Эти искусственные слова придуманы в целях рекламы и просуществуют не дольше рекламных товаров.

Но сейчас мы все - таки иногда употребляем эти слова в своей речи, потому что

мы хотим быть модными и современными. И в нашей речи эти «модные словечки» называются как? Жаргонизмами.

слайд 19. Подведение итогов.

Как вы считаете нужно ли употреблять жаргонизмы в своей речи?

Нужно ли данную тему изучать в школе? Почему?(

слайд 20. Давайте обратимся к высказываниям известных людей.

«Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», - полагает языковед Лев Иванович Скворцов.

А литературный критик Дмитрий Иванович Писарев считал, что «Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практической жизни».

Таким образом, мы возвращаемся к эпиграфу нашего урока, высказыванию Корнея Ивановича Чуковского «Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей».

Я думаю, что прежде чем что-то сказать, вы обязательно подумаете.

Заключительное слово

И в заключении нашего урока, я все - таки хотела бы воспользоваться одним модным безобидным словечком. В знак благодарности за вашу работу и старания я предлагаю вам

СНИКЕРСНУТЬ. СПАСИБО ЗА УРОК!

Домашнее задание:

Происхождение жаргонизмов.

1. Путем перехода из другой социальной группы (например, тюремно-лагерный жаргон): качать права (добиваться чего-то), стучать (доносить на других), слизать (сбежать), хавка (пища);

2.Путем перехода общеупотребительных слов в жаргонизмы с новым лексическим значением: крутой (крутая гора) - крутой (богатый, лучший), тормоз (механизм или устройство для уменьшения скорости или остановки машины) - тормоз (человек, который медленно соображает, действует), липовый (липовые листья, т.е листья липы) - липовый (фальшивка, подделка);

3. Иноязычные заимствования: чувак (из цыганского языка: парень) - крутой, бездник, безник (из английского языка) - день рождения, стрит (из английского языка) - улица, мен (из английского языка) -парень;

4. Путем сокращения слов: училка (учительница), магзик (магазин), видик (видеомагнитофон), велик (велосипед), комп (компьютер);

5. Суффиксальный способ: браток, закусон, хавчик, столовка.



© 2010-2022