Правописание НЕ с различными частями речи

1. Место данного урока в теме. Данный урок по теме «НЕ с различными частями речи» является вторым уроком в теме «Правописание служебных частей речи». 2. Тип урока: Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков Образовательные задачи: усвоение понятий по теме « Правописание НЕ с различными частями речи. Воспитательные задачи: Развитие рефлексии, бережного отношения к языку, культуре речи. Задачи развития познавательной сферы: -умение выделять главное, сравнивать, обобщать, формировать мотивацию к изучению родного языка. 3. Краткая характеристика: Учащиеся обучаются совместно первый год, мотивация к обучению - средняя, общеучебные навыки сформированы не в полной мере. Трудностей в работе с группой не было. Все ситуации предсказуемы. 4. Выбор структуры урока, обоснование её оптимальности (этапы урока). 1. Тема: «Правописание НЕ с различными частями речи». 2. Актуализация темы проведена через стихотворение. Это обоснованно. С самого начала урока активизируется непроизвольное внимание учащихся с переходом на произвольность, и учащиеся сами озвучивают тему урока. 3. Изучение нового материала начинаю с орфографической минутки, формируя у учащихся потребность в получении знаний по данной теме. Продолжаем работать с использованием интерактивной доски при активном участии учащихся с опорой на имеющиеся знания. При актуализации знаний по данной теме задействованы все каналы восприятия. Использование метапредметности: изучая один предмет, знаем как устроен другой. 4.Проверка усвоения материала проводится на интерактивной доске, задания подобраны с учётом особенностей восприятия материала учащихся и индивидуальным темпом работы содержания каждого этапа. 5. Итоги урока подведены при помощи анализа работы с крылатыми выражениями, которые несут воспитательный смысл, духовную составляющую. 5. Оценены все учащиеся. Благодаря рабочей тетради, виден вклад каждого в урок. При этом в уроке участвовали все по мере своих индивидуально-типологических особенностей. У детей было право выбора: работать в тетрадях, у доски, отвечать с места. 6. Для решения намеченных задач урока подбор заданий считаю оптимальным. Содержание урока соответствует требованиям программы. Соблюдены принципы научности, систематичности, последовательности. Подобранный материал доступен для восприятия учащимися. В течении всего урока прослеживается межпредметная связь, связь с жизнью и профессией. Урок составлен с учётом индивидуальных особенностей данного возраста 7. Оценка оптимальности: Формы работы использованы различные от групповых до индивидуальных. Индивидуальный подход виден на всех этапах урока. У ребят было право выбора в форме получения знания. При разработке урока я старалась учитывать особенности возраста, индивидуальные особенности и особенности профессионального выбора. На основании вышесказанного были выбраны и методы обучения: - словесные (объяснение) - наглядные (демонстрация на интерактивной доске) - практические - поисковые - самостоятельная работа - методы контроля и самоконтроля В конце урока сложился доброжелательный микроклимат в группе. Учащиеся получали удовольствия от процесса познания. А я убеждена, что учиться нужно и можно с удовольствием.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

ЦЕЛИ: 1. Актуализация и углубление знаний по теме: «Частица - служебная часть речи». Познакомить учащихся со сводным правилом написания НЕ с различными частями речи. Сформировать прочный осознанный навык правописания частицы НЕ и приставки НЕ.

2. Совершенствование умения систематизировать материал через таблицу - опору, через связный монологический ответ по теории.

3. Воспитывать бережное отношение к родному языку, навыки владения культурой речи.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

таблица - опора, использование на уроке ИКТ (интерактивная доска), презентация в программе Microsoft Office PowerPoint, рабочая тетрадь с этапами урока, красочные салфетки, карточки с «крылатыми выражениями».

(слайд1) ознакомительный

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент: Приветствие, знакомство, психологическая минутка (активизация учащихся, установка контакта)

Работа с салфеткой: 2 раза складываем салфетку, отрываем с разных сторон края, разворачиваем и получаем разные фигуры.

Мы все разные, каждый из нас индивидуален и любой материал воспринимаем по-своему, поэтому и существуют правила и алгоритмы рассуждения. А чем мы будем заниматься сегодня на уроке, вы попробуйте определить сами. Для этого я вам прочитаю стихотворение.

2. Постановка темы, проблемы урока

А чем мы будем заниматься сегодня на уроке, вы попробуйте определить сами. Для этого я вам прочитаю стихотворение.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доуменьем:

Что за лепое положенье!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха.

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная.

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха.

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

- Чем это стихотворение показалось вам необычным, и что у вас вызвало смех?

- Попробуйте определить, чем мы с вами сегодня будем заниматься.

ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ НЕ С РАЗЛИЧНЫМИ ЧАСТЯМИ РЕЧИ.

(слайд 2)

3. СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Тема нашего урока - «Правописание частицы НЕ с различными частями речи».

(слайд3)

Ещё раз вспомним правила написания НЕ с различными частями речи. Сформируем прочный осознанный навык правописания частицы НЕ и приставки НЕ.

Частица НЕ употребляется в нашей речи чаще других, и чаще других в написании слов с этой частицей допускается ошибок. Причиной многочисленных ошибок в орфографическом написании является то, что не разграничивают значение этой частицы. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться в этом.

4. Орфографическая минутка (выполняется по вариантам, используя карточки).

Существует понятие «Культура речи» - это правильная грамотная речь, манера разговора, точно подобранные слова. Но мы делаем ошибки в простых, часто употребляемых словах. Часто мы слышим с кассет, дисков, экранов ТВ слова с неправильным ударением. Чтобы вы не попали в подобные ситуации, следите за правильностью своей речи. Мало правильно произносить слова, нужно еще и грамотно их писать. Этому и посвящена наша орфографическая минутка.

( слайд4)

1 вариант

Валовой, коррозия, эксперт, созвонимся, начать диалог, документ, договор, агент, квартальный, завидуя, ходатайствовать, обеспечение, трубопровод, красивее, премировать, не у кого.

2 вариант

Пл.тформа, тон(н)ель, (не)предложил, (не)габаритный груз, профе(с)сия, ко(м)мерческий, кр.пёжные д.тали, прик.сновение, жар.стойкость мета(л)ла, во.зал, (не)изучая, железн.дорожник, (не)тормозил, на(с)сыпь.

Критерии оценивания:

«5» - 15-16 слов

«4» - 9-14 слов

«3» - 8 слов

«2» - меньше 8 слов

Взаимопроверка, выставление оценок за орфографическую минутку (слайд № 5).

- Прочитайте слова, относящиеся к вашей профессии. Запомните их правильное произношение и старайтесь не допускать ошибок.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА


  1. Распределение по частям речи 1-го варианта

(слайд 1(6))

(используя интерактивную доску, учащиеся перетягивают слова в нужный столбик)

Не созвонимся, не предложил, документ, вокзал, электрический, высоко, заштрихованные, завидуя, не у кого, обеспечение, премировать, не читать, несколько

Существительное

Прилагательное

Глагол

Местоимение

Наречие

Причастие

Деепричастие

Документ

Вокзал

Обеспечение

электрический

Не созвонимся

Не предложил

Премировать

Не читать

Не у кого

Высоко

несколько

заштрихованные

завидуя

- Прочитайте слова с частицей «НЕ».

- На что указывает эта частица? (отрицание)

- Давайте попробуем по аналогии проследить отриц.-утвержд. Через другие предметы (математика, физика…), пойдём дальше - ваша профессия, нравственные качества.

(слайд 2(7) )картинки

6. Новый материал. Актуализация и углубление знаний по теме.

(Объяснение нового материала, используя опорные таблицы.)

Частица НЕ- противопоставление, приставка НЕ- отрицание

(слайд3(7)

7. Закрепление знаний (слайд4(8))

1. Определи какая часть речи и расставь слова в нужный столбик.

(не) выспавшиеся дети, давно (не) спавший старик, (не) ржавеющая сталь, (не) правда, а ложь, (не) мог возразить, роман (не) прочитан, положить (не) высоко, (не) думать о плохом, (не) высокий ребенок (подписать части речи)

Не с глаголами и деепричастиями

Не с существительными, прилагательными, наречиями, местоимениями

Не с причастиями

раздельно

раздельно

слитно

раздельно

слитно


2. Практическое закрепление материала. (слайд 5 (9))

а) Запишите, замените слитное написание НЕ раздельным.

Негромкий

Неспокойный

Недалеко

Невысоко

Непролазный

Неосвещенный

8. Итог урока

- Разрезанные фразы с «НЕ» собрать, чтобы получилась поговорка

(слайд 6 (10)_

Не бравшись за топор, избы не срубишь.

Быстро сделанная работа хорошей не бывает.

Всякое мастерство нелегко.

Не пройдешь через дело - не станешь умнее.

Не живи чужим умом, свой потеряешь.

- Как вы понимаете данные поговорки?

- Выставление оценок, подведение итога

9. Домашнее задание

- выписать 3 предложения из произведений (на ваше усмотрение) с частицами «НЕ».


© 2010-2022