Комплект контрольно-измерительных материалов

ОДБ.02 ЛитератураоВ результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:У.1. Воспроизводить содержание литературного произведения;У.2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СТРОГАНОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Утверждаю

Заместитель директора по МР ГБПОУ «Строгановский колледж»

________________/О.А. Гулина/

«_______»____________20____ г.






Комплект контрольно-измерительных материалов

по учебной дисциплине

ОДБ.02 Литература

Общеобразовательного цикла

основной профессиональной образовательной программы

по профессии 190631.01 Автомеханик







Очер,2014г.

Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 190631.01 Автомеханик программы учебной дисциплины ОДБ.02 Литература

общеобразовательного цикла основной профессиональной образовательной программы

Разработчик(и):

ГБПОУ «Строгановский колледж» преподаватель 1 категории В.В.Швецова.



Одобрено на заседании методической комиссии _________________________________________________________

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.

Председатель МК ________________________ /______________/

Одобрено Методическим советом колледжа

Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.



СОДЕРЖАНИЕ


  1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов 4

  2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке 5

3. Оценка освоения учебной дисциплины 6

3.1. Формы и методы оценивания 7

3.2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины 8

4. Контрольно-измерительные материалоы для итоговой аттестации по учебной дисциплине 9


  1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов.

В результате освоения учебной дисциплины ОДБ.02 Литература студент должен обладать

умениями, знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями предусмотренными ФГОС по профессии 190631.01 Автомеханик

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

У.1. Воспроизводить содержание литературного произведения;

У.2. Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У.3. Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

У.4. Определять род и жанр произведения;

У.5. Сопоставлять литературные произведения;

У.6. Выявлять авторскую позицию;

У.7. Выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

У.8. Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

У.9. Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

З.1. Образную природу словесного искусства;

З.2. Содержание изученных литературных произведений;

З.3. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

З.4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

З.5. Основные теоретико-литературные понятия;

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компетенции (ОК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета.


2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Таблица 1.1

Результаты обучения: умения, знания и общие компетенции

Показатели оценки результата


Форма контроля и оценивания


З.1. Образную природу словесного искусства;

Располагает нормами грамотной устной речи

Осуществлять речевой самоконтроль

Употребляет в речи необходимые термины

- Устные сообщения обучающегося (доклады, рефераты);

- сочинения разных видов (размышление, эссе, размышление - ответ на вопрос, рассуждение на дискуссионную тему, сочинение в жанре рекламы, сочинение в жанре дневниковых записей, сочинение в жанре письма);

З.2. Содержание изученных литературных произведений;

- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др;

-

-Тематический контроль;

-Тестовая работа;

-Работа с критической литературой;

З.3. Основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

- написание различных видов сочинений (эссе, отзыв, зарисовка и т.д.);

- работа с литературоведческими словарями и справочниками;

- публичные выступления с подготовленными докладами, сообщениями, презентациями.

-Работа со словарем;

-Тематический контроль;

- оформление презентаций;

-заучивание наизусть стихов и прозаического текста;

З.4. Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- взаиморецензирование;

- участие в дискуссии;

-связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией;

-выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

-отработка навыков выразительного чтения изучаемых произведений, с соблюдением норм литературного произношения

З.5. Основные теоретико-литературные понятия;

работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование;

- Устные сообщения обучающегося (доклады, рефераты);

Проверочные работы, тесты.

2. Комплект измерительных материалов

2.1. Задания для входного контроля

Написание эссе на тему: «Мой любимый литературный герой».

Написание эссе - это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от студента умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения.

В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе студенческих работ, научных конференциях.

Роль преподавателя:

• помочь в выборе источников по теме;

• помочь в формулировании темы, цели, выводов;

• консультировать при затруднениях.

Роль студента:

• внимательно прочитать задание и сформулировать тему не только актуальную по своему значению, но и оригинальную и интересную по содержанию;

• подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся в них информацию;

• выбрать главное и второстепенное;

• составить план эссе;

• лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и свои подходы к ее решению;

• оформить эссе и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

• новизна, оригинальность идеи, подхода;

• реалистичность оценки существующего положения

дел;

• полезность и реалистичность предложенной идеи;

• значимость реализации данной идеи, подхода, широта охвата;

• художественная выразительность, яркость, образность изложения;

• грамотность изложения;

• эссе представлено в срок.

2.2. Задания для проведения промежуточного контроля в форме тестовой работы.

Условия выполнения задания:

Тестовая работа включает три основные части:

- часть А - включает 15 заданий (А1-А15). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. За каждый правильный ответ ставится 1 балл.

- часть В - прочитать приведённый ниже фрагмент текста и выполнить задания

ответ необходимо записать. Максимальное количество баллов за каждое правильно выполненное задание - 2 балла.

- часть С - дайте связный ответ на вопрос в объёме 8 - 10 предложений.

необходимо дать развернутый ответ на предложенный вопрос. Максимальное количество баллов за правильный ответ - 3 балла

На выполнение тестирования отводится 90 минут.

Инструкция по выполнению работы для обучающихся:

На выполнение тестовой работы даётся 90 минут. Работа состоит из 3 частей. Часть А включает 15 заданий (А1-А15). К каждому из них даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный. Часть В состоит из 1 задания - прочитать приведённый ниже фрагмент текста и выполнить задания к нему, ответ вы должны сформулировать самостоятельно и записать в бланк ответа.

Часть С включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту

дайть связный ответ на вопрос в объёме 8 - 10 предложений.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для

экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком.

Критерии оценивания

Максимальное количество баллов: 25.

«5» - 19-22 баллов

«4» - 16-18 баллов

«3» - 13-15 баллов

«2» - менее 13 баллов

Тестовая работа для промежуточного контроля.

1 вариант

Часть А

1. Укажите персонажа, не являющегося героем пьесы А.Н.Островского «Гроза».

а) Кабаниха

б) Кулигин

в) Большов

г) Шапкин

2. Укажите героиню драмы А.Н.Островского «Гроза», которая произносит

следующую фразу: «Бла-алепие, милая, бла-алепие!.. В обетованной земле

все живёте! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими

украшенный».

а) Кабаниха

б) Катерина

в) Варвара

г) Феклуша

3.В критической статье «Мильон терзаний» И.А.Гончаров даёт оценку:

а) Роману А. С.Пушкина «Евгений Онегин»

б) Комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

в) Пьесе А.Н.Островского «Гроза»

г) Поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

4. Укажите героиню романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», чей портрет

приведён ниже: «Это была молодая женщина лет двадцати трёх, вся

беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски

пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое

платье; голубая новая косынка легко лежала на её круглых плечах.

а) Фенечка

б) Кукшина

в) Катя Одинцова

г) Анна Сергеевна Одинцова

5.Укажите высказывание, не принадлежащее Базарову.

а) «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

б) «…Этакое богатое тело! - хоть сейчас в анатомический театр»

в) «Что касается до меня… я немцев, грешный человек, не жалую…»

г) «Нравится тебе женщина… старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо,

отвернись - земля клином не сошлась»

6. Укажите, как назывался первый сборник стихотворений А.А.Фета.

а) «Лирический пантеон»

б) «Вечерние огни»

в) «Стихотворения А.Фета

г) «Снег»

7.Укажите, кому сказал Раскольников следующую фразу: «Я не тебе поклонился, я всему страдающему человечеству поклонился».

а) матери

б) сестре

в) Соне Мармеладовой

г) Порфирию Петровичу

8. Укажите произведение русской литературы, заканчивающееся следующими

строками: « Но тут же начинается новая история, история постепенного

перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой,

знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью,

это могло бы составить тему нового рассказа, но теперешней рассказ наш

окончен».

а) «Война и мир» Л.Н.Толстого

б) «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского

в) «Обломов» И.А.Гончарова

г) «Отцы и дети» И.С Тургенева

9. Укажите, о каком герое поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

следующие строки: Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

а) о Савелии

б) о Якиме Нагом

в) о Ермиле Гирине

г) о Григории Добросклонове

10. Укажите героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир», который был

участником войны 1805-1807г.г.

а) Пьер Безухов

б) Тушин

в) Петя Ростов

г) Анатоль Курагин

11.Укажите героя русой литературы, чей взгляд на дружбу между людьми приводится ниже: «…я к дружбе не способен, из двух друзей всегда один - раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать…».

а) Раскольников

б) Печорин

в) Чичиков

г) Базаров

12.Укажите произведение, не принадлежащее перу Ф.М.Достоевского:

а) «Униженные и оскорблённые»

б) «Обыкновенная история»

в) «Братья Карамазовы»

г) «Село Степанчиково и его обитатели»

13.В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» мы не узнаём предысторию:

а) Одинцовой

б) Фенечки

в) Павла Петровича Кирсанова

г) Базарова

14.Образы-символы неба Аустерлица и знаменитого дуба по дороге в Отрадное в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» неотделимы от образа:

а) Пьера Безухова

б) Андрея Болконского

в) Платона Каратаева

г) Кутузова

15.При разработке своей «теории» Раскольников обращался к историческому примеру:

а) Ивана Грозного

б) Наполеона

в) Чингисхан

г) Вильгельма Завоевателя

Часть В

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания.

Обломов вздохнул.

- Аз, жизнь! - сказал он.

- Что жизнь?

- Трогает. Нет покоя! Лёг бы и заснул…навсегда…

- То есть погасил бы огонь и остался в темноте! Хороша жизнь! Эх, Илья! Ты хоть пофилософствовал бы немного, право! Жизнь мелькнёт, как мгновение. А он лёг бы да заснул! Пусть она будет постоянным горением! Ах, если б прожить лет двести, триста! -закончил он, - сколько бы можно было переделать дела!

- Ты - другое дело, Андрей, - возразил Обломов, - у тебя крылья есть: ты не живёшь, ты летаешь; у тебя есть дарования, самолюбие; ты вон не толст, не одолевают ячмени, не чешется затылок. Ты как-то иначе устроен…

-Э, полно! Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу! У тебя были крылья, да ты отвязал их.

- Где они, крылья-то? - уныло говорил Обломов. - Я ничего не умею…

- То есть не хочешь уметь. «…» Нет, человека, который бы не умел чего-нибудь, ей-богу нет!

- А я вот не умею! - сказал Обломов. ( И.А. Гончаров «Обломов»)

1. Укажите фамилию друга Обломова, с которым он ведёт диалог.

2. Назовите термином вид высказывания, в котором мысль выражается в сжатой и образной форме («Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу»).

3. В приведённом фрагменте обмениваются мнениями персонажи, имеющие разные представления о возможностях человека. Как в литературоведении называется такой вид сопоставления?

4. Вторая реплика друга Обломова начинается с иносказания об идее покоя человека. Как в литературоведении называется этот тип иносказания?

Часть

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 8 - 10 предложений.

1.С какой целью автор романа создал образы друзей, отличающихся взглядами на жизнь.

2 вариант

Часть А

1.Укажи пословицу, не являющуюся названием пьесы А.Н.Островского.

а) На всякого мудреца довольно простоты

б) Бедность не порок

в) Не в свои сани не садись

г) Береги честь смолоду

2.Укажите героя романа Л Н Толстого «Война и мир», которому принадлежат эти размышления:

«Да, любовь, - думал он опять с совершенную ясностью, -

но не та любовь, которая любит за что-нибудь, для чего-нибудь или почему-нибудь,

не та любовь, которую я испытал в первый раз, когда, умирая, я увидел

своего врага и всё-таки полюбил его».

а) Пьер Безухов

б) Андрей Болконский

в) Николай Ростов

г) Фёдор Долохов

3.Укажите, в каком из произведений не присутствует сцена дуэли.

а) «Отцы и дети»

б) «Мёртвые души»

в) «Евгений Онегин»

г) «Война и мир»

4. Укажите героиню романа Л.Н.Толстого «Война и мир», чей портрет приведён

ниже: « Её хорошенькая, с чуть черневшими усиками верхняя губка была

коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем милее вытягивалась

иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне

привлекательных женщин, недостаток её - короткость губы и полуоткрытый

рот - казались её особенною, собственною красотой».

а) Лиза Болконская

б) Наташа Ростова

в) Марья Болконская

г) Элен Безухова

5. Укажите высказывание, не принадлежащее Обломову.

а) «Ведь есть же этакие ослы, что женятся!»

б) «Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, так живу, слава богу!»

в) «Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей».

Г) «Трогает жизнь, везде достаёт».

6. Укажите традиционное название цикла любовной лирики Ф.И.Тютчева.

а) «Стихи о прекрасной даме»

б) «Русские женщины»

в) «Денисьевский цикл»

г) «Цветы зла»

7. Укажи героя романа Ф.И.Достоевского «Преступление и наказание», который

требовал от Раскольникова: «Встань!... Поди сейчас, сию же минуту, стань на

перекрёстке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а

потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я

убил!»

а) Порфирий Петрович

б) Свидригайлов

в) Соня Мармеладова

г) Разумихин

8. Укажите произведение русской литературы, начало которого

приводится ниже:

« - Что, Пётр, не видать ещё? - спрашивал 20-го мая 1859 года, выходя без

шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с

небольшим, в запылённом пальто и клетчатых панталонах, у своего молодого

и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми

глазёнками».

а) «Отцы и дети» И.С.Тургенева

б) «Война и мир» Л.Н.Толстого

в) «Мёртвые души» Н.В.Гоголя

г) «Капитанская дочка» А.С.Пушкина

9. Укажи персонажа романа Л.Н.Толстого «Война и мир», о котором идёт речь в

следующем отрывке: «Он знал, что тут собрана вся интеллигенцця

Петербурга, и у него, как у ребёнка в игрушечной лавке, разбегались глаза. Он все

боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать. Глядя на

уверенные и изящные выражения лиц, собранных здесь, он всё ждал чего-нибудь

особенно умного».

а) Пьер Безухов

б) Андрей Болконский

в) Николай Ростов

г) Платон Каратаев

10. Укажите, кто ведёт следующий диалог:

« - Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным. В теперешнее

время полезнее всего отрицать - мы отрицаем.

- Всё?

- Всё.

- Как? Не только искусство, поэзию…но и …страшно вымолвить…

- Всё».

а) Печорин и Максим Максимыч

б) Раскольников и Порфирий Петрович

в) Манилов и Чичиков

г) Базаров и П.П.Кирсанов

11. Укажите, как Раскольников распорядился деньгами Алёны Ивановны.

а) отдал Мармеладовым

б) спрятал

в) отдал матери и сестре

г) потерял

12. Укажите роман Ф.М.Достоевского, в котором он впервые поднимает тему

«маленького человека».

а) «Братья Карамазовы»

б) «Преступление и наказание»

в) «Бедные люди»

г) «Идиот»

13. Л.Н.Толстой является автором:

а) «Донских рассказов»

б) «Севастопольских рассказов»

в) «Колымских рассказов»

г) «Одесских рассказов»

14. Пьер Безухов стрелялся на дуэли с:

а) Николаем Ростовым

б) Анатолем Курагиным

в) Долоховым

г) Андреем Болконским

15. В поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» народ помогает

выкупить мельницу:

а) Ермилу Гирину

б) Савелию

в) Павлуше Веретенникову

г) купцу Алтынникову

Часть В

Прочитайте приведённое ниже стихотворение и выполните задания.

Одним толчком согнать ладью живую

С наглаженных отливами песков,

Одной волной подняться в жизнь иную,

Учуять ветр с цветущих берегов

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,

Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,

Усилить бой бестрепетных сердец -

Вот чем певец лишь избранный владеет,

Вот в чём его и признак, и венец!

1.Как называется стилистический приём, состоящий в нарушении привычного

порядка слов («певец лишь избранный владеет»)?

2.В словосочетании «сладость тайных мук» поэт соединяет противоположные и,

казалось бы, несовместимые понятия. Каким термином в литературоведении

называется такое средство выразительности?

3.Укажите номер строфы, в которой поэт использует анафору.

4.Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и

приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения

(цифры укажите в порядке возрастания).

Часть С

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 8- 10 предложений.

1.Как А.А.Фет трактует в данном стихотворении тему назначения поэта и поэзии?

2.3. Задания для проведения итогового контроля учебных достижений обучающихся

в форме дифференцированного зачета.

Требования к выполнению заданий: работа состоит из 30 вопросов в двух вариантах, на каждый необходимо выбрать 1 правильный ответ. На выполнение задания отводится 90 минут.

1. Оценка «5» выставляется при выполнении 95% - 100 % предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 29 - 30 вопросов.

2.Оценка «4» выставляется при выполнении 80% - 94% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 24 - 28 вопросов.

3. Оценка «3» выставляется при выполнении 60% - 79% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ на 16 - 23 вопросов.

4. Оценка «2» выставляется при выполнении менее 60% предлагаемых заданий, то есть, если правильно выбран ответ менее, чем на 16 вопросов.

Вариант 1.

1. Конфликт художественного произведения - это:

а) ссора двух героев

б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета

в) наивысшая точка развития сюжета

г) неприятие произведения критиками читателями

2. Какого писателя XX века называли «Буревестником революции»?

а) А. П. Чехова

б) М. Горького

в) В. В. Маяковского

г) С. А. Есенина

3. Укажите, какой роман М. А. Булгакова увидел свет в начале 60-х гг. XX века на страницах журнала «Новый мир»?

а) «Жизнь господина де Мольера»

б) «Белая гвардия»

в) «Театральный роман»

г) «Мастер и Маргарита»

4. Автором романа о Понтии Пилате в «Мастере и Маргарите» является:

а) Понтий Пилат

б) Воланд

в) Левий Матвей

г) Мастер

5. Кому из героев М.А.Булгакова соответствует следующее описание: «…маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий»?

а) Коровьеву

б) Шарикову

в) Азазелло

г) Воланду

6. Кто из русских поэтесс сказала о себе:

«Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась».

а) М. Цветаева

б) А. Ахматова

в) Б. Ахмадуллина

г) Р. Козакова

7. Укажите романс, написанный на стихи М. И. Цветаевой:

а) « Примитивный романс»

б) « Мне нравится, что вы больны не мной…»

в) « Оплавляются свечи…»

г) « Заметался пожар голубой»

8. Соотнесите название произведения, созданного в годы Великой Отечественной войны, и имя автора.

а) « Волоколамское шоссе» 1) А.Твардовский

б) « Народ бессмертен» 2) А.Корнейчук

в) « Русские люди» 3) А. Бек

г) « Василий Теркин» 4) В. Гроссман

д) « Фронт» 5) К .Симонов

е) « Непокоренные» 6) Б.Горбатов

9. Укажите первый опубликованный сборник стихов Анны Ахматовой:

а) « Лирический пантеон»

б) « Четки»

в) « Вечер»

г) « Белая стая»

10. В каком университете Ахматова получила почетную степень доктора наук?

а) Московский государственный университет

б) Ленинградский государственный университет

в) университет в Кембридже

г) университет в Оксфорде

11. Укажите, где происходит действие поэмы «Реквием»?

а) Москва

б) Париж

в) Киев

г) Ленинград

12. Какой награды был удостоен Б. Л. Пастернак за лирическую поэзию и «выдающиеся достижения на традиционном поприще великой русской прозы»?

а) Ленинской премии в области литературы

б) международной премии Этна Таормина

в) Нобелевской премии

г) Пушкинской премии

13. Стихотворение «Февраль» Б. Пастернака входит в цикл стихов:

а) «Близнец в тучах»

б) «Сестра моя жизнь»

в) «Второе рождение»

г) к роману «Доктор Живаго»

14. Какое произведение А. Т. Твардовского называют «поэтической энциклопедией Великой Отечественной войны»?

а) «Дом у дороги»

б) «Василий Теркин»

в) «По праву памяти»

г) Я убит подо Ржевом»

15. Кто из героев поэм Твардовского обращается к читателям с «того света»?

а) Василий Теркин

б) безымянный солдат

в) такого героя нет

г) Иосиф Сталин

16. Какой журнал возглавлял Твардовский в послевоенные годы?

а) «Знамя»

б) «Огонек»

в) «Новый мир»

г) «Нева»

17. Укажите ведущую тему всего творчества А. И. Солженицына:

а) тема судьбы России

б) тема «лагерной жизни»

в) тема исторического прошлого

г) тема войны

18. Укажите место действия рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»:

а) деревня Тегменево

б) каторжный лагерь в Казахстане

в) пригород Москвы

г) прифронтовая полоса

19. Лагерная тема является общей в творчестве А. Солженицына и:

а) В. Шукшина

б) В. Астафьева

в) В. Шаламова

г) В. Некрасова

20. Назовите писателя второй половины XX в., кото¬рый был киноактером, сценаристом и режиссе¬ром кино:

а) Ю. В. Трифонов

б) В. П. Астафьев

в) В. Г. Распутин

г) В. М. Шукшин

21. Против каких человеческих пороков выступает В. М. Шукшин в своих рассказах?

а) невежества

б) лицемерия

в) приобретательства и мещанства

г) раболепия

22. Укажите сборник стихов В. С. Высоцкого:

а) «Лирический пантеон»

б) «Нерв»

в) «Снежная маска»

г) «Anno Domini»

23. Укажите ведущую тему произведения В. П. Астафьева «Прокляты и убиты»:

а) историческая тема

б) деревенская жизнь

в) тема Великой Отечественной войны

г) тема экологии

24. За какое произведение в 1996 году Астафьеву была присуждена Государственная премия России?

а) «Прокляты и убиты»

б) «Зрячий посох»

в) «Веселый солдат»

г) «Прости меня»

25. Укажите художественное произведение, написанное В. Г. Распутиным:

а) «Царь - рыба»

б) «Пастух и пастушка»

в) «Прощание с Матерой»

г) «Печальный детектив»

26. Из какого произведения В. Распутина следующие строки:

«Устала она. Знал бы кто, как она устала и как хочется отдохнуть! Не бояться. Не стыдиться, не ждать со страхом завтрашнего дня.

Лодки приближались. Сейчас. Сейчас уже будет поздно. Она шагнула в корму и заглянула в воду.

- Настёна, не смей! Настё-ё-о-на! - услышала она отчаянный крик, последнее, что довелось ей услышать, и осторожно перевалилась за борт.

Предали Настёну земле среди своих, только чуть с краешку, у покосившейся изгороди.

После похорон собрались бабы у Надьки на немудрёные поминки и всплакнули: жалко было Настён».

а) «Пожар»

б) «Последний срок»

в) «Деньги для Марии»

г) «Живи и помни»

27. Какие темы являются общими в творчестве В. Распутина и В. Астафьева (несколько вариантов ответа)?

а) деревенская тема

б) тема нравственности

в) тема экологии

г) тема войны

28. Героями какого произведения Ч. Т. Айтматова являются Акбара и Ташчайныр?

а) «Пегий пес, бегущий краем моря»

б) «Джамиля»

в) «Плаха»

г) «Тавро Кассандры»

29. Ч. Айтматов на страницах своего романа «Плаха» поднимает следующие проблемы (исключите лишнее):

а) проблемы экологии

б) проблемы наркомании

в) проблемы нравственной ответственности за содеянное

г) проблемы памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне

30. Героем какой пьесы А. Вампилова является инженер Зилов?

а) «Утиная охота»

б) «Старший сын»

в) «Прошлым летом в Чулимске»

г) «Прощание в июне»

Вариант 2.

1. Конфликт художественного произведения - это:

а) неприятие произведения критиками читателями

б) столкновение, противоборство, на которых построено развитие сюжета

в) ссора двух героев

г) наивысшая точка развития сюжета

2. В честь творчества какого писателя XX века на занавесе театра изображена чайка? революции»?

а) А. П. Чехова

б) М. Горького

в) В. В. Маяковского

г) С. А. Есенина

3. В 1930 г. М. А. Булгаков был вынужден обратиться с письмом к правительству, потому что:

а) необходимо было поправить здоровье и выехать на лечение за границу;

б) необходимы были новые впечатления, и он хотел путешествовать;

в) наступил творческий кризис;

г) в периодике создавалась атмосфера травли, все пьесы Булгакова были сняты с репертуара театра.

4. Какая сюжетная линия романа «Мастер и Маргарита» является сатирическим изображением Москвы и быта москвичей конца 20-х годов?

а) роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри

б) сюжетная линия, повествующая о любви Мастера и Маргариты

в) похождения Воланда и его свиты

г) смерть Берлиоза

5. Портрет какого героя романа «Мастер и Маргарита» дан в следующем отрывке:

«... с площадки сада под колонны на балкон двое легионеров ввели ... человека лет двадцати семи. Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба ... Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью...»

а) Коровьева

б) Воланда

в) Иешуа Га-Ноцри

г) Мастера

6. Какому русскому поэту адресованы следующие строки М. Цветаевой?

Имя твое - птица в руке,

Имя твое - льдинка на языке,

Одно единственное движение губ…

а) А. Фету

б) А. Блоку

в) С. Есенину

г) В. Маяковскому

7. Укажите, к какому литературному направлению принадлежало творчество М. И. Цветаевой:

а) символизм

б) акмеизм

в) вне течений

г) футуризм

8. Соотнесите название произведения, созданного в годы Великой Отечественной войны, и имя автора.

а) « Волоколамское шоссе» 1) А.Твардовский

б) « Народ бессмертен» 2) А.Корнейчук

в) « Русские люди» 3) А. Бек

г) « Василий Теркин» 4) В. Гроссман

д) « Фронт» 5) К .Симонов

е) « Непокоренные» 6) Б.Горбатов

9. Известно, что А. А. Ахматова - это псевдоним. Какое настоящее имя поэтессы?

а) Анна Версилова

б) Анна Снегина

в) Анна Суворина

г) Анна Горенко

10. Укажите последний опубликованный сборник стихов Анны Ахматовой:

а) « Подорожник»

б) « Четки»

в) « Бег времени»

г) « Anno Domini»

11. Какую премию за заслуги в области литературы получила Ахматова?

а) Нобелевскую премию

б) Пушкинскую премию

в) Государственную премию

г) премию Этна Таормина

12. Когда была напечатана поэма «Реквием» в России?

а) в 1940 г.

б) в 1945 г.

в) в 1987 г.

г) в 1963 г.

13. Какое произведение Б. Л. Пастернака считается автобиографическим?

а) «Доктор Живаго»

б) «Близнец в тучах»

в) «Девятьсот пятый год»

г) «Второе рождение»

14. После какого события в жизни Пастернака им было написано стихотворение:

Я пропал, как зверь в загоне.

Где-то люди, воля, свет,

А за мною шум погони,

Мне наружу хода нет.

Темный лес и берег пруда,

Ели сваленной бревно.

Путь отрезан отовсюду.

Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,

Я убийца и злодей?

Я весь мир заставил плакать

Над красой земли моей.

Но и там, почти у гроба,

Верю я, придет пора -

Силу подлости и злобы

Одолеет дух добра.

а) отказ всех издательств публиковать стихи поэта

б) присуждение Пастернаку Нобелевской премии

в) исключение из членов Союза писателей

г) поездка в Германию

15. В каком произведении А. Т. Твардовский поднимает тему памяти:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль и чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль - забыть?

а) «Дом у дороги»

б) «Василий Теркин»

в) «По праву памяти»

г) Я убит подо Ржевом»

16. Какой из перечисленных фактов биографии Твардовского не соответствует действительности?

а) был председателем Союза писателей СССР

б) родители Твардовского были репрессированы

в) был редактором журнала «Новый мир»

г) в 80-е гг. эмигрировал за рубеж

17. Какие произведения воспроизводят картины лагерной жизни А.Солженицына?

а) «Архипелаг ГУЛАГ» и «Один день Ивана Денисовича»

б) «Люби революцию» и «Один день Ивана Денисовича»

в) «Архипелаг ГУЛАГ» и «В круге первом»

г) «Раковый корпус» и «Матренин двор»

18. Героем какого произведения А. И. Солженицына является зэка «Щ-854»?

а) «В круге первом»

б) «Раковый корпус»

в) «Один день Ивана Денисовича»

г) «Матренин двор»

19. Продолжая лагерную тему, В. Шаламов пишет рассказы (исключите лишнее):

а) «Ночью»

б) «Чудик»

в) «Сгущенное молоко»

г) «Ягоды»

20. Назовите писателя второй половины XX в., кото¬рому в 1976 году посмертно была присуждена Ленинская премия за заслуги в области литературы и киноискусства:

а) В. Шукшин

б) Ю. Трифонов

в) В. Распутин

г) М. Шолохов

21. Андрей Ерин - герой рассказа В. Шукшина:

а) «Чудик»

б) «Микроскоп»

в) «Срезал»

г) «Ноль - ноль целых»

22. Кому из русских поэтов второй половины XX века принадлежат следующие строки:

Я не люблю фатального исхода,

От жизни никогда не устаю.

Я не люблю любое время года,

Когда веселых песен не пою.

Я не люблю себя, когда я трушу,

И не терплю, когда невинных бьют.

Я не люблю, когда мне лезут в душу,

Тем более - когда в нее плюют. ?

а) И. Бродскому

б) Р. Рождественскому

в) В. Высоцкому

г) Н. Заболоцкому

23. В 1995 году В. П. Астафьеву была присуждена Государственная премия России. За какое произведение?

а) роман «Прокляты и убиты»

б) повесть «Веселый солдат»

в) рассказ «Стряпухина радость»

г) рассказ «Людочка»

24. Как называется новеллистический цикл В. П. Астафьева, целостность которого обеспечивается единым художественным пространством - «рекой жизни» Енисеем, единой темой - связи Человека и Природы, единым образным миром?

а) «Последний поклон»

б) «Царь-рыба»

в) «Затеси»

г) «Пастух и пастушка»

25. Основной темой в творчестве В. Г. Распутина является (исключите лишнее):

а) тема памяти

б) тема нравственности

в) деревенская тема

г) тема модернизации общества

26. Из какого произведения В. Распутина следующие строки:

«Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, … повидала на своём веку всякое. Мимо неё поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночёвку торговые люди, снующие в ту и в другую стороны; везли по воде арестантов и, завидев прямо на носу обжитой берег, тоже подгребали к нему: разжигали костры, варили уху из выловленной тут же рыбы; два полных дня грохотал здесь бой между колчаковцами, занявшими остров, и партизанами, которые шли в лодках на приступ с обоих берегов»

а) «Прощание с Матерой»

б) «Последний срок»

в) «Деньги для Марии»

г) «Живи и помни»

27. В какой повести В. Распутина главная героиня Анна, восьмидесятилетняя старуха, умирает, потому что «изжилась до самого донышка, выкипела до последней капельки»?

а) «Последний срок»

б) «Деньги для Марии»

в) «Прощание с Матерой»

г) «Уроки французского»

28. Героем какого произведения Ч. Т. Айтматова является еретик Авдий Каллистратов?

а) «Пегий пес, бегущий краем моря»

б) «Джамиля»

в) «Плаха»

г) «Тавро Кассандры»

29. Какую из указанных проблем Ч. Айтматов не поднимает на страницах своего романа «Плаха» ?

а) проблемы экологии

б) проблемы наркомании

в) проблемы нравственной ответственности за содеянное

г) проблемы памяти о подвиге народа в Великой Отечественной войне

30. Кто из русских драматургов XX века преждевременно ушел из жизни, и этот уход был предсказан цыганкой?

а) А. Вампилов

б) Н. Арбузов

в) М. Розанов

г) Г. Панфилов

Эталон ответов.

1 вариант.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

б б а г а а б а-3;

б - 2;

в - 5;

г - 1;

д - 4;

е - 6 б г г в г б а

16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

в б б в г в б в а в г а, г в г а




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

б а г в в б в А-3;

б - 2;

в - 5;

г - 1;

д - 4;

е - 6 г в г в а б в

16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

г а в б а б в а б г а а в г а

1


© 2010-2022