- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Словарь речевого этикета учителей
Словарь речевого этикета учителей
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ведерникова Р.Г. |
Дата | 30.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Формулы
речевого этикета учителя
МАОУ «СОШ № 100»
г. Пермь, 2011 г.
Данная работа представляет интерес для тех, кто сталкивается в своей профессии с педагогической деятельностью, а также для тех, кто планирует посетить открытые уроки и воспитательные мероприятия учителей в школе или любом другом образовательном учреждении, с целью выбора для себя или ребенка грамотного педагога, умеющего целенаправленно, точно и корректно оперировать главным орудием воздействия и взаимодействия с учащимися и воспитанниками - речью.
В работе даны формулы речевого этикета учителя, помогающие организовать обучение учащихся, контроль усвоения учебного материала, способствующие поддержанию работоспособности и учебной дисциплины учащихся.
Читатель найдет в работе около 200 речевых оборотов и клише, употребляемых учителями в разных коммуникативных ситуациях.
Составители:
Ведущий редактор Ведерникова Р.Г.
Технический редактор Шепенкова Н.В.
Редакторы: Шмырина Ф.В
Кайгородова В.Н.
Канюкова Е.Н
Жунева О.В.
Постникова Т.Г.
Дылдина С.М.
Микова И.Э.
Формулы речевого этикета. Около 200 речевых оборотов и клише. Под ред. кандидата педагогических наук Киркиной Е.Э. П., МАОУ «СШ № 100», 2011.
стр.
Содержание.
Введение.
Глава I. Формулы речевого этикета учителя на разных этапах урока:
-
Оргмомент
-
Целеполагание
-
Актуализация знаний
-
Введение нового учебного материала
-
Контроль усвоения учебного материала
-
Применение знаний, полученных на уроке
-
Организация самоконтроля и рефлексия
-
Организация домашнего задания
Глава II. Способы поддержания работоспособности и дисциплины.
Глава III. Динамическая пауза.
Глава IV. «Внештатные» ситуации.
Введение.
Данная работа представляет интерес для тех, кто сталкивается в своей профессии с педагогической деятельностью, а также для тех, кто планирует посетить открытые уроки и воспитательные мероприятия учителей в школе или любом другом образовательном учреждении, с целью выбора для себя или ребенка грамотного педагога, умеющего целенаправленно, точно и корректно оперировать главным орудием воздействия и взаимодействия с учащимися и воспитанниками - речью.
Что позволяет хорошему учителю, начиная с приветствия, нацелить аудиторию на определенный вид творческой деятельности, превратить урок в увлекательное путешествие или научный эксперимент и дать творческий импульс для продолжения их самостоятельного поиска?
В первую очередь - культура речи. Речевые ошибки, речевая двусмысленность, иногда позволительные в повседневном общении, совершенно недопустимы в профессиональной речи педагога, так как учитель должен быть коммуникативным лидером.
К сожалению, в школе встречаются преподаватели, которые являются носителями «среднелитературной» языковой культуры. Их речевое поведение отражает низкий уровень их общей культуры: невозможность творческого использования крылатых выражений разных эпох и народов, художественных образцов классической литературы, незнание литературных норм произношения слов, а нередко и значений порождает языковую бедность, грубость и неправильность речи. Как следствие всего этого: монотонность в голосе, раздражение или излишняя самоуверенность, отсутствие эмоциональности, скупость на синонимы, сравнения, эпитеты, частая повторяемость одного и того же слова при объяснении, недостаточное уважение к ученику. Некоторые учителя считают, что с учениками необходимо говорить понятным им языком, и поэтому стараются преподавать материал, подражая молодежной речевой культуре, прибегая к сленговым оборотам и выражениям, думая, что таким образом им удастся завоевать уважение школьников, «влиться» в их мир. Следует отметить, что в большинстве случаев этим «грешат» молодые педагоги, которые часто видят в школьниках своих будущих друзей. Однако такое речевое поведение недопустимо, ибо педагог является человеком, который воспитывает в ребенке понятия не только о нравственности, но и о культуре, в том числе, о культуре общения.
Любое обучающее занятие не может обойтись без таких важных коммуникативных структурных элементов, как приветствие, прощание, обращение, приказ, просьба, приглашение к ответу (вызов), вопрос, похвала и порицание. Все они должны строго выдерживаться в рамках речевого этикета урока. «Речевая культура - визитная карточка любого учителя, и даже при всей предметной эрудиции отсутствие или недостаток речевой культуры может оказаться причиной важных профессиональных ошибок» (Мурашов А.А., «Культура речи учителя»).
Любой урок начинается с приветствия. Приветствие призывает аудиторию к определенному виду творческой деятельности, например диалогу по теме. Именно поэтому классическое обезличенное «Здравствуйте, садитесь» употреблять не стоит, так как оно настраивает учеников исключительно на монолог. «Приветствую путешественников в Древний Рим!», - говорит педагог, и урок сразу же превращается в увлекательную экскурсию в историческое прошлое, а класс настраивается на творческую деятельность. Также важна и зрительная коммуникация: собеседники видят друг друга, и безразличие, невнимание, стереотипность начала занятия в этом случае исключены. Учащимся важно чувствовать, что это не просто приветствие, а что каждый из них находится во внимании у педагога, каждый может стать его собеседником. Приветствие не должно быть затянутым, фальшивым или неестественным (измененный форсированный голос, отсутствие зрительного контакта). Это препятствует взаимопониманию. В то же время, с приветствием не стоит торопиться. Оно должно прозвучать в тишине ожидания. Каждый учащийся должен услышать и почувствовать, что это одновременно короткое и властное требование внимания.
Здороваясь, учитель формирует тональность урока (собственные домашние проблемы не должны стать причиной не радостного и не активного приветствия учащихся), настраивает на творческую инициативу. Не следует употреблять в приветствии, да и на протяжении всего педагогического общения, слова «говорю», «требую», «прошу». Они не вносят никакой дополнительной информации, поскольку эти действия очевидны.
Прощание завершает занятие, но в то же время дает толчок для самостоятельной мыслительной работы учащихся. Разрешение одной проблемы может породить следующую, и точка в конце занятия не всегда уместна. Тем не менее, фактический комплекс прощания необходим. Хорошо, если по русской университетской традиции это будет благодарность за внимание, за участие в совместном поиске или разрешении трудной проблемы. Даже если урок был в форме лекции, учащиеся много поработали: слушали, реагировали, формировали образы, искали ответы на возникшие вопросы, делали выводы.
Прощание - это расставание. Многие не рассмотренные или вновь возникшие вопросы приходится переносить на следующие занятия. Прощаясь, педагог может готовить учеников к продолжению диалога: «Благодарю, сегодня мы вместе открыли много нового и интересного, но главное - впереди!».
Прощаясь, следует избегать высокопарных фраз: «Выражаю сердечную признательность», «Позвольте вас поблагодарить». В данном случае они неуместны и скорее вызывают комический эффект.
Обращение к учащимся на «ты/вы» вызывает множество вопросов. Обращение на «ты», имеющие в русском языке длительную историю, довольно многозначно. С одной стороны оно может значить дружеское расположение, а с другой, - пренебрежение и даже грубость. По мнению многих авторов работ по речевому этикету, на «вы» следует обращаться к взрослым людям и подросткам. Такое обращение дисциплинирует, поднимает учащегося в собственных глазах, подчеркивает деловое отношения. Только сами старшеклассники, стремящиеся к тесным взаимоотношениям, могут разрешить педагогу обращение на «ты».
Обращение по имени и фамилии к учащемуся также бывает предметом острых дискуссий. Официально-деловое общение предусматривает обращение по фамилии. Такая традиция существовала и у гимназистов, которые стремились выглядеть более взрослыми. Обращение по имени часто требует дополнительного жеста, ведь в классе может быть несколько человек с одним и тем же именем. Обращение «фамилия + имя» слишком формально, а вот «имя + фамилия» вполне уместно. В процессе общения не рекомендуется модифицировать или просторечно сокращать имя учащегося. Такая ошибка часто встречается у молодых учителей, стремящихся завоевать расположение класса, и, как правило, достигающих противоположного эффекта. Рано или поздно такой учитель перестает быть интересен как коммуникативный лидер, учащиеся видят позицию «равенства» в ущерб превосходству. У учителей, называющих учеников по именам в разговорном варианте «Миш», «Ленуся» и т.п., чаще всего серьезные проблемы с дисциплиной класса. Право педагога на неформальное общение определяется только учащимися и только в случае достаточного уважения ими.
Приказ и просьба - структуры, произносимые чаще всего неправильно и с неверной интонацией. Этикет школьного урока допускает множество форм приказа и требования, в том числе «приказ-просьбу». В педагогическом общении много ситуаций, когда приказ уместнее и точнее любого другого речевого действия. Важно понимать, что такой приказ должен звучать как увлекательный призыв и осмысляться учеником как внутренняя необходимость, ведущая к определенному результату.
Приказ-просьба должен произноситься вежливо, но категорично, не сомневаясь в выполнении: «откроем тетради», «посмотрим на доску». Внешне такой приказ выглядит просьбой, однако это требование, которое подчеркивается особым тоном - твердым, спокойным и корректным. Необходимо четко расставить акценты и паузы, произнести приказ чуть более громко. Недопустимы требования типа «открыть тетради!», «смотреть на доску!», «Петрова! Устно - упражнение 7!» Это выдает отсутствие компетентности педагога. Также не следует употреблять просторечные формы в прошедшем времени: «Сели», «Подняли стулья на парты», и глаголы несовершенного вида в повелительном наклонении: «Выходи», «Рассказывай», «Читай». Правильными будут формы: «Выйди», «Расскажи», «Прочитай». Приказ учителя должен нацеливать на совместное решение проблем, совместное творчество: «Представим себе ситуацию...», «Подумаем над такой-то проблемой». Нельзя говорить о присутствующем ученике в третьем лице: «Вот она идет к доске». Получается, что учитель комментирует то, чего нет.
Важно внимательно следить за формулировкой приказа, чтобы исключить негативный характер такого обращения. Тем не менее, не следует злоупотреблять излишней вежливостью: «Машенька, если тебе не трудно, выйди, пожалуйста, к доске...». Такое обращение в условиях школьного урока выглядит как ирония и воспринимается соответствующе.
Вызов учащегося или приглашение его к диалогу предполагает общение и желательно, чтобы оно сопровождалось эмоциональной настройкой на решение проблемы: «Я знаю, Михаил, у Вас есть собственное мнение по этому вопросу. Поделитесь своими мыслями!» Нет необходимости произносить пресловутое «к доске», фантазии педагога должно хватать на то, чтобы пригласить учащегося и в кабину самолета, пролетающего над материком, и в судебный зал, где разбирается интересное дело, и в лабораторию, где идет научный эксперимент. Также важно исключить тревожное ожидание после слов: «К доске пойдет...» Излишняя напряженность разрушает атмосферу всего урока, поэтому учителю стоит заранее знать, кого он хочет вызвать.
Вопрос - один из самых главных структурных элементов урока. Именно вопросы порождают дискуссии, раскрывают новые проблемы. «Важно, чтобы учитель, задавая вопрос, именно спрашивал, интересовался, готовясь извлечь что-то новое и для себя, а не экзаменовал, чтобы заполнить очередную клетку журнала» (Мурашов А.А., «Культура речи учителя»). Учитель должен обязательно подчеркнуть, что сам заинтересован в ответе, что он готов выслушать, вникнуть в речь собеседника.
Вопрос не должен повторять тему урока: «химический элемент азот». Такое обращение к творческому общению не призывает. На уроке не следует задавать вопросы дисциплинирующего характера: «кого сегодня нет?», или вообще не относящихся к теме: «где у нас мел?», предоставляя учащимся возможность не слушать себя и не ценить собственных слов.
Похвала и порицание - оценочные формы, от которых, прежде всего, зависит ход урока и взаимоотношения учащихся и учителя.
Формулировка похвалы более удачна, если в нее включена констатация реальных достижений учащегося: «Молодец. Тебе удалось сформулировать всё точно и ясно, нам было интересно тебя слушать!». Речевой этикет урока исключает элемент противопоставления учащегося остальным. Это возможно использовать только в порицании.
Иногда учителя считают возможным на уроке возмущаться поведением или уровнем подготовленности учащихся, тем самым разрывая живую ткань урока, в то время как значимое выразительное молчание может быть более действенным. Все порицания, если они не укладываются в краткие структуры, лучше вынести за рамки занятия, при этом желательно, чтобы сам учащийся дал оценку своему проступку.
Исправление ошибки как педагога, так и ученика - частый элемент урока. Исправляя, не следует перебивать учащегося. Необходимо дождаться завершения ответа, и либо исправить ошибку непосредственно, либо сопоставлением с доказанным или общепринятым. Допустивший ошибку должен обязательно увидеть её, понять, что было сказано неверно. Чтобы исправить концептуальную ошибку, стоит начать с изложения фактов, которым она противоречит. Участие других учащихся обычно приводит к положительным результатам. Возникает равноправное общение в поиске истины.
Формулы речевого этикета учителя - это не только система рекомендаций, это и система творческих ситуаций, в которых они видоизменяются исходя из конкретной ситуации. Соблюдение его расширяет коммуникативные возможности педагога и привлекает потенциальных собеседников. Уроки таких учителей будут интересны любому человеку, независимо от его возраста.
В основу словаря, предлагаемого вниманию читателя, легла работа творческой группы преподавателей - практиков.
Р.Г. Ведерникова.
Cписок литературы.
-
С.И. Львова. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет, М., Дрофа, 2004
-
А.А.Мурашов. Культура речи учителя, МПСИ, Модек, 1996.
-
Л.А. Введенская. Русский язык и культура речи, М., 2002.
-
В.Е. Гольдин. Речевой этикет, М., Просвещение, 1983.
-
Н.И. Формановская. Русский речевой этикет, М., 1983.
-
В.Е. Янышев. Речь и этикет, М., 1993.
-
Э.В. Арова. Будьте добры, М., 1998.
Глава I.
Формулы речевого этикета учителя на разных этапах урока:
-
Оргмомент.
-
Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день!
-
Рад(а) вас приветствовать!
-
Рад(а) вас видеть!
-
Как приятно посмотреть на вас!
-
Сегодня вы отлично выглядите!
-
Надеюсь, что урок пройдет на одном дыхании!
-
Уверен(а), урок вас порадует!
-
Давайте улыбнемся друг другу!
-
Давайте с вами познакомимся!
-
Вы прекрасно (отлично) выглядите!
-
Рад(а) видеть ваш рабочий настрой
-
Вы всегда радовали меня на уроке, надеюсь, и сегодня вы доставите мне радость от общения с вами
-
Приветствую путешественников в Древний Рим…
-
Расправим плечи, сядем прямо
-
Держим спину прямо
-
Целеполагание.
-
Определим цель урока вместе.
-
Посмотрите на тему урока (иллюстрацию и т.п.) и попробуйте сформулировать цели и задачи урока
-
Подумайте, какой будет цель нашего урока
-
Какими знаниями и умениями Вы сегодня должны овладеть
-
Чему должны научиться на уроке?
-
Какой результат получить?
-
Как Вам удобно работать: в группах, в парах или индивидуально?
-
Обдумайте главные интересующие Вас вопросы по данной теме
-
Актуализация знаний.
-
Какую тему изучали на предыдущем уроке?
-
Вспомните этапы изучения темы:
-
Вспомните алгоритм применения… (действий)
-
В связи с этим приведу высказывание, афоризм (ученого, писателя…)
-
В связи с этим расскажу Вам притчу (шутку, рассказ, историю…)
-
Введение нового учебного материала.
-
Откроем учебник
-
Откроем тетради
-
Посмотрим на доску
-
Сравним два примера
-
Давайте посмотрим опыт
-
Какие существуют гипотезы по данной теме?
-
Какие гипотезы (версии) мы выдвинем?
-
Какие Вы можете сделать предположения?
-
Давайте успокоимся
-
Мы не будем терять самообладания
-
Не будем волноваться
-
Сосредоточимся
-
Предлагаю прочесть два текста
-
Как Вы думаете, о чем они?
-
Вспомните…
-
Попробуйте дать характеристику
-
Давайте совершим путешествие
-
Представим, что в эпохе (на материке…)
-
Сегодня мы переместимся
-
Сегодня Вы выступите в роли …
-
Сопоставьте
-
Представим себе ситуацию
-
Подумаем над такой-то проблемой
-
Контроль усвоения учебного материала.
-
Покажите сигнальные знаки
-
Каково Ваше отношение к изученному явлению (событию, человеку…)?
-
Сопоставьте
-
Нарисуйте
-
Продолжите
-
Очень хороший довод…
-
Оригинальная мысль…
-
Интересное предложение…
-
Я жду от Вас аргументированных ответов
-
Я жду от Вас глубоких ответов
-
Применение знаний, полученных на уроке.
-
Выполним самостоятельно
-
Сопоставим факты
-
Составим таблицу, план
-
Послушаем меня (выступление товарища, запись, музыку…)
-
Посмотрим презентацию (фильм, иллюстрацию, таблицу, диаграмму, опыт…)
-
Прочитаем текст (правило, алгоритм…)
-
Проговорим произношение слов (последовательность действий…)
-
Пропишем алгоритм
-
Преобразуем текст в диалог
-
Каким способом пользовались при сравнении?
-
Составим вопросы к изученному параграфу
-
Составим алгоритм выполнения задачи
-
Как будем сравнивать…?
-
Чем пользовались при сравнении?
-
Как докажем, кто же прав, каким алгоритмом воспользуемся?
-
Чья точка зрения ближе Вам?
-
Какой способ решения задачи является более рациональным?
-
Предложите другой способ решения задачи
-
В какой части задания испытывали затруднения?
-
С чем справиться было сложнее?
-
В чем причина этих трудностей?
-
Задайте вопрос умной головушке
-
Порассуждайте над проблемой
-
Кому близка авторская позиция?
-
Попробуем обобщить, систематизировать
-
Советую, предлагаю сделать
-
Я предложил бы Вам…
-
Согласен с Вашей точкой зрения (позицией, вашим отношением)
-
Сделайте так, как Вы считаете нужным
-
Я не могу (не в силах) Вам помочь, разрешить, оказать содействие
-
В настоящее время это невозможно
-
В настоящее время это неуместно
-
В данный момент это недопустимо
-
Простите, я не могу выполнить эту просьбу
-
Я не могу не похвалить
-
Я не могу не отметить
-
Поправьте себя, пожалуйста
-
Вот теперь гораздо лучше
-
Организация самоконтроля и рефлексия.
-
Оцените свою работу на уроке
-
Оцените ответ Вашего одноклассника
-
Проверьте выполнение задачи
-
Сформулируйте тему следующего урока
-
Я благодарен Вам за то, что…
-
Большое спасибо за…
-
Вы очень сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны
-
Вы так умны
-
Сегодня Вы удивили меня своей работоспособностью
-
Я приятно удивлена Вашей активностью на уроке
-
Я получила истинное удовольствие от урока (от общения с Вами)
-
Вы хорошие собеседники
-
Вы умеете отлично работать
-
Вы умеете отлично отстаивать свою позицию
-
Вы сегодня хорошо справились с ролью
-
Вы поразили меня своей работоспособностью
-
Благодарю, сегодня мы вместе открыли много нового и интересного, но главное - впереди!
-
Разрешите объявить благодарность за (выставку, макет, контрольную работу, домашнее задание)
-
От всей души поздравляю Вас с …
-
Разрешите поздравить Вас с …
-
Я могу пригласить Вас в путешествие (экскурсию…)
-
Приглашаем Вас
-
Спасибо Вам за урок
-
Надеюсь, мы расстаемся ненадолго
-
Мы основательно обсудили эту тему
-
После обсуждения мы согласились с тем, что…
-
Итак, общее мнение, по-видимому, сводится к тому, что…
-
Может ли кто-нибудь обобщить все, что было сказано?
-
Может ли кто-нибудь обобщить все аргументы за и против?
-
В заключение я хотел бы сказать, что…
-
Похоже, что Вы это прекрасно поняли
-
Мне было приятно работать с Вами
-
Кто в Вашей группе работал активнее?
-
Что нового по теме урока Вам хотелось бы узнать?
-
Что Вам особенно понравилось на уроке?
-
Как Вы думаете, где могут пригодиться полученные знания?
-
Давайте обсудим ошибки, которые возникли в ходе урока
-
Молодец. Тебе удалось сформулировать все точно и ясно, нам было интересно тебя слушать!
-
Организация домашнего задания.
-
Какая форма выполнения домашнего задания является предпочтительной для Вас?
-
Мне бы хотелось, чтобы результаты работы Вы оформили в виде (форме…)
-
Я надеюсь, Вы ответите на вопросы без единой ошибки
-
С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении домашнего задания?
-
Подумайте, какие вопросы ещё можно задать?
-
Подумайте, чем полезно выполнение данного домашнего задания?
-
Помните, что Вы можете пользоваться разными источниками информации
-
Эту задачу можно решить разными способами. Подумайте как?
-
Постарайтесь ничего не забыть
Глава II.
Способы поддержания работоспособности и дисциплины.
-
Приготовимся к уроку
-
Я жду, чтобы Вы успокоились
-
Я прошу тишины
-
Дождемся тишины
-
Мы начнем урок, когда все успокоятся
-
Давайте перестанем разговаривать и настроимся на урок
-
Проверим, все ли у Вас приготовлено к уроку?
-
Послушаем, что говорит ваш товарищ
-
Спасибо, что Вы успокоились, и мы можем начать урок
-
Сегодня мы должны услышать все, что будет на уроке
-
Сегодня мы не должны пропустить ничего, что…
-
Уважайте друг друга, работая в группах
-
Учимся слушать друг друга
-
Внимательно слушаем друг друга
-
Постарайтесь не перебивать друг друга
-
У Вас есть минутка, чтобы Вы приготовились к уроку (к выполнению задания, к ответу)
Глава III.
Динамическая пауза.
-
Сделаем перерыв в работе
-
После напряженной работы немножко передохнем
-
Мы хорошо потрудились и сейчас переключим внимание на другой вид деятельности
-
Немного отдохнем и подвигаемся
-
Улыбнитесь друг другу
-
Подумайте о самом приятном
-
Помечтайте
Глава IV.
«Внештатные» ситуации.
(опоздание учащегося, извинение учителя, учитель замещает другого учителя, у кого-то из учащихся день рождения, праздники, перед экзаменами, после экзаменов, если учителю необходимо отлучиться из класса, перед тем как войти в класс, если учитель чувствует себя плохо, если ученик чувствует себя плохо, звонок сотового телефона, конфликт между учащимися)
-
Проходи и настройся на урок
-
Постарайся побыстрее включиться в работу
-
Сегодня урок начнем с поздравления/приятного события (именинника, победителя олимпиады, героя дня…)
-
С хорошим настроением начнем урок
-
Пусть праздник (дата, событие) создаст особую атмосферу на сегодняшнем уроке
-
Какие эмоции вызывает праздник, оформите мысль в виде предложения
-
Как наш урок (химии, биологии…) связан с этим праздником
-
К сожалению, это было моей ошибкой
-
К сожалению, я был не прав
-
Мне жаль, но я ошибся
-
У Вас завтра экзамен (контрольная работа, тестирование). Желаю Вам удачи (всего наилучшего)
-
Надеюсь, что Вы будете успешными
-
Здравствуйте, меня зовут (Людмила Павловна). Я буду сегодня заменять (Ирину Петровну). Надеюсь, вы будете такими же активными и доброжелательными, как Вас мне представили
-
Извините, через мгновение я вернусь
-
Не возражаете, если я сяду
-
Я не могу говорить громко. Сегодня будьте особенно внимательны и ничего не пропустите
-
Жаль, что (Петя) чувствует себя плохо, проводите его в кабинет врача
-
Прошу отключить сотовый телефон
-
Умейте владеть собой
-
Будьте терпимы друг к другу
-
Умейте прощать друг друга
-
Давайте говорить друг другу комплименты
Для заметок
Для заметок