Словарь речевого этикета учителей

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Формулы

речевого этикета учителя




МАОУ «СОШ № 100»

г. Пермь, 2011 г.





Данная работа представляет интерес для тех, кто сталкивается в своей профессии с педагогической деятельностью, а также для тех, кто планирует посетить открытые уроки и воспитательные мероприятия учителей в школе или любом другом образовательном учреждении, с целью выбора для себя или ребенка грамотного педагога, умеющего целенаправленно, точно и корректно оперировать главным орудием воздействия и взаимодействия с учащимися и воспитанниками - речью.

В работе даны формулы речевого этикета учителя, помогающие организовать обучение учащихся, контроль усвоения учебного материала, способствующие поддержанию работоспособности и учебной дисциплины учащихся.

Читатель найдет в работе около 200 речевых оборотов и клише, употребляемых учителями в разных коммуникативных ситуациях.



Составители:

Ведущий редактор Ведерникова Р.Г.

Технический редактор Шепенкова Н.В.

Редакторы: Шмырина Ф.В

Кайгородова В.Н.

Канюкова Е.Н

Жунева О.В.

Постникова Т.Г.

Дылдина С.М.

Микова И.Э.

Формулы речевого этикета. Около 200 речевых оборотов и клише. Под ред. кандидата педагогических наук Киркиной Е.Э. П., МАОУ «СШ № 100», 2011.

стр.


Содержание.



Введение.

Глава I. Формулы речевого этикета учителя на разных этапах урока:

  1. Оргмомент

  2. Целеполагание

  3. Актуализация знаний

  4. Введение нового учебного материала

  5. Контроль усвоения учебного материала

  6. Применение знаний, полученных на уроке

  7. Организация самоконтроля и рефлексия

  8. Организация домашнего задания

Глава II. Способы поддержания работоспособности и дисциплины.

Глава III. Динамическая пауза.

Глава IV. «Внештатные» ситуации.

Введение.

Данная работа представляет интерес для тех, кто сталкивается в своей профессии с педагогической деятельностью, а также для тех, кто планирует посетить открытые уроки и воспитательные мероприятия учителей в школе или любом другом образовательном учреждении, с целью выбора для себя или ребенка грамотного педагога, умеющего целенаправленно, точно и корректно оперировать главным орудием воздействия и взаимодействия с учащимися и воспитанниками - речью.

Что позволяет хорошему учителю, начиная с приветствия, нацелить аудиторию на определенный вид творческой деятельности, превратить урок в увлекательное путешествие или научный эксперимент и дать творческий импульс для продолжения их самостоятельного поиска?

В первую очередь - культура речи. Речевые ошибки, речевая двусмысленность, иногда позволительные в повседневном общении, совершенно недопустимы в профессиональной речи педагога, так как учитель должен быть коммуникативным лидером.

К сожалению, в школе встречаются преподаватели, которые являются носителями «среднелитературной» языковой культуры. Их речевое поведение отражает низкий уровень их общей культуры: невозможность творческого использования крылатых выражений разных эпох и народов, художественных образцов классической литературы, незнание литературных норм произношения слов, а нередко и значений порождает языковую бедность, грубость и неправильность речи. Как следствие всего этого: монотонность в голосе, раздражение или излишняя самоуверенность, отсутствие эмоциональности, скупость на синонимы, сравнения, эпитеты, частая повторяемость одного и того же слова при объяснении, недостаточное уважение к ученику. Некоторые учителя считают, что с учениками необходимо говорить понятным им языком, и поэтому стараются преподавать материал, подражая молодежной речевой культуре, прибегая к сленговым оборотам и выражениям, думая, что таким образом им удастся завоевать уважение школьников, «влиться» в их мир. Следует отметить, что в большинстве случаев этим «грешат» молодые педагоги, которые часто видят в школьниках своих будущих друзей. Однако такое речевое поведение недопустимо, ибо педагог является человеком, который воспитывает в ребенке понятия не только о нравственности, но и о культуре, в том числе, о культуре общения.

Любое обучающее занятие не может обойтись без таких важных коммуникативных структурных элементов, как приветствие, прощание, обращение, приказ, просьба, приглашение к ответу (вызов), вопрос, похвала и порицание. Все они должны строго выдерживаться в рамках речевого этикета урока. «Речевая культура - визитная карточка любого учителя, и даже при всей предметной эрудиции отсутствие или недостаток речевой культуры может оказаться причиной важных профессиональных ошибок» (Мурашов А.А., «Культура речи учителя»).

Любой урок начинается с приветствия. Приветствие призывает аудиторию к определенному виду творческой деятельности, например диалогу по теме. Именно поэтому классическое обезличенное «Здравствуйте, садитесь» употреблять не стоит, так как оно настраивает учеников исключительно на монолог. «Приветствую путешественников в Древний Рим!», - говорит педагог, и урок сразу же превращается в увлекательную экскурсию в историческое прошлое, а класс настраивается на творческую деятельность. Также важна и зрительная коммуникация: собеседники видят друг друга, и безразличие, невнимание, стереотипность начала занятия в этом случае исключены. Учащимся важно чувствовать, что это не просто приветствие, а что каждый из них находится во внимании у педагога, каждый может стать его собеседником. Приветствие не должно быть затянутым, фальшивым или неестественным (измененный форсированный голос, отсутствие зрительного контакта). Это препятствует взаимопониманию. В то же время, с приветствием не стоит торопиться. Оно должно прозвучать в тишине ожидания. Каждый учащийся должен услышать и почувствовать, что это одновременно короткое и властное требование внимания.

Здороваясь, учитель формирует тональность урока (собственные домашние проблемы не должны стать причиной не радостного и не активного приветствия учащихся), настраивает на творческую инициативу. Не следует употреблять в приветствии, да и на протяжении всего педагогического общения, слова «говорю», «требую», «прошу». Они не вносят никакой дополнительной информации, поскольку эти действия очевидны.

Прощание завершает занятие, но в то же время дает толчок для самостоятельной мыслительной работы учащихся. Разрешение одной проблемы может породить следующую, и точка в конце занятия не всегда уместна. Тем не менее, фактический комплекс прощания необходим. Хорошо, если по русской университетской традиции это будет благодарность за внимание, за участие в совместном поиске или разрешении трудной проблемы. Даже если урок был в форме лекции, учащиеся много поработали: слушали, реагировали, формировали образы, искали ответы на возникшие вопросы, делали выводы.

Прощание - это расставание. Многие не рассмотренные или вновь возникшие вопросы приходится переносить на следующие занятия. Прощаясь, педагог может готовить учеников к продолжению диалога: «Благодарю, сегодня мы вместе открыли много нового и интересного, но главное - впереди!».

Прощаясь, следует избегать высокопарных фраз: «Выражаю сердечную признательность», «Позвольте вас поблагодарить». В данном случае они неуместны и скорее вызывают комический эффект.

Обращение к учащимся на «ты/вы» вызывает множество вопросов. Обращение на «ты», имеющие в русском языке длительную историю, довольно многозначно. С одной стороны оно может значить дружеское расположение, а с другой, - пренебрежение и даже грубость. По мнению многих авторов работ по речевому этикету, на «вы» следует обращаться к взрослым людям и подросткам. Такое обращение дисциплинирует, поднимает учащегося в собственных глазах, подчеркивает деловое отношения. Только сами старшеклассники, стремящиеся к тесным взаимоотношениям, могут разрешить педагогу обращение на «ты».

Обращение по имени и фамилии к учащемуся также бывает предметом острых дискуссий. Официально-деловое общение предусматривает обращение по фамилии. Такая традиция существовала и у гимназистов, которые стремились выглядеть более взрослыми. Обращение по имени часто требует дополнительного жеста, ведь в классе может быть несколько человек с одним и тем же именем. Обращение «фамилия + имя» слишком формально, а вот «имя + фамилия» вполне уместно. В процессе общения не рекомендуется модифицировать или просторечно сокращать имя учащегося. Такая ошибка часто встречается у молодых учителей, стремящихся завоевать расположение класса, и, как правило, достигающих противоположного эффекта. Рано или поздно такой учитель перестает быть интересен как коммуникативный лидер, учащиеся видят позицию «равенства» в ущерб превосходству. У учителей, называющих учеников по именам в разговорном варианте «Миш», «Ленуся» и т.п., чаще всего серьезные проблемы с дисциплиной класса. Право педагога на неформальное общение определяется только учащимися и только в случае достаточного уважения ими.

Приказ и просьба - структуры, произносимые чаще всего неправильно и с неверной интонацией. Этикет школьного урока допускает множество форм приказа и требования, в том числе «приказ-просьбу». В педагогическом общении много ситуаций, когда приказ уместнее и точнее любого другого речевого действия. Важно понимать, что такой приказ должен звучать как увлекательный призыв и осмысляться учеником как внутренняя необходимость, ведущая к определенному результату.

Приказ-просьба должен произноситься вежливо, но категорично, не сомневаясь в выполнении: «откроем тетради», «посмотрим на доску». Внешне такой приказ выглядит просьбой, однако это требование, которое подчеркивается особым тоном - твердым, спокойным и корректным. Необходимо четко расставить акценты и паузы, произнести приказ чуть более громко. Недопустимы требования типа «открыть тетради!», «смотреть на доску!», «Петрова! Устно - упражнение 7!» Это выдает отсутствие компетентности педагога. Также не следует употреблять просторечные формы в прошедшем времени: «Сели», «Подняли стулья на парты», и глаголы несовершенного вида в повелительном наклонении: «Выходи», «Рассказывай», «Читай». Правильными будут формы: «Выйди», «Расскажи», «Прочитай». Приказ учителя должен нацеливать на совместное решение проблем, совместное творчество: «Представим себе ситуацию...», «Подумаем над такой-то проблемой». Нельзя говорить о присутствующем ученике в третьем лице: «Вот она идет к доске». Получается, что учитель комментирует то, чего нет.

Важно внимательно следить за формулировкой приказа, чтобы исключить негативный характер такого обращения. Тем не менее, не следует злоупотреблять излишней вежливостью: «Машенька, если тебе не трудно, выйди, пожалуйста, к доске...». Такое обращение в условиях школьного урока выглядит как ирония и воспринимается соответствующе.

Вызов учащегося или приглашение его к диалогу предполагает общение и желательно, чтобы оно сопровождалось эмоциональной настройкой на решение проблемы: «Я знаю, Михаил, у Вас есть собственное мнение по этому вопросу. Поделитесь своими мыслями!» Нет необходимости произносить пресловутое «к доске», фантазии педагога должно хватать на то, чтобы пригласить учащегося и в кабину самолета, пролетающего над материком, и в судебный зал, где разбирается интересное дело, и в лабораторию, где идет научный эксперимент. Также важно исключить тревожное ожидание после слов: «К доске пойдет...» Излишняя напряженность разрушает атмосферу всего урока, поэтому учителю стоит заранее знать, кого он хочет вызвать.

Вопрос - один из самых главных структурных элементов урока. Именно вопросы порождают дискуссии, раскрывают новые проблемы. «Важно, чтобы учитель, задавая вопрос, именно спрашивал, интересовался, готовясь извлечь что-то новое и для себя, а не экзаменовал, чтобы заполнить очередную клетку журнала» (Мурашов А.А., «Культура речи учителя»). Учитель должен обязательно подчеркнуть, что сам заинтересован в ответе, что он готов выслушать, вникнуть в речь собеседника.

Вопрос не должен повторять тему урока: «химический элемент азот». Такое обращение к творческому общению не призывает. На уроке не следует задавать вопросы дисциплинирующего характера: «кого сегодня нет?», или вообще не относящихся к теме: «где у нас мел?», предоставляя учащимся возможность не слушать себя и не ценить собственных слов.

Похвала и порицание - оценочные формы, от которых, прежде всего, зависит ход урока и взаимоотношения учащихся и учителя.

Формулировка похвалы более удачна, если в нее включена констатация реальных достижений учащегося: «Молодец. Тебе удалось сформулировать всё точно и ясно, нам было интересно тебя слушать!». Речевой этикет урока исключает элемент противопоставления учащегося остальным. Это возможно использовать только в порицании.

Иногда учителя считают возможным на уроке возмущаться поведением или уровнем подготовленности учащихся, тем самым разрывая живую ткань урока, в то время как значимое выразительное молчание может быть более действенным. Все порицания, если они не укладываются в краткие структуры, лучше вынести за рамки занятия, при этом желательно, чтобы сам учащийся дал оценку своему проступку.

Исправление ошибки как педагога, так и ученика - частый элемент урока. Исправляя, не следует перебивать учащегося. Необходимо дождаться завершения ответа, и либо исправить ошибку непосредственно, либо сопоставлением с доказанным или общепринятым. Допустивший ошибку должен обязательно увидеть её, понять, что было сказано неверно. Чтобы исправить концептуальную ошибку, стоит начать с изложения фактов, которым она противоречит. Участие других учащихся обычно приводит к положительным результатам. Возникает равноправное общение в поиске истины.

Формулы речевого этикета учителя - это не только система рекомендаций, это и система творческих ситуаций, в которых они видоизменяются исходя из конкретной ситуации. Соблюдение его расширяет коммуникативные возможности педагога и привлекает потенциальных собеседников. Уроки таких учителей будут интересны любому человеку, независимо от его возраста.

В основу словаря, предлагаемого вниманию читателя, легла работа творческой группы преподавателей - практиков.

Р.Г. Ведерникова.





Cписок литературы.

  1. С.И. Львова. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет, М., Дрофа, 2004

  2. А.А.Мурашов. Культура речи учителя, МПСИ, Модек, 1996.

  3. Л.А. Введенская. Русский язык и культура речи, М., 2002.

  4. В.Е. Гольдин. Речевой этикет, М., Просвещение, 1983.

  5. Н.И. Формановская. Русский речевой этикет, М., 1983.

  6. В.Е. Янышев. Речь и этикет, М., 1993.

  7. Э.В. Арова. Будьте добры, М., 1998.

Глава I.

Формулы речевого этикета учителя на разных этапах урока:


  1. Оргмомент.


  • Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день!

  • Рад(а) вас приветствовать!

  • Рад(а) вас видеть!

  • Как приятно посмотреть на вас!

  • Сегодня вы отлично выглядите!

  • Надеюсь, что урок пройдет на одном дыхании!

  • Уверен(а), урок вас порадует!

  • Давайте улыбнемся друг другу!

  • Давайте с вами познакомимся!

  • Вы прекрасно (отлично) выглядите!

  • Рад(а) видеть ваш рабочий настрой

  • Вы всегда радовали меня на уроке, надеюсь, и сегодня вы доставите мне радость от общения с вами

  • Приветствую путешественников в Древний Рим…

  • Расправим плечи, сядем прямо

  • Держим спину прямо


  1. Целеполагание.


  • Определим цель урока вместе.

  • Посмотрите на тему урока (иллюстрацию и т.п.) и попробуйте сформулировать цели и задачи урока

  • Подумайте, какой будет цель нашего урока

  • Какими знаниями и умениями Вы сегодня должны овладеть

  • Чему должны научиться на уроке?

  • Какой результат получить?

  • Как Вам удобно работать: в группах, в парах или индивидуально?

  • Обдумайте главные интересующие Вас вопросы по данной теме


  1. Актуализация знаний.


  • Какую тему изучали на предыдущем уроке?

  • Вспомните этапы изучения темы:

  • Вспомните алгоритм применения… (действий)

  • В связи с этим приведу высказывание, афоризм (ученого, писателя…)

  • В связи с этим расскажу Вам притчу (шутку, рассказ, историю…)

  1. Введение нового учебного материала.


  • Откроем учебник

  • Откроем тетради

  • Посмотрим на доску

  • Сравним два примера

  • Давайте посмотрим опыт

  • Какие существуют гипотезы по данной теме?

  • Какие гипотезы (версии) мы выдвинем?

  • Какие Вы можете сделать предположения?

  • Давайте успокоимся

  • Мы не будем терять самообладания

  • Не будем волноваться

  • Сосредоточимся

  • Предлагаю прочесть два текста

  • Как Вы думаете, о чем они?

  • Вспомните…

  • Попробуйте дать характеристику

  • Давайте совершим путешествие

  • Представим, что в эпохе (на материке…)

  • Сегодня мы переместимся

  • Сегодня Вы выступите в роли …

  • Сопоставьте

  • Представим себе ситуацию

  • Подумаем над такой-то проблемой


  1. Контроль усвоения учебного материала.


  • Покажите сигнальные знаки

  • Каково Ваше отношение к изученному явлению (событию, человеку…)?

  • Сопоставьте

  • Нарисуйте

  • Продолжите

  • Очень хороший довод…

  • Оригинальная мысль…

  • Интересное предложение…

  • Я жду от Вас аргументированных ответов

  • Я жду от Вас глубоких ответов


  1. Применение знаний, полученных на уроке.


  • Выполним самостоятельно

  • Сопоставим факты

  • Составим таблицу, план

  • Послушаем меня (выступление товарища, запись, музыку…)

  • Посмотрим презентацию (фильм, иллюстрацию, таблицу, диаграмму, опыт…)

  • Прочитаем текст (правило, алгоритм…)

  • Проговорим произношение слов (последовательность действий…)

  • Пропишем алгоритм

  • Преобразуем текст в диалог

  • Каким способом пользовались при сравнении?

  • Составим вопросы к изученному параграфу

  • Составим алгоритм выполнения задачи

  • Как будем сравнивать…?

  • Чем пользовались при сравнении?

  • Как докажем, кто же прав, каким алгоритмом воспользуемся?

  • Чья точка зрения ближе Вам?

  • Какой способ решения задачи является более рациональным?

  • Предложите другой способ решения задачи

  • В какой части задания испытывали затруднения?

  • С чем справиться было сложнее?

  • В чем причина этих трудностей?

  • Задайте вопрос умной головушке

  • Порассуждайте над проблемой

  • Кому близка авторская позиция?

  • Попробуем обобщить, систематизировать

  • Советую, предлагаю сделать

  • Я предложил бы Вам…

  • Согласен с Вашей точкой зрения (позицией, вашим отношением)

  • Сделайте так, как Вы считаете нужным

  • Я не могу (не в силах) Вам помочь, разрешить, оказать содействие

  • В настоящее время это невозможно

  • В настоящее время это неуместно

  • В данный момент это недопустимо

  • Простите, я не могу выполнить эту просьбу

  • Я не могу не похвалить

  • Я не могу не отметить

  • Поправьте себя, пожалуйста

  • Вот теперь гораздо лучше

  1. Организация самоконтроля и рефлексия.


  • Оцените свою работу на уроке

  • Оцените ответ Вашего одноклассника

  • Проверьте выполнение задачи

  • Сформулируйте тему следующего урока

  • Я благодарен Вам за то, что…

  • Большое спасибо за…

  • Вы очень сообразительны, находчивы, рассудительны, практичны

  • Вы так умны

  • Сегодня Вы удивили меня своей работоспособностью

  • Я приятно удивлена Вашей активностью на уроке

  • Я получила истинное удовольствие от урока (от общения с Вами)

  • Вы хорошие собеседники

  • Вы умеете отлично работать

  • Вы умеете отлично отстаивать свою позицию

  • Вы сегодня хорошо справились с ролью

  • Вы поразили меня своей работоспособностью

  • Благодарю, сегодня мы вместе открыли много нового и интересного, но главное - впереди!

  • Разрешите объявить благодарность за (выставку, макет, контрольную работу, домашнее задание)

  • От всей души поздравляю Вас с …

  • Разрешите поздравить Вас с …

  • Я могу пригласить Вас в путешествие (экскурсию…)

  • Приглашаем Вас

  • Спасибо Вам за урок

  • Надеюсь, мы расстаемся ненадолго

  • Мы основательно обсудили эту тему

  • После обсуждения мы согласились с тем, что…

  • Итак, общее мнение, по-видимому, сводится к тому, что…

  • Может ли кто-нибудь обобщить все, что было сказано?

  • Может ли кто-нибудь обобщить все аргументы за и против?

  • В заключение я хотел бы сказать, что…

  • Похоже, что Вы это прекрасно поняли

  • Мне было приятно работать с Вами

  • Кто в Вашей группе работал активнее?

  • Что нового по теме урока Вам хотелось бы узнать?

  • Что Вам особенно понравилось на уроке?

  • Как Вы думаете, где могут пригодиться полученные знания?

  • Давайте обсудим ошибки, которые возникли в ходе урока

  • Молодец. Тебе удалось сформулировать все точно и ясно, нам было интересно тебя слушать!


  1. Организация домашнего задания.


  • Какая форма выполнения домашнего задания является предпочтительной для Вас?

  • Мне бы хотелось, чтобы результаты работы Вы оформили в виде (форме…)

  • Я надеюсь, Вы ответите на вопросы без единой ошибки

  • С какими трудностями Вы столкнулись при выполнении домашнего задания?

  • Подумайте, какие вопросы ещё можно задать?

  • Подумайте, чем полезно выполнение данного домашнего задания?

  • Помните, что Вы можете пользоваться разными источниками информации

  • Эту задачу можно решить разными способами. Подумайте как?

  • Постарайтесь ничего не забыть

Глава II.

Способы поддержания работоспособности и дисциплины.


  • Приготовимся к уроку

  • Я жду, чтобы Вы успокоились

  • Я прошу тишины

  • Дождемся тишины

  • Мы начнем урок, когда все успокоятся

  • Давайте перестанем разговаривать и настроимся на урок

  • Проверим, все ли у Вас приготовлено к уроку?

  • Послушаем, что говорит ваш товарищ

  • Спасибо, что Вы успокоились, и мы можем начать урок

  • Сегодня мы должны услышать все, что будет на уроке

  • Сегодня мы не должны пропустить ничего, что…

  • Уважайте друг друга, работая в группах

  • Учимся слушать друг друга

  • Внимательно слушаем друг друга

  • Постарайтесь не перебивать друг друга

  • У Вас есть минутка, чтобы Вы приготовились к уроку (к выполнению задания, к ответу)

Глава III.

Динамическая пауза.


  • Сделаем перерыв в работе

  • После напряженной работы немножко передохнем

  • Мы хорошо потрудились и сейчас переключим внимание на другой вид деятельности

  • Немного отдохнем и подвигаемся

  • Улыбнитесь друг другу

  • Подумайте о самом приятном

  • Помечтайте

Глава IV.

«Внештатные» ситуации.

(опоздание учащегося, извинение учителя, учитель замещает другого учителя, у кого-то из учащихся день рождения, праздники, перед экзаменами, после экзаменов, если учителю необходимо отлучиться из класса, перед тем как войти в класс, если учитель чувствует себя плохо, если ученик чувствует себя плохо, звонок сотового телефона, конфликт между учащимися)


  • Проходи и настройся на урок

  • Постарайся побыстрее включиться в работу


  • Сегодня урок начнем с поздравления/приятного события (именинника, победителя олимпиады, героя дня…)

  • С хорошим настроением начнем урок

  • Пусть праздник (дата, событие) создаст особую атмосферу на сегодняшнем уроке

  • Какие эмоции вызывает праздник, оформите мысль в виде предложения

  • Как наш урок (химии, биологии…) связан с этим праздником


  • К сожалению, это было моей ошибкой

  • К сожалению, я был не прав

  • Мне жаль, но я ошибся


  • У Вас завтра экзамен (контрольная работа, тестирование). Желаю Вам удачи (всего наилучшего)

  • Надеюсь, что Вы будете успешными


  • Здравствуйте, меня зовут (Людмила Павловна). Я буду сегодня заменять (Ирину Петровну). Надеюсь, вы будете такими же активными и доброжелательными, как Вас мне представили


  • Извините, через мгновение я вернусь

  • Не возражаете, если я сяду

  • Я не могу говорить громко. Сегодня будьте особенно внимательны и ничего не пропустите


  • Жаль, что (Петя) чувствует себя плохо, проводите его в кабинет врача


  • Прошу отключить сотовый телефон


  • Умейте владеть собой

  • Будьте терпимы друг к другу

  • Умейте прощать друг друга


  • Давайте говорить друг другу комплименты

Для заметок


Для заметок



© 2010-2022