- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Интегрированный урок по теме «Имя существительное как часть речи»
Интегрированный урок по теме «Имя существительное как часть речи»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Салагина Г.В. |
Дата | 26.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Интегрированный урок по теме «Имя существительное как часть речи» (На примере стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино») .
Целевая аудитория: уч-ся 5 класс
Цели урока: 1.Обобщить, систематизировать и повторить материал по теме.
2.Формировать умение работать с книгой.
3.Развивать навыки логического мышления.
4.Воспитывать уважение к великому прошлому России
Учебный материал : презентация к стихотворению «Бородино», текст стихотворения
Уж постоим мы головою за Родину свою…
М.Ю.Лермонтов
Ход урока:
1.Грамматический диктант: а) от основы род- образуйте существительные(Родина) ; подберите синонимы-Отечество, край, страна, Отчизна, Россия.
Б) От этой же основы образуйте прилагательное- родной.
В)Глагол-родиться.Разберите слова по составу и определите количество букв и звуков.
2.Что означает слово Родина? Какие у вас возникают ассоциации? Прочитаем значение слова «Родина» в толковом словаре.
Вспомним пословицы о Родине.Записать одну в тетрадь и определить одушевленные существительные и неодушевленные.
3.Логическая цепочка: Родина,Россия, Москва,Бородино,богатыри.
а)О чем говорят эти слова?
б) Какая это часть речи?
в) Собственные они или нарицательные? Определите род и склонение.
Г) Из какого произведения?
4.Да. ребята, сегодня мы посмотрим, как использовал имена существительные М.Ю.Лермонтов в своем стихотворении «Бородино» .Проследим славные страницы нашей истории. Эпиграфом к нашему уроку будут строки из стихотворения: «Уж постоим мы головою за Родину свою». __Ребята, давайте вспомним первую строфу стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».(Учащийся читает наизусть)
-Найдите здесь обращение(Дядя), какая это часть речи?(мест.)Начертите схему обращения (,о,)
А еще есть обращения?
Найдите в этой строфе предложение с таким построением:_._._._.=========~~~~~~______ -------```~~~~~~~.(Недаром помнит вся Россия про день Бородина). Определите падеж существительных.
5.М.Ю.Лермонтов в своем стихотворении использует имена собственные, найдите их (Россия, Бородино, Господня воля,Москва,Бородинский бой).Запомните, как они пишутся.Как вы думаете: почему на протяжении всего стихотворения часто повторяются одни и те же слова?(Важно сохранить родное, дорогое сердцу)
6.Эффект неожиданности.Ребята, посмотрите, кто к нам пришел на урок! Правильно- львенок! А почему именно львенок оказался у нас? Послушайте, что говорит про львов энциклопедия( Учащийся читает из энциклопедии о льве).Верно! Солдаты в стихотворении такие же храбрые,верные, как и лев.
6.Перейдем снова к тексту .Каким же мы увидели старого артиллериста и других участников сражения?( дети читаю пятую строфу-«Забил заряд я в пушку..»)
7.Найти в тексте полностью строки из нашего эпиграфа, записать их,сделать синтаксический разбор(«Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за Родину свою».Найдите устойчивое словосочетание гл.с,ущ. Что означает ?(Ни один в стороне не останется; не жалея жизни)
8.Какие художественные средства использует автор?(сравнения:как тучи; как тени; как груди)
9. Какие чувства рождает у вас рассказ старого солдата? (Гордость за наших воинов, уважение к их подвигу, желание походить на них)
10.Обращение к презентации. Подвиг солдат при Бородино вдохновлял не только писателей,но и художников. Это славные наши страницы истории.
11.Рефлексия.Ребята! определите свое настроение в конце урока по рисункам: 1- улыбающееся лицо ; 2-грустное. Нарисуйте в тетради.Объясните
12. Итог урока .Какова роль существительного? Что они могут обозначать? Какие слова-существительные сегодня часто звучали? Да ! Гордость! Мужество!Любовь! Родина-это красивые слова. И все они-существительные!
13.Объявляются оценки
14. Домашнеее задание: 1. Написать сочинение-рассуждение «Что значит любить Родину?»
2.Из стихотворения списать строфу 14, подчеркнуть существительные , определить род, склонение, падеж.
Задания выполняются по выбору учащихся