Cтихотворение Лермонтова смерть поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов очень любил и ценил творчество Александра Сергеевича Пушкина. Многомупоэт научился именно у него. Поэтому смерть Пушкина была воспринята Лермонтовым очень болезненно. Он искренне сожалел о его гибели, страдал и печалился. Примечательным является тот факт, что в 1837-ом году, практически сразу же после гибели поэта, Лермонтов написал суровую правду об этом трагичном событии. И он был первым, у кого нашлась смелость сказать эту правду. И даже многие друзья Пушкина побоялис...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русской литературы в 10 классе по лирике Лермонтова (интегрированный)

Тема урока: М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть Поэта».

Цель урока: Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству Лермонтова.

Задачи урока:

  1. Актуализировать имеющиеся знания учащихся о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова.

  2. Помочь почувствовать трагизм судьбы поэта, заключающийся в неприятии им реального мира, протест против деспотизма и своеволия, жажда свободы, порыв к подвигу.

  3. Развитие умения проникать в подтекст стихотворения, видеть в нём выражение авторской концепции мира.

  4. Учить выразительному чтению.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок-семинар

Метод урока: иследовательский, поисковый

Наглядность урока: портреты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, опорные схемы, презентационные слайды

Оборудование. Компьютерная поддержка.


Ход урока

Эпиграф:


«Пистолетный выстрел, убивший А.С.Пушкина,

разбудил душу М.Ю. Лермонтова»

А. И. Герцен

І. Организационный момент.

Президент всегда говорит,что молодежь - опора нашего будущего. Государство открыло перед вами все двери и все пути. "Нұрлы Жол" - вот где можно приложить усилия, развернуться нашей креативной динамичной молодежи.
Сегодня перед нами трудная задача. Мы делаем серьезную заявку на взрослость. Мы будем говорить о судьбе величайшего поэта - Михаила Юрьевича Лермонтова. Постараемся понять, что же давало Лермонтову силы сохранить желание юности, остаться верным себе. Для многих современников он был загадкой: и художник, и бесстрашный воин, и поэт. А каким он видит Поэта? С чем и за что борется Лермонтов? Чем он, дворянин, так «опасен» для высшего общества, и нет ему дороги в родные места, в Тарханы, к друзьям, в Петербург.
Итак, тема нашего урока стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта».

Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала

Прочитайте эпиграф. Здесь рождается проблемный вопрос. Попробуем определить его. Но вернёмся ненадолго к биографии Лермонтова и Пушкина. Они ещё близки нам.

Два ученика у доски защищают свои проекты:

  1. Опорные схемы по биографии М.Ю.Лермонтова

  2. Опорные схемы по биографии А.С.Пушкина

1 ученик: Михаил Юрьевич Лермонтов прожил очень короткую жизнь - всего 27 лет. Он был на 15 лет моложе Пушкина и только на 5 лет - Гоголя. Между тем Гоголь еще чувствовал себя младшим современником Пушкина, а Лермонтов уже ощутил себя его наследником. Им, обоим, Лермонтову и Гоголю, предстояло подвести итог «золотому веку» русской литературы после ухода из жизни Пушкина.

2 ученик: М.Ю.Лермонтов провел свое детство в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежащем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна и властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью. Отец - Юрий Петрович Лермонтов - носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода. Его предок в начале XVII века попал в плен к русским да так и остался в России. Его приняли на «государеву службу» и пожаловали поместьями в Костромской губернии. Он сложил свою голову в польскую войну. К тому времени, когда родители Лермонтова вступили в брак по любви, род Юрия Петровича обеднел. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери. В 1817 году мать Лермонтова, Мария Михайловна, умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское имение, а Михаил Юрьевич остался бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить сына и отца.

3 ученик: После отъезда Юрия Петровича из Тархан, Елизавета Алексеевна всю себя отдала внуку. Лермонтов рос болезненным ребенком, и бабушка не однажды возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика. Первичное образование он получил дома. Бабушка наняла для этих целей учителей: гувернера - француза, воспитательницу - немку, преподавателя - англичанина. Лермонтов получил столичное образование, свободно овладел французским, немецким и английским языками, подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда был зачислен 1 сентября 1828 года в четвертый класс.

4 ученик: Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 году, он сразу же подал прошение о приеме его студентом в Московский университет. В 1832 году Лермонтов ушел из университета и уехал в Петербург. Там он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В школе он также отличился, успешно выдержал экзамены при переходе в старший класс и по окончании в числе других был произведен в корнеты лейб-гвардии гусарского полка.

5 ученик: С получением офицерского звания дни Лермонтова потекли обычным порядком. Он не раз был отмечен поощрениями. В 1837 году имя Лермонтова стало известно всей образовательной России: из-под его пера вышло стихотворение «Смерть Поэта», написанное по поводу кончины Пушкина. Приписанные к нему вскоре 16 стихов (начиная со стиха «Ах вы, надменные потомки…») вызвали недовольство царского двора и разноречивее толки в свете. Лермонтов был арестован. Вскоре было начато дело о «непозволительных» стихах, написанных корнетом Лермонтовым, и о распространении их губернским секретарем С.А.Раевским.

Проблемный вопрос:


Что несёт миру поэзия этих великих поэтов?

II Стихотворение «Смерть Поэта»

Сообщение учащимся истории возникновения стихотворения «Смерть поэта»

ІІІ. Выразительное чтение наизусть стихотворения (ученик).

Прослушивание записи стихотворения "Смерть поэта".
I
У. Исследовательская работа. Работа с текстом

  1. Какова главная тема стихотворения? (Противостояние свободе слова. Тема судьбы и чести )

  2. Как вы считаете, на какие микротемы можно выделить стихотворение? (Смерть Поэта, Поэт и светское общество, Убийцы) (Травля поэта светским обществом. Убийца поэта. Сожаление о доверчивости поэта. Угроза убийцам поэта.)

  3. В стихотворении три героя. Назовите их. (Пушкин -«невольник чести»; светская толпа; Поэт, клеймящий «светскую чернь» и оплакивающий Пушкина)

  4. В чем видит поэт причину гибели Пушкина? ( Свет не терпит « его свободный и смелый дар», свету чужды «звуки чудных песен»)

  5. Какими синонимами заменяет автор слово -«свет»? (Толпа, светская чернь, палачи «Свободы,Гения и Славы»

  6. Что дорого Лермонтову в Пушкине? (Гордый дух,независимость от общественного мнения, свободолюбие, смелость, величина таланта)

  7. О каком суде идет речь? ( Речь идет о Божьем суде, о суде совести)

  8. Какова судьба поэта у Пушкина? (Нелегкая, она связана с большими трудностями, но он должен идти к людям и возвещать им истину)

  9. - Как вы думаете, какой мотив основной в стихотворении?

(мотив слова (правды и лжи) Почему?

(Юный Пушкин призывал всех людей без исключения, даже царей, подчинится Закону, видя в них единственное спасение. Для Лермонтова даже эта надежда рухнула: в его стихотворении закон является лишь еще одной фальшивкой, лживым прикрытием для подлецов («Таитесь вы под сению закона»).

Не случайна основная часть стихотворения заканчивается строчкой « И на устах его печать» - цель толпы достигнута, Поэт умолк навсегда. Но и в строке, завершающий стихотворение в целом, содержится этот мотив: «праведная кровь» - это сказано не только о чистом душой человека, но и о человеке, несущем слово правды в мире торжествующей лжи.

V. . Обобщение урока

Заполнение таблицы ИнсертCтихотворение Лермонтова смерть поэта

- С каким произведением познакомились, и какую роль оно сыграло в жизни поэта?
- Кому было посвящено стихотворение «Смерть Поэта»?
- Чей образ изобразил М.Ю.Лермонтов в этом стихотворении?

V. Постановка домашнего задания

1. Выучить отрывок стихотворения «Смерть Поэта»;

2. Нахождение изобразительно-выразительных средств языка и определение их роли в тексте. ( Например: метафора ( ненужный хор, раздували чуть затаившийся пожар, увял торжественный венок, на ловлю счастья, добыча ревности, руку дал клеветникам, приют певца, на устах его печать, обломки, Свободы, Гения и Славы палачи)

© 2010-2022