Технологическая карта урока Язык и общение (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Язык и общение

(технологическая карта урока русского языка в 5 классе)



Гвоздева Ирина Николаевна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ «Гимназия № 29» г.о. Саранск Республики Мордовия

Тема

Язык и общение

Цель

Формирование культуроведческой компетенции учащихся

Задачи

Образовательные: показать значение языка как важнейшего средства общения.
Развивающие: учить выделять главное, развивать мышление, способность мыслить и

сопереживать; стороить логически обоснованные рассуждения.

Воспитательные: прививать интерес к русскому языку.

УУД

  • Личностные УУД: уважение к учителю и сверстникам, самоопределение, самооценка готовности к уроку, положительное отношение к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания и умения, участвовать в творческом процессе, осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры, интерес и уважение к другим народам.

  • Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений, соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы.

  • Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; соблюдать правила речевого поведения; уметь высказать и обосновать собственную точку зрения, уметь слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

  • Познавательные УУД: выделять главное, стороить логически обоснованные рассуждения.

Планируемые

результаты

Предметные:

  • Знать виды и цели речевого общения.

  • Уметь строить аргументированный ответ на вопрос.

Личностные: адекватно оценивать себя и свои достижения, осознание чувства гордости за родной язык, свою этническую принадлежность.
Метапредметные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом;

умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;

способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;

готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;

умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Основные понятия

Язык, общение, виды общения

Ресурсы:

  • основные

  • дополнительные

Мультимедийный проектор, экран,

раздаточный материал,

учебник: Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2013.

Формы урока

Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная, Г - групповая

Дидактическая
структура
урока

Ход урока

УУД

Организационный момент
Время: 2 мин.
Основные этапы: мотивация к учебной деятельности

Учитель приветствует класс, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный фон:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас первый урок русского языка в новом учебном году. Желаю вам успехов. А поговорим мы с вами о важнейших понятиях - языке и общении.

Учащиеся определяют свою готовность к уроку, включаются в деловой ритм.

Уважение к учителю и сверстникам, самоопределение, самооценка готовности к уроку (Л)

Изучение нового материала
Время: 20 мин.
Этапы: введение в тему с формулировкой темы и проблемы урока. Поиск решения. Открытие новых знаний.

Учитель: Мы привычно и незаметно для себя пользуемся языком, потому и ощутить его так же трудно, как почувствовать движение планеты под ногами. Язык кажется нам врожденным свойством, без которого не может существовать человек, как не может он жить без дыхания. Оттого мы и не замечаем той гигантской работы, которую выполняет язык в нашей жизни. Между тем постоянно приходится разговаривать с кем-то, думать, читать, слушать, писать. И во всех случаях используется язык. Представим себе невероятную ситуацию: язык исчез, и люди потеряли способность общаться друг с другом. Пусть не навсегда, а только на день - два. Что ожидает нас? Мгновенно мы потеряем возможность мыслить, способность обдумывать, планировать свои поступки, осуществлять их. Моментально прекратится совместная работа людей: остановятся фабрики, заводы, станет невозможной, да и совсем ненужной работа транспорта - все равно без языка не сделать ни одного общего дела. Мы не сможем совершить сами и добиться от других элементарных, казалось бы, действий: купить хлеб, выбрать одежду, найти нужный дом.… И уж, конечно, полностью лишим себя удовольствия прочесть интересную книгу, посмотреть фильм, встретиться и поговорить с друзьями.

Обсудите в парах, как можно сформулировать тему и проблему урока. Какие слова сегодня у нас будут ключевыми?

Ответы учащихся: Язык, общение, человек.

Слова выводятся на экран.

Тема урока - «Язык и общение», проблема - определить, как связаны между собой язык, общение, человек. (Тема урока и проблема выводятся на экран.)

Учитель: Как связаны между собой эти понятия? Найдите ответ в учебнике.

Учащиеся: Язык - средство передачи мыслей, знаний, чувств и т. д. Пользуясь языком, люди общаются между собой, т.е. обмениваются информацией, мыслями, впечатлениями, чувствами; передают накопленный опыт в области науки, искусства, культуры и т. д.

Учитель: Что нужно, чтобы возникло речевое общение? Хотя бы два собеседника. Также необходимо, чтобы собеседники хотели общаться.

Препятствовать общению может незнание языка. Об этом говорит широко известное библейское сказание о Вавилонской башне, которую в глубокой древности решили построить люди, чтобы добраться до самого неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно вокруг горы строился и разрастался город Вавилон. Но когда башня была уже почти совсем готова, Богу не понравилось, что люди хотели вблизи от небес познать их тайны. И послал он на землю великую бурю. Когда она затихла, люди обнаружили вдруг, что говорят на разных языках и не понимают друг друга. Все побрели в разные концы, бросив работу. А башня стала разрушаться.

Собеседники, не знающие языка друг друга, могут общаться через переводчика.

Высказывать предположения на основе наблюдений.

Формулировать тему и проблему урока (Р).

Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения (П.Р).

Осуществлять познавательную и личностную рефлексию, соблюдать правила речевого поведения, слышать и слушать других (К).

Закрепление нового материала
Время: 15 мин.
Этапы: Развитие учебноязыковых умений. Решение жизненной ситуации.

Работа с текстом. Тексты раздаются ученикам до начала урока.

1. Прочитайте текст известного писателя Л.Успенского. Что нового о значении языка в жизни людей вы узнали? Обратите внимание на выделенные в тексте слова.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком.

Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки - это язык.

Подросток идёт в школу. Юноша шагает в институт или в университет. Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими дверями. Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые видится ему отражённая в слове необъятно-сложная Вселенная. Через слово он впервые узнаёт о том, что ещё не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его глаза...

Всё, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается при помощи языка. Нельзя без него работать согласованно, совместно с другими. Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, ремёсла, искусство - жизнь.

Ответы учащихся: Вся жизнь человека с самого раннего детства и до глубокой старости неразрывно связана с языком. Без языка нельзя работать согласованно. Без языка не было бы развития науки, искусства, техники.

2. Какими примерами из своей жизни вы можете доказать, что язык - это средство общения?

Ответы учащихся: ученики приводят примеры из своей жизни, например, рассказывают о том, как общение помогает решить задачу, найти дорогу и т.д.

Групповая работа. Представьте, что вы приехали на Всероссийский фестиваль народного творчества, в котором участвуют представители многих наций и народностей, живущих в Росссии. Продумайте всевозможные формы приветствия и прощания, используемые в контактном речевом общении.

Ответы учащихся: До свидания! Всего хорошего! Прощайте! Здравствуйте и др. в русском языке. В мордовских языках слова прощания звучат так: До свидания - Вастомазонок! Уледе шумбра! Няемозонк! В татарском языке формула прощания следующая: сау булыгыз!

Строить логически обоснованные рассуждения, высказывать предположения на основе наблюдений (П.Р).

Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).

Контроль
Время: 5мин.
Этапы:

Что такое общение?

(Взаимодействие людей между собой посредством языка)

Что нужно, чтобы возникло речевое общение?

(Чтобы собеседники хотели общаться)

Что такое речевой этикет?

(Это нормы поведения в речи)

Как связаны речевой этикет и народные обычаи?

(Формулыречевого этикета очень древние, они

связаны с народными обычаями, отражают ритуалы и сложившиеся привычки, выражающие особенности быта)

Интересная информация:

Русские спрашивают: "Как здоровье?" А древние египтяне при встрече интересовались: "Как вы потеете?" Почему? Они полагали, что при мимолетном свидании некогда, да и незачем делать анализ своего здоровья, и спрашивали о конкретном состоянии человека.

В Монголии при встрече выясняют: "Как ваш скот? Как зимуете? Как кочуете?" Эти этикетные выражения используются до сих пор в разговоре людей, даже если они давно не кочуют и не держат скота.

Житель Вены говорит "целую руку", не задумываясь над прямым смыслом этих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку.

Древние греки приветствовали друг друга: "Радуйся!", а современные греки: "Будь здоровым!" Арабы говорят: "Мир с тобой!", индейцы одного из племени: "Все хорошо!" Согласно речевому этикету Китая, после приветствия следует обмен репликами: "Ты ел?" - "Ел" (или "Еще нет").

Уход из гостей без прощания оценивается русскими как невежливое поведение. Англичане относятся к этому иначе. Даже существует оборот "уйти по-английски", то есть незаметно, и поэтому не прощаясь.

Строить логически обоснованные рассуждения

интерес и уважение к другим народам (Л)

Рефлексия
Время: 3 мин.
Этапы:

Какой была тема урока? (Язык и общение)

Какую проблему мы решали? (Как связаны язык и общение)

Как её решили? (Вся жизнь человека с самого раннего детства и до глубокой старости неразрывно связана с языком. Без языка нельзя работать согласованно. Без языка не было бы развития науки, искусства, техники)

Чему научились на уроке? (Речевому этикету)

Что следует доработать? (Нормы речевого этикета)

Учитель благодарит учащихся, выставляет отметки.

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)

Домашнее задание

Прочитайте и озаглавьте текст. Напишите, что помогло и продолжает помогать людям передавать опыт. (Текст раздается учащимся.)

Люди научились говорить, потому что они остро нуждались в общении. Им был просто необходим хороший способ хранить знания и передавать их друг другу.

Прошло немало времени, пока люди научились передавать словами, как надёжнее всего добывать еду, охотиться на диких животных, договариваться о совместных делах и т. д.

При помощи слов они могли вместе вспоминать о прошлом и строить планы на будущее. Слова помогали людям объединяться, обмениваться разными сведениями.



Список использованной литературы

  1. Русский язык: Практика. 5 класс. /Под редакцией Купаловой А.Ю. - М: Дрофа, 2013.

Использованные Интернет-ресурсы

  1. znanija.com

  2. lib.ru

  3. tineydgers.ru

© 2010-2022