• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Реферат: «Создание системы интерактивных упражнений и мультимедийных обучающих ресурсов для развития различных видов речевой деятельности на уроках русского языка как неродного»

Реферат: «Создание системы интерактивных упражнений и мультимедийных обучающих ресурсов для развития различных видов речевой деятельности на уроках русского языка как неродного»

Я живу и работаю в многонациональном регионе. В классах вместе с русскоговорящими детьми обучаются ученики, для которых русский язык не является родным. Это дети иностранных граждан и жителей соседних республик. Часто ребята начинают обучение в школе, не зная ни одного русского слова.В предложенном реферате дана характеристика интерактивных методов и мультимедийных образовательных ресурсов для развития различных видов речевой деятельности на уроках русского языка как неродного. В работе указаны...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

27


Реферат: «Создание системы интерактивных упражнений и мультимедийных обучающих ресурсов для развития различных видов речевой деятельности на уроках русского языка как неродного».











Оглавление:

Введение

1. Характеристика интерактивных методов и мультимедийных образовательных ресурсов.

2. Роль интерактивных упражнений, мультимедийных ресурсов в обучении русскому языку как неродному.

3. Использование системы интерактивных упражнений и мультимедийных обучающих ресурсов для развития различных видов речевой деятельности на уроках русского языка как неродного.

Заключение

Список использованных источников





ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время многие страны мира стремятся модернизировать систему образования на основе широкого использования информационных и коммуникационных технологий, которые сегодня предлагают новые перспективы и поразительные возможности для обучения, подтверждая тем самым, что человечество находится на пороге образовательной революции. [1]

Использование интерактивных информационных технологий сегодня является особенно актуальным, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. [2]

Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными технологиями.

Использование интерактивных упражнений и мультимедийных средств на уроках русского языка как неродного - актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Их использование требует переосмысления форм и методов работы. Новые технологии в обучении дают высокий эффект обучения русскому языку как неродному, если они подкреплены передовыми методическими приемами. [3]

Итак, предметом исследования является процесс формирования знаний, умений и навыков русской речи при использовании интерактивных и мультимедийных технологий на уроках русского языка как неродного, приемы и методы использования интерактивных упражнений, применение мультимедиа на уроках русского языка как неродного.

Целью исследования работы является создание системы интерактивных упражнений и мультимедийных обучающих ресурсов по русскому языку как неродному.

Задачи:

- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по данной проблеме;

- Повысить теоретический уровень по проблеме использования интерактивных упражнений и средств мультимедиа при формировании навыков речи на уроках русского языка как неродного в средней школе;

- Проанализировать систему интерактивных упражнений и мультимедийных обучающих ресурсов как средств формирования речевых навыков у школьников, для которых русский язык не является родным.

1. Характеристика интерактивных методов и мультимедийных образовательных ресурсов.

Интерактивное обучение - это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный на диалоге. Участие в диалоге требует умения не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.

Уровень развития информационных технологий, современные концепции образования, необходимость развития у обучающихся умения непрерывного самообразования на всем протяжении жизни заставляет выбрать те технологии, которые повышают эффективность и качество обучения; обеспечивают мотивы к самостоятельной познавательной деятельности; формируют ключевые компетенции. Этим требованиям соответствуют интерактивные методы обучения.

Интерактивные методы обучения ориентируют на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, речевая, что позволяет реализовать метапредметный подход, заложенный в основу новых образовательных стандартов.

Слово "интерактив" образовано от слова "interact" (англ.), где "inter" - взаимный, "act" - действовать. Интерактивные электронные задания предполагают поочередное взаимодействие сторон учитель - ученик - электронный образовательный ресурс (от передачи информации до произведенного действия).

При сохранении конечной цели и основного содержания образовательного процесса интерактивное обучение изменяет привычные формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодействии. Интерактивные методы обучения очень эффективны, поскольку они способствуют высокой степени мотивации, максимальной индивидуальности преподавания, предполагают широкие возможности для творчества, самореализации учащихся. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. [3]

Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе, которая особенно важна, когда русский язык не является родным. Очень важно воспитание взаимоуважения, терпимости к мнениям и поступкам окружающих людей. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде. [4]

Мультимедийные обучающие технологии - это совокупность технических обучающих средств (ТСО) и дидактических средств обучения - носителей информации (ДСО).

Мультимедийные технологии позволяют использовать изобразительные средства различной природы и выразительности в соответствии с содержанием изучаемого предмета и законам психологического воздействия и восприятия.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения начался не так давно. Однако темпы его распространения невероятно стремительны. Применение подобных технологий на занятиях по русскому языку как неродному является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. Опыт работы показал, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей и дать им хорошие знания. Можно отметить, что ученики, которые раньше испытывали трудности в изучении русского языка, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для ученика, и для учителя. Низкая успеваемость часто объясняется недостаточным уровнем владения русским языком до поступления в школу. Используя интерактивное оборудование, появляется возможность привлечь к работе в классе каждого, независимо от базового уровня владения русским языком.

2. Роль интерактивных упражнений, мультимедийных ресурсов в обучении русскому языку как неродному.

В век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплоченно. Интерактивные методы предполагают умение распределять обязанности, ставить цели, делать взвешенный, правильный выбор, анализировать ситуацию, а также дают ощущение полета творческой мысли, чувство радости и глубокого удовлетворения от своей работы. [2 c.12]

Интерактивное обучение надо начинать с работы в парах. Пара - идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить и повторить новый материал. Это особенно важно на уроках русского языка как неродного. В пары полезно объединять детей с разным уровнем владения русским языком. [5 c.17]

Школьники работают сообща, придумывают и обсуждают новые идеи, комментируют изображение. Дети учатся успешно проявлять свою самостоятельность, сотрудничать с одноклассниками и учителем, развивают коммуникативные качества. В результате повышается мотивация и активизируется познавательная деятельность учащихся.

Важную роль играет на уроке русского языка как неродного интерактивная доска или приставка. Она является ценным инструментом для обучения всего класса. Благодаря интерактивной доске успешно реализуются проблемный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый и другие методы обучения. Это - визуальный ресурс, который помогает учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Интерактивная доска позволяет преподнести ученикам информацию, используя широкий диапазон средств визуализации (карты, таблицы, схемы, диаграммы). Эффективность использования интерактивных заданий заключается в следующем: ученик превращается в активную личность; реализуется целеполагание и мотивация; ученику предоставляется свобода выбора деятельности и темпа работы; изменяется форма контроля; обучение становится индивидуальным и дифференцированным; используются различные формы работы (парные, групповые); меняется роль учителя: он становится партнёром.

Таким образом, основная роль использования интерактивных ЭОР - создание оптимальных условий для индивидуализации учебных действий школьников, увеличение доли самостоятельности каждого ученика в учебном процессе, лучшего усвоения материала. [6]

Современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию русского языка в реальной жизни. Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении русскому языку значительно повышает качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися. Использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению языка со стороны ребят и наблюдается тесное сотрудничество между учителем и учащимися. [4]

Несмотря на то, что учитель по-прежнему остается критичным звеном в процессе обучения с двумя важнейшими функциями поддержки мотивации и интерпретации обучения групп или конкретного ученика, благодаря электронной образовательной среде, формируется и новая роль учителя: учителя-наставника. В такой среде учитель и ученик равны в доступе информации, созданию обучения. Учитель перестает быть источником информации, он становится соучастником, помощником.

Преимуществом использования ММП является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельностей учителя и ученика. [7]

Информационные технологии позволяют изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление, использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам. При правильной организации и соответствующей методологии использование информационных технологий делает образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. [4 c.7]

3. Использование системы интерактивных упражнений и мультимедийных обучающих ресурсов для развития различных видов речевой деятельности на уроках русского языка как неродного с опорой на родной язык слушателей.

При обучении русскому языку как неродному можно рекомендовать использовать следующие виды интерактивных заданий:

Устная работа

Игра «Интервью-знакомство». Каждый учащийся беседует с соседом по парте (на родном языке), а потом рассказывает о нем всему классу на русском языке. Применяется взаимопроверка (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

Задание можно трансформировать: один ученик задает вопросы по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. Диалог ведется только на русском языке.

Устно можно поработать и с домашним упражнением. Форма работы та же: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найди в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определи тему и основную мысль, найди грамматическую основу предложения. Эту работу можно назвать «Хочу спросить». Она полезна при проверке сложного домашнего задания. [5]

Письменная работы

«Словарный диктант для соседа», «графический диктант для соседа»

Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

После изучения какой-либо большой темы, раздела каждый ученик составляет «карточку-зачет для соседа». Заранее обговаривается, сколько должно быть заданий и какие, например, один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса.

С 5 класса можно начинать работу в группах. При изучении русского языка как неродного, важно, чтобы группы были небольшими (3-4 человека). Вот некоторые примеры групповых заданий:

1. «Кто больше?..» («Кто быстрее?.. ). Например, кто больше подберет однокоренных слов, глаголов 2 спряжения.

2. Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.

3. Рассказ правила по цепочке. Условие - соблюдать логику изложения. Побеждает та команда, которая даст самый логичный и правильный ответ.

4. Аукцион вопросов по теме (каждый ряд-команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы. [7]

Подобные игры-соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок эмоционально, поддерживает высокий уровень интереса к предмету.

К старшим классам игровая деятельность все больше замещается ролевыми, деловыми играми, уроками-конференциями, уроками-практикумами. Группам предлагается выступить в роли редакторов, корректоров, оформителей стенгазет, составителей рекламы, экскурсоводов и другие. Такая работа возможна на уроке любого типа, на разных его этапах.

Интерактивные технологии способствуют личностному росту учащихся. Но главное - не злоупотреблять групповой работой, необходимо дозированно использовать данный вид взаимодействия, разумно сочетая его как с индивидуальной, так и с фронтальной работой. Это связано с тем, что при изучении русского языка как неродного, важно чтобы каждый имел возможность высказаться. [5]

Неоспорима роль интерактивных электронных заданий на уроках русского языка как неродного.

Интерактивные способы обучения на уроках русского языка дают возможность преподавателю визуализировать процесс усвоения учебного материала. Важным отличием мультимедиа является интеграция в одном программном продукте разнообразных видов информации, как традиционных - текст, таблицы, иллюстрации, так и активно развивающихся: речь, музыка, анимация. Очень важным аспектом здесь является параллельная передача аудио и визуальной информации. Эта технология реализует новый уровень интерактивного общения человека и компьютера, где пользователь может переходить от одного объекта к другому, организовывать режим вопросов и ответов.

Использование интерактивных электронных заданий на уроках русского языка способствуют формированию ключевых компетенций, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом. [9 c. 6]

Можно выделить следующие типы электронных интерактивных заданий: интерактивный плакат, интерактивная таблица, анимация, интерактивная схема, тестовые задания, виртуальный урок, интерактивные задания («перетаскивание», «на соответствие» и т.д.). Все они представлены на сайте в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.

К интерактивным плакатам можно отнести и таблицы, рисунки, интерактивные правила и т.п. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя.

Интерактивная таблица помогает выстроить отдельные языковые факты в строгую систему, упорядочить знания учащихся, воспитывает у детей логику мышления. Например, во время закрепления изученной темы используется таблица, помогающая сопоставить производные предлоги и существительные, а таблицу СПП с несколькими придаточными можно использовать на различных типах уроков.

Интерактивная таблица помогает научить ученика самостоятельно описывать наблюдаемые предметы и явления, а значит, избавить учащегося от необходимости заучивать на память все определения, а также запоминать подробные тексты. Можно научить учащихся самостоятельно наблюдать явления, распознавать их существенные признаки сходства и отличия, на основании этого формулировать определения и строить рассказы. [10] Интерактивные задания предполагают какую-либо деятельность «на заданную тему» непосредственно с объектами на экране - перетаскивание, кликание, расстановку и т.д., по заданным параметрам задания.

При обучении учащихся курсу «Русский язык как неродной»

учителю необходимо открыть для каждого ребёнка таинства русского языка, вызвать познавательный интерес и стремление к изучению словарного запаса языка, показать возможности слова и интонации. Эффективность решения этих педагогических задач зависит от правильного выбора возможности для их применения. Например, при изучении темы «Родственные слова» можно предложить детям выполнить следующее задание.

Учащиеся вызываются к доске и методом перетаскивания вставляют нужные слова. Интерактивная доска позволяет побороть стеснение и боязнь у доски. И кроме того нет необходимости держать учебник в руках, выписывать слова, внимание учащегося сосредоточено только на данном задании.

Учащимся предлагается подобрать антонимы к словам. И опять не нужно переписывать слова, отвлекаться на смене действия между учебником и доской. Всё просто. Ученик выходит и выполняет задание с помощью перетаскивания объекта. Используя интерактивную доску можно выполнить больше заданий, чем при обучении в обычном режиме. Также при работе с проверочными словами учащиеся-инофоны путаются. При работе с интерактивной доской детям предлагается выполнить следующее задание: «Подберите проверочные слова». Даются слова для справок. При «кликании» по нужному слову, оно увеличивается в размере.

Дети с легкостью выполняют данное задание. И, наконец, при работе с заданиями «Вставьте пропущенные буквы» на интерактивной доске нужно предоставить учащимся вариативность букв. В этом задании использовался инструмент клонирование.

Компьютерная программа PowerPoint уже зарекомендовала себя как эффективное средство подготовки и демонстрации презентаций в образовании. Обучающие презентации отличаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, аудированию, говорению или письму); по сторонам речи (при обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная) [7].

Использование презентации Power Point в учебном процессе обуславливает применение определенных видов упражнений в сфере компьютерных технологий, а именно: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные, приобретают новые свойства, обусловленные техническими возможностями программы. В понятийный аппарат методики обучения языкам вводятся следующие специальные упражнения:

-линейные упражнения, структура которых носит фиксированный характер, т.е. не подвергается трансформации. Наполнение таких упражнений становится ярким и запоминающимся, возможно использование иллюстраций (слайд - «плакат»);[7]

-анимационные упражнения с использованием эффектов анимации, что делает возможной дозированную подачу информации внутри слайда;

-гипертекстовые упражнения, построенные по принципу гиперссылок. Они характеризуются повторяемостью, вариативностью и проблемно-коммуникативной направленностью учебного материала;

-упражнения в форме Интернет страницы, управление которыми осуществляйся с помощью горизонтального или вертикального меню, что подразумевает компоновку фрагментов упражнений, проведенных ранее [7].

На сегодняшний день наиболее универсальным техническим средством обучения являются электронные интерактивные доски, например, SMART Board. Электронные интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения. Материал урока четко вырисовывается на экране интерактивной доски и нацеливает каждого ребенка к активной плодотворной деятельности. Заранее подготовленные тематические тексты на русском языке, обучающие и проверочные упражнения, красочные картинки различного характера, мультимедийных дисков, аудио-, видеоматериалы служат для введения или активизации материала урока, повторения или закрепления лексических единиц и грамматической структуры языка, контроля и самоконтроля знаний. Интерактивная доска позволяет работать без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. Все необходимые действия можно проделывать непосредственно на экране посредством специального маркера или даже пальца. Учитель не отвлекается от урока для проведения необходимых манипуляций за компьютером. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала. Вместе с интерактивной доской SMART Board поставляется программное обеспечение SMART Notebook. Оно позволяет создавать записи, которые могут включать различные виды информации (тексты, видео, схемы, таблицы, знаки, рисунки). Программное обеспечение обладает такими возможностями:

При объяснении грамматического материала (например, составление различных типов предложений) использование разноцветных карандашей помогает выделить главное, заострить внимание на употреблении нужной формы смыслового глагола и местоположении вспомогательного в предложении.

На экране можно запечатлеть ход мыслей, зафиксировать порядок работы и, при необходимости, есть возможность вернуться к началу изложения или более сложному аспекту материала урока

На одном слайде можно разместить несколько кадров данного урока и проследить ход мысли. [11]

В программе имеется большая коллекция готовых тематических картинок, которые также можно использовать на уроках введения, закрепления, активизации и контроля всех видов речевой деятельности обучающихся.

Вывод: Модернизация системы образования открывает новые горизонты и возможности, но в то же время предъявляет повышенные требования к профессиональной компетенции учителя. Задача воспитания учащегося, всесторонне развитого и подготовленного к жизни и взаимодействию в современном информационном обществе, может быть решена только учителем, владеющим современными педагогическими и информационными технологиями. [12]

Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейшей составляющей профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в своей профессионально-педагогической деятельности.

При проведении уроков с использованием ММП следует придерживаться выполнения определённых гигиенических норм: а) при использовании экрана-доски удовлетворительная зона восприятия находится на расстоянии от 2 до 5-6 метров; б) на уроках в начальных классах целесообразно использовать ММП длительностью не более 5-8 минут [7, c. 20].

Для ММП лексических явлений на младшей и средней ступенях обучения применяют следующие приёмы:

1) семантизация существительных путём демонстрации изображения обозначаемых предметов на экране с помощью компьютера и проектора, многократного повторения слова изолированно и ситуативно связанном предложении;

2) семантизация глагола с помощью мультимедийных средств на основе иллюстративных движений или действий анимированными и анимационными картинками;

3) семантизация прилагательных путём демонстрации изображений различных предметов, имеющих ярко выраженное качество (цвет, форму, рисунок, узор);

4) семантизация числительных с использованием мультимедийных картинок с различным числом предметов или самих предметов;

5) семантизация наречий с помощью различных указателей (часов - рано /поздно; географической карты - близко / далеко и т.п.)

6) введение предлогов с использованием соотнесения предметов.

Для формирования грамматических навыков чаще используют ММП со схемами и структурами тех или иных грамматических форм [11, c.4-7].

Использование на уроках таких программ как Microsoft Power Point (анимационные конспекты), Microsoft Office Word и Microsoft Office Excel (раздаточный материал) позволяют: разгрузить учителя, увеличить заинтересованность учащихся в предмете, более наглядно подать материал за счет использования анимации, увеличить эмоциональные составляющие, повысить темп урока, обеспечить обратную связь, осуществить быстрый поиск нужной информации.

Роль учителя - адаптировать собранный материал по изученной теме и языковому уровню учащихся, применить компьютерные технологии при введении новой темы или ее завершении, контроле, участии в проектах, тестировании, самотестировании, учебных играх, подготовке дидактических материалов.

На видеокурсах, которые являются прекрасным дополнением к содержанию урока, показаны социокультурные реалии: мимика и жесты, одежда, окружающая обстановка. Кроме того, на базе этих видеокурсов, учитель может провести различные ролевые игры и организовать дискуссии, диспуты с целью повторения пройденного лексического материала. Записаны тексты и задания для аудирования, песни, рифмовки, упражнения для работы над произношением [12, c. 68-73].

Учитель может использовать разработки, созданные самостоятельно. Преимущества проектной работы известны уже давно и используются в методике преподавания различных школьных предметов, в том числе и русского языка. Ребята с удовольствием подключаются в творческий исследовательский процесс, ведь проекты - это личностно-ориентированный вид работы, так как они пишут о себе, своей семье, доме, увлечениях. При подготовке проекта они изучают интересные для себя темы, пишут, роются в справочниках, разговаривают с другими людьми, ищут фотографии и рисунки даже самостоятельно делают аудио и видеозаписи. Сообщая и показывая при этом другим о себе и окружающим мире на неродном языке, учащиеся открывают для себя ценность русского языка как языка международного общения. Выполнение и презентация проектов дает ребятам с разным уровнем владения языком возможность выступить и высказаться по определенной теме, что способствует развитию у учащихся познавательной активности, воображения, самодисциплины, навыков совместной деятельности [13, c. 5-8].

Вывод: Образовательная и воспитательная ценность применения ММП состоит в том, что они способствуют развитию познавательной активности, воображения, а также навыков совместной деятельности у учащихся и умений работать на компьютере, дают возможность на практике использовать знания и методы, взятые из других областей, оживляют урок и делают его доступным для восприятия.

По мнению Е.С. Полат задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого ученика, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача преподавателя - активизировать познавательную деятельность школьников в процессе обучения русскому языку как неродном. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучаемых. [13]

Эффективность воздействия учебного материала на ученика во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность мультимедийных презентаций делает их яркими, убедительными и способствует интенсификации процесса усвоения материала. Презентации позволяют воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую и эмоциональную. Мультимедийная презентация представляет собой обширный материал для общения на иностранном языке, являясь основой для монологической речи, то есть дает прекрасную возможность реализовать коммуникативную функцию языка. [14 c.38]

Мультимедийная презентация - это эффективный прием при развитии и совершенствовании монологического высказывания, так как в процессе своего выступления ученик имеет возможность использовать ключевые слова, иллюстрации, схемы, которые он разработал. Это позволяет делать сообщение последовательно, развернуто, выразительно, с достаточной скоростью, без необоснованных пауз между фразами [15, c. 2].

Использование мультимедийных презентаций на занятиях по русскому языку позволяет ученикам логически правильно строить свое выступление, то есть формирует умение монологического высказывания. Это позволяет им научиться выражать законченную мысль, имеющую коммуникативную направленность, логически рассуждать, сопоставлять, научиться высказываться в пределах конкретной заданной темы. Использование мультимедийных презентаций на занятиях позволяет: повысить мотивацию учеников, использовать большое количество иллюстративного материала, интенсифицировать занятие, вовлечь учеников в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков [16].

ММП обладают огромными, почти неограниченными графическими и цветовыми возможностями, что позволяет представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. [17]

Это особенно важно: а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на экране позволяют ассоциировать фразу на неродном языке непосредственно с предметом или действием; б) при изучении грамматического материала красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.

Мультимедийные презентации - это качественно новый подход в изучении языков. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учениками и проводить занятия на новом уровне. [18] Это еще и стимул к развитию интереса школьников к изучению русского языка. Учащиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Презентации можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает создавать для каждого ученика своеобразный «банк ситуаций успеха», т.е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем, покорителем трудной вершины, первопроходцем. Часто ученик, уровень обученности которого русскому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха, пусть маленькой, но его личной победы, за счет которой он может самоутвердиться в своих глазах и в глазах сверстников.

Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения русским языком. [19]

Мультимедийная презентация представляет собой обширный материал для общения на русском языке, являясь основой для монологической речи, то есть дает прекрасную возможность реализовать коммуникативную функцию языка.

Вывод: Современное интерактивное обучение готовит учащихся к использованию русского языка в реальной жизни. Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении русскому языку как неродному значительно повышает качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению русского языка со стороны ребят и наблюдается тесное сотрудничество между учителем и учащимися. [20]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью исследования работы является процесс формирования знаний, умений и навыков русской речи при использовании системы интерактивных заданий и мультимедийных технологий на уроках русского языка как неродного.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

Провести анализ состояния проблемы использования интерактивных мультимедийных технологий в средней школе при обучении русскому языку как неродному. Определить компоненты интерактивных, мультимедийных технологий и условий их эффективного использования.

Определить роль и место интерактивных упражнений и мультимедиа технологий в процессе обучения русскому языку как неродному.

Разработать эффективную стратегию обучения русскому языку как неродному с использованием интерактивных и мультимедийных технологий с опорой на родной язык слушателей.

Для решения поставленных задач мной использовались следующие теоретические методы исследования: изучение и анализ научной, учебной, методической литературы по проблеме использования интерактивных и мультимедийных технологий.

Новизна опыта обусловлена следующим: обоснована эффективность использования интерактивных упражнений и мультимедийных технологий в процессе обучения русскому языку как неродному, разработана система практических методов и приемов работы с использованием интерактивных и мультимедийных технологий.

Практическая значимость опыта: определены практические методы и приемы использования интерактивных, мультимедиа-технологий при обучении разным видам речевой деятельности. Предложены конкретные методы и приемы использования интерактивных и мультимедиа-технологий.

Современное обучение русскому языку как неродному должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе. В процессе обучения учащиеся должны не только овладеть установленной системой научных знаний, умений и навыков, но и развивать свои познавательные способности и творческие силы. Для этого необходимо, чтобы в школе особое место занимали такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологии интерактивных и мультимедийных форм обучения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. aleshko.ucoz.kz/publ/3-1-0-26- статья «Технологии интерактивного обучения» (авторы - А.Р. Лебединская, кандидат физико-математических наук, доцент; А.А. Петина, преподаватель ГОУ СПО Ростова - на-Дону)

2. mon.gov.ru/dok/akt/6591/- национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» school-collection.edu.ru/

3.Васильева Ф.И, Лихошерст Н.В. Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2006.

4.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. / Маркова А.К.- М.: Просвещение. - 1983. -96 с

5.Зобернюс О.П. Парная и групповая работа на уроках русского языка. //Русский язык в школе// 2008, № 7.

5.Коротаева Е.В. Психодидактика интерактивного обучения. //Русский язык в школе// 2008, № 8.

6.Безручко В.Т. Презентации PowerPoint. / Безручко В. Т.- M.: Финансы и статистика, 2005

7.Пасов Е.И. Классификация упражнений при обучении говорению / Пасов Е.И. Иностранный язык в школе. - 1977. - № 5.

8.Кисунько Е. И., Музланова Е. С. Интерактивное обучение учащихся с использованием компьютерных технологий // Кисунько Е.И., Музланова Е.С.- Изд. дом Первое сентября. -2007.- №16. С.5-8.

9.Муковникова Е. В. Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов в школе // Муковникова Е. В.- Английский язык, Изд. дом Первое сентября.- 2008.- №4. С.4-7.

10.Пыхова Е.К. Советы по созданию ученических (и не только) компьютерных презентаций

11.Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS "PowerPoint 2002. / Ястребов Л.И. Вопросы Интернет образования. - 2007. -

12.Денисова Ж.А., Денисов М.К. Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием. // Денисова Ж.А., Денисов М.К.- Иностранные языки в школе. -2008. - № 3.

13.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Полат Е.С. - М.: Педагогика, 2004.

14.Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам // Беляева Л.А., Иванова Н.В. Иностранные языки в школе. -2008.- №4. С.36-40.

15.Сысоев П.В., Евстигнеева М.Н. Современные учебные Интернет-ресурсы в обучении // Сысоев П. В., Евстигнеева М.Н. - Иностранные языки в школе. - 2008.- №6. С.2-9.

16.Коптюг H.M. «Интернет-проект - важный элемент мотивации учащихся». // Коптюг H.M. Иностранные языки в школе. - 2008.- № 5. - С. 29-32

17.Кораблёв А.А. Непрерывное образование // Кораблёв А. А.- Школа. - 2006. №2. - С. 34-36

18. Азимов Э. Г. Использование компьютера в обучении русскому языку как иностранному / Э. Г. Азимов. -- М . : Рус. яз., 1989. -- 78 с.

19. Миловидова О. В. Моделирование процесса коммуникативно-прагматического обучения иностранному языку в формате русско-финского сетевого диалога / О. В. Миловидова // Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетр. -- СПб., 2006. -- № 1. -- С. 135-138.

20. Бовтенко М. А. Компьютерная лингводидактика: учеб. пособие: [для студентов, аспирантов, преподавателей-филологов] : по направлению 520300 и специальности 021700 «Филология»" / М. А. Бовтенко.- М.: Флинта: Наука, 2005. -- 215 с.

27


© 2010-2022