Урок - творческая мастерская Поэма А. А. Блока - «гимн или реквием?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Заключительный урок литературы по поэме А.А. Блока «Двенадцать» в 11 классе на конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов «Лучший современный урок (занятие)»

Тема: Поэма А.А. Блока - «гимн или реквием… »?

Технология организации обучения: творческая мастерская.

Цели урока:

  • донести до учащихся основную мысль: поэма «Двенадцать» - сложнейшее символическое произведение, созданное из реалий, из которых складывалась реальная «музыка революции»;

  • развивать и совершенствовать навыки анализа лиро-эпического текста;

  • продолжить коммуникативное развитие личности через организацию деятельностно - творческого общения учащихся.

  • воспитывать культуру ведения диалога, вхождения в социум.

Ход творческой мастерской

Всем телом, всем сердцем, всем сознанием

- слушайте Революцию.

А.Блок. «Интеллигенция и революция»

Трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день

А.Блок

1-й этап. «Индукция»

Цель этапа: создание эмоционального настроя, включение чувств учеников, создание личного отношения к предмету обсуждения.

Обсуждение смысла первого эпиграфа к уроку.

Слово учителя:

Пожалуй, немного в русской литературе произведений, вызвавших так много споров, разночтений, столь разработанное и, тем не менее, до сих пор неоднозначное, загадочное, сколь поэма Александра Блока «Двенадцать». Обратимся к цитатам современников А. Блока о поэме «Двенадцать».

« Бессмертная как фольклор». ( О.Мандельштам)

«Нельзя и грешно аплодировать революции, как спектаклю. Это бессовестно, безбожно, бесчеловечно». (Ю. А. Айхенвальд)

«Блок глядит на происходящее, как любопытный иностранец. Проходя, он любуется зловещей картиной пожара. (С. Борщевский. Рецензия на журнал «Наш путь»)

Вне России нет для него никаких путей. Не отречется Блок ни от какой России». (Е. Ростин)

«Этой поэме суждено бессмертие». (А.В.Луначарский)

Сам Блок 27 января записал в своем дневнике: «Страшный шум, возрастающий вокруг и во мне. Сегодня я гений».

Поэма Блока была написана в январе 1918г. Это было страшное время: позади 4 года войны, октябрьский переворот и приход к власти большевиков, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента. Интеллигентами того круга, к которому принадлежал Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как гибель русской земли. «Окаянными днями» назвал их Иван Алексеевич Бунин.

Но прошло достаточно времени для того, чтобы осмыслить произошедшее и понять, какие последствия оно может иметь.

Блок воспринимал события как поэт: не столько событийно, рационально, сколько эмоционально. Он призывал: «Слушайте музыку революции. Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию. (А.Блок. «Интеллигенция и революция»). "Музыка - есть сущность мира". Потом Блок скажет: "Революция есть музыка". Потом: "Я смотрел на радугу, когда писал «Двенадцать»".

Давайте и мы вслушаемся и всмотримся в эти звуки и краски…

Цель нашего урока: услышать ту музыку революции, которую передал нам поэт, увидеть события переломного времени и суметь расслышать голос автора.

Просмотр видеозаписи «Музыка революции»

Учитель:

В психолингвистике существуют такие понятия, как анестизия и синестезия.

Отсутствие эмоций, чувств - бесчувственность называется АНЕСТИЗИЯ.

Смешение чувств на основе слуховых, зрительных ассоциаций, например: слышим звук - видим цвет - представляем образ носит название СИНЕСТЕЗИЯ.

- Каким событиям посвящена поэма?

-Какие герои воплощают авторскую идею?

- Какие цвета мы увидели и какие звуки услышали в поэме? Подумайте, каково их символическое значение

2-й этап. «Самоконструкция»

Цель этапа: реконструкция позволяет из полученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необходимо предъявить группе или всем участникам мастерской.

Действия учащихся: называют события, темы, героев. На основании данных ответов заполняется таблица:

События

Герои

Цвет

Звуки

Октябрьская революция

Судьба интеллигенции

Судьба духовенства

Отношение к буржуазии

Разрушение старого мира

Трагическая судьба Катьки

Душевные страдания убийцы Петрухи

Двенадцать красноармейцев

вития

Товарищ поп

Буржуй на перекрестке, пес безродный

Уж мы плакали, плакали…

Катька

Петька

Черный

Белый

Красный

Кровавый

Ветер

Голоса улицы барыня, старушка, вития, проститутки,

Шаги патруля

Лозунги

Городской романс

Частушки

Плач

Молитва

Сегодня на уроке через 95 лет после написания мы тоже, как и современники Блока, попытаемся ответить на вопрос «Поэма А.А. Блока - «гимн или реквием… »?

Как вы думаете, почему я взяла именно эти понятия?

Учащиеся работают со словарями: выписать значения слов гимн, реквием

Какие ассоциации к словам гимн и реквием у вас возникли?

Гимн - хвала, прославление, приветствие, слава, торжественность.

Реквием - смерть, траур, плач

Обратимся к Толковому словарю Ефремовой

Значение слова гимн в толковом словаре. ... перен. Восторженная хвала; прославление.

реквием, значения слова - Толковый словарь Ефремовой

Значение слова «реквием». Заупокойное католическое богослужение. Многоголосное музыкальное произведение траурного характера для хора с оркестром.

Мистерия - тайный религиозный обряд в честь божества, к участию в котором допускались только посвященные (у античных народов и народов древнего Востока).

Выдвижение учащимися гипотез

Поэма «Двенадцать» - это … , потому что

  • гимн революции, потому что…

  • реквием, потому что…

  • зеркало революции, потому что…

  • пародия на революцию, потому что…

3-й этап «Социализация»

Цель этапа: каждый участник предлагает в группе свою работу, соотнося с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция с опорой на личный опыт.

- Учитель разбивает учащихся на группы, разбивает задание на ряд частных.

Учитель:

Теперь давайте проверим ваши гипотезы о характере поэмы «Двенадцать» на конкретных ее образах с учетом тех средств, которые предлагает нам автор.

Учащиеся работают в группах по заданиям и составляют коллаж для дальнейшей презентации.

Задания:

  1. Составьте словесный портрет образа.

  2. Какие приемы использует автор в их создании (портретные детали, действия, краски, речевую характеристику, звуки и др.)

  3. Подберите строки из поэмы, которые характеризуют этот персонаж.

  4. Подберите иллюстрации из предложенных, которые, с вашей точки зрения, наиболее точно отражают этот образ.

  5. Оцените предложенные высказывания современников А. Блока о данном герое.

  6. Как этот художественный образ помогает раскрыть авторскую идею?

  7. Подтвердите на данном материале одну из гипотез, выдвинутых ранее, о характере поэмы Блока «Двенадцать».

В ноябре 1918 года поэма «Двенадцать» с иллюстрациями Анненкова вышла тиражом 300 экземпляров, который разошелся по предварительной подписке. Издание имело успех, и было издано еще 10 тысяч экземпляров.

Блок Из письма Блока Анненкову: «Многоуважаемый Юрий Павлович. Рисунков к «Двенадцати» я страшно боялся и даже говорить с Вами боялся. Сейчас, насмотревшись на них, хочу сказать Вам, что разные углы, части, художественные мысли - мне невыразимо близки и дороги, а общее - более, чем приемлемо,- т.е. просто я ничего подобного не ждал, почти Вас не зная…»

Образ

Главы

Словесный портрет

Приемы описания

Цитаты из поэмы, характеризующие образ

Иллюстрации к поэме

Высказывания литературоведов, писателей, политиков, современников Блока о персонаже

Вывод - подтверждение гипотезы

4-й этап. «Афиширование»

Цель этапа: оригинальное представление полученного творческого продукта в коллективном исполнении.

Выступления групп.

1 группа. Образ двенадцати красноармейцев

Образ

Двенадцать красноармейцев

Главы

2, 3, 7, 11 главы

Словесный портрет

Герой поэмы Блока, обозначенный сокральным числом, - это «рабочий народ», люди, которых поднял с самых низов вихрь истории. Их ведет вперед «черная злоба»- «святая злоба» к «страшному» миру. Они идут уверенным, ничем и никем не сбиваемым шагом. Они слились с кровавым вихрем революции, «ко всему готовы, ничего не жаль. С одной стороны, эти люди в рваных пальтишко готовы жизнь отдать за неясные пока цели революции, готовы исполнить свой долг. Они идут вперед державным шагом, полные решимости раздуть мировой пожар на «всем божьем свете».С другой стороны, это буйная вольница, даже внешне они напоминают уголовников. Они неуправляемы, подвержены непредсказуемым чувствам и поступкам. «Эх, эх, позабавиться не грех!» (7 гл.). Они идут без имени святого, «ко всему готовы»: к грабежу, убийству, насилию). Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов революционной идеи. Им поручено великое дело - защищать революцию, хотя их путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности

Приемы описания

На данный момент эти защитники революции не видят ничего перед собой: впереди тьма, над ними - "черное, черное небо", в груди - "черная злоба, святая злоба".Обилие черного в этой поэме можно трактовать не только как символическое отображение темного, злого начала, но и как хаос, победу стихийных сил не только в мире, но и в человеке. Возможно, именно стихийные силы нашли свое проявление и воплощение в отряде из двенадцати человек. Бывшие каторжники, "голытьба", нынче они - защитники революции. Черный цвет символизирует и бездуховность, внутреннюю пустоту этих людей, которые отреклись от всего, что было для них святым.

Цитаты из поэмы, характеризующие образ

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни,

Кругом - огни, огни, огни…

В зубах - цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Как пошли наши ребята

В красной гвардии служить-

Буйну голову сложить!

Эх ты, горе-горькое,

Сладкое житье!

Рваное пальтишко,

Австрийкое ружьё!

И идут без имени святого

Все двенадцать - вдаль.

Ко всему готовы,

Ничего не жаль...

Эх, эх, позабавиться не грех!

Злоба, грустная злоба.

Кипит в груди

Чёрная злоба, святая злоба…

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Товарищ, винтовку держи, не трусь!

Пальнём-ка пулей в Святую Русь…

Вперед, вперед

Рабочий народ!

Иллюстрации к поэме

Анненков, Альтман

Высказывания литературоведов, писателей, политиков, современников Блока о персонаже

Идут убийцы и громилы, люди все знакомые - воротник рубахи отвернут, красная звезда, торчит невинно кончик Нагана. (Эренбург)

В "Двенадцати" воплощена самая анархическая и самая кровавая сторона нашей революции. Это разбойники, которым их "социалистическое отечество" дало полную власть и обеспечило полную безнаказанность. (Е. Ростин)

"А я у каждого красногвардейца вижу ангельские крылья за плечами". (А.Блок).

Вывод - подтверждение гипотезы

2 группа Петька - Ванька - Катька

Образ

Петька - Катька

Главы

Главы 4, 5, 6, 7,8

Словесный портрет

Петруха - один из двенадцати красноармейцев. Петька с товарищами из красногвардейского патруля, намереваясь расправиться с Ванькой («был Ванька наш, а стал солдат", да еще отбил Катьку у Петрухи), нечаянно убил Катьку. Этот самосуд совершился стихийно, под влиянием стихийных чувств: любви, ревности, "черной злобы", ненависти к буржуям. Красногвардейцы находятся во власти этих стихий. Революция дала выход своеволию, возможности сводить личные счеты. Петруха потрясен до глубины души делом своих рук: целился в разлучника, "буржуя" Ваньку, а попал в Катю. Петька обращается к товарищам за помощью. Однако его раскаивание вызывает в товарищах сначала жалость, а потом злобу и ожесточение. Петруха, устыженный товарищами, ощущает неуместность своих страданий. Он действует, чтобы заглушить угрызения совести. «Он пять повеселел». Блок точно ощутил то страшное, что вошло в жизнь - полное обесценивание человеческой жизни, которое не охраняет больше никакой закон: никому даже в голову не приходит, что за убийство Катьки кому-то придется отвечать. Нравственные понятия обесценились, недаром после гибели Катьки начинается разгул, теперь все дозволено: « Запирайте етажи, нынче будут грабежи»).

Приемы описания

Блок дает той, что пала так низко, что даже каторжники презирают ее, такое светлое имя: Катерина значит «чистая». Катьку можно рассматривать как Коломбину, тогда Петруха превращается в Пьеро, а все происходящее в Петрограде начинает напоминать кукольную комедию в балаганчике. Тогда становятся понятными неуклюжие движения игрушек, которых дергают за ниточку невидимые руки. Частушки в третьей главе и балаганный стих в четвертой лишь усиливают это впечатление.

Цитаты из поэмы, характеризующие образ

В кружевном белье ходила -
Походи-ка, походи!
С офицерами блудила -
Поблуди-ка, поблуди!
Гетры серые носила,
Шоколад Миньон жрала...

У тебя на шее, Катя,
Шрам не зажил от ножа.
У тебя под грудью, Катя,
Та царапина свежа!

Ох, товарищи, родные,

Эту девку я любил...

Ночки черные, хмельные

С этой девкой проводил...

Из-за удали бедовой

В огневых ее очах,

Из-за родинки пунцовой

Возле правого плеча,

Загубил я, бестолковый,

Загубил я сгоряча... ах!

Иллюстрации к поэме

Катя была своей среди красногвардейцев. Она по-своему тоже "приняла" революцию и, кто знает, не была ли заводилой среди тех уличных девиц, которые на своем собрании "обсудили - постановили" свои профессиональные дела. На рисунке Анненкова у Кати на груди - красный флажок. Эта подробность, конечно, не могла остаться не замеченной Блоком при обсуждении рисунков и он не возразил против нее, а может быть, и сам подсказал ее.

Катя - порождение старого мира и вместе - жертва его. Не случайно на том же рисунке рядом с Катей скалит зубы все тот же паршивый пес, символически знаменующий скверну старого мира. Бессмысленная гибель этой простой, страстной и доброй "русской девки", как и трагедия невольного ее погубителя, это то, чем мстит старый мир

Высказывания литературоведов, писателей, политиков, современников Блока о персонаже

Петруха - живой, полнокровный человеческий характер, изображенный с глубоким сочувствием к его личной драме ( Владимир Орлов)

В письме к Ю.Анненкову Блок дополнил ее портрет выразительными деталями: это - "здоровая, толстомордая, страстная, курносая русская девка; свежая, простая, добрая - здорово ругается, проливает слезы над романами, отчаянно целуется... "Толстомордость" очень важна (здоровая и чистая, даже - до детскости)»

Вывод - подтверждение гипотезы

3 группа. Образ Христа

Образ

Образ Христа

Главы

Глава 12

Словесный портрет


  • 1 глава: «На всем божьем свете».

  • 2 глава: «Крестом сияло…», «Святая злоба», «свобода без креста», пальнем-ка пулей в Святую Русь».

  • 3 глава: «Господи, благослови».

  • 5 глава: «Эх, эх, согреши, будет легче для души…»

  • 7 глава: «…позабавиться не грех…»

  • 8 глава: «Упокой, господи, душу рабы твоея…»

  • 10 глава: «Ох, пурга какая, спасе!» «Отчего тебя упас золотой иконостас?»

  • 11 глава: «И идут без имени святого…»

Таким образом, Христос присутствует на протяжении всей поэмы, сознательно или невольно к нему обращаются все герои, даже если и отказываются от него.

Иисус Христос символизирует в этой поэме не церковь и даже не христианство, а начало Нового Времени, в котором мытари и блудницы станут праведниками, потому что Сын Божий Христос - надежда грешников. Блок верил, что пожар революции, уничтожая страшный старый мир, спасет, вернет человека.

Приемы описания

В поэме нет явления Христа, его портрета, он невидим. Но он явно присутствует.

К Христу обращены вопросы патруля: « Кто этот невидимый «Кто»? «…ходит беглым шагом, хоронясь за все дома»? «…машет красным флагом»? «Кто в сугробе…»? Этот «незримый враг» - Иисус Христос. А в вопросах слышны угрозы, неуверенность, страх, сомнения. И чтобы убить свои сомнения и страх, они стреляют. Сначала «…пальнем-ка пулей в Святую Русь», а потом и в самого Господа Бога.

Петруха называет имя незримого врага - Спаса. «Спасе» в поэме - это и спаси, и спаситель. На иконах XII-XV веков Христос изображался под именем Спас.

В создании образа Христа Блок использует белый цвет - в противоположность красноармейцам - цвет чистоты и непорочности и красный (флаг в руках Иисуса). Но это может рассматриваться как цвет крови, пролитой во имя революции

Цитаты из поэмы, характеризующие образ

- Кто там машет красным флагом?
- Приглядись-ка, эка тьма!
- Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?

...Так идут державным шагом -
Позади - голодный пес,
Впереди - с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной поступью жемчужной,
В белом венчике из роз -
Впереди - Иисус Христос.

Иллюстрации к поэме

Многие художники пытались изобразить в своих рисунках блоковского Христа. Своеобразное решение темы находим мы в иллюстрациях Натана Альтмана, который не только представил Христа в солдатской шинели, в ботинках и обмотках, приблизив его тем самым к облику красногвардейцев, но и "венчику из роз" поверх головы Христа придал нечто тернистое, нечто смахивающее на скрученную кандальную цепь.

Высказывания литературоведов, писателей, политиков, современников Блока о персонаже

Мне тоже не нравится конец «Двенадцати». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос». (А.Блок)

А.В. Амфитеатров: «Никогда до «Двенадцати» Блок не кощунствовал бесстыдно, не славословил Зверя, богохульно именуя его именем Христовым».

Ю. Никольский: «Двенадцать красноармейцев, блудящие без креста среди петербургской метели, это ведь не коммунисты, это русские люди, в безумье своем провозгласившие в 1917 году над собой царство Ленина. И тот с нежной поступью Христос у Блока поднялся над вьюгами в белом венчике из роз, символ кристально белой России. Многие говорят: почему он с красным флагом? И обманываются, подобно красноармейцам. Флаг не красный, а кровавый, намокший в человеческой крови, флаг страдания: ведь красноармейцы сами видят «провокацию» и стреляют в Христа!»

А.М.Горький: Блок сделал ошибку полуверующего лирика, поставив Христа во главе «Двенадцати»

Роль персонажа

Появление Христа в финальной строке никак не мотивировано предшествующим текстом. Из хаоса рождается гармония. Этот образ Христа - антитеза псу-волку как символу зла и старого мира, образ, воплотивший в себе идеал добра и справедливости. Христос как бы приподнят над бытом и над событиями. Он - воплощение гармонии и простоты, о которой подсознательно тоскуют герои Блока.

Духовно слепым «двенадцати» не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом «товарищ», но вместе с тем стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то «черное», что несет с собой революция, есть в ней и «белая» правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.

Вывод - подтверждение гипотезы

5-й этап. «Разрыв»

Цель этапа: кульминация творческого процесса - «разрыв». Это озарение, новое видение предмета, внутренне осознание участниками Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

Действия учащихся. Закрепляют и применяют полученные знания. Происходит «проверка» правильности выдвинутой гипотезы.

Учитель: В конце урока хочется обратиться ко второму эпиграфу нашего урока.

Трудное надо преодолеть, а за ним будет ясный день ( А.Блок)

В чем же глубинный смысл поэмы «Двенадцать» и образа, за которым идут апостолы новой веры?

Глубинный смысл явления Христа народу состоял как раз в том, что Христос пришел, по его собственным словам, не к праведникам, а к грешникам: « Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( МФ., 9,13). Из сказанного можно было бы сделать вывод, что Христос мог бы возглавить только раскаявшихся, как Он сказал раскаявшемуся разбойнику, распятому рядом с ним: « Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

Однако, чтобы возглавить, надо явиться, но именно явления Христа народу в поэме Блока вообще нет! Ведь как бы идущие за Ним двенадцать даже не подозревают о Нем, для них Он остается «невидим».

Кто Его увидел за снежной русской метелью, преобразившей его терновый венец в « белый венчик из роз»? Разумеется, Христос был виден только самому поэту: «Чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа». Человек, как выясняется, слаб, слеп, злобен, завистлив, мстителен, корыстолюбив, он, наконец, распял самого Христа рядом с разбойниками! Но именно для такого человечества Христос является Спасителем.

В связи с нашим разговором о финале поэмы А.Блока «Двенадцать» уместно вспомнить притчу «Четыре свечи».

Притча «Четыре свечи»
Урок - творческая мастерская Поэма А.А. Блока - «гимн или реквием? Урок - творческая мастерская Поэма А.А. Блока - «гимн или реквием?Урок - творческая мастерская Поэма А.А. Блока - «гимн или реквием?Урок - творческая мастерская Поэма А.А. Блока - «гимн или реквием?

- Четыре свечи медленно горят
- Первая свеча сказала: «Я МИР!
Но никто не поддерживает мой огонь. Думаю, что я погасну».
Пламя стремительно уменьшается и свеча гаснет.

Вторая свеча сказала: «Я ВЕРА! Во мне больше нет нужды, поэтому мне нет смысла гореть».
Как только она перестала говорить, дунул легкий ветерок и погасил ее.

Затем, грустным голосом начала говорить третья свеча:
«Я ЛЮБОВЬ! У МЕНЯ НЕТ БОЛЬШЕ СИЛ ГОРЕТЬ. Люди отвергают меня и не понимают всей важности моего существования. Они даже забывают любить своих ближних».
И она гаснет.

ВДРУГ... Малыш заходит в комнату и видит, что три свечи не горят.
«ПОЧЕМУ ВЫ ПОГАСЛИ? ВЫ ДОЛЖНЫ СГОРЕТЬ ДО САМОГО КОНЦА».
Сказав это, мальчик заплакал. ЗАТЕМ ЧЕТВЕРТАЯ СВЕЧА СКАЗАЛА:
«НЕ ПЛАЧЬ, ПОКА Я ГОРЮ, МЫ СНОВА МОЖЕМ ЗАЖЕЧЬ ДРУГИЕ СВЕЧИ,
Я - НАДЕЖДА».
С РАДОСТЬЮ В ГЛАЗАХ РЕБЕНОК ВЗЯЛ СВЕЧУ НАДЕЖДЫ И ЗАЖЕГ ОСТАЛЬНЫЕ СВЕЧИ.

Огонь надежды никогда не должен гаснуть в вашей жизни, чтоб в жизни каждого из нас были Надежда, Вера, Мир и Любовь !!!!

6-й этап. «Рефлексия»

Цель этапа: происходит осмысление не столько процесса творчества, проектирования, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллектуального и эмоционального движения.

Учитель:

  1. Блок писал, что ему очень хотелось бы, чтобы его творение прочитали через много лет. Что нового о поэте удалось почувствовать сегодня, читая его лучшую, по признанию самого автора, поэму?

  2. Какую музыкальную форму можно было бы применить к личности Александра Блока?

  3. Что показалось вам нераскрытым?

  4. Что кажется вам особенно удачным на уроке? Что взяли бы на другие уроки?

Спасибо за сотрудничество!

© 2010-2022