- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Понятие об имени прилагательном. Повторение изученного в 4-м классе
Понятие об имени прилагательном. Повторение изученного в 4-м классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Жакбалеева Т.М. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык. Класс 5
Базовый учебник: Русский язык. Практика. Под редакцией Купаловой А.Ю., Дрофа, 2010; Русский язык. Теория. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Дрофа, 2012.
Тема урока: Имя прилагательное как самостоятельная часть речи.
Цель урока: Повторение ранее изученного о морфологических признаках имени прилагательного, его синтаксической роли в предложении.
Задачи урока:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными в 4 классе; обобщить материал как систему знаний;
развивающие: развивать интерес к предмету, к творчеству поэта Н. М. Рубцова; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение классифицировать и обобщать изучаемые факты;
развивать коммуникативные навыки; развивать познавательный интерес;
воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.
Тип урока: Урок повторения знаний.
Оборудование: видео о прилагательном, мультимедийная физминутка, портрет Н. М. Рубцова, дидактические карточки с заданиями.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
2
3
4
5
1
Организационный момент.
Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку. Создаю настрой на урок.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные: самоопределения.
2
Мотивация учебной деятельности.
Предлагаю прочитать цитату французского философа Пьера Буаста: Образование - клад, труд - ключ к нему (слайд №1) и объяснить смысл высказывания.
Фронтальная работа.
Дают объяснения.
Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные:
общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
3
Проверка домашнего задания.
Я уверена, что на уроке вы добросовестно потрудитесь, добывая знания.
Делю класс на 2 группы, каждой из которой предложено своё домашнее задание. Проверяем его. 1)Работа на карточках на правило О-Е после
По одному из группы работают у доски, выделяют орфограммы.
В это время с остальными провожу игру «Найди ошибку».
Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные:
общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной формологические - построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: управление своим поведением и поведением партнёра.
шипящих и ц в окончаниях существительных. 2)Работа с карточками на употребление ь на конце существительных после шипящих.
4
Использование мотивирующего приёма.
Постановка цели.
Предлагаю прочитать отрывок из стихотворения. Из какого стихотворения? Слова какой части речи пропущены? (слайд №2-отрывок из «Тихая моя родина» Н. Рубцова)
Прочитаем восстановленный вариант (слайд №3). Попробуем сформулировать тему урока (слайд №4)
Выдвигают версии. Определяют, что пропущены имена прилагательные.
Формулируют тему урока
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: общеучебные - поиск и выделение информации; логические - умение находить ответы на вопросы, используя свои знания.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение оформлять свои мысли в устной форме.
5
Актуализация имеющихся знаний.
Как изменился текст?
Встречались мы с именами прилагательными раньше?
Что вы знаете о них?
(на доску помещаются таблички) Видео ролик об имени прилагательном.
Работают в паре. Сообщают свои знания о части речи.
Познавательные: общеучебные: поиск информации; логические - анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
6
Постановка учебной задачи.
Предлагаю, опираясь на записи, определить цель и задачи урока.
(слайд №5)
(направляю детей по верному пути, целенаправленно задавая вопросы)
Выдвигают версии.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.
Познавательные: общеучебные - поиск и выделение информации; логические - построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные: постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации; умение оформлять свои мысли в устной форме.
7
Динамическая пауза
Включаю мультимедийную физминутку
Все с удовольствием выполняют физминутку.
Личностные: ориентация в социальной роли.
8
Применение знаний при решении практических задач.
1) Закрепление умений определять морфологические признаки прилагательного.
Я говорю словосочетание, дети определяют род, число, падеж.
(Об интересной лекции, спелому яблоку, позднюю осень, золотая рожь)
Определите род, падеж и число имени существительного. Что можно сказать об этих морфологических признаках прилагательного?
Вновь обратимся к творчеству Н. М. Рубцова. Выпишите словосочетания с прилагательными. (Карточки)
Определить род имён существительных: тюль, толь, шампунь, кофе. Прочитайте словосочетания с прилагательными. Какой вывод сделаете? (Карточки)
2) Закрепление умений использования имён прилагательных при составлении предложений.
По цепочке выполняют работу у доски, выделяют окончания прилагательных. Дают оценку каждой работе.
Повторяют, что имена прилагательные согласуются с именами существительными.
Выписывают словосочетания из строф (по вариантам). Работают в паре. Проверяют по образцу.
Выводят правило о роли имени прилагательного.
Познавательные: общеучебные - поиск и выделение информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические - анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепочки рассуждений.
Коммуникативные: учебное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка действий партнёра, владение монологической речью.
Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция, саморегуляция, оценка результатов работы.
Личностные: оценивание усваиваемого содержания.
Знакомить с книгой «Пословицы русского народа».
3) Загадки.
Имена прилагательные активно используются и в фольклоре.
*Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
(Термос)
*На нежном склоне
Черные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(Буквы)
* Гладкое, полосатое,
Мягкое и лохматое.
Всегда ты со мною,
Когда руки мою.
(Полотенце)
4) Повторение знаний о синтаксической роли.
Разберите предложение по членам.
Проверяют, зачитывая свои предложения.
Отгадывают загадки, называют прилагательные.
Работают в паре, подчеркивают части речи.
Один обучающийся разбирает предложение у доски.
9
Рефлексия деятельности.
Смогли ли мы решить поставленные задачи?
Дадим ещё раз определение имени прилагательному.
Попробуйте изобразить имя прилагательное в рисунке.
Закончим урок высказыванием А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».
Как его понимаете?
Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят задачи с результатами.
Рисуют, объясняют.
Анализируют слова писателя.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.
10
Домашнее задание
Предлагаю на выбор два упражнения (574, 575). Объясняю задание.
Записывают выбранное упражнение.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: выбор способа действия
Коммуникативные: постановка вопросов; способы взаимодействия с учителем.
11
Оценивание
Оцениваю учеников словесно и качественно в зависимости от успеха на уроке.
Задают вопросы.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество.