Понятие об имени прилагательном. Повторение изученного в 4-м классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока


Предмет: Русский язык. Класс 5

Базовый учебник: Русский язык. Практика. Под редакцией Купаловой А.Ю., Дрофа, 2010; Русский язык. Теория. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д., Дрофа, 2012.

Тема урока: Имя прилагательное как самостоятельная часть речи.

Цель урока: Повторение ранее изученного о морфологических признаках имени прилагательного, его синтаксической роли в предложении.

Задачи урока:

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными в 4 классе; обобщить материал как систему знаний;

развивающие: развивать интерес к предмету, к творчеству поэта Н. М. Рубцова; развивать навык безошибочного письма, правильного выделения орфограмм; развивать речь, умение классифицировать и обобщать изучаемые факты;

развивать коммуникативные навыки; развивать познавательный интерес;

воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, любви к русской природе; формировать правильное отношение к слову.

Тип урока: Урок повторения знаний.

Оборудование: видео о прилагательном, мультимедийная физминутка, портрет Н. М. Рубцова, дидактические карточки с заданиями.


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1

Организационный момент.

Приветствую учащихся, проверяю их готовность к уроку. Создаю настрой на урок.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные: самоопределения.

2

Мотивация учебной деятельности.

Предлагаю прочитать цитату французского философа Пьера Буаста: Образование - клад, труд - ключ к нему (слайд №1) и объяснить смысл высказывания.

Фронтальная работа.

Дают объяснения.

Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные:

общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

3

Проверка домашнего задания.

Я уверена, что на уроке вы добросовестно потрудитесь, добывая знания.

Делю класс на 2 группы, каждой из которой предложено своё домашнее задание. Проверяем его. 1)Работа на карточках на правило О-Е после

По одному из группы работают у доски, выделяют орфограммы.

В это время с остальными провожу игру «Найди ошибку».

Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные:

общеучебные - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной формологические - построение логической цепочки рассуждений. Коммуникативные: управление своим поведением и поведением партнёра.



шипящих и ц в окончаниях существительных. 2)Работа с карточками на употребление ь на конце существительных после шипящих.



4

Использование мотивирующего приёма.

Постановка цели.









Предлагаю прочитать отрывок из стихотворения. Из какого стихотворения? Слова какой части речи пропущены? (слайд №2-отрывок из «Тихая моя родина» Н. Рубцова)

Прочитаем восстановленный вариант (слайд №3). Попробуем сформулировать тему урока (слайд №4)

Выдвигают версии. Определяют, что пропущены имена прилагательные.








Формулируют тему урока

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные: общеучебные - поиск и выделение информации; логические - умение находить ответы на вопросы, используя свои знания.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение оформлять свои мысли в устной форме.

5

Актуализация имеющихся знаний.

Как изменился текст?

Встречались мы с именами прилагательными раньше?

Что вы знаете о них?

(на доску помещаются таблички) Видео ролик об имени прилагательном.



Работают в паре. Сообщают свои знания о части речи.

Познавательные: общеучебные: поиск информации; логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

6

Постановка учебной задачи.

Предлагаю, опираясь на записи, определить цель и задачи урока.

(слайд №5)

(направляю детей по верному пути, целенаправленно задавая вопросы)


Выдвигают версии.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные: общеучебные - поиск и выделение информации; логические - построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации; умение оформлять свои мысли в устной форме.

7

Динамическая пауза

Включаю мультимедийную физминутку

Все с удовольствием выполняют физминутку.

Личностные: ориентация в социальной роли.

8

Применение знаний при решении практических задач.

1) Закрепление умений определять морфологические признаки прилагательного.

Я говорю словосочетание, дети определяют род, число, падеж.

(Об интересной лекции, спелому яблоку, позднюю осень, золотая рожь)

Определите род, падеж и число имени существительного. Что можно сказать об этих морфологических признаках прилагательного?

Вновь обратимся к творчеству Н. М. Рубцова. Выпишите словосочетания с прилагательными. (Карточки)

Определить род имён существительных: тюль, толь, шампунь, кофе. Прочитайте словосочетания с прилагательными. Какой вывод сделаете? (Карточки)

2) Закрепление умений использования имён прилагательных при составлении предложений.

По цепочке выполняют работу у доски, выделяют окончания прилагательных. Дают оценку каждой работе.



Повторяют, что имена прилагательные согласуются с именами существительными.


Выписывают словосочетания из строф (по вариантам). Работают в паре. Проверяют по образцу.





Выводят правило о роли имени прилагательного.

Познавательные: общеучебные - поиск и выделение информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; логические - анализ объектов с целью выделения признаков, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: учебное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка действий партнёра, владение монологической речью.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, коррекция, саморегуляция, оценка результатов работы.

Личностные: оценивание усваиваемого содержания.



Знакомить с книгой «Пословицы русского народа».

3) Загадки.

Имена прилагательные активно используются и в фольклоре.

*Я горячее храню,

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю.

(Термос)

*На нежном склоне

Черные кони.

Стоят в ряд,

С нами говорят.

(Буквы)

* Гладкое, полосатое,

Мягкое и лохматое.

Всегда ты со мною,

Когда руки мою.

(Полотенце)

4) Повторение знаний о синтаксической роли.

Разберите предложение по членам.





Проверяют, зачитывая свои предложения.

Отгадывают загадки, называют прилагательные.















Работают в паре, подчеркивают части речи.

Один обучающийся разбирает предложение у доски.


9

Рефлексия деятельности.

Смогли ли мы решить поставленные задачи?

Дадим ещё раз определение имени прилагательному.

Попробуйте изобразить имя прилагательное в рисунке.

Закончим урок высказыванием А. Н. Толстого: «Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задумчивый, как песня над колыбелью».

Как его понимаете?

Осуществляют самооценку своей деятельности, соотносят задачи с результатами.




Рисуют, объясняют.





Анализируют слова писателя.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

10

Домашнее задание

Предлагаю на выбор два упражнения (574, 575). Объясняю задание.

Записывают выбранное упражнение.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: саморегуляция. Познавательные: выбор способа действия

Коммуникативные: постановка вопросов; способы взаимодействия с учителем.

11

Оценивание

Оцениваю учеников словесно и качественно в зависимости от успеха на уроке.

Задают вопросы.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество.


© 2010-2022