Программа курса технологии «Русский язык в алгоритмах»

Воспитать всесторонне развитую личность, умеющую обращаться со словом, словосочетанием, предложением и в конечном счете текстом — основная задача учителя–словесника. Комплексная работа с текстом — одно из инновационных направлений, разрабатываемых в лингвистике и в системе образования, — позволяет  соединять деятельность школьников по выработке практических  навыков грамотного письма  и речевому развитию.             Систематическое и комплексное изучение родного языка на современном этапе должно включать и работу с текстом, что обусловлено необходимостью повысить уровень языковой и речевой компетентности учащихся. Под языковой компетентностью понимается знание системы языка, его единиц (фонемы, графемы, морфемы, словосочетания, предложения), правил их построения. Исходя из этого, целью данной программы считаем: 1)       развитие и совершенствование грамотного письма через повторение, обобщение и систематизацию орфографических и пунктуационных правил; 2)       углубление знаний о лингвистике как  о науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; 3)       овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, класифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций: разграничивать варианты норм и речевые нарушения; 4)       применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения. Программа курса рассчитана на 68 ч.: 34 ч. на повторение и углубление знаний по разделу «Офография» в 10 классе и 34 ч. на повторение и углубление знаний по разделу  «Пунктуация» в 11 классе.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа курса технологии «Русский язык в алгоритмах».

Составитель - учитель русского языка и литературы Селезнева А.А.


Пояснительная записка

Воспитать всесторонне развитую личность, умеющую обращаться со словом, словосочетанием, предложением и в конечном счете текстом - основная задача учителя-словесника. Комплексная работа с текстом - одно из инновационных направлений, разрабатываемых в лингвистике и в системе образования, - позволяет соединять деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевому развитию.

Систематическое и комплексное изучение родного языка на современном этапе должно включать и работу с текстом, что обусловлено необходимостью повысить уровень языковой и речевой компетентности учащихся. Под языковой компетентностью понимается знание системы языка, его единиц (фонемы, графемы, морфемы, словосочетания, предложения), правил их построения. Исходя из этого, целью данной программы считаем:

  1. развитие и совершенствование грамотного письма через повторение, обобщение и систематизацию орфографических и пунктуационных правил;

  2. углубление знаний о лингвистике как о науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях;

  3. овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, класифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций: разграничивать варианты норм и речевые нарушения;

  4. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

Программа курса рассчитана на 68 ч.: 34 ч. на повторение и углубление знаний по разделу «Офография» в 10 классе и 34 ч. на повторение и углубление знаний по разделу «Пунктуация» в 11 классе.

В программе представлены все правила русского языка по орфографии и пунктуации. «Родственные» правила объединены в блоки. Именно так советует изучать русский язык Д.Э.Розенталь. К каждому орфографическому и пунктуационному блоку правил предлагается свой алгоритм применения этих правил на практике - при написании различных слов, словосочетаний, предложений, текстов.

Для закрепления знаний к каждому блоку правил даются разнообразные практические задания:

  • Упражнения;

  • Тесты (с подсказками и без подсказок);

  • Диктанты;

  • Тесты в форме ЕГЭ;

  • Творческие задания, эссе;

  • Самостоятельные работы;

  • Контрольные работы.

После каждого блока правил даются упражнения и задания для контроля и самоконтроля знаний. После разделов «Орфография» и «Пунктуация» даются комплексные задания по всем алгоритмам. Эти задания можно предлагать учащимся как в конце года для проверки усвоенного, так и в начале года для выявления слабых мест в изучении орфографии и пунктуации.

Все практические задания имеют вариативный характер, которые позволяют применять их, учитывая уровень подготовки учащихся.

Целью творческих заданий является не только закрепление орфографических или пунктуационных правил с помощью алгоритма, но и развитие речи ученика. Неотъемлемой частью практикумов являются задания творческого характера, задания по развитию речи, предупреждающие грамматические и речевые ошибки.

Для закрепления теоретического и практического материала учащимся предлагается домашнее задание по тестам Ткаченко Н.Г.

Требования к уровню подготовки учащихся 10-11 классов

Должны знать:

  • Смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи; орфограмма, орфографическое правило, пунктограмма, пунктуационное правило;

  • Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • Орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Должны уметь:

  • Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • Анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы;

  • Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка;

  • Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

Должны владеть коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенциями.

При составлении программы технологии использовалась следующая литература:

1) Владимирова А.В. Русский язык: Орфография и пунктуация в алгоритмах: Практические задания, упражнения, тесты - М.: Эксмо, 2007.

2) Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка: в 2 ч.- М.: Айрис-пресс, 2005.

3) Новиченок И.К. Русский язык: Грамматика в таблицах и схемах. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2004.

4) Лингвистические справочники и словари.

Рабочая программа для 10 класса

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов по теме

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

1-2

Правописание гласных в корне слова

Алгоритм «Правописание гласных в корне слова»

2 ч.

Гласная проверяемая и не проверяемая ударением, корни с чередованием

Уметь дифференцировать гласные в корне слова, отработать навык правописания каждой из этих гласных с учетом исключений

3.

Гласные после шипящих

Алгоритмы: «Буквы И, У, А после шипящих», «И, Ы после свистящего Ц», «О, Е, Ё после шипящих и Ц»

1 ч.

Условия написания А, И, У после шипящих; И,Ы после Ц; О,Е,Ё после шипящих

Уметь дифференцировать условия написания гласных после шипящих и Ц. Отработать навыки работы с алгоритмом

4.

Согласные в корне слова

Алгоритм «Согласные в корне слова»

1 ч.

Систематизировать знания учащихся о правописании согласных в корне слова

Различать проверяемые и непроверяемые согласные

5.

Мягкий знак после шипящих

Алгоритм «Мягкий знак после шипящих в середине и в конце слова»

1 ч.

Правила правописания мягкого знака после шипящих на стыке морфем - корня и суффикса - в середине слова, а также в конце имен сущ-х, кратких прилагательных и действительных причастий настоящего времени, глаголов и наречий

Уметь четко определять часть речи, условия выбора орфограмм

6.

Буквы Ь и Ъ как разделительные знаки

Алгоритм «Буквы Ь и Ъ как разделительные знаки»

1 ч.

Правила правописания в середине и в конце слов

Понимать функции букв Ъ и Ь, которые в русском языке не обозначают звуков

7-8

Правописание приставок

Алгоритм «Правописание приставок»

2 ч.

Знать условия написания приставок на З, С; ПРЕ-, ПРИ.

Уметь применять алгоритм написания

9-12

Правописание суффиксов разных частей речи

Алгоритм № 1 «Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, действительных причастий прошедшего времени, деепричастий совершенного времени»

Алгоритм № 2 «Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени»

Алгоритм № 3 «Правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени»

Алгоритм № 4 «Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, действительных и страдательных причастий и деепричастий совершенного времени»

4 ч.

Написание гласной суффикса, зависящей от формы инфинитива (глаголы, причастия)

Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике

13-15

Н -НН в разных частях речи

Алгоритм № 1 «Н-НН в отыменных прилагательных»

Алгоритм № 2 «Н-НН в отглагольных прилагательных и причастиях»

Алгоритм № 3 «Н-НН в существительных, прилагательных, причастиях и наречиях»

3 ч.

Правила правописания Н-НН для отыменных, отглагольных прилагательных, причастий, наречий

Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике

16-17

Правописание окончаний глаголов

Алгоритм «Правописание безударных личных окончаний глагола»

2 ч.

Правописание личных окончаний глаголов; спряжение глагола

Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике

18-19

Правописание частиц НЕ-НИ

Алгоритм «Правописание частиц НЕ-НИ»

2 ч.

Различать частицы НЕ и НИ, правописание местоимений

Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике

20-22

НЕ слитно-раздельно

Алгоритм № 1 «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными, прилагательными, наречиями на О-Е»

Алгоритм № 2 «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, деепричастиями, причастиями»

Алгоритм № 3 «Слитное и раздельное написание НЕ с отрицательными и неопределенными местоимениями и наречиями»

3 ч.

Слитное и раздельное написание частицы НЕ в разных частях речи

Уметь различать части речи, условия выбора орфограммы, четко следовать шагам алгоритма

23-25

Дефисное написание слов

Алгоритм № 1 «Дефисное и слитное написание имен существительных, прилагательных»

Алгоритм № 2 «Дефисное и слитное написание имен числительных и местоимений»

Алгоритм № 3 «Дефисное, слитное и раздельное написание наречий и служебных частей речи

3 ч.

Части речи, условия дефисного написания в разных частях речи

Уметь различать дефисное и слитное написание сложных слов

26-29

Правописание наречий

Алгоритм № 1 «Суффиксы наречий, мягкий знак в конце наречий на шипящую»

Алгоритм № 2 «Правописание отрицательных и неопределенных наречий. Дефис в наречиях»

Алгоритм № 3 «Слитное и раздельное написание наречий»

Алгоритм № 4 «Н-НН в наречиях, НЕ с наречиями, О-Е в суффиксах наречий»

4 ч.

Правописание слитное, раздельное, дефисное наречий. Н-НН в наречиях, суффиксы наречий

Уметь различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике

30-31

Правописание служебных частей речи

Алгоритм № 1 «Правописание предлогов»

Алгоритм № 2 «Правописание союзов»

2 ч.

Дефисное, слитное и раздельное написание предлогов

Уметь различать производные предлоги, различать условия написания орфограммы; применять алгоритм на практике

32-34

Комплексные задания по всем алгоритмам

3 ч.

Повторение различных орфограмм

Уметь применять различные алгоритмы на практике

Рабочая программа для 11 класса

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов по теме

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Формы отчетности

Дата

1.

Тире между подлежащим и сказуемым

Алгоритм «Тире между подлежащим и сказуемым»

1 ч.

Тире между подлежащим и сказуемым: условия постановки и отсутствия

Уметь применять алгоритм на практике

Тест

2-4

Знаки препинания при однородных членах предложения

Алгоритм № 1 «Однородные и неоднородные определения»

Алгоритм № 2 «Запятая при однородных членах предложения»

Алгоритм № 3 «Двоеточие и тире при однородных членах с обобщающими словами»

3 ч.

Различать условия выделения однородных членов предложения, однородные и неоднородные определения

Применение правил, которыми регулируется постановка запятой, двоеточия, тире при однородных членах предложения

Написать эссе на экологическую тему

5-12

Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения

Алгоритм № 1 «Знаки препинания при обособленных определениях»

Алгоритм № 2 «Обособление приложений»

Алгоритм № 3 «Запятая при обособленных приложениях»

Алгоритм № 4 «Тире при обособленных приложениях»

Алгоритм № 5 «Обособление приложений с союзом как»

Алгоритм № 6 «Знаки препинания при обособленных обстоятельствах»

Алгоритм № 7 «Обособление дополнений»

Алгоритм № 8 «Обособление уточняющих членов предложения»

8 ч.

Условия обособления определений, приложений, обстоятельств, дополнений

Уметь: находить в предложениях обособленные второстепенные члены; проводить их синонимическую замену; выделять интонационно в устной речи; правильно ставить знаки препинания в письменной речи

Уметь: находить в предложениях обособленные второстепенные члены; проводить их синонимическую замену; выделять интонационно в устной речи; правильно ставить знаки препинания в письменной речи

лабораторная работа

13-14

Запятая перед союзом как

Алгоритм «Запятая перед союзом как»

2 ч.

Случаи постановки запятой перед как и ее отсутствия.

Дифференцировать условия выбора пунктограммы, уметь применять в соответствии с алгоритмом

Творческое задание. Моделирование предложений

15

Знаки препинания при обращении

Алгоритм «Знаки препинания при обращении»

1 ч.

Условия постановки знаков препинания при обращении

Уметь узнавать обращения в предложении и правильно расставлять знаки препинания

Проверочный диктант

16

Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

Алгоритм «Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях»

1 ч.

Условия постановки знаков препинания при вводных и вставных конструкциях

Уметь узнавать вводные и вставные конструкции в предложении и правильно расставлять знаки препинания

Проверочный диктант

17

Знаки препинания при междометиях, утвердительно-отрицательных, вопросительно-восклицательных словах

Алгоритм «Знаки препинания при междометиях, утвердительно-отрицательных, вопросительно-восклицательных словах»

1 ч.

Условия постановки знаков препинания при междометиях, утвердительно-отрицательных, вопросительно-восклицательных словах

Уметь узнавать данные слова в предложении и правильно расставлять знаки препинания

Творческое задание. Эссе

18

Знаки препинания в ССП

Алгоритм «Знаки препинания в ССП»

1 ч.

ССП, БСП, простое предложение, условия постановки знаков препинания

Уметь отличать ССП от СПП и БСП; отличать ССП от простого предложения с однородными членами; понимать, в каких случаях простые части ССП соединяются точкой с запятой

Лабораторная работа

19-21

Знаки препинания в СПП

Алгоритм № 1 «Как отличать ССП от СПП, разделять главное и придаточное»

Алгоритм № 2 «Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными»

Алгоритм № 3 «Точка с запятой, тире и двоеточие, запятая и тире в СПП»

3 ч.

Структура СПП: главное и придаточное, место придаточного по отношению к главному, связь между главным и придаточным. Виды подчинения

Знать и уметь определять структуру СПП, виды подчинения и уметь расставлять знаки препинания Выработать пунктуационное чутье

Контрольный тест

22-27

Знаки препинания в БСП

Алгоритм № 1 «Как отличать БСП от СПП и ССП»

Алгоритм № 2 «Запятая в БСП»

Алгоритм № 3 «Точка с запятой в БСП»

Алгоритм № 4 «Двоеточие в БСП»

Алгоритм № 5 «Тире в БСП»

Алгоритм № 6 «Знаки препинания в БСП»

6 ч.

Синонимика БСП с СПП и СПП. Условия постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в БСП

Уметь правильно подставлять союзы между простыми предложениями, выстраивая синонимические конструкции. Уметь применять алгоритм на практике.

Лабораторная работа

28-29

Знаки препинания в сложных конструкциях с разными видами связи

Алгоритм «Знаки препинания в сложных конструкциях с разными видами связи»

2 ч.

Типы связи в сложном предложении, постановка знаков препинания

Уметь четко дифференцировать типы связи в сложном предложении.

30-33

Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах

Алгоритм № 1 «Основные способы передачи чужой речи»

Алгоритм № 2 «Прямая речь и знаки препинания»

Алгоритм № 3 «Диалог и пунктуация»

Алгоритм № 4 «Цитата и знаки препинания»

4 ч.

Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование, условия постановки знаков препинания

Уметь применять алгоритм постановки знаков препинания на практике

Контрольный диктант

34

Комплексные задания по всем алгоритмам

1 ч.

Постановка запятой в простом и сложном предложении; постановка точки с запятой в сложном предложении; постановка двоеточия в простом и сложном предложении, постановка тире в простом и сложном предложении.

Закрепить навыки практической грамотности учеников

Практические задания, упражнения, тесты

Содержание программы

Раздел 1 «Орфография»

Правописание гласных в корне слова

Для успешного применения этого правила предлагается алгоритм, цель которого: 1) выработать у ученика умение дифференцировать гласные в корне слова как проверяемые, непроверяемые и чередующиеся; 2) отработать навык правописания каждой из этих гласных с учетом исключений.

Проверяем усвоение материала с помощью заданий для самостоятельной и контрольной работы: тесты разной трудности, карточки для индивидуального опроса, творческое эссе.

Гласные после шипящих

Прорабатываем правила и составляем алгоритм: сначала по правописанию а, и, у после шипящих; затем и, ы после ц, потом о, ё, е после шипящих. Предлагаются практические задания - тесты с подсказкой и без подсказки, помогающие определить морфему с орфограммой и применить правило с помощью алгоритма. Задание творческого характера - конструирование текста на предложенную тему с использованием данных слов.

Согласные в корне слова

Данный блок правил помогает вспомнить и систематизировать знания учащихся о правописании согласных в корне слова. Главное - научить различать проверяемые и непроверяемые согласные и с помощью тренинга отработать способы проверки без словаря и со словарем.

Творческое задание помогает предупреждению речевых ошибок в письменной и устной речи учащихся.

Мягкий знак после шипящих в середине и в конце слова

В данный блок вошли правила правописания мягкого знака после шипящих на стыке морфем - корня и суффикса- в середине слова, а также в конце имен существительных, кратких прилагательных и действительных причастий настоящего времени, глаголов и наречий.

Таблица теоретических правил, алгоритм, тренинг, последующие практические упражнения позволят ученику закрепить навык употребления данного правила.

Буквы Ъ и Ь как разделительные знаки

Прорабатываем упражнения на разграничения функций букв Ъ и Ь, которые в русском языке не обозначают звуков. Закрепив правила правописания Ь в середине и в конце слова, учащиеся сосредоточат свое внимание на различии правописания разделительных твердого и мягкого знаков в русских и иноязычных словах.

Правописание приставок

В данные блок вошли правила правописания приставок, не изменяющихся на письме, приставок на З-С, правописание И-Ы после приставок, правописание ПРИ-ПРЕ. Основное внимание уделяется разграничению одинаково звучащих и по-разному пишущихся приставок. Предусмотрены творческое эссе, тренировочные упражнения различной степени сложности.

Правописание суффиксов глаголов прошедшего времени, причастий, деепричастий совершенного вида

Данный блок правил разбит на отдельные алгоритмы по следующим признакам:

  • написание гласной суффикса зависит от формы инфинитива;

  • написание гласной буквы перед Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени зависит от того, какая буква стоит перед ТЬ в инфинитиве;

  • написание гласной буквы в суффиксах действительных причастий настоящего времени и в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

После этого составляется общий алгоритм, в котором сосредоточены все правила. Эссе и тренинг помогают выстроить логическую цепочку применения этих правил, а практические упражнения - закрепить навык их применения.

Н-НН в существительных, прилагательных, причастиях, наречиях

Предлагается блок правил правописания н-нн, а затем составляются алгоритмы: для отыменных прилагательных, потом - для отглагольных прилагательных и причастий и только потом соединяется все в один алгоритм.

Предлагается следующая система закрепления:

  • тренинг как многократное повторение;

  • эссе как осмысленное рассуждение подготовит к дифференцированному написанию слов;

  • тренировочные упражнения способствуют закреплению теоретического материала и умению применять правила на практике;

  • самостоятельная работа содержит задания для различения кратких прилагательных и кратких причастий с одинаковым произношением, но разным правописанием.

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Разграничиваются ударные и безударные окончания. После этого выстраивается четкая цепочка размышлений по определению спряжения глагола, не забывая об исключениях. Практические упражнения закрепляют ход этих рассуждений и подводят учащихся к еще более осмысленному правописанию гласных в личных безударных окончаниях глагола. Практикум с большим количеством слов помогает выработать умение применять полученные теоретические сведения на практике.

Правописание частиц НЕ-НИ

Правила данного блока разбиваются по смысловым шагам в той последовательности, в которой ученик будет его применять, различая частицы НЕ и НИ.

Затем предлагается алгоритм, основанный на блоке правил. Отдельно обращается внимание на правописание местоимений никто иной и не кто иной, как и подобных им. Эссе поможет в формировании главного умения - различать НЕ и НИ, а практикум закрепит это умение и дифференцирует написание частиц и приставок.

НЕ слитно - раздельно

Отрабатывается умение раздельного и слитного написания НЕ с разными частями речи на основе составленного общего алгоритма. Далее используется тренинг и эссе на правописание НЕ в случаях с различными частями речи.

Дефисное написание слов

Повторяются и прорабатываются правила дефисного написания слов по частям речи. Здесь необходимо твердое знание правописания орфограммы - дефиса в каждой части речи. Роль алгоритма - помочь ученику различить дефисное и слитное написание сложных слов. Для проработки правил используются практикум, контрольный словарный диктант, самостоятельная работа.

Правописание наречий

Разрабатываются отдельные алгоритмы правописания наречий, и они предлагаются от самых простых до самых сложных. Вместе с алгоритмами даются практические упражнения от наиболее легких к сложным. Предлагаются различные практикумы, творческие задания, эссе, выборочный диктант

Правописание служебных частей речи

Дается алгоритм правописания предлогов и в качестве тренинга предлагается составить с ними словосочетания и предложения. Эссе поможет предупредить еще одну трудность орфографического характера - умение различать производные предлоги и другие части речи.

При написании союзов важно научиться отличать их от местоимений и наречий с частицами, чтобы дифференцировать написание. После предложенных с этой целью алгоритмов идет практическая работа с целью закрепления.

Завершает этот раздел контрольная работа, в которой представлены трудные случаи написания служебных частей речи. К этой работе надо осмысленно готовиться, и она продемонстрирует уровень усвоения правил, представленных в алгоритме.

Раздел II. «Пунктуация в простом предложении»

Тире между подлежащим и сказуемым

Правила по постановке тире между подлежащим и сказуемым углублены в соответствии с программой старших классов. Вначале дается блок правил в полном объеме теоретических знаний, затем идет лабораторная работа, выполняя которую, учащиеся самостоятельно решают предложенные пунктуационные задачи. Далее предлагаются задания как поискового, так и творческого характера.

В комплексе данный алгоритм поможет развитию и закреплению навыка постановки тире между подлежащим и сказуемым как в простом, так и в частях сложного предложения.

Знаки препинания при однородных членах предложения

Данный алгоритм дает четкое представление о действиях при применении правил, которыми регулируется постановка запятой, двоеточия и тире при однородных членах предложения. После алгоритмизации всех правил предлагается обширный и разнообразный материал для тренинга. Затем следует лабораторная работа.

Знаки препинания при обособленных второстепенных членах предложения

Данный алгоритм способствует формированию следующих умений:

  • находить в предложении обособленные второстепенные члены;

  • проводить их синонимическую замену;

  • выделять интонационно в устной речи;

  • правильно ставить знаки препинания в письменной речи.

При обособлении определений и приложений следует сформировать следующие умения:

  • находить их и отличать друг от друга;

  • видеть их позицию по отношению к определяемому слову;

  • помнить, в каких случаях происходит обособление этих членов, стоящих перед определяемым словом.

Этой задаче подчинены и многочисленные упражнения различного характера и проверочные работы.

Запятая перед союзом КАК

Группируются правила наличия и отсутствия запятой перед КАК и составляется алгоритм из двух частей: в первой даются все случаи постановки запятой перед союзом КАК, во второй рассматриваются те случаи, когда запятая не ставится. Формированию дифференцированного подхода к постановке запятой перед КАК помогут тренинг и практикум.

Знаки препинания при обращении

В данном алгоритме главное - выработать навык узнавания обращения в предложении.

В алгоритме даются не только классические правила о выделении обращения, но и все особые случаи его употребления. Тренинг поможет узнаванию обращения в тексте, усвоению его стилистической окраски, функции. Цель разнообразных практикумов - научить правильно ставить знаки препинания.

Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях

Чтобы выделить вводную или вставную конструкцию, надо, во-первых, узнать ее «в лицо», во-вторых, не спутать с членами предложения, которые произносятся и пишутся точно так же. Поэтому вначале даются все значения вводных слов, словосочетаний и предложений, а затем - упражнения для дифференцирования вводных слов и членов предложения.

Знаки препинания при междометиях, утвердительно-отрицательных, вопросительно-восклицательных словах

Изучение этой темы выстраиваем по плану: алгоритм, тренинг, практикум. В заключение дается общий тест на все эти правила; он покажет степень усвоения данных правил пунктуации.

Раздел III. «Пунктуация в сложном предложении»

Знаки препинания в сложносочиненном предложении (ССП)

Система работы с данными алгоритмами предусматривает:

  • умение отличать ССП от сложноподчиненного предложения и бессоюзного сложного предложения;

  • умение отличать ССП от простого предложения с однородными членами;

  • четко знать союзы (И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО), перед которыми запятая может не ставиться при определенных условиях, и эти условия;

  • понимать, в каких случаях простые части ССП соединяются точкой с запятой и тире.

Для решения этих задач разработан алгоритм, даны многочисленные упражнения для тренинга, практикума, разнообразные и разноуровневые по сложности.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении (СПП)

Необходимо показать разницу между ССП и СПП; научить видеть структуру СПП: главное и придаточное, место придаточного по отношению к главному, связь между главным и придаточным. Это поможет закреплению навыка постановки запятой между частями СПП.

Затем необходимо дифференцировать виды подчинения: однородное, параллельное, последовательное. Далее переходим к сложным синтаксическим конструкциям с подчинительной связью, в которых не один, а несколько видов подчинения. Практический материал помогает выработке пунктуационного чутья.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении (БСП)

Обращается внимание учащихся на синонимику БСП с ССП и СПП. Необходимо сформировать понятие об условиях постановки знаков препинания, вначале даются условия постановки каждого знака - от запятой до тире. После этого составляется общий алгоритм. Далее идут разнообразные практические упражнения для тренировки.

Знаки препинания в сложных конструкциях с разными видами связи

Данный алгоритм учит решать грамматическую задачу постановки знаков в конструкции с разными типами связи. Предлагается четкий план рассуждения и комплекс упражнений для закрепления.

Знаки препинания при прямой речи, диалоге, цитатах

Прорабатываем части этого раздела - прямую речь, диалог, цитирование - с подробной консультацией по знакам препинания, тренингом, практикумом.

Для закрепления пунктуационных навыков в предложениях с прямой речью представляем теорию в виде схемы, а в многочисленных тренингах и практикумах предлагаем конструирование предложений с прямой речью по схемам, схематический диктант и, наоборот, построение схем по данным предложениям. Аналогичным образом закрепляем постановку знаков препинания при диалоге и цитировании. Затем идут контрольные задания, которые покажут степень усвоения данного материала.

15

© 2010-2022