Конспект по русскому языку на тему: Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

"Копёнская основная общеобразовательная школа".



Урок русского языка в 3 классе по теме:

«Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих»



Конспект по русскому языку на тему: Мягкий знак на конце существительных после шипящих



Учитель начальных классов

МКОУ "Копёнская оош"

Александрова Л.Н.



Тема урока: Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: познакомить с новой ролью мягкого знака

Планируемые результаты.

Предметные: объяснять, когда в именах существительных с шипящим звуком на конце пишется мягкий знак.

Метапредметные: умение ставить и формулировать тему, цель урока; сравнивать, классифицировать, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение слушать, отвечать на поставленные вопросы, оценивать результаты своего труда.

Личностные: умение использовать ранее накопленные знания в процессе анализа нового материала, распознавания ролей мягкого знака в русском языке.

Оборудование: рисунок солнышка, смайлики, плакат «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», рисунок Красной Шапочки(для дидактической игры), картинки предметов, обозначающих словарные слова (помидор, яблоко, кровать, медведь, собака, малина, заяц, корова, тарелка, молоток).

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно,

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло,

Будто лучик протянуло,

Тонкий лучик, золотой,

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

(Учитель вывешивает на доску рисунок солнышка).


  1. Актуализация знаний

  1. Чистописание

Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит хорошее настроение. Поэтому мне очень хочется, чтобы наш урок прошел интересно, с хорошим настроением.

Давайте вспомним правила посадки при письме. Подготовим руку к письму (выполняем упражнения).

Откройте тетради, запишите число и выполните узор, в котором встретилось солнышко.

Зеленой ручкой на полях оцените свой узор.


  1. Орфографическая минутка

Солнышко сегодня для вас приготовило задание, но неожиданно подул ветерок, выпал мелкий снежок. Предложение рассыпалось, а некоторые буквы оказались под снежинками. Вам предстоит восстановить предложение: пуш…стым, м…тель, р…бинку, сн……ком, укрыла.

(Дети составляют предложение, записывают его и делают синтаксический разбор).

Оцените свою работу смайликом.


  1. Проверка домашнего задания

( На карточке дети должны были определить у существительных морфологические признаки: мальчики, грибок, Маша, лось, вьюга, мышь).


  1. Введение в тему урока.

  1. Постановка проблемного вопроса.

Учитель записывает на доске слова из домашнего задания с мягким знаком, ребенок у доски объясняет функции мягкого знака в словах:

мальчики - смягчает согласный

лось - смягчает согласный

вьюга - разделяет согласный и гласный

мышь - ?

Какую же функцию выполняет мягкий знак в слове « мышь»?

Ребенок у доски записывает транскрипцию слова «мышь», дайте характеристику звуку «ш»: согласный, глухой, всегда твердый, шипящий. Зачем же тогда в этом слове пишется мягкий знак?

Сформулируйте тему урока: (учитель записывает тему на доске)

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Чем мы будем заниматься на уроке?

Цель урока: познакомиться с новой ролью мягкого знака, будем делать новое открытие.


  1. Работа над новым материалом

  1. Исследование слов (упражнение 51 из учебника стр.31)

Ж. Р. М.Р.

рожь нож

дочь врач

вещь ковш

мышь товарищ

Произнесите звуки на конце каждого слова. Как называются эти звуки? (шипящие)

Что вы заметили в написании этих слов? (у существительных женского рода пишется мягкий знак, а у существительных мужского рода мягкий знак не пишется).

Сделайте вывод. Сравните свой вывод с правилом в учебнике на странице 31.

Совпадает ли ваш вывод с правилом, значит вы сегодня сделали новое для себя открытие.

(Учитель вывешивает плакат с правилом, дети хором повторяют правило).


  1. Физминутка

Солнце спит, и небо спит,

Даже ветер не шумит.

Рано утром солнце встало,

Всем лучи свои послало.

Вдруг повеял ветерок,

Небо тучей заволок

И деревья раскачал,

Дождь по крыше застучал.

Барабанит дождь по крышам,

Солнце клонится всё ниже.

Вот и спряталось за тучи,

Не один не виден лучик.


  1. Упражнение на закрепление

  1. Выполнение упр. 52 (объяснить смысл всех пословиц, выделить все изученные орфограммы, списать в тетрадь одну пословицу).

Рожь поспела - берись за дело.

(Указать части речи, сделать звуко-буквенный анализ слова «рожь».)

Оцените свою работу.

  1. Словарная работа.

Учитель вывешивает на доску картинки (помидор, яблоко, кровать, медведь, собака, малина, заяц, корова, тарелка, молоток).

На какие две группы можно разбить данные слова? (Одушевлённые/неодушевлённые.)

Запомните неодушевлённые имена существительные, запишите их по памяти, поставьте ударения, выделите орфограммы.

Оцените свою работу.

  1. Дидактическая игра «Помогите Красной Шапочке выбрать слова с мягким знаком».

(Дан рисунок Красной Шапочки с корзинкой, в которую нужно собрать цветы с существительными с мягким знаком на конце: доч…, печ…, плащ…, ноч…, глуш…, луч…, товарищ…, молодёж…, гараж…, струч…, грач…, врач… .)

Оцените свою работу.



  1. Рефлексия

  • Какое открытие мы сегодня сделали на уроке?

  • Какие задания вам понравилось выполнять на уроке русского языка?

  • Продолжите фразу: Теперь я знаю… .

  • Оцените свою работу за весь урок.



  1. Домашнее задание

Выучить правило, выполнить задание на карточке.


© 2010-2022