Приемы, способствующие повышению познавательной активности учащихся

Интерес к учебной деятельности у умственно отсталых школьников можно формировать различными способами. Данный материал представляет собой сообщение из опыта работы по применению некоторых приемов на уроках русского языка и чтения, способствующих повышению познавательной активности учащихся, формированию и развитию учебной мотивации. Например, представлены такие приемы как: «Удивляй», «Отсроченная отгадка», «Прогнозирование», дидактическая игра, задания творческого характера (написание синквейна...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.В.Бабушкина


Приёмы, способствующие повышению познавательной активности

учащихся с ограниченными возможностями здоровья


Развитие учебной мотивации - это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.

Среди мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес, возникающий в процессе учения, он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению различных задач.

Следовательно, для оптимизации обучения школьников с нарушением интеллекта необходимы способы коррекционно - педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование оригинальных наглядных пособий, познавательных игр и заданий, несущих коррекционную направленность, создание занимательных ситуаций, элементов неожиданности и новизны. Необходимо, чтобы даже самый трудный для понимания учебный материал подавался педагогом в яркой, интересной форме, активно действовал на различные анализаторы, стимулировал желание учиться. Система коррекционных упражнений должна сформировать взаимосвязь между основными компонентами познания (действием, словом и образом), развивать произвольную память, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие.

Интерес к учебной деятельности у умственно отсталых школьников можно формировать различными способами. Один из путей - через проведение нетрадиционных уроков, творческие задания, игровую деятельность, внеклассную работу. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов работы развивает желание детей узнавать новое.

Залог успешного усвоения нового учебного материала - это способ его первичной подачи, эффект первичного восприятия, в процессе которого должны быть активизированы все аспекты познавательной деятельности.

Приведу примеры используемых мной приёмов на уроках русского языка и чтения.

Приём «Удивляй».

«Чей это голос.

Все вы хорошо знаете, что петух поёт «ку-ка-ре-ку». В Германии считают, что петух кричит «Ки-ке-ре-ки», в Турции - «ко-ко-ри-ко», в Голландии - «ку-ке-лу-ку», а в Англии - «кр-кей-дудлду».

По-разному в разных странах слышат хрюканье свиньи: нам оно кажется «хрю-хрю», немцам «киик», англичанам - «ойнк - ойнк», итальянцам - «фрон - фрон», а финнам - «снерф - снерф».

Мы считаем, что утки кричат «кря-кря», в Германии считают - «кар-кар», в Англии «куак - куак», а во Франции - «куэн - куэн». Даже овцы, казалось бы, по-разному блеют: у нас «бе-е», в Германии - «ме-е», в Испании - «би-би», в Турции - «ми-ми», а в Англии - «ба-а».

Такая разноголосица возникла потому, что в каждой стране люди приспосабливают звуки животных к произношению и звукам своего родного языка».

Эту информацию ребята получают при изучении раздела «Звуки и буквы». Происходит не только привлечение внимания к изучаемой теме, но и возникает интерес к русскому алфавиту.

Иногда удаётся не просто привлечь внимание, но и удерживать интерес в течение длительного отрезка времени. Например, на уроках чтения добиться этого позволяет приём «Отсроченная отгадка». В конце урока при работе с произведением, изучение которого рассчитано на несколько часов, я стараюсь остановиться «на самом интересном месте» и говорю: «А вот что произошло дальше (случилось с героем) вы узнаете на следующем уроке». Некоторые ученики самостоятельно прочитывают произведение до конца и с гордостью сообщают об этом на следующем уроке, остальные идут на урок с желанием узнать, что же произошло дальше.

При сообщении темы урока и его цели использую приём «Прогнозирование». «Послушайте названия нескольких произведений и определите жанр произведения и его автора, с которым будем работать на уроке: "Ворона и лисица", "Слон и Моська", "Квартет». (Басня. И.А.Крылов)

Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра, которая способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами. Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Так, может быть дана тема урока: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока».

Занимательность при изучении русского языка порой подменяется развлекательностью. Материал нужно составлять с таким расчётом, чтобы находящиеся в нём задания, обеспечивали повторение или закрепление знаний по основным разделам грамматики.

При закреплении и проверке знаний на уроке русского языка использую игру с мячом. Её можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но даёт представление о том, как материал усвоен учащимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

Как правило, в игре участвует весь класс. Ребята становятся по кругу, ведущий в центре. Даётся задание. Например, по теме «Части речи». Ведущий говорит слово и бросает в руки мяч одному из детей, в ответ учащийся определяет часть речи (можно рассуждать вслух) и кидает мяч обратно ведущему. Можно наоборот, называть часть речи, а ученик приводит пример. В зависимости от изучения темы задания могут варьироваться. Учитель следит за правильностью выполнения заданий. Учащимся эта игра нравится, кроме всего прочего она является разминкой для пальцев рук, т.к. мяч рельефный, развивает координацию движений.

Дидактическая игра помогает оживить уроки русского языка и способствует развитию элементов творчества и самостоятельности.

Развивать и сохранять учебную мотивацию у школьников можно, используя для этой цели занимательные задания, загадки, ребусы, шарады, привлекая наглядность, литературных персонажей и сказочных героев.

Использую стихотворную форму при заучивании наиболее трудных грамматических названий, правил. Это не только активизирует слуховую память, но и вносит игровой элемент в ход урока, стихотворная информация легче запоминается. Например,

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

Поддержание интереса к предмету обеспечивается и через содержание и формулировку заданий, форму подачи материала:

«Найди лишнее»,

«Собери из частей слово»,

«Переставь местами буквы и получи слово»,

«Двигаясь по стрелкам, собери буквы, прочитай пословицу»,

«Собери пословицы».

Учебная мотивация развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда. Для этого используются творческие задания: написание синквейна, стихосложение, рисование на темы литературных произведений. Работы учащихся оформляются в альбомы, книжки - раскладушки.

При использовании на уроках инновационных приёмов обучения - презентаций, слайдов, восприятие учебного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес к предмету.

Одним из приёмов формирования мотивации учения является оценка учителя деятельности ученика.

Оценка учителя повышает мотивацию тогда, когда она относится не к способности ученика в целом, а к усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания. Если учитель своей оценкой действительно мобилизует приложение учеником новых усилий, то это вызывает возрастание активности и внутренней мотивации ученика.

Другим правилом выставления отметки является такой прием, когда он сравнивает успехи ребенка не с успехами других детей, а с его прежними результатами. При этом слабые ученики будут чаще переживать чувство успеха, а сильные - будут стремиться к достижению более высоких результатов. Таким образом, похвала и оценка учителя тогда будут стимулировать положительную мотивацию, если они будут учитывать реальный вклад ученика в работу.

Для формирования и развития учебной мотивации у умственно отсталых школьников необходимо целенаправленно и систематически применять разнообразные формы и приёмы работы.

Воспитанию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в школе и классе: включенность ученика в разные виды деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя в виде советов, направляющих самого ученика на правильный путь решения, формирование у учащихся адекватной самооценки. Кроме того, формированию мотивации способствуют эмоциональность речи учителя; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использование школьных знаний в будущей жизни.


© 2010-2022