Письма Антона Павловича Чехова

        I.            Как же изучать Чехова; Чтобы ученик «Чехова принял всего как он есть, в пантеон своей души» (Блок) Чеховская краткость подразумевает способность читателя откликнуться на слово активной душевной работой, мобилизацией всего своего житейского, морального, культурного опыта.    В программе нет понятий «жизненный и творческий путь», «духовные искания». В биографии нет, кажется, ничего яркого, значительного: помогал людям, лечил больных, строил сельские школы на свои средства, ез...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Письма А.П. Чехова

Цель урока: показать эпистолярную культуру А.П. Чехова

Тип урока: лекция с элементами анализа текста эпистолярного жанра.

Оборудование урока: тексты писем А.П. Чехова

Эпиграф Можно благоговеть перед умом Толстого. Восхищаться изяществом Пушкина. Ценить нравственные поиски Достоевского. Юмор Гоголя. Однако похожим быть хочется только на Чехова. Сергей Довлатов

Ход урока

  1. Как же изучать Чехова;

Чтобы ученик «Чехова принял всего как он есть, в пантеон своей души» (Блок)

Чеховская краткость подразумевает способность читателя откликнуться на слово активной душевной работой, мобилизацией всего своего житейского, морального, культурного опыта.

В программе нет понятий «жизненный и творческий путь», «духовные искания». В биографии нет, кажется, ничего яркого, значительного: помогал людям, лечил больных, строил сельские школы на свои средства, ездил на Сахалин. Но кодекс порядочного человека из письма брату Николаю «В человеке все должно быть прекрасно», высокие нравственные и эстетические категории не декларирует, а живёт ими. Доказательство тому - уникальный жизненный документ: письма А.П. Чехова «Упиваюсь письмами Чехова! Моральная гениальность…Это корифей эпистолярной прозы,» - писал учёный-историк Тарле.

Заглянем в начало.

Была у Чехова уютная традиция: переплетать семейные письма в книги и перечитывать их на досуге. Особенно популярен был Митрофан Егорович, который писал из своих путешествий по России подробно, цветисто, используя красочные выражения в духе Марлинского.

Эпистолярная культура была привита таланту Чехова накрепко. Способствовала тому и жизнь юноши в течение нескольких леи вдали от близких. Чехов просит писать ему «по-братски, без церемоний», выражает желание «если только возможно, получить … письма» и от других родственников, признается, что «собирает коллекцию разнородных писем».

Сам Чехов отвечал практически на все письма и свою редкую обязательность объяснил так: «А видите ли, был у нас учитель Таганроге, которого я очень любил, однажды я протянул ему руку, а он не заметил и не ответил на рукопожатие. И мне так больно было».

Письма для Чехова были способом существования.

Имея ясные представления о воспитанных людях, он писал брату Николаю: «…они не пьянствуют с надзирателями мещанского училища и гостями Скворцова, сознавая, что они призваны жить с ними, а воспитывающе влиять на них». Тема ответственности за своё поведение звучит в письме Александру по поводу его письма Николаю: «… Вместо того, чтобы подбодрить, поддержать талантливого добряка хорошим словом, принести ему неоцененную пользу, ты пишешь жалкие тоскливые слова … тебе ничего не стоит написать брату хорошее слово. Не нотацию, нет!»



  1. Анализ письма брату Александру от 13 октября 1887г.

Текст на столах, он звучит.

  1. С чего начинается письмо?

Начинается обращением, которое намекает на предстоящий разговор:

«Пьяница»

  1. Как повествование развивается дальше?

Эта тема развивается не сразу, уступая место шутливой благодарности : «Хождение твоё в академию не пропало даром: премию я получил. Так как и ты принимал участие в увенчании меня лаврами, то часть моего сердца посылается тебе. Возьми сию часть и скушай!».

  1. Что говорит Чехов в поведении брата?

Затем Чехов даёт новое поручение брату и только потом начинает в добродушно-ироническом тоне говорить о его поведении.

«Я написал, что ты туманишься, забываешь чин свой и звание, оттягиваешь губу, несешь чепуху, кричишь всему миру, что ты Чехов, и на утро рвешь - вечером и ночью врешь, а утром рвешь».

  1. В чем заключается совет А.П. Чехова?

На этом разговор прерывается и Александру дается ответ, относящийся к основной теме: «Недавно я послал Суворину передовую, напечатали и ещё просили. Тебе советую приняться за них. Они сразу поставят тебя на подобающее место».

  1. В чем мудрость совета?

Однако совет не случаен.

«Когда бываешь, выпивши, не прячь этого от редакции и не оправдывайся. Лучшее на чистоту действовать. А главное - старайся прочно пригвоздиться к делу, тогда никто не поставит удаль в укор молодцу!»

  1. Как называется порок брата?

Пьянство шутливо называет удаль.

  1. Почему меняется тон письма?

Тут автор резко меняет тон, и подготовленный адресат читает короткую, но выразительную ругательную часть: «Да и на какой леший пить? Пить так уж в компании порядочных людей, а не чёрт знает с кем. Подшофейное состояние - это порыв, увлечение, так и делай, чтоб оно было порывом».

  1. Что можно сказать о композиции письма?

Очевидно, что композиция письма не случайна.

В письме Александру мы уже отметили шутливое начало.



  1. В письме М.Е. Чехову от 8 января 1887г. Мы встречаем целый маленький трактат, в котором утверждает право человека на прекрасное: «В нас говорит чувство красоты, а красота не терпит обыденного и пошлого … Чувство красоты в человеке не знает границ и рамок». «… Не следует унижать людей - это главное. Лучше сказать человеку «мой ангел», чем писать ему «дурака», хотя человек более похож на дурака чем на ангела».

Если мы возьмем обращения из Чеховских писем, кроме этикетных «уважаемых», «глубоко-уважаемых», видим «милый», «Драгоценный», «голубчик», «очаровательная», «изумительная», «добрейший».

Но письма Александру иногда начинаются так: «Шантажист!», «Разбойник пера и мошенник печати!».



  • Некоторые слова в письмах заменяются точками. Почему?

  1. Поведение великого писателя в быту без добродушного озорства;

  2. Художественное начало писатель искал и культировал именно в жизни.

Литератор Ершов: «Чехов в своих письмах прихорашивался, а на самом деле был гораздо хуже».

Нет! В письмах Чехов не, кажется лучше, а лучше есть.

Чехов много работал в Таганроге, деньги посылал в Москву. Необходимость содержать семью на достойном уровне требовала постоянных усилий. Каким же было поведение Чехова, когда приходилось решать денежный вопрос?

В 1888г. Рассказ «Степень» был опубликован в журнале «Сев. Вестник», но гонорар он не получил.

Из письма Плещееву: «Насчёт аванса у нас уже был разговор. Скажу ещё только, что чем раньше я получу его, тем лучше, ибо я зачах, как блоха в вейнбергском анекдоте. Если издательница спросит о цифре гонорара, то скажите ей, что я полагаюсь на её волю, в глубине же души, грешный человек, мечтаю о двухстах за лист».

  1. Что характерно для этого письма?

Сочетание ясности, определённости, тактичности, мягкости, художественности. Письмо Киселевой датировано тем же числом: (детская писательница)

«Многоуважаемая Мария Владимировна!! Ставлю два восклицательных знака от злости. Вы согласились работать у Сысохи за 30р., да ещё попросил вычесть и гонорара за журнал(….). Покорнейше Вас благодарю! Очень Вам благодарен! Делайте теперь, что хотите, обесценивайте литературный труд».

  1. Что видим в письме к Киселевой?

Искренне возмущение в шутливой форме

Денежные дела часто приносили Чехову огорчения. Само вмешательство их в личные отношения с людьми было тягостным, но Чехов достойно выходил из ситуаций, которые представлялись ему неловкими. Из письма от 9 февраля 1888г. Плещееву:

«Мне стало неловко и совестно, что я вынудил Вас говорить о гонораре. Деньги мне очень нужны, но говорит о них, да ещё с хорошими людьми, я терпеть не могу.

Трудности не сделали А.П. Чехова мрачным; они способствовали формированию исключительной интеллигентности, ставшей нарицательной, духовной свободе.

Из письма А.С. Суворину от 7 января 1889г.

«Необходимо чувство личной свободы, а это чувство стало разгораться во мне только недавно. Ранее его у меня не было. Напишите - ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанные на винопочитании за каждый кусок хлеба, много раз сеченный, ходивший по урокам без колош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и Богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, - напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…»



© 2010-2022